Великая Скифия и округа в 300 г. до н. э

http://gumilevica.kulichki.net/chronosophy/atlasIVBC.htm

Великая Скифия и округа в 300 г. до н.э.
Для лучшего просмотра карты по команде "Вид" задавайте масштаб 200%

Для необходимого последовательного просвещения неонорманизма и "антифольк-хисторизма" тема http://www.proza.ru/cgi-bin/login/page.pl
Данная карта Владимира Владимировича БУЛАТА [7.2.1974, Запорожье;  http://vlbulat.narod.ru/   полезна, с некоторыми уточнениями и дополнениями, для всяких исторических построений по отечественной истории по периоду около 24 веков назад.

Правда, автор продолжает педалировать доминирующий в мировой историографии по отношению к варварам термин «Племенные союзы» (так их до средневековой Руси и тянут). На самом деле – это уже нередко полиэтносы, имевшие свою государственность – своих царей, богатую знать, войска. Такая ошибка проходит и в легендах по другим картам, за что В.В.Булата обвинять нельзя – он лишь суммировал представления многих снобствующих историков.
О путанице понятий «этнос» - «народ» - «племя» см. Петрухин В.Я., Раевский Д.С
Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье (2004)
С.7 – 16. http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1856527

Легенда
Алгоритм описания: 1. Название государства.
  1а. Варианты названия на других языках.
2. Площадь. 3. Население.
4. Столица
  4а. Население столицы.
5. Династия.
  5а. Правитель (иногда один титул).
6. Господствующая религия.
7. Денежная единица.
8. Источники.

30. БЕЛОВАКИ
1. Племенной союз беловаков.
2. 9 тысячи кв. км.
4. Братуспаний (совр. Бове).
6. Друидизм.
8. 24, Т 1, с 175, карта; www.genealogia.ru/lib/catalog/rulers.
42. ВОЛЬКИ
1. Племенной союз вольков.
2. 136, 7 тысячи кв. км.
6. Друидизм.
8. 131, с 68, карта; 135, Т 7, с 163-164, карта, Т 11, с 426; 138, с 178.
43. ВОЛЬКИ-ТЕКСОТАГИ
1. Племенной союз вольков тексотагов.
2. 16, 1 тысячи кв. км.
4. Толоса (совр. Тулуза).
6. Друидизм.
8. 131, с 68, карта; 135, Т 4, с 67-68, карта, Т 7, с 163-164, карта, Т 11, с 426.
48. БОИ
1. Племенной союз боев.
2. 88, 3 тысячи кв. км.
6. Друидизм.
8. 131, с 68, карта; 135, Т 7, с 163-164, карта, Т 11, с 426.
49. ВИНДЕЛИКИ
1. Племенной союз винделиков.
2. 33, 8 тысячи кв. км.
4. Манхинг.
6. Друидизм.
8. 66, Т 1, с 506; 154, с 143.
50. ГАЛАТЫ
1. Племенной союз галатов.
2. 107, 4 тысячи кв. км.
6. Друидизм.
8. 112, Т 1, с 488.
51. СКОРДИСКИ
1. Племенной союз скордисков.
2. 60, 3 тысячи кв. км.
4. Сингидунум.
6. Друидизм и традиционные верования.
8. 66, Т 1, с 504; 135, Т 5, с 795, карта.
52. БРИТОЛАГИ
1. Племенной союз бритолагов.
2. 98, 9 тысячи кв. км.
6. Друидизм и традиционные культы.
8. 66, Т 1, с 504-505.
53. РЕТЫ
1. Племенной союз ретов.
2. 91, 7 тысячи кв. км.
6. Друидизм.
8. 28, Т 2, с 69; 135, Т 7, с 163-165, карта.

 
54. ЭТРУССКИ
1. Этрусская федерация.
1а. самоназвание: Расена, греч. : Тиррена.
2. 29, 9 тысячи кв. км.
5. Федерация 12 городов.
6. Традиционные верования.
8. 97, с 145, карта.
55. РИМ
1. Римская республика.
2. 13, 2 тысячи кв. км.
4. Рим.
5а. консулы Марк Валерий Корв и Квинт Аппулей Панса.
6. Традиционные верования.
8. 2, с 87, карта; 97, с 145, карта, с 209.

 

ИЛЛИРИЙЦЫ (59-74)
60. ВЕНЕТЫ
1. Венетский племенной союз.
2. 9, 9 тысячи кв. км.
4. Атесте.
6. Традиционные верования.
8. 28, Т 1, с 120, с 489, карта.
61. ЯПИГИ косвенные связи с языгами ?
1. Племенной союз япигов.
2. 16, 3 тысячи кв. км.
4. Брундизий.
6. Традиционные верования.
8. 66, Т 1, с 179; 135, Т 5, с 795, карта; www.genealogia.ru/lib/catalog/rulers.
62. ИСТРЫ свои цари с 5 в. до н.э.
1. Племенной союз истров.
2. 9, 7 тысячи кв. км.
4. Пола.
6. Традиционные верования.
8. 135, Т 5, с 795, карта, Т 11, с 702.
66. МЕЗИИ
1. Племенной союз мезиев.
2. 16, 5 тысячи кв. км.
6. Традиционные верования.
8. 135, Т 5, с 795, карта.

ГРЕЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА (санскр. Явана) (75-98) Разнообразные связи с Приазовьем
79. МЕГАРА
1. Мегарская олигархия.
2. 0, 4 тысячи кв. км.
4. Мегара.
6. Традиционные верования.
7. Драхма.
8. 132, с 160, карта; 114, Т 9, с 211.
97. МАКЕДОНИЯ
1. Македонское царство.
2. 132, 4 тысячи кв. км.
4. Пелла.
5. Агеады.
5а. базилевс Кассандр 305-297 гг до н. э.
6. Традиционные верования.
8. 3, с 9, карта; 99, Т 5, с 851-852, карта; 166, р 29.
98. ВИЗАНТИЙ
1. Византийская олигархия.
2. 1, 7 тысячи кв. км.
4. Византий.
6. Традиционные верования.
7. Драхма.
8. 28, Т 1, с 487; alexhistory.narod.ru.

 
99. ГЕТЫ
1. Царство гетов.
2. 104, 4 тысячи кв. км.
5а. царь Дромихет.
6. Традиционные верования.
8. 66, Т 1, с 509; 145, с 71.
100. КУЛЬТУРА ПОДКЛЕШЕВЫХ ПОГРЕБЕНИЙ
1. Племена культуры подклешевых погребений (возможно, предки славян).
2. 148, 2 тысячи кв. км.
6. Традиционные верования.
8. 131, с 11, карта.

 
Условно БАЛТЫ (101-107)
101. НЕВРЫ свои цари с 6 века
1. Племенной союз невров (милоградская культура).
2. 151, 4 тысячи кв. км.
6. Традиционные верования.
8. 101, с 246; 127, с 20, карта.
102. БУДИНЫ НЕВРЫ свои цари с 6 века
1. Племенной союз будинов (юхновская культура).
2. 166, 6 тысячи кв. км.
6. Традиционные верования.
8. 127, с 20, карта.
103. ГЕЛОНЫ в составе будинов
1. Племенной союз гелонов (северо-донецкая культура).
2. 24, 1 тысячи кв. км.
6. Традиционные верования.
8. 127, с 20, карта.
104. ДНЕПРО-ДВИНСКАЯ КУЛЬТУРА
1. Племена днепро-двинской культуры.
2. 99, 8 тысячи кв. км.
6. Традиционные верования.
8. 101, с 245; 127, с 20, карта.
105. КУЛЬТУРА ШТРИХОВАННОЙ КЕРАМИКИ.
1. Племена культуры штрихованной керамики (предки литовцев).
2. 52, 3 тысячи кв. км.
6. Традиционные верования.
8. 96а, с 351; 104а, с 131, карта.
106. НИЖНЕНЕМАНСКАЯ КУЛЬТУРА.
1. Племена нижненеманской культуры (предки куршей).
2. 66, 2 тысячи кв. км.
6. Традиционные верования.
8. 104а, с 131, карта.
107. ВОСТОЧНО-ПРУССКАЯ КУЛЬТУРА.
1. Племена восточно-прусской культуры (предки пруссов).
2. 141, 7 тысячи кв. км.
6. Традиционные верования.
8. 104а, с 131, карта.

Нет меланхленов

 
Условно ФИННЫ (108-110)
108. ФИССАГЕТЫ
1. Племенной союз фиссагетов (городецкая культура, возможно, предки мордвы).
2. 182, 5 тысячи кв. км.
6. Традиционные верования.
8. 101, с 249; 108, с 232; 127, с 20, карта.
109. ИИРКИ
1. Племенной союз иирков (дьяковская культура, возможно, предки мерян).
2. 378, 5 тысячи кв. км.
6. Традиционные верования.
8. 101, с 246-247; 127, с 20, карта.
110. АНАНЬИНСКАЯ КУЛЬТУРА полиэтнична со времен переселенцев-скифов
1. Племена ананьинской культуры (возможно, предки пермяков и удмуртов).
2. 292, 9 тысячи кв. км.
6. Традиционные верования.
8. 101, с 249, с 361, карта; 108, с 347.

 
120. ТИРА
1. Олигархия Тира.
2. 0, 7 тысячи кв. км.
4. Тирас.
6. Традиционные верования.
7. Драхма.
8. 28, Т 1, с 486, карта, Т 2, с 176.
121. ОЛЬВИЯ
1. Демократия Ольвия.
2. 0, 6 тысячи кв. км.
3. 15 тысяч человек.
4. Ольвия.
6. Традиционные верования.
7. Статер.
8. 28, Т 1, с 458, с 486, карта; 66, Т 1, с 383.
122. ХЕРСОНЕС
1. Херсонесская демократия.
2. 8 тысяч кв. км.
4. Херсонес Таврический.
6. Традиционные верования.
7. Драхма.
8. 28, Т 2, с 236; 66, Т 1, с 384, с 529.
123. БОСПОР
1. Боспорское царство.
2. 25, 6 тысячи кв. км.
4. Пантикапей.
5. Спартокиды.
5а. архонт Спарток III 304-284 гг до н. э.
6. Традиционные верования.
7. Драхма.
8. 28, Т 1, с 498, карта; 66, Т 1, с 386; 97, с 205.
124. МЕОТЫ свои цари
1. Племенные союзы меотов: дандарии, керкеты, тореи, фатеи.
2. 62, 8 тысячи кв. км.
6. Традиционные верования.
8. 28, Т 2, с 123; 76, с 4, карта
125. СКИФЫ царство цари с 8 века (в эпосе с 4 тыс. до н.э.)
1. Племенные союзы скифов.
2. 746, 1 тысячи кв. км.
6. Традиционные верования.
8. 76, с 4, карта; 101, с 202, карта.
126. ДАГЕСТАН
1. Племенные союзы Дагестана: гаргары, гелы, леги, утии.
2. 60, 9 тысячи кв. км.
6. Традиционные верования.
8. 101, с 141, карта; 130б, с 146.
127. САВРОМАТЫ свои цари с 6 века
1. Племенные союзы савроматов.
2. 944, 1 тысячи кв. км.
6. Традиционные верования.
8. 76, с 4, карта; 101, с 202, карта; 146, с 61.

АНДРОНОВСКИЕ ПЛЕМЕНА (128-129) полиэтничны, не сводимы только к указанным
128. ИССЕДОНЫ
1. Племенной союз исседонов.
2. 630, 8 тысячи кв. км.
6. Традиционные верования.
8. 76, с 4, карта.
 
129. АРИМАСПЫ
1. Племенные союзы аримаспов.
2. 1419 тысяч кв. км.
6. Традиционные верования.
8. 27, с 190; 76, с 4, карта.

 
130. АРГИППЕИ (возможно, угорские племена)
1. Племенные союзы аргиппеев.
2. 296, 9 тысячи кв. км.
6. Традиционные верования.
8. 27, с 193; 76, с 4, карта; 138а, с 55.
131. ДАИ
1. Племенной союз даев.
1а. вариант. Дахи.
2. 188, 5 тысячи кв. км.
6. Традиционные верования.
8. 125, с 22, карта, с 41, с 243.
132. ХОРЕЗМ
1. Хорезмское царство.
2. 553, 7 тысячи кв. км.
4. Кят.
5. Сиявушиды.
6. Традиционные верования.
8. 28, Т 2, с 243; 141, с 341.
133. САКИ свои цари с 6 века
1. Племенные союзы саков: амюргии, тиграхауда, хаумаварга.
2. 396 тысяч кв. км.
3. 1, 5 миллионов человек.
6. Традиционные верования.
8. 76, с 4, карта; 101, с 202, карта; 125, с 248; 146, с 101.
134. ЮЭЧЖИ
1. Племенные союзы юэчжей.
2. 1511 тысяч кв. км.
4. Цзяньши.
6. Традиционные верования.
8. 37, с 213, карта; 91, с 39; 101, с 202, карта.

ТОХАРЫ (135-159)

 
160. ТАГАР
1. Тагарское царство.
1а. кит. Динлин.
2. 266, 3 тысячи кв. км.
6. Традиционные верования.
8. 101, с 202, карта.
161. УЮКЦЫ
1. Племенной союз уюкцев.
2. 133, 1 тысячи кв. км.
6. Традиционные верования.
8. 75, с 95; 101, с 202, карта.
162. ХУННУ свои цари
1. Племенной союз хунну.
2. 588, 4 тысячи кв. км.
5. Люаньти.
5а. ван.
6. Традиционные верования.
8. 74, с 98, карта; 91, с 6, с 10.
163. ДУНХУ
1. Племенной союз Дунху.
2. 316 тысяч кв. км.
6. Традиционные верования.
8. 74, с 98, карта.

 
164. ФРАКИЯ
1. Фракийское царство.
2. 342, 8 тысячи кв. км.
4. Лисимахия.
5а. базилевс Лисимах 324-281 гг до н. э.
6. Традиционные верования.
8. 128, с 376-377; 165, р 18, карта.
165. ВИФИНИЯ
1. Княжество Вифиния.
2. 19, 6 тысячи кв. км.
5а. князь Зипойт 328-280 гг до н. э.
6. Традиционные верования.
8. 129, с 96-97.
166. СИРИЯ
1. Сирийское царство.
2. 3112 тысячи кв. км.
4. Селевкия.
4а. 600 тысяч человек.
5. Селевкиды.
5а. базилевс Селевк I Никатор 311-281 гг до н. э.
6. Зороастризм и традиционные верования.
7. Статер 8, 1 г золотом.
8. 3, с 9, карта; 28, Т 2, с 336; 132, с 516; 133, с 264; 125, с 252.
167. ПОНТ
1. Понтийский союз городов.
2. 3, 6 тысячи кв. км.
4. Синопа.
5а. архонт Митридат II 302-266 гг до н. э.
6. Традиционные верования.
7. Драхма.
8. 3, с 9, карта; 129, с 290.
168. МАЛАЯ АРМЕНИЯ
1. Армянское царство.
1а. самоназвание: Гайястан.
2. 60, 7 тысячи кв. км.
4. Ани-Камах.
6. Традиционные верования.
8. 129, с 29.

ГРУЗИНЫ (169-170)
169. КОЛХИДА
1. Колхидское царство.
1а. самоназвание Эгриси.
2. 38, 8 тысячи кв. км.
4. Кутаиси.
5. Аиэтиды.
5а. царь Куджи.
6. Традиционные верования.
7. Колхидка.
8. 23, Т 1, с 349; 59, Т 1, с 531; 103, с 115, с 150; 146, с 70; ru. wikipedia. org.
170. ИВЕРИЯ
1. Иверийское царство.
1а. самоназвание: Картли.
2. 25, 9 тысячи кв. км.
4. Мцхета.
6. Традиционные верования.
8. 129, с 165; 135, Т 7, с 76.

КАСПИИ (171-172)
171. АЛВАНИЯ
1. Алванское царство.
1а. арм. Агвания.
2. 44, 6 тысячи кв. км.
4. Кабалака.
6. Традиционные верования и зороастризм.
8. 10, с 419; 61, с 105, карта; 130б, с 153.
172. КАСПИАНА
1. Каспийские союзы племен.
2. 19 тысяч кв. км.
6. Традиционные верования.
8. 28, Т 1, с 476-477, карта.

 
173. АРМЕНИЯ
1. Царство Айрарат.
2. 41, 6 тысячи кв. км.
5. Ервандиды.
5а. Ерванд III.
6. Традиционные верования.
8. 129, с 27-29.
174. АТРОПАТЕНА
1. Царство Атропатена.
1а. греч. Мидия Атропатена.
2. 102, 6 тысячи кв. км.
4. Газака.
5. Атропатиды.
5а. царь Атропат 312-280 гг до н. э.
6. Традиционные верования и зороастризм.
8. 28, Т 1, с 65; 42, с 111; alexhistory.narod.ru

 
226. ЧОСОН
1. Царство Чосон.
1а. кит Чаосянь.
2. 398, 3 тысячи кв. км.
4. Вангомсон.
5. Ки.
5а. ху Самно-ван 315-290 гг. до н. э.
6. Традиционные верования.
8. 65, с 769; www.genealogia.ru/lib/catalog/rulers.

228. ПУЕ
1. Племенной союз Пуе.
1а. кит. Фуюй.
2. 321, 5 тысячи кв. км.
6. Традиционные верования.
8. 75, с 107-109.

 

Эта страница была последний раз обновлена 02/15/08.
http://gumilevica.kulichki.net/chronosophy/atlasIIIBC.htm

Кратко в этом период в связи с Великой Скифией происходило следующее

Боспор покорял часть Крыма и уже угрожал только что возникшему Херсонесу (будущему Севастополю). Царь Сатир I воевал против соседней Пантикапею (ныне Керчь) Феодосии, жители которой защищали в международных связях свои интересы. И везде в округе уровень экономики был достаточно цивильным. Товаро-денежные отношения, обилие разных предметов и украшений, добротные здания (правда, почти все разрушены в последние полторы тысячи лет).

Сын царя Левкон I (389 — 349) смог подчинить Феодосию, стал и ее «архонтом» (князем; византийцы называли русских князей «архонтами» ив средние века). Ему удалось убедить соседних царя Гекатея и царицу Тиргатао (имя созвучно родоначальнику сколотов-скифов Таргитаю, сыну Зевса) подчиниться тоже. Были успешно проведены операции и у Кубани (восточного Гипаниса; Валданиса). Левкон I обрел титул «архонта Боспора и Феодосии, царя синдов (индийцев), торетов (евреев древней Торы), дандариев (пращуров датчан от Дона?) и псессов» (окрестных народов, абхазов ?). Его сын Пери-сад I добавил к титулу фатеев и досхов (дохов) или именовался просто «царем всех меотов» (приазовцев).

В этом царстве некоторые черты эллинизма проявлялись даже раньше, чем во многих других странах античного мира. Окрестные народы платили царям дань, поставляли им воинов и подчинялись их верховному руководству, но сохраняли некоторую автономию. Они имели собственных «посадников», царьков и князей, что поддерживали свои строй и обычаи. Эти обычаи доходят до средневековой Руси.

После смерти Левкона власть перешла к его сыновьям Спартоку II и Перисаду I — их даже греки приравнивали к богам. А по смерти брата Перисад I царствовал один, до 309 г. Созвучные ононимы сохраняются в России до сих пор. Популярен Спартак, известны Левки и Левковы, а одним из продолжений созвучию Перисадов могли стать «полисады», Перуны, Борисы... Хотя Перисаду созвучны и средневековые «посадники», архонты земель Руси.

Придунайская Скифия имела равную Левкону I политическую фигуру в лице царя Атея, которому в 339 г. было около 90 лет. Изучается вероятность влияния царства Атея в Крыму, на города Никоний и Тира в низовьях Тираса (Днестра), на другие города и регионы вплоть до центра Европы, что имеет некоторые археологические подтверждения.

Сложные отношения были у Атея с царем Филиппом (359 — 336), отцом Александра Македонского. Филипп оказывался почти на полвека моложе скифского царя, с которым вместе осуществлял натиск на Византий (Царьград для северян). Атей около 340 г. испытывал упорное сопротивление города и области Истра у низовий Дуная и через жителей соседнего милетского города Аполлония (Сизеболи) «попросил помощи у Филиппа, обещая за это усыновить его и сделать наследником Скифского царства».

Царь Истрии неожиданно умер. Атей отпустил пришедших македонян и приказал передать Филиппу, «что он не просил у него помощи и не предлагал усыновления (этим путем, «усыновления», позже нередко наследовалось императорство и в Риме: П.3.), ибо скифы не нуждаются в защите македонян, которых они превосходят храбростью, и ему не нужен наследник при жизни сына».

«Услышав это, Филипп послал к Атею послов с требованием (компенсации) части издержек на осаду (Византия: в интересах и скифов: П.3 .), чтобы он не был принужден оставить войну за неимением денег» (Атей, по словам Филиппа, не оплатил услуги македонского войска и не дал ему содержания).

«Атей, выставляя на вид суровость климата и скудность земли, которая не только не обогащает скифов наследственными имениями, но едва дает нужное для пропитания, ответил, что у него нет таких сокровищ, которыми можно было бы удовлетворить столь богатого царя; что, по его мнению, постыднее отделаться малым, чем отказать во всем, и что скифы ценятся не по богатствам, а по душевной доблести и телесной выносливости».

Раздраженный ответом, Филипп, «сняв осаду Византия, занялся войной со скифами и, чтобы внушить им беспечность, послал наперед послов объявить Атею, что он во время осады Византия обещал статую Гераклу и теперь идет поставить ее у устья Истра; поэтому он требовал свободного пропуска для исполнения священного обета богу и говорил, что идет к скифам, как друг». Геракл (ныне частью Георгий Победоносец), по эпосу, признавался отцом Агафирса, Гелона и Скифа, поэтому сама идея Филиппа возражений не вызывала.

Атей же предложил послать скифам статую без войска— царь обещал сам поставить ее и заботиться о ее нерушимости, но «с войском вступить в свои владения он не позволит; если же Филипп поставит статую против желания скифов, то по его удалении он ее ниспровергнет и медь ее употребит на наконечники стрел». Обратный вариант известен в сказании об Арианте, около 650 г. повелевшего изготовить огромную чашу из наконечников стрел. Чаша хранилась на скифских землях примерно у реки Роси, сравнительно недалеко от будущего Киева.

Когда в 339 г. «обе стороны пришли в раздражение, завязалась битва, в которой скифы, несмотря на превосходство их душевной доблести и численности, были побеждены хитростью Филиппа; взято было (победителями-македонцами) по 20 тысяч детей и женщин, множество скота, но золота и серебра совсем не оказалось, чем впервые была засвидетельствована бедность скифов; 20 тысяч кровных кобылиц было отослано в Македонию для разведения породы». Вероятно, улучшали породу македонцев взятые в плен юноши и женщины.

Так Атей погиб. Римлянин Помпей Трог, рассказывая об этом, вероятно, использовал скифо-македонские архивы, ибо есть сведения о письменности скифов, включая и данные о письмах Атея.

В одном из писем Атей угрожал жителям Византия напоить скифских коней у стен города (это могло происходить около 496 г., затем происходило и позже). В другом предупреждал Филиппа: «Ты властвуешь над македонянами, обученными воевать с людьми, а я — над скифами, которые могут бороться и с голодом и с жаждой...» Эта экономическая черта северян и позволяла веками переносить им немалые трудности и лишения.

Доверять всем словам Атея, как и жившему за два века до него царю скифов Антиру, все же не следует. Скифские курганы, поселения, захоронения явили археологам немало драгоценностей, включая золотые монеты.

Да и попытки атаковать Византий и утверждаться у низовий Дуная имели вполне экономические цели — мимо этих пунктов шли основные потоки товаров из Скифии и в Скифию, сотни судов плыли на юг с зерном, кожами, рыбой (засоленной в бочках). Контроль торговых путей давал немало выгод. За такой контроль боролись русские князья и в 1Х – Х1 веках уже нашей эры.

По матери был родом из Приазовья лидер афинской демократии Демосфен, произносивший в народном собрании гневные обличительные речи против ненавистного скифам Филиппа II — до сих пор подобные речи называются «филиппиками». Наемник Павсаний в 336 г. убил Филиппа, а «скифы не хотели быть рабами, но стремились восстановить искони существовавшую у них царскую власть». Скифов поддерживали и фракийцы, включая трибаллов. Александр в том же году пошел на земли Атея, возможно, для мщения убийцам отца.

«Волнениям среди варваров и войнами в их землях он сразу же положил конец, быстро пройдя с войском вплоть до реки Истра (Дуная), где он в большой битве разбил царя трибаллов Сирма. (Затем наступила очередь низовий Танаиса-Дона и восставшей округи Афин) Александр объявил, что он хочет, чтобы Демосфен, который назвал его мальчиком, когда воевал с иллирийцами и трибаллами, и подростком, когда он достиг Фессалии, увидел его мужчиной под стенами Афин».

Город Сирмий (возможно, и в память о царе), возникший на реке Сава — выше современного Белграда, почти тысячу лет привлекал переселенцев из Скифии. Имя Сиромъ (сирота, как и серв-серб – безродный) известно новгородским грамотам.

По античным данным, Александр сражался против 400 тыс. скифов, имея всего 30 тыс. юношей (среди них вполне могли быть повзрослевшие тысячи тех детей, каких вывел года три ранее из Скифии Филипп II).

Александр тоже победил скифов хитростью и на небольшое время якобы смог захватить низовья Дона. Карта походов Македонского сравнительно полезна (рис. 5), но все же игнорирует сведения о попытках воевать македонцев именно со Скифией. В этих попытках название Танаис упорно связывают с азиатскими реками.

Позже у верховий Танаиса (Дона), в округе гор Рип, указывался город Александра, «Александровы алтари» (по данным Птолемея). По русскому эпосу, Александр «золотым письмом» подтвердил права «храброго народа словенского» и русских князей Великосана, Авесха-на и Асана на земли от Балтики до Каспия. Письмо хранилось в языческом храме Велеса (Власия, «медведя»). Память о вероятных сражениях словено-русов с Македонским веками хранили среднеазиатские народы. Якобы «краснолицые русы» были в центре борьбы, а «замыкали все войско аланов ряды».

Позднеантичные данные указывают, что с 336 г. «скифы послали к нему 70.000 конных стрелков, всю отборную молодежь». Они помогали Александру покорять округу Фессалоники (Солуни, откуда позже явились якобы «создатели славянской письменности» Кирилл и Мефодий; как бы до этого у наших земляков задолго до нашей эры греческих букв не было), некоторые регионы Греции. Несколько тысяч из них, как союзники или наемники, уходили в 334 г. на 160 кораблях вместе с полководцем в Азию. Тысячи других скифов служили и Персии, противнице Македонского. И это тоже и реалии российской истории (рис.5).

Около 329 г. царем Скифии мог быть Картасий. Он не раз обменивался посольствами с Македонским. «Речь старейшего из скифских послов», вероятно, попала в македонские архивы и затем цитировалась. Скифия советовала Македонскому воздерживаться от походов севернее Каспия и Арала, хотя полководец до конца дней об этом мечтал. Другие скифы-послы от Танаиса (Дона) «просили Александра соединиться брачными узами с дочерью их царя» и «позволить македонским князьям породниться путем браков с первыми людьми их племени». Тысячи скифов-наемников пополнили армию Александра в походах на Индию и Вавилон.
Увеличить >>>

Рис. 5. Мир времен Александра Македонского

С ведома или без ведома Македонского в Скифию в 331 (или 326) г. вторгся македонский наместник во Фракии Зопирион (его указывали и наместником в Понте и даже Скифии). В округе Ольвии он потерял 30 тыс. воинов и погиб сам. Об этом сообщил царю его наместник в Македонии Антипатр, вскоре после смерти Дария III. Зопирион указывался и как именно «наместник в Скифии».

Письмо Атипатра возбудило в Македонском «различные чувства, впрочем, более радости... чем скорби о войске, погибшем с Зопирионом». Допускалось, что наместник не хотел показаться ленивым, «если он не совершит никакого предприятия». Но поплатился «за необдуманное начатие войны с неповинным народом». Возможно, так Александр проверил уровень сил Картасия, наследовавшего славу Атея. Память о той поре хранят и десятки русских «Александри и», позднесредневековых произведений.

Скифские земли наполнялись монетами и вещами времен Атея и Картасия, Филиппа II и Александра. Македонский мечтал разузнать, с каким морем на севере соединяется Каспий. Он мечтал и о полном покорении Скифии, хотя пошел все же на Индию. И к концу жизни больше доверял своему скифскому окружению, из северных наемников и союзников.

Александр Мегас (Великий) своим прозвищем созвучен библейскому Магогу, «князю Роша». Полководец мнил себя потомком Ахилла, сыном Диониса, путь которого и повторял. Языковеды считают, что пращуры македонян уходили около XXIII в до н.э. из округи Днепра и Днестра на юг. Македонский царский род мог ощущать столь глубокие традиции связей с землями Скифии. Разрубая «гордиев узел», Александр хотя бы внешне рвал с индоевропейской памятью во имя новых космополитических интересов элиты.

Скифы и дахи (даки) были ударной силой македонцев при походе на Индию, хотя до этого славились в войсках Персии. Скифские всадники во главе с Мазеем наносили Македонскому наиболее ощутимые удары. Скиф Ресак чуть не убил царя в сражениях под Троей.

Мазей затем перешел к Александру и был сатрапом Вавилонии. У Танаиса или в Средней Азии в боях с македонцами погибли дружины князя скифов Сатрака. Веками считалось, что «царь-бог» заклепал огромными железными воротами в ледяных горах все грозные народы Скифии. И лишь в средние века эти народы смогли «железные врата» Македонского широко распахнуть. Вместо «окна в Европу» Скифия ко временам Александра имела широкие врата на весь свет.



III в. до н.э.

Вовлеченные в походы Македонского тысячи воинов Скифии, Бактрии и других стран закреплялись на землях вплоть до Египта и Индии. Они пытались участвовать в дележе власти в эллинистических государствах несколько веков, хотя и без ярких результатов. Македонский полководец Лисимах (361 — 281) получил в правление Фракию. Он в 315 г. вступил в коалицию с Птолемеем, Селевком и Кассандром, противостоявшим диктату Антигона.

Лисимах пытался воевать с гетами и боспорским царем Евмелом, но был северянами бит. Эпирский царь Пирр помог ему вытеснить Деметрия I из Македонии и на несколько лет подчинить ее. Но в борьбе с Селевком I Никатором Лисимах погиб, войско его было разбито, а держава распалась. Селевк почти сразу погиб и сам от рук Птолемея Керавна, не желавшего уступать Македонию.

Карта (рис. 6) показывает формирование эллинистических государств, но Боспорское царство Приазовья и другие города-полисы на рубежах Скифии почему-то в эллинизм не попали.

Держава Селевкидов 312 — 64 гг. до н.э. шла от округи Каспия почти до Египта и Индии. Ее столицей стала Антиохия на реке Оронт, на тысячелетних путях между Скифией и Египтом. Из державы вскоре выделялись Пергам, Каппадокия, Вифиния (с царями Прусиями), Понт (царство Восточного Причерноморья), имевшие свои отношения с народами Скифии. Около 251 г. дружины «казака» Арсака от низовий Дона заняли сатрапию Селевкидов Парфию и веков на пять основали династию Арсакидов (Аршакидов). Нередко Арсака считают «саком» (дахом, парном), азиатским скифом. За ним правили Тиридат I (247 — 211), Артабан I и другие цари, включая нескольких Враатов, Митридатов и Вологезов. Пришельцы со временем были ассимилированы индоиранцами, но сохраняли близость и к армянам. Письмо развивалось на основе арамейского. От Тиридата I Армянского (62 — 80) в первые века нашей эры шла династия армянских Аршакидов, близких парфянским. Скифский «импульс» в этих династиях устойчиво признавала античная наука. Аршакиды были и среди царей Албании (округа Азербайджана).

В это время окончательно формируется город под названием Скифополь на землях нынешнего Израиля. Явно имели скифское наполнение и другие окрестные города, о чем официозная наука тоже напоминать не любит. А чего же так игнорировать реальные достижения народов Великой Скифии во всемирной истории ?! Или «всемирные историки» должны набирать факты в пользу одних этносов и всячески замалчивать не менее яркие факты в истории других ?!

Где, к примеру, ПАМЯТНИК ДОРЮРИКОВСКИМ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯМ РОССИИ, на котором могли бы найти место Прометей, Зевс, русалка (дочь Борисфена), Таргитай, Тевтар, Геракл (к сожалению, и Ехидна), Агафирс, Гелон, Скиф, Колоксай, Липоксай, Арпоксай… Ничем не хуже они Рюрика. Тем более, многим значимее этого «древнерусского» Ариант, Мадий, Томирис, Антир, Скопасис, Анахарсис, Абарис, Токсарис… Да и те же Атей (Отец) или Арсак (пусть даже он и сак, но арий).
Увеличить >>>

Рис. 6. Формирование эллинистических государств (округа Скифии допускается в эллинистический мир)

Напомним, Марк Юниан Юстин в III в. н.э. излагал историю Помпея Трога 9 года н.э. с таким утверждением: «Рассказ о подвигах скифов, которые были достаточно велики и важны, следует вести с самого их происхождения: начало их истории было не менее славно, чем их владычество...; сами они были родоначальниками парфян и бактрийцев, а жены их основали царство амазонок... Скифское племя всегда считалось самым древним...» Это позволяет относить первые волны вторжений на земли Парфии и Бактрии из Скифии к III — II тыс. до н.э., что соответствует представлениям о времени исхода индоевропейцев, включая и индоиранцев, на юг. Путем Арсака (Рысака) скифы проходили многократно, даже если вести счет от Прототея (Бартатуа) и Мадия.

Во времена Арсака власть в Бактрии захватил Диодот (ок.280 — 230), «Федот», до этого бывший здесь наместником Антиоха II. Около 250 г. он объявил Бактрию независимой и принял титул царя. Затем правил его сын, Диодот II. Греко-Бактрийское царство просуществовало около века, развивало греческие письменность и культуру. На его основе затем возникло Кушанское царство. Здесь умели писать греческими буквами на бересте. Имена типа Дионис, Диофант, Диоген больше характерны восточным индоевропейцам, к которым явно относился и Диодот.
Увеличить >>>

Рис. 6 б. Вариант членения эллинистических государств (без учете Приазовья)

Римские историки могли зафиксировать скифов, как «родоначальников парфян и бактрийцев» именно в связи с событиями времен Арсака и Диодота, когда давление Скифии в сторону Индии вновь усиливалось. Риму еще предстояло оказывать сопротивление скифскому влиянию.

Народы Скифии ощущают себя достаточно уверенно и в Европе, где вопрос о власти тоже решают оружие и сила. Когда в 309 г. умер боспорский царь-бог Перисад (своей «божественностью» копировавший Македонского), то в округе Приазовья и на Кавказе его сыновья — Сатир II, Притан и Евмел — развернули ожесточенную борьбу за престол. Большое сражение произошло в Прикубанье. В итоге всех битв победил Евмел. Несколько лет его правления и дали реальное начало новому веку для округи Скифии. Евмел (309 — 304), бивший Лисимаха, входит в группу лидеров мировой политики первой четверти века после Македонского. Вот пример несколько иного взгляда на эллинистические государства, куда Боспорское царство явно не пускают.

Боспорский царь очистил Черное море от пиратов (имел соответствующий флот), присоединял к своему царству новые земли, помогал многим западным и южным причерноморским городам и фактически планировал создать царство Понт, возникшее уже после смерти царя. Южнопричерноморское царство (Понт), имевшее поддержку в округе Скифии, более двух веков противилось натиску Рима.

Селевк I искал позитивных контактов с народами Скифии. Он поручил наварху (флотоводцу) Патроклу тщательно изучить Каспий, что начинал делать еще Македонский. Патрокл выявил «связь его с Северным океаном (Ледовитым, Скифским или Балтикой) через узкий пролив, за который принимали Ра (Волгу)». Селевк намечал прокопать канал в 150 тыс. шагов для связи Волги и Дона, Каспия и Азова (замысел в полной мере реализован лишь в XX веке), но погиб в борьбе с Лисимахом. Последний вместе со всем воинством попал в 293 г. в плен к северопричернорским войскам у низовий Дуная, однако был отпущен. Силы Скифии явно действовали тогда в пользу Селевка I.

Наследник Евмела Спарток III (304 — 284) признавался царем большой округи, включавшей ряд причерноморских и приазовских городов. При нем была введена «боспорская эра» (приазовская), близкая «селевкидской» (и тогда многие народы пытались вести историю от ярких событий своего прошлого). Придунайский царь Агрон в опоре на скифские силы успешно противостоял эпирскому царю Пирру (Рыжему: 296 — 272), с именем которого связано понятие «пиррова победа» (слишком большой ценой Пирр побеждал и Рим). Скифия увеличивает вывоз скота, рыбы, рабов, но снижает хлебный экспорт (что могло быть связано и с ростом населения округи). Вместо Афин, Фасоса, Гераклеи торговые связи Боспора и Скифии более ориентируются на Родос, Кос, Пергам, Синопу, Египет. Золотые и серебряные монеты вытесняются медными. Боспор вынуждался платить дань варварским царям, подвергался нападениям войск южнопри-черноморских городов, например — Гераклеи Понтийской.

Боспорские и скифские наемники служили в армиях Египта и ряда других стран. Они были способны приходить к власти в этих странах, что показал и пример Арсака I. Сарматская царица Амага в ту пору поддерживала борьбу Херсонеса со скифскими городами Крыма. Происходили и другие события, являвшие сложную и противоречивую политику народов Скифии (Сарматии).

Группы скифов давно взаимодействовали с «пунийцами» (африканскими финикийцами), служили и в их войсках наемниками. Пунийские города Утика, Русаддир, Зама и подобные даже своими именами хранят и праславянские созвучия. Борьба Рима с пунийцами в 264 г. начиналась за влияние на Сицилию, где оказывалось немало рабов из Скифии и соседних стран. Одни восточноевропейцы верно служили Риму, а другие были в числе его противников.

Полководец Марк Атилий Регул, одержав ряд побед над пунийцами, потерял армию под Карфагеном («Новгородом» в Африке) и умер в плену в 248 г. Почти через семь веков в борьбе с империей погибнет царь гуннов Ругила, дядя «царского скифа» Аттилы. Подобные созвучия не могут быть лишь случайностью, если помнить о регионе исхода индоевропейцев. На юге Италии уже при Атилии была крепость Регий, откуда Регул и начинал поход. Движение по этим направлениям народы Скифии усилят вначале средних веков. Например, дружины Алариха I.

Политическая активность Скифии подкреплялась и активностью скифских философов. Среди последователей знаменитого киника Диогена был заметен происходивший с берегов Днепра Бион Борисфенит, служивший македонскому царю Антигону II Гонату (293 — 239). Стоик Сфер (Звер) Боспорский, вышедший из Приазовья, достиг «значительных успехов в науках» (этим будут славиться скифы и в начале средневековья). Его пригласил в советники египетский царь Птолемей III Эвергет (246 — 221), которому служило немало выходцев из Скифии. Затем Сфер стал советником по реформам спартанского царя, очередного Клеомена (226 — 221), развивал идеи Платона о государстве. Позже Сфер попал под покровительство Птолемея IV Филопатора, сына Птолемея III и Береники (Вероники). Приятель Сфера философ Хрисипп славился в ту пору «философскими заработками» у царей Скифии, что подтверждает сравнительно высокий уровень культуры северных властителей.

Скифы в составе кельтоскифов и других полиэтносов достигали Запада Европы и влияли на жизнь Рима, как перегрины («перекатиполе»: чужеземцы), долго стоявшие вне римского гражданства. Поселение «большой массы перегринов» отмечено в Риме спустя некоторое время после 242 г., когда римлянам удалось одержать победу в первой пунической войне. Чуть ранее фиксируется выход дружин Арсака I в Парфию и появление царской власти Диодота в Бактрии. Войска Гераклеи Понтийской теснят в Приазовье царя Левкона II, которому отказывается повиноваться своя же армия. Передвижения народов несколько напоминают подобные передвижения начала средних веков.

http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111078.htm

Подробности по Интернету


Рецензии
"дандариев (пращуров датчан от Дона?)..."

А дарданы Трои - им не родственники? :о)

По сути своей и дарданы Дарданелл, и дандары устья Дона и Боспора, и даны Каттегата и Скагеррака - типичные таможенники, собиратели дани в проливах.
- Дар дан? Плыви дальше! :о)
Перевожу на "российский":
- Пошлина выплачена?
Чем не вариант, учитывая расселение? :о)
И ход прозрачен: с поражением Трои - Трояновой тропой в Причерноморье, оттуда с Одином на Балтику.
(Знаю, что как минимум часть дарданов села на адриатическом побережье Балканского п-ва, кажется, в р-не Сербии).

По Арсаку: а, м.б., Аръсак, Орысак? - где Орыс - рус (сейчас - тюрк.), и где -ак - суффикс принадлежности:
Азов-Асов-Асак, напр.

Владимир Репин   25.02.2010 19:35     Заявить о нарушении
Владимир ! Шайба на гайке и шайба в игре на льду (и т.п.) - это не родичи ?! Бар-ак, Тюф-як, муд-(и иное с -ак) - это все указание на принадлежногсть ?! Зыбкое предположение - это не доказательство.
В современной истории (да и ранее) необходимо учитывать комплекс разнообразных источников, где всякие созвучия (да и далеко не всегда) - лишь импульсы к поиску главных доказательств.

Петр Золин   26.02.2010 04:11   Заявить о нарушении
Я, как дилетант, на серьезные доказательства и не рассчитываю, мое дело - импульс :о)
Вот ежели профи сочтут, что в этом что-то есть - я буду рад.

Владимир Репин   26.02.2010 14:36   Заявить о нарушении
Думаю, не сочтут. Они далеко от внешних импульсов играют.

Петр Золин   26.02.2010 18:57   Заявить о нарушении
Значит, я с ними в разных песочницах? :о)
Жаль, Россия-то одна на всех, по крохам собирать всем миром надо, что осталось или нащупывается где-то по чужим источникам - у нас-то Миллеры, старые и новые, постарались, почистили.
Согласен, немного у нас историков, болеющих за настоящую русскую историю, а не 1000-летний огрызок.
А активно продвигающих в печать, как Ю.К. Бегунов, или на сайты, как Вы, найденное (или успешно кем-то упрятанное) - и того меньше.

Владимир Репин   26.02.2010 21:47   Заявить о нарушении
Спасибо, конечно. Но не все так печально.
А идеологическая борьба за умы и сердца людей -
она тысячи лет очень жестокая борьба.
Атаки неонорманизма - лишь малая толика ненависти к многотысячелетиям
земель и народов России.

Петр Золин   27.02.2010 04:55   Заявить о нарушении