Взлет
Сцена № 1. Объект №1 Поезд. Интерьер. Конец лета.
В купе поезда сидят четыре человека: Михаил, молодой человек 23 лет плотного телосложения с сумкой, из которой торчат принадлежности альпиниста, пожилая чинная чета и девица. Михаил поглядывает в окно, ему не сидится на месте. Он надрывает острым концом ледоруба кожу на пальце и, когда там скапливается кровь, проводит пальцем по стеклу. На окне купе остается жирный красный след. Михаил с удовольствием глядит в окно.
- Не соизволите ли вы все это стереть, - недовольно обращается к Михаилу пожилой человек с брезгливым выражением лица. Михаил на это довольно улыбается. Человек торопится выйти из купе, оставив волноваться свою немолодую встревоженную супругу. Девица старается не вмешиваться в конфликт изо всех сил.
Михаил еще раз проводит пальцем по стеклу и оглядывает пассажиров возбужденным взглядом. Женщины отводят глаза. В купе заглядывает проводница, из-за ее спины выглядывает и тянется пожилой господин.
- Не могли бы вы перейти в другое купе, - обращается проводница к женщинам. Проводница, оценив ситуацию как тяжелую, решает не связываться с Михаилом. Девица и пожилая супруга торопливо выходят, а Михаил снова проводит кровью по стеклу, проводница раздраженно закрывает дверь. Михаил остается один, но это его ничуть не огорчает. Он смотрит в окно, пытаясь что-то разглядеть в нем, и тут же еще раз мажет кровью стекло перед собой.
Поезд останавливается на вокзале, а окно в купе Михаила полностью замазано кровью. Его, видимо, устраивает такое положение вещей, и он с чувством выполненного долга собирается на выход. Он дергает дверь, но она не поддается. Эту дверь заперла проводница. Михаил видит, как за окном мимо поезда идут люди, вышедшие из него.
Проводница идет по вагону. За ней следует два милиционера. Подойдя к двери купе, проводница осторожно и быстро ее открывает.
-Вот он - говорит она и пропускает вперед милиционеров. Те проходят, и проводница ждет звуков борьбы, но никакого шума нет, и она тревожно заглядывает в купе. Там стоят два милиционера и стекло купе разбито. По краям оно измазано кровью.
Сцена № 2. Объект №2. Трамвай. Натура. Конец лета. Вечер.
У вокзала стоит трамвай. В него заходят приехавшие в город люди. Они не заглядывают в кабину водителя. Там сидит молодая девушка плотного телосложения. Напротив нее висит огромное зеркало и,.пока трамвай стоит, она занята тем, что разглядывает в зеркало себя. Но зеркало не одно. Вокруг нее - множество маленьких зеркал и, увидев какую-нибудь часть себя в большом, Настя, а эту девушку звали Настя, туг же пытается увидеть эту часть в маленьком.
Но в маленьком она уже не видит всю себя и опять обращается к большому, чтобы увидеть себя целиком. Это занятие сильно ожесточает ее. Как раз настолько чтобы она закрыла двери и тронула трамвай с места. Она чувствует, что трамвай обо что-то ударяется.
Она резко останавливает трамвай и по реакции пассажиров догадывается - она сбила какого-то человека. Настя выскакивает из трамвая и обнаруживает человека, подмятого ею под трамвай. Это - Миша. Он лежит и улыбается Насте. Он несильно придавлен и Насте удается, вытащить его из-под трамвая. Во избежание дальнейшего расследования происшествия она затаскивает Михаила в кабину. Трамвай вновь начинает движение. Михаил радостно пристраивается возле ног Насти, благоговейно прижимаясь к ним.
Сцена № 3. Объект№3. Трамвайный парк. Натура. Конец лета.
Настя выходит из трамвайного парка вместе с Михаилом. Настя не хочет, чтобы они шли дальше вместе, она не знает, какое ей выбрать направление, чтобы Михаилотстал. Михаил самозабвенно следует за ней, куда бы она не собралась идти. Настя останавливается
- Я вас не могу взять к себе домой, - Настя старается говорить жестко, особенно не вглядываясь в Михаила. Михаил уже давно ждет этой фразы, и она его не пугает. Он радостно смеется и делает умильнное выражение лица.
Он начинает размахивать руками и бегать вокруг Насти, имитируя птицу, чуть ли не чирикая. Неожиданно он замирает и валится на землю и там лежит. Настя поражена случившимся. Поведение Михаила задевает ее очень глубоко. Она едва сдерживает рыдания и остервенело ударяет Михаила ногой. Но затем она бросается к нему и принимается жалеть его.
Сцена№ 4. Объект.№4. Комната Насти. Интерьер. Ночь.
Настя с Михаилом проходят к себе в комнату. Они не включают свет и садятся вместе на диван. Молчат. Но тут Михаил начинает говорить.
- Я приехал издалека. Я был в горах. Они настолько красивы, что трудно об этом говорить. Я был раньше в этом городе, а теперь не узнаю его. Я привык взбираться, а здесь взбираться некуда. Мне было так хорошо, что в пору было умирать. Но вместо этого я взбирался на гору, а здесь нет гор и нечего делать вместо того, чтобы умирать.
Миша, пока говорил, встал и ходил по комнате. Тут Настя неожиданно включила свет. Миша замер. По всей комнате висели пустые птичьи клетки. Миша радостно обернулся к Насте
- Значит, я догадался? Ты их всех, я думаю, душила, - и он встревожено оглядел пустующую, заполненную одними клетками комнату, - а куда ты дела их трупики? - спросил он с надеждой на то, что птицы, бывшие ранее в клетках, еще могли быть живы.
Но Настя резко поднялась, подошла к Михаилу и попробовала обнять его. Михаил с силой увернулся от ее объятий и поспешил к дивану, там он из своего рюкзака доставал какие-то фотографии
- Смотри, что у меня есть. Здесь - все горы, где я был. Иди сюда.
Настя очень неохотно подошла и села рядом, но Михаила это не огорчало. Он продолжал с воодушевлением.
- Вот эта скала - "Цапля". Ее так назвали потому, что в основании у нее такое утончение, будто она стоит на одной ноге. А эту скалу называют – «Большая Оспа» потому, что она вся изрыта мелкими воронками. Очень трудна для восхождения. А эта называется коротко - « Киль». Она нависает над тобой, но забраться на нее несложно. Вот здесь - пологий подъем. А, это - вид одного из самых высоких здесь мест. " Пчелиная семья" называется. Видишь, как далеко видно.
Настя поначалу слушала Михаила неохотно, но затем оживилась, рассматривая фотографии, и ее оживление приняло нездоровый оттенок. Ее интересовали не сами фотографии, а что-то другое.
- Послушай, почему ни на одной фотографии нет тебя - Настя с удивлением посмотрела на Мишу. - Ведь все, кто путешествуют- фотографируются. Иначе - зачем делать фотографии?
Миша растерялся и был сбит. Он не ожидал от этой девушки такой подозрительности. Его тронула пристальность Насти, и он сделал попытку к ней приблизиться.
- Видишь ли, я бы хотел, чтобы мои ощущения от этих мест остались бы такими же сильными, какими они были там. Если бы я фотографировал бы себя, я постепенно стал бы рассматривать себя.
Михаил попробовал погладить Настю, но Настя сидела безучастно к нему, и у него опустились руки. Теперь настал черед Насти не замечать того, как Михаилу хочется ее. Ею овладевала жажда действия.
- А мне бы хотелось видеть тебя на фоне этих гор, - Настя встала с дивана и отошла от Михаила, - Я хочу, чтобы ты лег на пол. Я разложу на полу твои фотографии. И ты для меня будешь выглядеть так, будто ты забрался на них. Я хочу видеть, как это было.
Михаил неторопливо поднялся с дивана и лег на середину комнаты. Настя стала раскладывать вокруг него фотографии, ему поначалу нравилось это, но что-то страшное надвигалось на него. Настя уже покрыла фотографиями почти всю поверхность попа вокруг Михаила и подошла к нему. Она стояла над ним, задыхаясь от восторга, глядя на него, как на великого путешественника. Она чувствовала себя готовой служить ему.
Но он был к этому не готов. Он ухватился за нее так же, как это было в трамвае, и прижался к ее ноге.
- Не надо, не надо больше, - заговорил он со страстью - Я не был ни на одной вершине. Я их боялся. Я боялся упасть с них. Я боялся, что они живые и не потерпят меня на себе, того, что они меня уронят. Я уже больше не верю в них, не верю в то, что они существуют. Я верю только в тебя.
Он обнимал Настю и стягивал ее на пол. Настя была поражена его искренностью и не сопротивлялась жадной просьбе пожалеть его. Она охотно гладила его. Фотографии с шумом разлетались вокруг них - так неистово тянулся Михаил к Насте, успевая раздеваться сам. Свет ему мешал и он, нашарив выключатель, погасил его. В темноте уже послышались стоны, и неожиданно образовалось затишье. Настя сказала. - Я этих птиц закапывала живыми.
Сцена№ 5. Объект № 5 Больница. Интерьер. Конец осени.
Настя входит в коридор хирургической клиники. На ней - белый халат. Она обращается к дежурной медсестре.
- Мне к Ропшину, - говорит Настя и волнуется.
- В пятой, - медсестра даже не поднимает голову.
Настя проходит по коридору и входит в палату. В палате лежит всего один густо забинтованный человек, и Настя присаживается к нему на кровать.
- Вы Ропшин? - она пробует разглядеть его через бинты, но ничего не видит. Больной, чуть пошевелившись, слабо кивает головой.
- Вас сбил трамвай нашего парка. Я тоже работаю водителем, - Настя ожидает, как отзовется мужчина на ее слова. Но тот только едва заметно замирает. И Настя продолжает.
- Что вы испытали, когда вас сбил трамвай?
- Я не собираюсь жаловаться, - начинает кричать человек, но Настя мягко гладит его и забинтованный стихает.
- Что вы почувствовали? - повторяет Настя.
- Не помню, - отвечает мужчина чуть слышно и в голосе его слышится потаенная мечтательность. Настя его почти не слушает. Она достает из своей сумочки фотографии и раскладывает их на кровати. На фотографиях фрагменты происшествия, случившегося недавно, кровь на рельсах, запачканный кровью трамвай, искривленное тело, лежащее тут же. Мужчина едва приподнимается и видит эти фотографии. Он ими заворожен и напуган одновременно.
- Вы узнаете меня? - Настя спрашивает слегка вкрадчиво. Мужчина откидывается обратно на подушки. Настя ему неприятна.
- Что вам надо? - он говорит почти грубо.
- Я пришла вам помочь. Я хочу, чтобы вы избежали любых последствий случившегося с вами. Я пришла к вам сама. Меня никто не направлял. Я хочу, чтобы вам было хорошо, несмотря на то, что произошло. Чтобы вам, может быть, даже стало лучше. Человек безграничен в любом случае, даже в несчастье, и меня это глубоко волнует, - на протяжении этой речи Настя незаметно для себя гладит мужчину, заставляя его иногда вздрагивать от ее прикосновений. Мужчина сопит и растроганно затихает, поддаваясь прикосновениям Насти. Насти склоняется над ним.
- Я вас буду только спрашивать, а вы постарайтесь мне отвечать. Поверьте, это необычайно важно и вам, и мне. Вы после всего будете бояться трамваев? - Настя почти шепчет, но мужчина слышит ее и качает отрицательно головой.
- Вы стали уверенней после этого случая?
И опять мужчина качает так же головой.
- Вам было бы лучше, если бы этого всего не было?- тут Настя вся замирает.
- Не знаю.
Ответ мужчины ободряет ее.
- А если бы у вас после всего этого не было бы руки или ноги, что бы вы тогда чувствовали?
Мужчине не нравится ее вопрос, и он равнодушно отвечает, задетый ее бестактностью.
- Я бы не жил тогда.
Настя начинает чувственнее гладить пострадавшего теперь она сознательна в этом. Она хочет сделать ему что-то приятное. Мужчина пытается отстраниться от ее нежности, но у него это не получается. Настя уверенно пользуется его беспомощностью, и он уступает ее напору. Наст это понятно по его глазам, которые она уже научилась различать среди бинтов.
- У вас нет чувства мести к наехавшему на вас водителю?
Забинтованный в который раз отрицательно качает головой. Настя уже что-то нашла в нем, отчего ему стало приятно, и он затаился, невзирая на испытываемые им неудобства.
- Может, вы чего-нибудь сделали, что не позволило вам избежать этого несчастного случая? - Настя шепчет ему на ухо и гладит больного в области паха, под одеялом. Мужчина ищет возможности задержать ее руку и это ему удается. Он ищет ее глаза и, когда находит их, говорит внятно, с болью.
- Я мало прощал.
Его слова прочувствованны. Он надеется на что-то большее, чем простое удовлетворение. Настю не трогает его лиризм. Она находит его незабинтованую руку и засовывает ее себе под юбку, помогая больному быстрее добраться до лучших мест. Но разговор по-прежнему занимает ее.
- А вы бы могли еще раз попасть под мой трамвай'?
Мужчина дает ее руке вновь отправиться под одеяло и вынимает свою руку из-под юбки Насти. Ему трудно сосредоточиться на ком-то, кроме себя. Он ждет немного и кивает положительно головой
Настю невероятно радует его ответ, и она решает отблагодарить собеседника всеми своими силами. Она откидывает одеяло, приспускает на мужчине брюки и, приподняв на себе юбку, Настя садится на низ его живота.
Для мужчины это слишком серьезные ласки, он их не выдерживает. На его бинтах появляется кровь, он шепчет " Не надо" и дальше уже хрипит, содрогаясь.
Для Насти это - полная неожиданность, она не расчитала своих способностей и теперь испугана. Она соскакивает с мужчины, уязвленная его бессилием. Настя с ужасом, озираясь на кровать, спешит выйти из палаты, на ходу поправляя на себе юбку. Фотографии она забывает на полу.
Сцена№ 6 . Объект №6. Интерьер. Ночь.
Саше снится сон. Он стоит на дне выкопанной ямы, а сверху на него сыпется земля. В руках у него маленькая модель самолета и он увлечен тем, что ест его, а не тем, что на него сыпится земля. Саша очень нежно относится к самолету, как будто что-то ждет от него.
Сцена№7. Объект № 7.Город. Натура. Утро. Начало весны.
Саша выходит на улицу из парадной своего дома, и ему очень ярко от слепящего солнца. На нем белый костюм и выглядит он как-то незащищенно, будучи весьма субтильным молодым человеком. Ему очень неуютно и он какое-то время мечется, не зная, куда пойти. Он останавливается и бросается от приступа бессилия на первого прохожего. Он даже не бросается, скорее льнет к нему. Мужчине, на которого он набросился, не повезло, скорее всего, потому, что на нем - тоже светлый костюм. Саша рвет на нем этот костюм. Костюм мешает Саше увидеть в мужчине человека, успокоиться. Но мужчина не тот человек, который может позволить такое глумление над собой. Он пробует отталкивать Сашу и, когда это не приносит успеха, мужчина начинает расчетливо и жестко бить Александра.
Саша даже рад, что на его долю приходится столько препятствий. Он прорывается сквозь эти удары и продолжает рвать костюм. Ему приходиться тяжело, удары дезориентируют его, настигают и, наконец, валят его на асфальт. Однако и мужчине эта победа дается
с большими издержками - Александр почти полностью раздел его.
Мужчине некуда деться от собирающихся вокруг происшествия людей и он спасается от них бегством. Саша лежит на земле избитый и радостный. Он нашел, как сегодня заполнить мир вокруг себя.
Сцена№ 8.0бъект№8. Поле. Лес. Натура. День. Конец весны.
Саша стоит на краю просторного поля и фотографирует пролетающие мимо него самолеты. Он отслеживает с помощью фотоаппарата их траекторию - снимает, когда они приближаются, когда пролетают прямо над ним и, когда удаляются. Отследив так различное состояние двух, трех самолетов в небе, Саша зачехляет фотоаппарат и отправляется в сторону ближайшего леса.
Он идет по лесной дороге и видит идущую по дороге ему навстречу девушку. Саша приобретает плавность движений и уверенность.
Они быстро сближаются. По мере того, как Саша различает лицо девушки, им овладевает желание свернуть с дороги, ускользнуть от встречи с ней. Он чувстует, что все меньше и меньше принадлежит себе. Саша равняется с ней и видит, как тяжело выглядит девушка: у нее тяжелые резкие черты бледного лица, припухшие, давно не спавшие глаза, худые руки бегают по черному плотному платью. Саша уже думает пройти мимо, надеется, что это получится, как девушка мгновенно поворачивается к нему спиной и говорит:
« Снимайте!».
Она заголяет верх спины, и Саша видит на левом плече девушки контур небольшого самолета. Пока Саша раздумывает, в небе уже появляется такой самолет, что вытатуирован на спине девушки. Саша машинально фотографирует предложенную ему картину. Когда самолет пролетает, Настя, а это была Настя. поворачивается к нему, поправляет платье и говорит: " Спасибо, что вы меня сняли. Мне это очень поможет".
Саше не нужно слов благодарности, он хочет уйти, но девушка тревожно вглядывается в него и хватает за руку.
- Я вижу - вам можно рассказать все, что происходит. Мы с Мишей поженились осенью. И по - началу все было хорошо. Миша устроился с помощью своих знакомых инструктором парашютного спорта. Я по-прежнему работала водителем трамвая. Только потом стало происходить что-то неладное. Миша стал приходить домой какой-то злой, подавленный и избегал меня. Но вскоре он мне открылся. Он сказал, что хочет заправить парашют так, .чтобы одна из девушек, которых он тренировал, разбилась. Он хотел это сделать ради своей любви ко мне. Она ему
казалась красивее меня. Я не смогла его отговорить, чтобы он это все делал, я не желала. Я сходила к нему на работу - посмотреть выбранную им жертву. Девушка в самом деле была красива. Мне было трудно понять: Почему она мешает ему жить? Я не могла допустить, чтобы он стал убийцею. Мне пришлось пригласить ее к нам домой, как Миша не был против. Потом мне пришлось самой соблазнять ее, затем предлагать ее ему в постели. Мне было нужно воспользоваться доверием этой девушки, которое я возбудила в ней, чтобы она не испугалась, чтобы ей было хоть немного приятно. Миша набросился на эту девушку, просидев весь вечер особняком, когда заметил, что между нами что-то возникает.
Наутро Миша ушел на работу. Я была спокойна за эту девушку. Но, как это бывает, вскоре он пришел и сообщил, что погубит другую, что она уже мешает ему любить меня.
Я, было, попробовала обвинить его в том, что ему понравилась предыдущая история и он с моей помощью решил подбираться к разным девушкам. Он ничего мне на это не сказал, только стал готовиться к тому, что обещал. Мне ничего не оставалось, как спасать нас уже привычным способом. Когда я привела эту девушку к нам домой, он попытался выгнать ее. Но я не дала ему это сделать и разыграла прямо перед этой девушкой нешуточную страсть к Михаилу. Он не мог устоять передо мной, но и не желал, чтобы девушка только наблюдала за нами. Так и эта девушка стала частью нашей исступленной семьи. Затем все, вроде бы, успокоилось. Но однажды Михаил пришел домой и довольный сообщил мне, что сделает так, что весь самолет с парашютистками упадет, и я уже не смогу помешать ему в этом. Казалось, что он уже ненавидел меня во имя меня. И мне тогда пришло в голову - сделать себе татуировку этого самолета по аналогии с предыдущими
историями. Когда Миша увидел на мне эту татуировку, он пришел в ярость.
Но потом успокоился и потребовал от меня, чтобы я каждый раз присутствовала при подъеме этого самолета в воздух. Таким образом, он хотел уже меня принести в жертву этому самолету. Хорошо, что полеты приходятся на выходные и мне не надо оставлять свою работу. Теперь во время каждого подъема я хожу тут, и это меня начинает подавлять. Я уже настолько слилась воедино с этим самолетом, что представляю с ним единое целое. Он забирает меня к себе. Я теряю себя, помогите мне. Мне надо восстановиться.
Настя с надеждой смотрит на Сашу. Он почти что не слушал ее. Для него впервые за много лет стало ясно, как хорошо вокруг как приятно дышать. Он с легкостью говорит Насте, но смотрит на нее тяжело.
- Заведите себе ребенка.
Саша пробует уйти, он почти бежит от Насти. Настя встревожена его предложением, она растеряна. Она не знает, что же она приобрела, рассказав эту историю. Она догоняет Сашу и пристально спрашивает его.
- Если я рожу ребенка, я наверняка изменюсь, стану непохожей на себя. Я бы хотела, чтобы вы сфотографировали меня до рождения ребенка.
Для Насти Саша не существует, она поглощена одной собой и Сашу обдает дыханием смерти - настолько он ощущает, какой будет мир, когда его, Александра, не будет. И он говорит: "Хорошо".
Сцена№9.Объект №9.Комната Саши. Интерьер. Начало лета. День.
Саша - у себя в мастерской. По стенам его комнаты развешены фотографии. Это снимки самолетов в различной крупности. Приближающиеся - в одной группе снимков, удаляющиеся - в другой. Вся комната будто делает попытку взлететь. Саша наклеивает на стену новые фотографии, сделанные им недавно, размещает по группам. Развесив, он садится на стул посередине комнаты и включает вентилятор,
стоящий напротив.
Он сидит с закрытыми глазами и ощущает, как невесомость разливается у него по телу. Когда раздается звонок в комнате, Саша отключает
вентилятор и идет открывать дверь. За ним входят Настя с Мишей и Саша уже встревожен и напряжен. Настя смотрит фотографии, будто давно ждала возможности оценить их, а Миша смущается и пробует заговорить с Сашей. Он к нему присматривается.
- Вы извините, но нам нужен портрет Насти. Она меня уверяет, что лучше вас это никто не сделает.
Сашу не радует это предложение, его раздражает, что люди могут так бесцеремонно вмешиваться в его мир.
- Вы знаете, я людей не снимаю.
Этот тяжелый обмен любезностями никак не трогает Настю. Она продолжает рассматривать снимки. Миша охотно поддерживает тон беседы.
- Видите ли, вам даже не придется снимать Настю. Насте нужен свой портрет, как она есть, без одежды. И я, как вы понимаете, не хотел бы, чтобы кто-нибудь кроме меня видел ее такой. И поэтому, вы не обессудьте, мы с ней договорились, что у фотографа будут завязаны глаза. Она сказала, что вы будете согласны. Так что перед вами - только технические задачи.
Настя принялась так же, как она рассматривала самолеты, рассматривать Сашу. Миша чувствовал себя неловко, Саша был глубоко удивлен.
- Но в таком случае вы сами все можете сделать. Я вам покажу, как пользоваться аппаратурой.
Миша словно ждал Сашиных возражений.
- Видите ли, Насте важно, чтобы фотографию вообще делали с закрытыми глазами. Так она вообще относится к фотографии. И мы думаем, что вы справитесь этим лучше, чем кто-либо другой. Извините, что так много условий, но это - слишком важный для нас снимок.
Мише было стыдно за то, что они с Настей пренебрегают этим человеком ради себя. Облик Саши глубоко тронул его. Настя уже откровенно смеялась, наблюдая за растеренностью Александра. И именно этот смех заставил Сашу согласиться.
- Хорошо. Где будут происходить съемки? Я думаю, вы об этом тоже договорились.
Сцена №10.Объект № 8 Лес. Натура. Лето. День.
Они - в том же лесу, где Саша впервые встретил Настю. Невдалеке - та же дорога. Они молча и сосредоточенно приступают к обговоренному делу. Саша вынимает и настраивает фотоаппарат, Миша завязывает ему глаза, а Настя раздевается. Саша целиком положился на Мишу и спрашивает у него.
- Где она?
Миша уже сопереживает Саше, тому, насколько ему будет тяжело. Он отвечает грустно
- Тебе надо самому определить это.
Саша привык не возмущаться с этими людьми, но то, что ему приходиться делать, он ощущает, как насилие над собой. Он слышит, как под Настей зашумела трава и наводит туда объектив. Настя видит наведенный на себя объектив и принимается бежать от него. Саша успевает сделать несколько фотографий по ходу ее движения и останавливается. Он совсем удручен. Он не ожидал от Насти такой подачи себя.
- Она что еще и бегать будет?
Мише не нравится жалобный тон Саши. Он сух в обращении с Сашей.
-Да.
Настя остановилась, видя, что ее не снимают. У Саши дрожат от обиды руки, но он вскидывает аппарат и бредет туда, где еще недавно затих топот Настиных ног. Саша почти натыкается на нее, едва успевает щелкнуть затвором, как Настя вновь начинает бежать. Но Саша теперь не останавливается, он делает снимки, пытаясь сориентироваться в беге Насти, который происходит вокруг него. Иногда он падает,
запутавшись, но быстро поднимается и наводит объектив на резкость предполагая новое местопребывание Насти. Он фотографирует на слух и окунается в эту стихию.
Но Насте этого мало. Она видит, как он неловок, как он не поспевает за ее перемещениями. Она то приближается к нему, то удаляется. Она хочет, чтобы он угадал ритм ее бега и уже предупреждал ее появление тут или там. Саше мешает фотоаппарат. Он не успевает навестись на Настю, как она уже срывается с места, где он ее только что обнаружил. Настя отчаивается в том, что может что-то получится. Она
не хочет больше останавливаться, поджидать Александра. Она бросается бежать прочь от Саши, далеко в лес. Саша не хочет
верить, что Настя убежала. Он срывает с себя повязку и нигде ее не видит. Он с досадой переспрашивает Мишу.
- Она что, убежала?
Миша недоволен Сашей. Он видел, как тот не соответствовал Насте. Его злит недогадливость Саши.
- Тебе надо догнать ее. Давай, быстрее. Не стой.
Сашу раздражается Он хочет, чтобы у него хоть что-нибудь получилось. И он пускается вслед за Настей. Миша остается один. Вскоре появляется запыхавшаяся Настя. Она молча одевается, и Миша следит за ней с боязнью. Он не знал, что в его жене есть столько неутоленных чувств. Они не разговаривая, ждут Сашу. Он появляется истерзанный и раздосадованный Фотоаппарат сегодня не помог ему, и он его вертит, как ненужную вещь. Все трое не глядят друг на друга и спешат покинуть это место.
Сцена№11.Объект № 9. Комната Саши. Интерьер. Вечер. Лето.
По стенам Сашиной комнаты висят фотографии, сделанные им в лесу. Это - вспышки света, размазанный контур Насти на фоне на леса, части ее тела, смазанные черты ее лица. Миша входит в комнату Саши без звонка. Видимо, дверь не заперта. К нему, на звук его шагов, выходит Саша. Он только что из проявочной. У него мокрые руки, фартук, он растерян. Миша насмешливо смотрит на фотографии. Он кричит на Сашу.
- Где портрет?
Саша подавлен и этот крик заставляет его заплакать.
- Что вам от меня надо?
Миша видит, что он может сейчас сделать с этим человеком что захочет и ему нравится эта безнаказанность. Он опять кричит.
- Раздевайся.
Саша безропотно подчиняется, как будто это не самое худшее, что он ждал. Миша походит к фотоаппарату, который стоит посередине комнаты на штативе и. Он не смотрит, как раздевается Саша. Тот разделся и теперь ждет, что еще скажет Миша. Миша спрашивает, указывая на фотоаппарат.
- Заряжен?
Саша утвердительно кивает головой.
Сцена№12.Объект № 9. Комната Саши. Интерьер. День. Конец осени.
По стенам Сашиной комнаты теперь висят обгорелые фотографии самолетов. По-видимому, он их как-то поджег, не найдя в них былого утоления своих желаний. Фотоаппарат так же стоит посередине комнаты. Вентилятор установлен на потолке и Саша сидит под ним и ждет, когда к нему кто-нибудь придет. Дверь у него с тех пор не закрывается и поэтому Настя свободно проходит к нему. Саша рад ее видеть, будто
воздух впустили к нему в комнату.
Настя смотрит на Сашу так, будто от него зависит ее судьба. Саша не хочет замечать того, что Настя располнела и припухла. Настя долго не
может смотреть на Сашу, она находит в комнате зеркало и становится напротив него. Саша садится обратно на стул и тихо радуется Насте. Настя говорит, и голос ее звучит глухо.
- Я беременна Саша. Почему ты этого не хочешь замечать? Миша в нашем доме разбил все зеркала. Он приносит в дом еще зеркала и бьет их. Он толчет их осколки и подсыпает мне в еду. Он хочет, чтобы я умерла вместе с будущим ребенком. Это все от того, что ты не сделал тогда мой портрет. Миша бы тогда не боялся меня, он бы верил в мое изображение. А я бы не боялась своего ребенка. Я бы имела возможность любить себя.
Настя с жаром поворачивается к Саше.
- Саша, я хочу, чтобы ты сделал мой портрет сейчас. Я хочу, чтобы не все перешло в этого ребенка, чтобы что-то осталось в этом мире, который еще наш. Я хочу удержать нашу жизнь. Не дать ее забыть. Помоги нам Саша!
Настя уже давно плачет, но Сашу не трогают ее слезы. Он достаточно сделал для счастья этих людей и не его вина, что они несчастны. Он больше не хочет новых историй. Он отворачивается от нее.
- Ты - жена альпиниста. Вот пусть ваши горы и помогут вам. Я, могу тебе помочь. Я могу сделать на твоем животе татуировку гор, Это, должно быть, тебе ближе, чем мои фотографии. Вот у меня и инструменты есть. Смотри
Саша вытаскивает из-под кровати ящик. Его строгий тон сменяется на оживленный. В ящике лежат инструменты для нанесения татуировок. Саша не думает, что Настя будет препятствовать его затее.
Насте становится не по себе от Сашиного предложения. Она отшатывается от ящика. Саша для нее делается ненавистен. Она бросается к зеркалу и роняет его. Зеркало бьется на множество осколков, и Настя хватает один из них и идет с ним на Сашу
- Ты что, смеешься над нами?
Саша уже не боится Настю. Он смеется и уворачивается от нее. Настя останавливается. Ей хочется видеть Сашу мертвым. Саша огорчается оттого, что Настя не хочет бегать за ним. Он подходит к ней.
- Я жалею, что я не женщина и, что этот ребенок не мой ребенок. Я бы на твоем месте был бы только счастлив.
Он говорит очень доверительно, у Насти кусок зеркала валится из рук Она ощущает свою глубокую родственную связь с Сашей. Она прижимается к нему и шепчет.
- Я бы тоже очень хотела, чтобы эта беременность была твоя, и этот ребенок был твой.
Саша осторожно отстраняет Настю от себя, вырывает кусок платья у нее на животе и подтягивает к себе ящик с инструментами. Он уже относится к Насте, как к неодушевленному предмету, достает из ящика карандаш и начинает рисовать на оголенном вздувшимся животе Насти контуры гор. Настя собирается все вытерпеть.
Сцена№ 13. Объект№ 10, Комната Миши. Интерьер. Утро. Конец осени.
Миша не стал искать Настю, когда она пропала. Он вернулся к себе домой, где давно не был, устроил у себя фотопавильон. Он снимает себя на фоне гор. Он позирует в снаряжении альпиниста. Снимает себя "на вершине", " в восхождении'', «над пропастью» - имитирует различные положения человека в горах. Он нажимает на автоспуск. Затем идет к фотоаппарату и вынимает пленку.
Сцена№ 14. Объект№ 10.Комната Миши. Интерьер. Ночь. Начало зимы.
По вечерам Миша сидит с выключенным светом. В один из таких вечеров к нему приходит Настя. Она проходит в комнату и включает свет. Первое, что видит Миша - Настя уже не беременна. Тут что-то рвется в его сознание и он на время теряет его.
Настя ведет себя широко и размашисто. Ей важно поразить воображение Михаила. Она снимает пальто и оказывается в том же платье, что и ушла. Она встает над ним и наклоняется таким образом, что вырванный Сашей кусок платья вываливается и оголяет уже гладкий и ровный живот. На животе вытатуированы контуры гор. Она стоит над ним и смеется, будто от щекотки. Миша открывает глаза и видит рисунок гор на животе у Насти. Он спешит подняться и бежит открывать окно, надеясь выпасть из него.
Настя не ожидала такого воздействия произошедших в себе перемен на Михаила. Она кидается к нему и пытается оттащить его от окна. Ей трудно справиться с ним, он настойчив в своем намерении и она решает удержать его словами.
- Я тебе покажу, где я закопала нашего ребенка.
Михаил останавливается, поворачивается к Насте и неуверенно спрашивает ее
- Где?
Настя подходит к стене и принимается рисовать карандашом для ресниц план улицы города; пустыря и рядом стоящих домов. Ее рука изящно скользит по рисунку, оставляя черный след. Миша стоит у нее за спиной и дрожит от волнения. Он шепчет.
- Я найду это место.
Когда за ним закрывается дверь, Настя страстно прижимается к своему рисунку.
Сцена № 15. Объект№11. Город. Магазин. Натура. День. Зима.
Саша уже давно не фотографирует. Он часто гуляет по городу и, когда видит в небе самолет, плачет. Он проходит мимо витрины одного из магазинов и останавливается, пораженный ею. На витрине - фотография, которой он никогда не делал. Там изображена беременная женщина с вытатуированными на вздутом животе линиями гор Лица женщины не видно и нельзя с твердость сказать, что она - Настя. Саша
вошел в этот магазин и сразу направился к продавщице, обладательнице, что называется, роскошных форм, скрытых почему-то траурной одеждой.
Магазин торгует детскими подержанными вещами: шапочками, платьицами, пальтишками. Саша взволнованно показал рукой на развешенную одежду.
- Что тут у вас?
Женщина слащаво улыбнулась и навалилась животом на прилавок.
- У нас тут комиссионная торговля. Дети растут быстро и скоро вырастают из своей одежды. Так лучше сразу покупать вещи детям в комиссионке, чтобы потом легче было с ними расстаться. Дети вырастают, а вещи остаются.
Саша почти задыхается и хрипит. Он хочет, чтобы больше не было этой продавщицы на свете с ее магазином.
- Давайте, я покупаю у вас все.
Женщина недовольно и недоверчиво пожимает плечами, но Саша уже достает деньги и ей приходиться, негодуя складывать вещи.
Сцена№ 16. Объект № 12. Вышка. Натура. Вечер. Середина весны.
Настя нашла себе занятие. По выходным она прыгает с вышки для парашютистов Она мало похожа на обычных учениц парашютного спорта. Главное, что ее отличает - она прыгает с вышки в черном глухом длинном платье. Настя отталкивается от вышки и повисает на парашюте, тяжелое платье обрушивается вниз и повисает у самой земли. И Настя уже погружается в него. Но этот момент, когда она стоит над землей в невероятно высоком платье, очень важен для нее.
Потом она лежит на земле и видит, как неподвижное платье колышет ветер. Она пугается этой картины и вновь спешит по направлению к вышке. Ей приходиться тащить за собой большое количество разно- функциональной ткани: платье и парашют. Неизвестно, как она взбирается на вышку, но она снова, раскрасневшаяся, стоит на ней и над ее головой медленно колышется парашют. Она уже готова прыгать, но видит внизу под вышкой только что прибежавшего Мишу. Он кричит ей.
- Я только что видел фотографа. Он копает яму на том пустыре, где ты закопала нашего ребенка. Он скоро все узнает. Мы не будем больше одни.
Прокричав все это, он бежит обратно, а Настя теряется от таких новостей. Она понимает одно, что больше прыжков не будет и отцепляет себя от парашюта, рвет платье и бежит вслед за Мишей.
Сцена№ 17. Объект № 13. Пустырь. Натура Ночь. Середина весны.
Саша на пустыре закапывает детскую одежду, которую купил в магазине. Он торопится, ему кажется, что он опаздывает. Ему очень
холодно. Он уже выкопал существенную яму и слышит за собой голос Насти.
- Саша, что ты тут делаешь?
Саша оборачивается и видит перед собой улыбающуюся нехорошей улыбкой Настю. Его охватывает оцепенение. Он трусливо улыбается ей в ответ. Дальше он копать уже не может. Вещи закопать он не успел.
- Я вот тут купил тебе немного одежды. Но тебя нигде нет, и я решил ее закопать. В память о тебе.
Настя заглядывает в яму. Ее раздирают ярость и насмешка. Этот человек продолжает мучить ее.
- Глубоко же ты решил закопать память обо мне. Но почему же одежда такая маленькая? Или ты представлял, что я совсем скукожилась? Примерь ее на себе, лучше в яме, для памяти.
Саша беспокоится, он сваливает одежду в яму и прыгает сам в нее. Он смеется мелким и истеричным смешком. В яме он одевает детские
вещи и они трещат на нем. Настя подсказывает ему, будто это что-то может поправить.
- А ты сними свою одежду. Она тебе мешает.
Саша продолжает визгливо смеяться и слушаться ее. Он снимает с себя одежду, детскую же он рвет в клочья на себе. Вскоре он стоит в яме, окутанный кусками детской одежды. Он уже не смеется, холод и страх задавили его. Настя становится на колени перед ямой. Ее лицо выражает
глубокую нежность. Она не знает, как ее выразить и принимается сыпать выкопанную Сашей землю обратно в яму, прямо на Сашу. Саши хватает только на то, чтобы ползать и метаться по яме.
Подоспевший Миша отталкивает Настю. Он с трудом узнает Сашу полу засыпанного и в детской одежде, протягивает ему руку, чтобы тот выбиралсяю. Чтобы чем - то обрадовать Сашу, Миша кричит веселым голосом.
- В этой яме должен быть наш ребенок. Настя закопала его тут.
Саша застывает от этой новости, и кровь идет у него горлом. Он зовет Настю.
- Настя. Настя.
Поднявшаяся Настя выглядывает из-за Миши, отсраняет его и сыпет на Сашу остальную землю. Саша принимает груз земли, как избавление. Миша удивлен тем, что Саша отказался от его помощи. Он не может без содрогания смотреть, как Настя закапывает Александра. Он ощущает огромный прилив беспомощности и одиночества. Ему больше не на кого надеяться, и он еще больше боится свою жену.
Настя оканчивает закапывать Сашу и оборачивается к Михаилу. Он для нее сейчас некстати.
- А ну неси сюда его фотоаппарат. Будешь меня фотографировать здесь.
Уже просачивается сквозь ночь утро, и Миша опрометью срывается в сторону Сашиной комнаты, боясь ослушаться Настю.
Сцена№ 18. Объект № 9 Комната Саши. Интерьер. Утро. Начало лета.
Миша вбегает в комнату Саши, которая давно стоит не запертой. Но он не ищет здесь фотоаппарат. Его внимание занимает огромная фотография во всю стену. На ней спиной к фотографу стоит девушка. Над нею висит в небе самолет. Спина девушки оголена и на левом плече у нее вытатуирован тот же самолет, что в небе. Это - фотография, сделанная Сашей в лесу и Миша не может не узнать на ней Настю.
Повинуясь неведомому голосу, Миша идет к окну, открывает его и залезает на подоконник. Он не отрывается от фотографии, будто она служит ему пособием для прыжков из окна. Он шагает вниз. Где-то там, он уже не видит этой фотографии.
Сцена№ 19. Объект № 13. Пустырь. Натура. Вечер. Начало лета.
Настя сидит на землю там, где она закопала Александра. Она устала ждать Мишу и не может вернуть обратно Сашу. Быть же одной для нее очень тяжело. Она пробует поковырять землю над Сашей, но вовремя останавливается. Она вспоминает, что Саша - давно только труп. Платье на ней оборвано выше колен, так что ей не приходиться даже задирать его. Она присаживается над свежевскопанной землей и оправляется на нее.
Она поднимается, поправляет платье и уходит, отдав мертвому Саше как-то живую часть себя.
Сцена № 20. Объект № 10. Комната Миши. Интерьер. Ночь. Начало лета.
В комнате Миши горит свет но, Настя не думает встретить здесь Михаила. Ей нужны только какие-то вещи его. Для нее Михаил, в лучшем случае только снаряжение альпиниста. Фотографии, развешенные по стенам останавливают ее. На них - Михаил, стоящий на различных горных вершинах, не скрывающий улыбки победителя, взбирающийся по отвесам всевозможных скал, перегруженный снаряжением альпиниста. На фотографиях - жизнь альпиниста, полная неожиданностей и риска.
Настя вглядывается в фотографии и ее охватывает ярость. Она срывает их со стены, раздирает и чувствует, что не может справиться с этой
ложью. Все фотографии порваны, и она сидит в ворохе бумаги, и слезы продолжают душить ее. Он кричит в пустоту комнаты, будто ее кто - то может слышать.
- Это же монтаж!
Сцена № 21. Объект №14. Железная дорога. Натура. Утро. Лето.
Настя идет вдоль железной дороги. За ее спиной висит рюкзак, из которого торчит ледоруб и другие инструменты для покорителя вершин. Мимо нее проносятся поезда дальнего следования. Настя подолгу провожает взглядом каждый из них, идущий, как в одну, так и в другую сторону.
Сцена № 22. Объект № 14. Железная дорога. Натура. Вечер. Лето.
Настя колотит ледорубом по шпалам. Она выворачивает одну из рельс далеко в сторону от полотна. Возвращается и продолжает бить по шпалам. За ней - уже много таких вывороченных рельс. Настя поднимает голову и видит высоко над собой самолет.
Она смеется ему, как нелепой игрушке.
1998 г.
Свидетельство о публикации №210022601616