О государстве-3

«Государство пухло, а народ хирел» (Ключевский). Если сложим «пухло» и «хирел», то и получим стояние на месте. Все «жизненные соки» государства были брошены на оборонку, в сферу подготовки к войне, которая казалась неизбежной. Особенно после известной речи Черчилля. А потом – после войны в Корее, во Вьетнаме, событий на Кубе, подавления бунтов в Венгрии и Чехословакии. Райган пригрозил нам «звездной войной». Вожди поверили. Мировая политика – игра сил, американцы разжигали милитаристский ажиотаж вождей и загоняли нас в угол. Умные люди России понимали абсурдность этой игры, а сделать ничего не могли. Кроме того, от мировой революции ведь никто не отказывался,  ее просто отложили. «Есть у революции начало, нет у революции конца», – этот лозунг был в силе. Очень нуждались в помощи «толкатели» мировой  революции –  Садам Хусейн, Фидель Кастро, Хайле  Силасие, Эрих Хоннекер, Бабрак Кармаль, дружественные партии в Южной Америке, в Африке и на Северном полюсе. На них истратили миллиарды долларов. Давали в долг, но без отдачи.  Не оставалось у государства ресурсов, чтобы обустроить мирную жизнь граждан. Мирные нужды подождут, здесь хватит  лозунгов, а производство пушек, танков, самолетов, ракет, подводных лодок не подождет (хочешь мира – готовься к войне), распространение влияния в мире не подождет. Народ, живший в бедности,  терпел, даже был счастлив, когда   «косточки со стола» доставались и ему, – как в период прилива нефтяных денег. (Умерь свои потребности – и ты станешь богатым). Он столько пережил в 20 веке (три революции, гражданская война, индустриализация, коллективизация, три голодомора, террор, ГУЛАГ, две войны с Японией, война с Финляндией, две войны с Германией, война с Афганистаном), что был рад пришедшему в дом миру, зарплате в 100-150 рублей, пенсии в 120, путевке в Дом отдыха «Хотьково», от которой отказалась жена начальника. «Государство пухло, а народ хирел». Отсталость мирной экономики России и несусветная бедность народа обнаружились, когда мы вошли в  контакт с Европой и Америкой. Если проехать по провинциальной России, то мы увидим, в каких домах живут многие наши граждане – хибарах времен Петра и Екатерины. Времен крепостного права.
 Но  накопление материальных богатств, укрепление материального благополучия – это всего лишь одна линия развития государства. Наука. Интенсивно развивалась наука, которая служила изобретению нового оружия. Бросили в одну точку все силы и вырвались в космос. О биологии – ее судьба всем известна, как и  судьба философии, как – и экономической науки. Искусство. Хвалебное искусство накапливалось и  совершенствовалось. Но куда теперь этот мусор спрятать? (Шолохов – особое явление.) Спорт. В любом тоталитарном государстве спорт в почете. Вожди любят хвалиться успехами футболистов, хоккеистов, шахматистов. Любому государству, тем более – военизированному, нужен здоровый народ. Медицина и образование Они так же важны, как и спорт. Здесь есть серьезное продвижение вперед. Об этом следует говорить особо. Права и свободы человека и гражданина. Вот где мы далеко откатились назад! А ведь права и свободы – одна из основных линий общественного развития.  «Государство пухло, а народ хирел».
«Невозможно согласиться, что в советский период не было ничего хорошего. Это неправда», – написал Владислав Фельдблюм. И я скажу: невозможно согласиться. В этот период времени («советский» – здесь лишнее) действительно было много хорошего. У народа есть своя жизнь, независимая от тех, кто им правит. Он пляшет и поет, он любит, работает, учится, верит, наслаждается искусством (существует классическое искусство), родину защищает. Американцы не смешивают власть и жизнь народа, а мы всякое хорошее дело приписываем царю или партии. «Под руководством партии народ победил», «под руководством партии народ построил… новую станцию метро» и т.д. А между тем, субъектом истории является народ, а не тот, кто временно или пока его не свергли, сел ему на шею. 13 декабря 2008 г.


«Волки». Советские «волки» перерезали третью часть «стада». Они и своих не щадили. В стране установилось спокойствие. Установилась государственная собственность, всем давали сносный паек. «Овцы» скоро все забыли, стали петь, плясать, сочинять лозунги, стихи, романы, пьесы о главных «волках» и их помощниках.   Певцы Большого театра талантливо тянули величественные песни о Ленине, о Сталине, о Берии. А талантливые кинорежиссеры создавали хватающие за душу фильмы о революции, о вождях, о счастливой жизни в колхозе. И в ГУЛАГе. (Горький возил делегацию интеллектуалов на Соловки и показывал, как советская власть успешно «перековывает» души антисоциальных элементов. Наступило полное «счастье». Но потом обнаружилось, что советские «волки» все «профинтили» – на подготовку к войне, на помощь друзьям по мировой революции, на собственную сладкую жизнь.  Пришел дефицит, были введены талоны. Есть  хочется. Окончилось все перестройкой экономики, политики, духовной  сферы. Скажу больше: окончилось все радикальным общественным переворотом. Однако основную часть госсобственности они взяли в свои руки (новая власть их не тронула) и стали богатеть, честно и бесчестно. В основном, бесчестно.  А что бывшие советские «овцы»? Им тоже дали и свободу – кормитесь сами.  И вот тут обнаружилось, что у них на это нет никаких способностей. Они теперь стонут, кричат, проклинают, призывают. Сегодня они стали смелыми. Сегодня они с умилением говорят о том «блаженном» времени и проклинают время сегодняшнее: «Духовности нет!», «Вокруг низость и подлость!», «Счастливы только волчары!». Мне неприятны эти люди без памяти. Но я их понимаю – все хотят жить. 14 июля 2009 г.

 Гитлер. Не существует «чистых» преступников. Вот господин А. Он хороший семьянин, на работе о нем хорошо отзывались: вежлив, отзывчив и т.д. А по ночам господин А. ходил в парк, выслеживал красивых девушек, насиловал их и убивал. Поймали его, осудили и расстреляли. Никаких положительных характеристик не приняли в расчет.  Вот молодой человек прибыл из Чечни Героем. Школа восхищалась, родители радовались, все были счастливы. Потом город узнал, что этот молодой человек организовал банду, которая останавливала машины, перевозившие деньги, и грабила их. Были жертвы. Никакого героизма суд не учел. Бандитов посадили на долгий срок. С политическими преступниками дело обстоит так же. Что бы там ни делал Гитлер для немцев  (строительство дорог, городов, ликвидация безработицы),  как бы громко «Хайль!» многие из них  ни кричали, –  Нюрнбергский суд всего этого в расчет не принял. Главное – Гитлер совершил чудовищные преступления против человечества, против человечности, против евреев, русских, немцев,  поляков и граждан других государств. Он создал страшные лагеря смерти. Только очень странные люди могут выделять какие-то аспекты в его деятельности, которые якобы свидетельствуют о его государственной мудрости. «Мудрость» преступника остается «мудростью» преступника. Его главным деянием в истории останется Освенцим. Как для Герострата – разрушенный им храм. Назовем другую страну, которой правили такого же типа политики? Отложим до следующего раза.
 
Госкапитализм (в отличие свободного рыночного хозяйства и регулируемого рынка) – это смешанная модель рынка и плана, где государство владеет более 50% ресурсов, фондов, предприятий и пр. Владеет, не просто контролирует. «Ниже» – более или менее вольный бизнес. Ленинский НЭП (похоже, он практикуется в современном Китае) – вариант госкапитализма, но с диктатурой коммунистических вождей. Так я понял классификацию различных типов прокапиталистического хозяйства. Может быть, в чем-то ошибаюсь. Мне показалось, что Вам «люб» китайский вариант, уважаемый Петр. Для меня же он неприемлем прежде всего  потому, что в нем царствуют вожди-деспоты со своей примитивной идеологией, которая навязывается всем и вся с детского возраста. Вся духовная сфера, включая Интернет, у них под жестким контролем. Повсюду висят портреты «мудрейших», на всех политических сборах обязательно единогласное голосование. Примитивизм, дикость. Впрочем, многим это нравится. На вкус, на цвет товарища нет. Я голосую за экономику, в которой имеет место «подъем-кризис». Третий путь сейчас ищут. Этим занят и господин Ф. Отчасти – и Геннадий Твердохлебов. Может, найдут на нашу голову нечто, что будет напоминать вариант экономики фашистской Германии. 6 декабря 2008 г.


Госкапитализм. Господин В. написал: «На самом же деле никакого социализма попросту не было. А был государственный капитализм». Это про советскую систему. Я полагаю, что для госкапитализма все же необходимо наличие частной собственности. Как, например, в современном Китае. Другое дело, что здесь, при госкапитализме,  вся экономическая жизнь находится под тяжелой пятой центральной власти.
 Да, американские политики экономический строй СССР называли госкапитализмом. Но это для того, чтобы уязвить наших вождей. А еще для того, чтобы доказать: «Что бы вы там ни строили – от капитализма не уйдете!».
Вопрос о социализме следует прояснить. Начнем с Маркса. Читаем в «Критике Готской программы»: «Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата». Итак, надо «превратить первое во второе». Но – когда придет время революции? Когда должен наступить  конец революционной диктатуры пролетариата, сколько на это уйдет десятилетий, веков, тысячелетий? Все расплывчато, все неопределенно. Нет конкретики. И вот тут начинает работать теория Маркса номер два – В.И. Ленина.   Теория о революционной ситуации, согласно которой пролетариат, даже не являясь большинством, но имея революционную партию, берет власть в свои руки. Специальный вариант – о возможности построения социализма в одной отдельно взятой стране в условиях капиталистического окружения  и о том, что с отмиранием государства в этих условиях придется подождать. Теперь с неопределенностью покончено? Покончено, но не совсем. И для товарища Сталина осталась работа. Он научил нас, что с продвижением к социализму сопротивление его врагов чрезвычайно возрастет и потребуются  чрезвычайные меры, чтобы его подавить. Коллективизация, террор, ГУЛАГ – прямо вытекают из его теоретической поправки. Здесь два вождя по решительности, бескомпромиссности, оправданию жестокости – близнецы-братья.   Сталин был настроен решительно:  если мировая революция сама не разгорится, ей надо будет помочь. «Мы на гибель всем буржуям мировой пожар раздуем!», «Есть у революции начало, нет у революции конца!», «В наш век все дороги ведут к коммунизму!   –  эти лозунги в известной мере отражали строй его мыслей и линию поведения. Но он не был так наивен, как Троцкий, со своей перманентной революцией, а решил сначала построить крепость, бастион, чтобы  создать крепкий тыл. Создать мощное государство. Для построения социализма – первой ступени коммунизма – требовалось уничтожить последний эксплуататорский класс и «бешеных собак империализма» – всяких там троцкистов и бухаринцев. Сделали.   На XVII съезде партии, «съезде победителей», была поставлена задача  для второй пятилетки (1933-1037) – «Установление социалистического способа производства как единственного способа производства». Задачу выполнили. Так в СССР был построен социализм. Скороспелый, но реальный. Не книжный. И не виртуальный, как теперь говорят.
По  сути, и здесь отступления от Маркса не было, потому что революционная диктатура пролетариата – это насилие, насилие и еще раз насилие. Диктатуру не осуществляют «в белых одеждах». Сначала диктатура потребовалась для уничтожения буржуазии и ее пособников, а потом – для поддержания порядка. Постоянное брожение частнособственнических интересов в народе убить вообще невозможно. Тем более жажду элиты – свободно мыслить. Надо учесть, что потом была страшная война. Но и после войны власть держала народ за горло до самой перестройки. Маркс фантазировал, сидя в кабинете, а жизнь показала, как все надо делать в реальных обстоятельствах.
Некоторые политологи, рассуждая о социализме, указывают на скандинавские и европейские страны как на образцы. Это серьезная ошибка, ибо марксистско-ленинский   
(и сталинский) социализм предусматривает полное упразднение частной собственности. НЭП – это вариант госкапитализма, сегодня это вариант капитализма с китайской спецификой. 26 мая 2009 г.
 


Рецензии