О государстве-2

 Государство и общество. Первый вариант:  государство – хозяин в доме, народ (гражданское общество)  – слуга, а то и вовсе – раб. Это – восточный тип общественных отношений. Второй вариант: народ (гражданское общество) – хозяин в доме, государство – слуга, менеджер, охранник, ночной сторож. Это европейский тип общественных отношений. Я разделил условно. Здесь есть переходы, исключения. Германия при Гитлере – ближе к Востоку, сегодняшняя Япония, географически восточная страна, по духу  ближе к Европе. Вожди марксизма, при всей их талантливости и учености, европейской образованности, насаждали в мире восточный деспотизм. Гегель, их учитель, сказал: «Государство – это шествие Бога по земле», однако его Бог – наука, знание, отнюдь не реальный политик.

 Основное кредо марксизма – уничтожение частной собственности. Вот это и есть квинтэссенция идеологии восточного деспотизма, потому что без частной собственности гражданин беззащитен перед государством. Вей из него веревки, отправляй хоть в лагерь, хоть на войну. Без частной собственности гражданское общество не может существовать в принципе. Я не являюсь сторонником олигархов, сторонником Михаила Ходорковского, однако должен сказать: если власть их уничтожит или просто возьмет под каблук, то никаких свободных средств информации у нас не будет, никаких неправительственных общественных организаций у нас не останется, а «Единая Россия» превратится в полное подобие КПСС. И мы сползем к государству, которое построил Туркмен-баши. Собственность несет не только соперничество, неравенство, но и свободу.

Народ наш не поддержал либералов, проводит в своих статьях мысль господин Ф. Но посмотрим на этот факт с позиции историка. Народ (отдельно от элиты – широкие массы, демос, низы) в революции имеет свои интересы. Можно сказать – свои идеи. К свободе он равнодушен, а часто враждебен. Уравнительность, порядок, национальный блеск – вот его идеи. В Германии в 1933 году  народ предпочел Гитлера. Сегодня мы знаем, чем все закончилось. В свое время в Ираке – поддержал Саддама Хусейна, в Кампучии – Полпота.  И сегодня он обожает своих тиранов на Кубе,  в Ливии, в Китае, в Северной Корее. До сих пор русский народ не утратил своей любви к Ивану Грозному, Владимиру Ленину, Иосифу Сталину. Примечательна одна деталь: народ очень скоро забывает, какие жертвы он понес от своих  мучителей: память у него короткая.

Мысль моя простая:  ссылка на народ для доказательства истинности политических решений, для доказательства научных истин не всегда корректна. Интересы народа (широких масс, демоса низов) для политика должны быть так же святы, как и интересы элиты, то есть тех, кто думает, изобретает, творит, организует, рискует и т.д., однако всегда следует помнить, что народ живет преимущественно чувством и жаждет все блага получить как можно скорей, лучше сегодня, чем завтра. И проклянет всякого, кто думает иначе. Ельцин и его команда не смогли ублажить его – и поплатились. Путин – смог: ему помогли деньги, «принесенные ветром».

Главный лозунг наших сегодняшних либералов – совсем не привлекательный. «Капитализм – для всех!» – что это за лозунг? Основная масса народа (избиратели) мечтает о равенстве, а ему открыто предлагают неравенство. Он предпочтет тех, кто призывает богачам отрубить головы, а их беременным женам – вспороть животы, как это было во время Французской революции. Следовало смягчить лозунг и написать, к примеру, вот так: «Равные возможности  для экономического процветания – каждому!»… 28 декабря 2008 г.
 
Государство – продукт общественного договора? Государство – шествие Бога по земле? Две противоположные позиции. И начинается спор. Руссо подбросил дров в костер своей теорией Общественного договора, которая нашла сочувствие у французов и англичан.  Эпоха Просвещения. Французская революция – головы срезают, как кочаны капусты. С другой стороны стоит  Германия,  страна раздробленная, которой не хватает сильной государственной власти. К тому же Наполеон сильно ущемил самолюбие немцев. А Гегель – немец, никуда от этого не денешься.  И он возвысил монархию, поднял ее к небесам, до самого Бога. А равенство и свободу французского образца назвал абстракциями. Справедливо: вне конкретной политической системы равенство и свобода и есть абстракции, которые легко возбуждают толпу (не только толпу) и скоро перерастают в свою противоположность – в диктатуру уравниловки, если не находят адекватное выражение в установившейся политической системе. Общество, где царствует собственность, живет по правовым и моральным законам, а семья и государство стоят на нравственности, утверждает великий философ. Это интересно. Государство – высшая нравственная категория и последняя, самая глубокая и содержательная, которая, вследствие этого, является истинным началом всех предшествующих категорий  объективного духа. Право, собственность, мораль, свобода и даже семья – все выходит из государства, все подчинено государству, подчинено, разумеется, не в административном смысле, а в смысле логическом. Обожествив государство, Гегель, тем не менее, к восточному деспотизму относился отрицательно. Он засвидетельствовал свое уважение к конституции, разделению власти на законодательную (сословный представительный орган), правящую (куда включил и власть   судебную) и княжескую. Монарх –наследственная должность – истинный суверен. Ему принадлежит право помилования, назначения высших советников короны, он ставит подпись под принятыми законодательной властью правовыми актами. Свобода собственности, личные свободы – благо, но в рамках корпоративного государства, в котором права низов, охлоса, весьма и весьма урезаны всевозможными цензами.

Советский способ наследования (навязывания) власти –  это стремление
удержать идеологическую и политическую линию вождя. Опасный для государства, как мы видели, чреватый переворотами, заговорами, интригами, убийствами. Буржуазный способ наследования (идеологическое наследование) – более широкий  выбор вариантов.  Кандидатов предлагают разные партии. Здесь многое решают деньги, пропаганда, интриги. Но закон указывает черту, за которую опасно переходить. Вспомним случай с Никсоном. В России утверждается буржуазный способ. С трудом. Сделан значительный шаг от советского.  15 января 2009 г.
 
 Государство правовое. Моя главная ценность - права и свободы человека. В рамках законов, которые выработаны свободными государствами в течение столетий. Здесь Канада, Франция, Англия, Скандинавские страны, США… Причем  прежде всего я говорю о фундаментальных свободах. Это – политические свободы, свобода предпринимательства, свобода научного и художественного творчества, свобода совести, выезда из страны и въезда в нее… Они дорого стоят. Многим государствам они стоили больших «убытков». Далее я говорю  о правах. Это право на свободный труд и одновременно на подстраховку со стороны государства на случай потери работы, право на бесплатное среднее образование  (относительно высшего образования возможны варианты),  на бесплатное (и с вариантом платного) медицинское обслуживание. Право на достаточную пенсию.

Политической диктатуры не приемлю. Это страшно, это самое большое зло общественной жизни. Советская диктатуру остановила духовную жизнь народа почти на сто лет. При ней положительный вклад в духовную сферу вносили только антисоветчики. Это похуже экономических провалов. При всем при том я стою за государство, которое может себя защитить от внешних провокаций и от терроризма. Мы еще нескоро создадим государство на основе настоящей свободы и всех гражданских прав, но будем к этому идти. 30 июля 2009 года.
 


Рецензии