Академические зарисовки зарисовка 4 п. гриша

               
 Когда я учился в Академии, в аудиториях редко можно было встретить целую тумбу.
Но ни у кого это не вызывало удивления. Все знали причину этого явления, кроме администрации и завхоза. Всем было известно и имя автора этих поломок. Его звали Гриша, а фамилия была Пипия, но на своих работах он подписывался П.Гриша.
 В то время, учась в Академии, Гриша еще не зарабатывал себе на жизнь живописью, и его подпись П.Гриша еще не ценилась у коллекционеров и любителей живописи. Но чтобы заработать, надо было иметь голову, а голова у Гриши была, да еще какая, крепкая. Вот он и решил зарабатывать головой. Но только в прямом смысле. В присутствии зрителей, т.е. студентов, Гриша на спор ломал тумбы о свою голову. Взяв тумбу обеими руками, он со всей силы стукал ее о свой мощный лоб, и тумба с оглушительным звуком разваливалась на части, под восторженные аплодисменты присутствующих. И не важно, что после такого шоу, лоб у Гриши краснел и вспухал, а в аудитории на одну тумбу становилось меньше. Главное, что за это ему платили пять рублей, чего вполне хватало ему на пропитание и на лекарство от головной боли. А деньги платил тот из студентов, который сомневался в «лобовых ударах» Гриши, или же, имея в кармане лишние деньги (хотя деньги никогда не бывают лишними), хотел доставить удовольствие сокурсникам. Как- никак зрелище. В то время еще не были доступны советскому кинозрителю гонконгские фильмы о кун-фу и тому подобных трюках. Так что шоу «Гриша, ломающий тумбы» имело успех, и спрос на него продолжался несколько лет.
 Как-то один из наших сокурсников, возмущенный легким, по его мнению, заработком Гриши, заявил ему:
-Ты ломаешь такие тумбы, которые держатся на соплях. Ты сам их выбираешь. Давай поспорим, если сломаешь тумбу которую я тебе укажу, дам десять рублей,если нет, ты мне дашь эту сумму.
-Выбирай, какую хочешь,- сказал уверенно Гриша.
 Шота, так звали студента предложившего спор, прошелся по аудитории и выбрал самую крепкую и тяжелую тумбу. Я присутствовал при этом, и про себя думал, что Шота выберет ту самую тумбу, на которую мы ставили натюрморт. Конечно, такую тумбу жалко было ломать. Но никто и не думал, что Грише удастся ее сломать. Все ждали, что скорее Гриша сломает себе голову, чем ту крепкую тумбу.
 И вот наступает кульминационный момент. Гриша подходит к тяжелой тумбе,берет ее обеими руками, несколько секунд концентрации сил и.. следует мощный удар о свой выпуклый лоб. Но что происходит, тумба не ломается, а всего лишь слегка трескается. Как видно, никто не хотел уступать, ни тумба, ни Гришин лоб. Следуют еще два повторных удара. Удар, еще удар, как в футбольном репортаже и Гриша забивает свою голову в тумбу. Затем он раскрытыми ладонями бьет по боковым створкам тумбы, она рассыпается на части, и мы вновь видим покрасневшую голову торжествующего Гриши.
 Шота стоит с открытым ртом и десятирублевкой в руке. Гриша подходит к остолбеневшему проигравшему, забирает у него купюру, а затем подбирает с пола одну из створок сломанной тумбы и, фломастером что-то написав, дает ее Шота. Мы все смотрим,  что написано на дощечке от тумбы, а там стоит подпись: П.Гриша.
 В дальнейшем пути этих двух художников разошлись. Гриша продавал свои работы на Украине, а Шота в Москве.
 А что касается сломанных тумб, то их никто чинить не собирался. Много лет спустя руководство Академии посчитало, что нет необходимости в починке тумб или замене их новыми, легче сократить классы и часы по живописи и рисунку. Но Гриша здесь ни при чем.
                Вместо эпилога
Постоянные удары тумбой по голове не могли пройти для Гриши без последствий. Привычка головой что-то ломать, и скрытые травмы головного мозга предопределили уход П.Гриши в политику.


Рецензии