О И. С. Никитине письма

 

  "Я- бедный мещанин. Круг моих знакомых не велик и не завиден. Образование получено мною весьма недостаточное, но с раннего детства в душу мою запала глубокая любовь к литературе. Помню, как всякое произведение, запечатленное талантом, приводило меня, еще ребенка, в восторг, который я не мог себе объяснить. Как тогда билось мое сердце! как быстро обращалась кровь в моих жилах! Этой любви я не утратил и доселе. В моей грустной действительности единственное для меня утешение- книги и природа: в беседе с нею я забываю все меня окружающее. Она - мой первый наставник, научивший меня знать и любить бога. Она - моя мать, утешающая меня в минуты тоски и сомнений. Изумляя меня своею тишиною и величием, она заставляет меня слагать задумчивую песнь и проливать сладкие слезы."


  "С просьбой о напечатании своих стихотворений в одном из современных журналов я не обращаюсь к кому- либо  по своей неизвестности и неуверенности в силах своего дарования..."


  "...загляните в журналы. К чему ведет эта постоянная полемика, эти обоюдные остроты...эти вечные толки по поводу ничтожных причин- каких - нибудь мелких статеек, модных картинок и т. п....Где тут любовь к искусству? где светлый добросовестный взгляд на современные литературные произведения, на которые один журнал смотрит так, другой иначе, выписывает какое- нибудь неудачное выражение и отделывается шуткой от серьезного критического разбора."
                ...Мелкие нападки
                На шрифт, виньетки, опечатки,
                Намеки тонкие на то,
                Чего не ведает никто. ( М. Ю. Лермонтов)


   "Нет ничего легче, как написать стихотворение вроде следующего по содержанию:
                Березы дремлют над водою,
                трава благоухает,
                даль тонет в прозрачной сини,
                где- то слышатся мелодические звуки кузнечика и т. п.
    ...привязать к этому какую- нибудь мысль- и картина готова. Не так легко даются стихотворения простонародные. В них первое неудобство- язык! Нужно иметь особенное чутье, если можно так выразиться, чтобы избегать употребления слов искусственных или тривиальных, одно такое слово- и гармония целого потеряна."


   "После битвы с внешним неприятелем, пора нам, наконец, противостать врагам внутренним- застою, неправде, всякой гадости и мерзости. Пошли нам, господи, победу, твердую волю и мудрость обожаемому государю.
   ...старайтесь выработать в себе внутреннего человека."


   "Попробовал бы г. рецензент пройти по уши в грязи по той самой дороге, по которой идет автор- мещанин, я послушал бы тогда, как он воспел эту грязь и скоро ли взялся за пенье! Наконец, где и у кого всякое отдельное стихотворение безукоризненно? На требование такого исключения способна одна редакция "Современника",по мнению которой Пушкин много сделал для стиха и мало для поэзии. Взгляд- мировой, быстро умеющий замечать темные стороны у всех и всюду.
   ...стихотворцы, кто бы они ни были, даже мещане, не до такой степени глупы, как иногда о них думают всеобъемлющие рецензенты..."


   "Раз десять начинал я новую работу( поэму) и разрывал в мелкие куски- жалкое начало: дрянь выходила из-под пера! Нет придется, верно, отказаться от мира  искусства...Искра дарования...жалкая искра, а светящимся червяком я быть не хочу."


   "...я во всем хочу быть обязанным только своим собственным силам, только своей собственной энергии....Итак, или до конца надобно выдержать испытание, выпить чашу до дна,- или, при неудаче, остаться по крайней мере с безукоризненной совестью, с мыслью, что я поступил благородно, что я смело смотрел не только на улыбающееся мне счастье, но и на суровое, грозящее мне горе."


   "Свет ты наш Белинский! когда мы дождемся подобных деятелей с таким верным литературным взглядом, энергическою, благородною речью и поэтическим чутьем?"


   "Как досадно, что литература наша стоит на точке замерзания."


   " Скромность в сторону: я составил себе кровавым потом небольшую литературную известность и не хочу пачкать свое имя ради денежных выгод"


   "Я немедленно возьмусь за пересмотр своих старых и новых стихотворений и, без сомнения, в первой моей книжке многое исключу."


   "...не читать - для меня значит не жить..."


   "Воспитанники учебных заведений, увы! почти не читают..."


   "...почему я не выставил годов под стихотворениями, скажу вот что: выставка подобного рода имеет смысл под произведениями Пушкина, Лермонтова и так далее, вообще под произведениями людей, за развитием таланта которых читатель следит с особенным любопытством. Ваш покорнейший слуга не имеет на это претензии, не желает сказать о себе: смотри, мол, любезный читиатель, видишь, как я шел прогрессивно, видишь, как я развивался.-Боже сохрани! где оно, это развитие? Все- суета сует!...Если я, в самом деле, подвинулся сколько- нибудь вперед, заметят и без цифр."


   " А знаете ли, я прихожу к убеждению, что мы ужасно развращены, что мы - преподленькие люди, едва ли способные на какой- либо серьезный, обдуманный, требующий терпения и самопожертвования труд. Право, так!..."


   


   
    


Рецензии