Царь-трава 2. Комментарии

                Тибетская медицина.

Юг Тибетского нагорья ограничен горной системой Гималаев. Растительность этих мест отличается многообразием. Ближе к морю раскинулись тропические вечнозеленые леса с манговыми, коричными и гвоздичными деревьями. Листопадные леса, где в изобилии растет сандаловое дерево, перемежаются с саванными лесами, выше поднимаются дубы, рододендроны, и затем альпийские луга с красивоцветущими видами примул, горечавок, лапчаток и голубых маков. У самой границы вечных снегов цветут живокость, белые маки, эдельвейсы. Общая численность цветковых растений - около 4 тысяч видов, и почти все они находили применение в тибетской медицине.

           На протяжении всей своей истории тибетская медицина была тесно связана с буддизмом. Первые медицинские книги были привезены в Тибет из Китая ещё в седьмом веке. Врачи из Индии, Китая и Персии составляли руководства по врачеванию с учетом всех трех медицинских школ.

          Дошедшая до наших дней традиционная медицина Тибета полностью базируется на индийской медицинской литературе. Основное сочинение по тибетской медицине называется " Чжуд-ши", оно основано на переработках древнейшей индийской книги по врачеванию "Яджур-веде". Бурятские ламы не занимались теорией медицины, но они составляли рецептурные справочники, которые служили практическим руководством по лечению. В основу этих справочников положена традиционная рецептура из третьего тома "Чжуд-ши".
         "Изготовляя благовонные и приятные лекарства из корней, листьев, цветов и плодов растений, тибетские врачеватели излечивали все 404 болезни" - говорится в учебнике тибетской медицины "Тайное восьмичастное учение". Скрытый от непосвященного смысл медицинских текстов, зашифрованные наименования растений, своеобразные названия болезней создает ореол тайны вокруг врачей и медицины. Это делалось для того, чтобы премудрости врачевания не попали в руки тех, кто жаждет обогащения.
           В теоретические основы медицины включены правила нормального образа жизни и режима питания, причины болезней и сопутствующие им факторы, вопросы диагностики, предупреждения болезней и способы их лечения.

           Все лекарственные средства по происхождению делятся на 8 классов:

1. Лекарства из драгоценностей.
2. Лекарства из камней.
3. Лекарства из земли.
4. Лекарства из деревьев: корней, коры, стволов, листьев, цветков и плодов.
5. Лекарства,образуемые соками.
6. Лекарства, приготовленные в отваре.
7. Лекарства из трав.
8. Лекарства из животных.

          Используя диагностические методы, тибетский врач искал причину болезни, он лечил не её проявления и симптомы, а то, чем она была вызвана. Изготовляя лекарства, он делал упор не на то, чтобы устранить следствия, например - унять головную боль, а на то, чтобы убрать те факторы, которые эту боль вызвали.

         В патогенезе всех болезней основную роль играет ветер. Он приносит заболевание, затем концентрирует его в определенном органе, и, наконец, распространяет по всему организму. Одно из условий возникновения вредного ветра -  проявление страсти. Страсть влечет за собой неразумные поступки и, как следствие,нарушение жизненных правил, предписаний, моральных устоев.
         Болезнь ветра, в зависимости от его локализации, может привести к полному или частичному параличу, сколиозу, деформации грудной клетки и конечностей, спазмам мышц, хромоте, умственным расстойствам, отекам и потере сил.

        Причиной возникновения болезней желчи является гнев, болезней слизи - жадность, внутренних болезней - грубая, сырая жирная  пища, подобная яду. Диагноз ставится по пульсу, причем проверяется  пульс каждого канала - кишечника, сердца, почек, всего 18 каналов. Различается пульсация света и пульсация тьмы, пульс ветра, крови, лимфы, жара, отеков и др.
          Признаки благоприятного или летального исхода вычисляются с помощью выкладок астрологического характера.

         В "Чжуд-ши" перечислено 211 лекарственных растений, однако в практике под одним тибетским названием часто использовалось несколько растений, среди них так называемые заменители. Это местные аналоги редких растений, привозимых для изготовления лекарственного сырья из Китая, Непала, Кашмира и островов Индийского океана.

          Королем растений в тибетской медицине считается аконит (борец, шлемник). Его использовали для лечения таких тяжелых заболеваний, как сибирская язва, воспаление лёгких, различные опухоли. Препараты приготовляют из корней. Следует учесть, что всё растение ядовито.
         Токсичность аконита обусловлена содержанием в нем алкалоидов, действующих на центральную нервную систему. Степень ядовитости зависит от возраста растения, климата, почвы. Наиболее ядовит аконит в южных широтах, особенно в период цветения. Больше всего алкалоидов содержится в клубнях. На плодородной садовой почве через несколько поколений аконит становится совершенно безвредным.
         Шаманам были известны и мистические свойства великолепного растения. Его энергетика настолько мощна, что в состоянии закрутить голографическую проекцию пространства и времени в невидимую спираль вокруг цветущего растения. Обычный человек, вдыхая ядовитую пыльцу, теряет пространственную ориентацию, память, сознание. Плутарх рассказывает, как отравились аконитом воины Марка Антония. Они впали в беспамятство и искали что-то под камнями, переворачивая их на своем пути. Шаман же входит в измененное состояние сознания, некоторую разновидность короткого транса, он может увидеть фрагмент своей будущей жизни или пережить какой-то случай из прошлого. 


                Знахарство.

               Магическое врачевание основано на народной медицине. Тысячелетний опыт народов стихийно выработал множество приемов лечения, дающих замечательные результаты. На их почве выросли суеверные магические представления, которые изменили саму практику врачевания и, в свою очередь, породили колдовские действия, часто с изрядной долей шарлатанства.
            Знахарская практика опирается на духов и богов-целителей, имеет особый культовый ритуал, священные тексты заклинаний и молитв. Элементарные приёмы врачевания не всегда оказываются действенными, особенно при внутренних болезнях. Имея недостаточный опыт в их излечении, человек чувствует себя бессильным перед поразившей его  болезнью. Обращаясь к знахарю, он надеется избавиться от недуга с помощью магических средств.

             Во врачебной практике знахаря обычно смешиваются приемы народной медицины с колдовскими действиями. К ним присоединяются заклинания - магические формулы, часто используется особый магический кристалл или камень. Вербальная магия (заговоры, нашептывание) играет, как правило, вспомогательную роль.
           Из народной медицины знахари наиболее полно используют лекарственные растения и препараты из них. Имеются специальные правила, оговаривающие время и место сбора ратений, условия сушки и приготоления отваров, настоек и мазей. От знахаря к его преемнику передаются рецепты травяных сборов и прочие врачебные премудрости. Некоторые бережно сохраняют традиции, другие пробуют новые лекарства, причем не всегда удачно.

          В роду бабки Дамары функции знахарок исполняли те женщины, которые по каким-то причинам не смогли пройти испытание и получить шаманское посвящение. Они изучали комментарий и разъяснения к тибетским трактатам "Чжуд-ши" и медицинским томам "Данджур", которые в 17 веке принесли в Забайкалье буддистские ламы. Шаманки также готовили и пользовались лекарственными препаратами, но они видели их действие гораздо шире и дополняли лечение магическими приемами.


Рецензии