Война в судьбе моей семьи. Бурдин Дима, юнкоры ДГ
Великая Отечественная война давно закончилась, отгремели бои, вернулись солдаты на Родину. Радость Победы заставила с новыми силами восстанавливать разрушенное войной хозяйство, а дома их ждали, молились за них. Вернулся с войны и мой прадедушка – Тайшихин Василий Фёдорович. К сожалению, его сейчас нет в живых, он умер в 2001 году в августе, после техногенной катастрофы 20 июля, испытав психологический шок от бомбёжки в мирное время: загорелся дом от попадания раскаленных снарядов. Деду помогли выбраться из горящего дома, а дом, который он построил своими руками, сгорел.
Моя бабушка многое помнит о боевом пути своего отца. Хочу, чтобы память об этих событиях сохранилась надолго. В Книге Памяти о прадеде написано несколько строк, как и об остальных участниках ВОВ. «Тайшихин Василий Фёдорович, родился в 1921 году в с.Малая Кудара Кяхтинского района, призван в 1940 году Кяхтинским РВК, старший сержант, Белорусский фронт. Имеет медали «За отвагу» и «За победу над Германией», демобилизован в 1946 году, живёт в посёлке Гусиное Озеро». За этими скупыми строчками стоит целая судьба воина-защитника своего Отечества.
У моего прапрадеда была большая семья – 14 детей, но не все выжили в то суровое голодное время. Отец прадеда – Тайшихин Фёдор Якимович, 1895 г.р и сыновья – Сеня, Митя, Павел, Василий ушли на войну, воевали на разных фронтах. Из воспоминаний моей бабушки – Бурдиной Лидии Васильевны: «Отец мой, Василий Фёдорович, был призван в 1940 году на Дальний Восток в бухту Ольга на Тихом океане. Прослужил 1 год, и тут началась война. В августе 1941 года его перебросили под Москву. Солдаты наши были уже подготовлены, прямо с эшелона вступали в бой с фашистами. Под Бородино были страшные, жестокие бои, настоящая мясорубка… За одни сутки несколько раз населённые пункты переходили в наши руки или вновь во вражеские. Немцы были вооружены до зубов, здоровые, физически подготовленные, раненных бойцов в плен они не брали, добивали. Нам перед боем давали фляжку со спиртом для храбрости. Шли парами наши бойцы: один колет, другой следом – добивает, одному не справиться. Конечно, было страшно. Но тяжелее всего, когда теряешь товарищей, боевых друзей. Однажды в такой «заварушке» отец услышал крик: - Васька, не бросай! Это просил о помощи – друг, земляк из Эрдема. Отец вытащил его на себе с поля боя. После войны уже в 1970-х годах отец написал заметку «Ищу боевого друга из Эрдема» в районную газету «Красная Селенга». Рассказал этот эпизод, и к нему приехал его однополчанин со своими родственниками. Через много лет состоялась встреча боевых друзей.- Или вот ещё один эпизод из рассказов моего отца, - вспоминает моя бабушка, - Бывает же такое! Под Наро-фоминском мой папа совершенно случайно встретился со своим родным братом Павлом, он был артиллеристом, а отец в пехоте. Нас вели в баню строем, смотрю в толпе Пашка, брат. Десять минут поговорили и разошлись. Это была наша последняя встреча. Вскоре он погиб, пропал без вести. После войны мы делали запросы, ничего так и не удалось узнать. Павел Фёдорович с 1919 г.р. призывался вместе с отцом с Кяхтинского РВК. Ещё один брат отца с 1925 г.р. – Дмитрий Фёдорович воевал на 2 Белорусском фронте, вернулся домой в 1946 году. Отец служил в 322 стрелковом полку, в сапёрном батальоне, командиром взвода, а командиром дивизии был Полунин. Воевал в Восточной Пруссии, брал Кёнигсберг. Однажды на окраине города увидели немецкий танк, который, потеряв управление, крутился на месте. Мы захватили его, двоих фрицев убили, третий убежал за подмогой. Мы с ребятами нашли в танке шоколад, консервы, вино, только успели вылезти и разбежаться в разные стороны, как другой танк на моих глазах раздавил всех, кто был со мной, буквально втёр в землю, и ещё долго крутился на этом месте, меня не заметили. По-разному жили, - вспоминал отец, - всякое бывало. Наш полковник Тюрин очень переживал за нас, плакал, когда кто-нибудь погибал. При взятии города он погиб.
День Победы Василий Фёдорович встретил в Восточной Пруссии. Орден «Великой Отечественной войны», медаль «За боевые заслуги», «Медаль Жукова» были вручены отцу уже после войны». Мой прадедушка имеет два ранения и контузию. Лежал в эвакогоспитале под г.Свердловском. А через 2 недели снова отправлен на передовую. С войны он привёз боевые трофеи: велосипед, планшеты, кожаные ремни и бритву. То, что я запомнил из рассказов бабушки, это всего лишь маленькая часть большой жизни прадеда, что довелось ему испытать на своём веку. Я горжусь своим дедом, что он выстоял в трудные годы и спас нас от порабощения. В праздник Дня Победы мы все вспоминаем своих родных и близких, кто ковал Победу на фронте и в тылу. Вечная им Слава и Память!!!
Бурдин Дмитрий,10 класс МОУ СОШ №92 СП «Гусиное Озеро»
«Война в судьбе моей семьи»
Дети войны
Тихонько открывается дверь и на пороге появляется бабушка. Легко и бодро она подходит к столу и спрашивает о цели нашего визита, узнав, что мы собираем материал об участниках ВОВ, у неё на глазах появляются слёзы…
Тайшихина (Грудинина) Александра Ивановна родилась в 1922 году 15 мая в селе Малая Кудара Кяхтинского района РБ в семье колхозников. Окончила начальную школу, пошла работать в колхоз «Красная звезда» имени Молотова. «Как жили? Плохо жили, - говорит Александра Ивановна.
- Перегоняли скот в Монголию. Путь был долгим, ночевали в степи, на берегу рек, чтобы напоить животных и самим что-нибудь сварить. Гурт гоняли в октябре, месяц были в Монголии в Алтан - Булаке. 200 голов гнали, пасли по дороге, в день проходили по 10 км. В колхозе убирали урожай, косили сено до ночи. Скот был у родителей, не на чем возить, возили зимой на санках и сено, и дрова. Далеко, сами, мужиков было мало, все на войне. Болтушку варили нам. Во время войны в Кударе работала на Промкомбинате, перешивали старую школьную обувь, которую собирали по школам. На Чикойском кожевенном заводе брали кожу и ремонтировали. Строгали, пилили, выстрагивали, вязали для фронтовиков носки, варежки, отправляли «Всё для фронта, всё для Победы!». Много было работы. Вручную катали войлок, делали валенки. А свету-то не было. Нас снабжали продуктами, одеждой. Пережили голод и холод. Ещё до войны познакомилась с Василием, ведь мы жили в одной деревне, провожала его на фронт. Мой отец, Иван Дмитриевич и брат не вернулись с войны. Пришла похоронка, эшелон, в котором они ехали, разбомбили под Харьковом. У моей сестры, Антониды Ивановны, лежит письмо с фронта – солдатский треугольничек, а у нас были, но всё сгорело во время «бомбёжки». Встретились с Василием, когда он вернулся в Кудару в 1946 году, в 1949 году приехали в Гусинку, а в 1951 зарегистрировали свой брак. Сначала в Гусинке ходила по ягоды, орехи, жить-то надо было. Потом на кирзаводе, кирпичи носила, складывала. Затем устроилась сторожем на 505-ю стройку, охраняла политзаключённых. Среди них были и расконвоированные, они работали на пекарне, воду носили, немного припрятывали хлеб, есть же хотелось всем… Заключённые жили в бараках, много их здесь было, бараки стояли до самой больницы. Они готовили лес. На лесоучастке тоже кругом стояли вышки, чтобы никто не смог убежать, смотрели.
Проработала там около 8 месяцев. В ШЧ-8 работала до выхода на пенсию. В 1965 году построили дом по улице Пионерской, до этого жили по ул.Бестужева. Василий окончил ШРМ (школу рабочей молодёжи), выучился на помощника машиниста и всю жизнь проработал в Депо на ВСЖД. Вот так и жили. У нас две дочки – Лидия и Светлана, внуки и правнуки. До сих пор вспоминаю со страхом 20 июля 2001 года. Что пришлось пережить в тот день. Дед мой не мог ходить, лежал дома. К нам на огород от взрывов залетело 7 снарядов, загорелся забор, баня, кухня, а потом огонь перекинулся на дом. Что я могла одна сделать. А муж мне говорит: - Беги сама! – машет руками, - уходи! От волны взрывной выбило стёкла, оторвало двери. Но я его не бросила, вместе с соседом и женщиной с Иркутска вытащили его из избы, а дом сгорел. Потом приезжали военные, залили всё водой и выдернули снаряды из земли. Через год нам построили другой дом. Вот в нём сейчас и живём. А Василий Фёдорович получил большой стресс и в августе 2001 года его не стало. Через 2 года мне будет девяносто лет, а жизнь вот так, кажется, быстро прошла, а что видели хорошего и не знаю…», - закончила свои воспоминания Александра Ивановна.
Потрескивают дрова в печи, требуя добавки. Вскипел чайник, готов ужин. И гостеприимные хозяева приглашают пить чай. Весь вечер ещё звучала тихая неторопливая речь пожилой женщины, прошедшей годы войны, в нашей памяти. Бодрости и здоровья Вам, Александра Ивановна, на долгие годы. Да хранит Вас Бог!
Содномова Света, Цыбанова Лена - 10 класс
Юнкоры газеты «Звонок» МОУ СОШ №92 СП «Гусиное Озеро» 19.02.20010 год
Война в судьбе моей семьи
Мы живём в 21 веке. Учимся в школе, получаем хорошие отметки, играем, читаем интересные книжки, смотрим ТВ программы. Кому же мы обязаны за всё это, за мирное небо над головой, за родную землю, леса и поля?! Я думаю тем, кто отстоял нашу Родину в годы ВОВ.
У меня воевал прадедушка. Его звали Попов Иван Михайлович. Он служил в рядах Советской Армии с 1940-1946 год. Начал службу в городе Кяхта, закончил в г.Рига. В 1939 году вступил в комсомол, а в 1942 году в КПСС. Воевал под Ленинградом, в Прибалтике. Он был командиром батальона, командовал более 500 человек. Он имел звание майора, несколько раз за войну был ранен и контужен. Имел боевые награды «Орден Александра Невского», его дают за особые заслуги перед Родиной. Орден «Великой Отечественной войны» 1 степени, медали «За оборону Ленинграда», «За победу над фашистской Германией».
В мирное время он был учителем русского языка и литературы, директором школы. Он учился в высшей партийной школе. Мой прадедушка любил петь, танцевать. был очень весёлым человеком, любил охоту и рыбалку. У него было много друзей. Он прожил всего 40 лет. Ему было всего 24 года, когда началась война. Несмотря на свои молодые годы, он воевал отважно и смело. Мы его никогда не забудем.
Нет в России семьи такой,
Где не памятен свой герой.
И глаза молодых солдат
С фотографий на нас глядят…
Этот взгляд, словно, высший суд
Для ребят, что сейчас растут!
Птушкина Алёна, 5 класс МОУ СОШ №92 СП «Гусиное Озеро»
Свидетельство о публикации №210022500655