Творчество как любовь читая пришвина

Мое поведение измеряется прочностью создаваемых вещей, и с этой точки зрения Моцарт вел себя как следует, как творец цельной личности, и не подменял ее рассудочным действием. Так вот я хотел бы сказать и о себе, что моя поэзия есть акт моей дружбы с человеком, и отсюда все мое поведение: пишу – значит, люблю.
М.М. Пришвин
   
   

ТВОРЧЕСТВО КАК ЛЮБОВЬ


     Творчество как любовь. Зорким сердцем художника ты постиг, на мой взгляд, тайну творчества, которая заключена в любви. Как и любовь, творчество объясняется способностью творить, а не какими-либо внешними причинами. Все - внутри души - и любовный и творческий порыв:

Я дышу, и  значит - я люблю!
Я люблю, и значит - я живу!
(В. Высоцкий)

Творческий человек не может не созидать, открывая в обыденном - небывалое, равно как любящий видит в любимом то, чего не видят другие, весь мир порой не видит. Думаю, что безошибочное средство узнать человека -  его полюбить. Тогда его душу переполняет огромная энергия, требующая выхода; он находится в стихии любви, в которой не только творит сам себя как человека, но и творит избранника. В этом смысле любовь к человеку и есть творчество, излучение творческой энергии. Как и творчество определяется полнотой жизненного опыта - любовь - это не выражение физиологического влечения, а весь строй чувств, полнота человеческих, личностных качеств любящего.
       Наверное, долго любить нельзя: чувства притупляются, выцветают. Но случается и чудо - любовь, которую люди проносят через всю жизнь верно и восторженно. Равно как большие художники остаются преданными своей Музе, находя все новые и новые причины для очарования ею.
     Для творчества нужны внутренняя свобода, полетность духа и способность жить образами. Это редкостный дар и дается он лишь избранным. Но и подлинная любовь встречается редко: люди боятся любви, так как она требует душевного напряжения, готовности к поступку, огромной внутренней свободы. В этом смысле любить - это жить в постоянной самоответственности, тревоге, заботе, что совсем не совпадает со счастьем в будничном, повседневном значении этого слова. 
      Один из родов любви-  Любовь-Страсть, забирающая человека целиком, без остатка. Но и творчество начинается с внутренней заряженности, с того мощного эмоционального напряжения, которое исходит из души. Страсть обостряет переживание всех жизненных событий, окрашивает их в особые тона- яркие, выразительные. Если страсть взаимна, она окрыляет обоих влюбленных, открывая   красоту мира. Но  если страсть мучает одного+ Она постепенно становится его тираном, разрушая, разламывая  личность на куски. Но  и в творчестве можно увидеть аналогичный процесс  безответности: когда  произведение ускользает от творца, не дается, и он испытывает невероятные муки  неосуществленности задуманного.
          Любовь, как и способность творчества - величайшая Тайна,  которая восходит к самим истокам существования человека. Вне  любви человек остро ощущает свое одиночество, опасную хрупкость, а иногда -  враждебность - окружающего    мира.  Любовь же дает силу, окрыляет, наделяет ощущением бессмертия.
         Думаю, что состояние настоящей любви сродни гениальности, так как любящий открывает в предмете любви то, что скрыто от всякого нелюбящего. Равно гению-творцу доступны новые идеи и образы, которые он находит в жизни повседневной, привычной для остальных.  У любви, как и у творчества - метафизические основания. Это видение бесконечности, открытости, явление "легкого дыхания", которое лишь на миг удается выразить в словах или звуках.  И человека любят за то, что красота любимого - таинство, неизреченность, неисчерпаемость выражений.
         Как и в творчестве, только в состоянии любви возможна встреча с внутренним существованием мира. Посредством любви мысль разума соединяется с мыслью сердца, а душа поднимается до познания собственной целостности, до ощущения гармонии внешнего и внутреннего миров.


Рецензии