Друг мой Колька

-Оценка по военной истории идет в диплом,- напомнил уж в который раз нам командир взвода старший лейтенант Панютин.
Заходим в экзаменационный класс с Колей Ткаченко в первой пятерке.
Мы всегда идем первые, потому, что, экзамен идет долго, и у нас будет время половину дня провести на Сунже.
Экзамены сдаем  в летнем лагере. И пока весь взвод зубрит, есть часа три поваляться на берегу.
Военная история предмет не тяжелый. Мы не волнуемся. В дипломе у нас с Николаем уже есть пару троек, которые получили еще на первом курсе. Поэтому медалистами мы уже не станем. А на выпуске всё равно получим лейтенантов, и разъедимся по стране, кто с синими дипломами, а кто с красными. Как говорится, «Дальше Кушки не сошлют, меньше взвода не дадут».
Дружим давно, вместе везде. Только вот в разных отделениях.
Но на четвертом курсе это уже не значимо.
Мы без пяти минут лейтенанты. 
Колёк непоседа, он вечно ищет на свою курсантскую задницу приключения. 
Помню, когда зимой наше военное училище готовилось к смотру художественной самодеятельности. Кто-то из местных курсантов притащил осетинскую одежду.
Колька разбудил меня часа в три ночи.
- Вставай! Пошли!
- Куда? – спросонья бурчу я, пытаясь натянуть на голову одеяло.
- Куда, куда! Доить верблюда, пока лежит, а то убежит! – настаивает мой друг.
- Колян, дай поспать!
-  Я фотоаппарат зарядил. Пошли.
- Ты что? Какой фотоаппарат? Отвали!
Но Коля, уже тащит с меня одеяло.
Делать нечего, иду за ним по казарме.
Идем по коридору родного училища. В белом нижнем белье как приведения.
Заходим в класс боевой подготовки.
- На. Надевай! - сует мне в руки черкеску.
- Ну, ты и гонишь! Зачем мне этот маскарад?- возмущаюсь я.
- Сошлют в Сибирь, куда Макар телят не гонял, там черкесок нет, там в тулупе и летом холодно,- шепчет Коля.
Одеваем костюмы. Ставим фотоаппарат на штатив. Включаем свет в классе.
Щелк!
Готово!   
И тут открывается дверь.
На пороге дежурный по училищу.

Шагаем по коридору. Полковник следует сзади. Мы как клоуны, в черкесках и белых подштанниках.
- Тишина,-  смеясь,тараторит Колька.
- И мертвые с косами стоят!- отвечаю я, представляя лицо комбата, которому нас покажут утром, в этом наряде.
- Разговорчики! – толкает меня в спину довольный дежурный. Он поймал нарушителей и теперь утром прогнется перед начальником училища полковником Феодоровым Гарием Афанасиевичем. 

Наш конвоир тучный и сто метров не пробежит, а стрелять не станет. Мы же не арестованные на гауптвахте.

Но мы друзья. А значит, мысль о побеге из-под стражи приходит одновременно.
- Три! Четыре! Асса!- кричим оба и рвем  по коридору.
Забегаем в проходную казарму соседней одиннадцатой роты.
Время деньги. Полкан, тяжело дыша, отстает с каждой секундой.
Пробегаем мимо дневального и ныряем в проход между кроватями.

- Ты двух осетинов не видал?- кричит, спрашивая у дневального дежурный по училищу… 
- Нет, товарищ полковник.
- Удрали разгильдяи, - сокрушается разочарованный дежурный топая в проходе между кроватями сапогами перед нашими носами.
 Но вернемся к экзамену.               
- Берите билет товарищ курсант, посмотрим какие у вас знания. Бегать-то вы умеете, а вот что в голове, сейчас узнаем!- с издевкой изрекает преподаватель военной истории.
 - Во, блин, попали,-  шепчет Никола, усаживаясь с билетом за соседний стол.
- Ага! Как куры во щи!- бурчу себе под нос.

Вопрос легкий.
Танк Т-34. Ура!
На нем меня не поймаешь. Смотрю на друга. У него улыбка до ушей. Значит, тоже ответит.
Выхожу без подготовки, на ходу подмигивая Кольку.

- Танк Т-34 принят на вооружение 19 декабря 1939 года. Масса 26. экипаж четыре человека. Толщина брони до 45 миллиметров. ВЭ образный двигатель на двенадцать горшков, дизель. Вооружение 76,2 мм, марка орудия Л-11. В начале 44 года была установлена 85 мм пушка   но это уже Т-34-85.
-Ответ закончил- обращаясь к преподавателю, докладываю я.
Полковник поднимается и говорит:
-Молодец, но забыл сказать, что к концу войны на Т-34 ставили 100 миллиметровую пушку. На пятерку Вы явно не тянете!

- На Т-34 никогда не устанавливали сто миллиметровую пушку!-  как гром среди ясного неба, раздается голос моего лучшего друга.
-А вы, товарищ курсант, на свой вопрос еще не ответили, но уже подсказывать лезете, - напоминая ночные бега в кальсонах, зло рявкает полковник, обращаясь к Ткаченко.

У меня есть несколько секунд на выбор. Или предать друга и получить четверку, или...
Выбираю дружбу.
- Сто миллиметровые пушки стояли на самоходках с ходовой от Т-34, а сам танк никогда не имел такую пушку. Она просто в башню не залезет,- ехидно произношу вслух.
- Вы! Учить полковника будете? Идите! Три!

Я выхожу из аудитории и сажусь в курилку.
- Вот сука. Ну, надо же. Да прав я. –  оправдываюсь перед командиром  взвода. 
- С полковниками, только такие толстолобики, как ты и Ткаченко, могут спорить,- отвечает старший лейтенант Панютин.
Командиру не до нас. Тридцать курсантов  в очереди на сдачу экзамена.
Выходит Ткаченко. Мы идем на речку купаться.
- Тоже тройка!-  на ходу сообщает Николай.
- Какой вопрос?
-Автомат Калашникова.
-Да, ты что? Ты же вчера сам  рассказывал, что Михаил Тимофеевич Калашников родился в 1919 году, станция Курья Алтайского Края?- недоуменно начинаю я.
- Он тебя завалил?- помолчав, спрашивает Колёк.
-И что?
-Ты прав?
-Однозначно!
-Вот и я, сказал, что ничего не знаю. Двойку же не поставит. Попались в черкесках вместе, вместе и отвечать,-  смеётся Коля.

Колька настоящий друг, мало таких товарищей во взводе.

До Сунжи идем молча.
Через минуту раздевшись донага, прыгаем в ледяную воду горной речки.
Мы уже забыли все обиды.
У нас есть три часа личного времени.
Сверкая голыми задницами, ныряем, вытаскивая на берег камни.
Углубляем для остальных ямку в горной реке. По мере сдачи экзаменов, Сунжа пополняется новыми нудистами....

За Сунжей высокий берег.
На том берегу заканчивается территория военного училища.
Там сад, пасека, и гражданские люди, установившие плакат:
«Таварищы курсанты не оголяйтэсь до безобразия!
Нэ позорьте образ будущего офицера!».

Образ мы не опозорили, наш выпуск, как и остальные выпуски военных училищ восьмидесятых, прошли мясорубку всех локальных войн.
Николай ушел из жизни 23 июля 2008 года.
После выпуска и распределения. Я попал в Среднюю Азию, он в Новосибирск. За 26 лет службы мы больше так и не встретились.
Но это уже не смешная история...

(фото. Коля с права (над цифрами 83))

© Copyright: Олег Борисенко, 2010
Свидетельство о публикации №210022500302


Рецензии
Вот так! Командир сказал: ляминь, значит - ляминь! И никакого железа.:-))

Александр Курчанов   26.03.2016 17:43     Заявить о нарушении
Ляминь, и тройка, в дипломе! С дружественной улыбкой я.

Олег Борисенко   29.03.2016 07:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.