04. Школьный утренник. Апрель1964год
Ещё одна, непридуманная история, апрель1964год.
-Лёва, тебя завуч школы вызывает! Запыхавшись нашла меня, толстушка, староста класса.
-Поправь галстук, опять не глаженный, она встала напротив меня, и с большИм желанием, расправляла красный галстук, из неопределённого материала, который всегда выглядел мятым.
-Хочешь, Лёва, я тебе свой атласный галстук, подарю! Сказала толстушка не сводя с меня глаз.
-Нет, спасибо, ответил я, назойливой старосте. - Нас, всё равно, скоро в комсомол примут!
-Я, вчера возле вашего окна проходила, и слышала как ты играл на гитаре.
-И поёшь красиво,что это за песни?
-Блюз это, негритянские песни, и музыка у них красивая только ты никому не болтай, про меня, сказал я толстушке.
Наши окна выходили на асфальтовую дорогу, и высота их была над уровнем дороги, всего не более метра, и на окнах тогда было принято, ставни покрытые голубой краской.
Никто и никогда не сказал лучше чем, наш русский поэт-гений, Сергей Есенин...,о нашем доме..
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда,—
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
-Я, надеюсь, меня не по этому поводу вызывают? Переспросил я толстушку, чувствуя, что она, что-то знает, но не договаривает!
-К нашей заведующей учебной частью (завуч), идти в кабинет, было страшнее чем в район почты, которую называли ”Тайвань”, где собирались взрослые пацаны, и курили анашу.
-Заходи, сказала завуч, сядь, я сейчас освобожусь, и мы поговорим.
Завуч, была высокой красивой женщиной, я ученик седьмого класса средней школы, уже разбирался в красоте женской.
У девчонок появились округлости, и даже сквозь тёмно-коричневое, невзрачное школьное платье с фартуком, уже была заметна девичья фигура, ноги, всё вдруг стало объектом пристального “нашего” внимания, они, вчерашние “скалки”, и “стиральные доски”, вдруг все ,стали “аппетитными”.
Но, завуча было особенно приятно разглядывать, она не скрывала свой большой бюст, одевала узкие юбки, иногда прозрачную кофточку,”гипЮр”, как называли её кофту девчонки, но разглядывать её без опаски, лучше было только со стороны, и не в её кабинете. Она была очень суровой женщиной, и бестактной.
Завуч могла “влететь” в школьный туалет, и застать курильщиков врасплох, которых она бесжалостно вылавливала и наказывала, заглядывая во все углы школьного туалета, но также и заставала врасплох тех, кто справлял малую и большую нужду! Туалет был азиатского типа, кабинок небыло, без дверей и перегородок.
Мы уже были взрослые, и кто-то из старшеклассников, за её “выходки”, нагрубил ей однажды, за что и вызывали его родителей на ковёр.
Кабинка с дверцей в туалете была одна, для мужчин преподавателей, учителей по пению, и физкультуре, и у них был свой ключ.
-Скоро мы всей страной будем отмечать день рождения нашего любимого вождя, Владимира Ильича Ленина, оторвавшись от бумаг заговорила завуч.
-Мы организовываем в школе 22 апреля школьный утренник, где в честь дедушки Ленина, нам надо придумать, как лучше и достойней отметить его день рождения!
-Мне уже доложили,что ты неплохо поёшь и играешь на гитаре.
-Говорят, что в вашем дворе, оркестр и музыка вечерами, на аккордеоне даже мальчик играет, но мне сказали, что он не в нашей школе учится, продолжала говорить со мной ангельским голосом завуч, что на неё, это было не похоже.
-Совет пионерской дружины и педсовет постановили, чтобы ты Лёва, принял участие в утреннике.
-К нам придут представители из “ГорОНО”(Городской Отдел Народного Образования), и мы кроме стихов , хотим показать музыкальный номер.
-Я, один буду? Спросил я заискивающе и со страхом!
-Я, стесняюсь на сцену выходить, у меня голова кружится, когда на меня сотни глаз смотрят.
-Вы же помните как я “провалился” в прошлом году, когда вышел на сцену, тоже утренник был, и я увидев столько народу, забыл стихотворение, которое вы сами проверяли у меня!
- Я не могу Марья Ивановна, опять на до мной вся школа смеяться будет!
-Хватит! Сегодня, после уроков останешься, и мы в учительской комнате проведём первую репетицию.
Я, мальчика в нашей школе нашла, он и на аккордеоне и на пианино играет!
Вдруг у меня щёлкнула в голове идея.
-У нас, на утреннике будет пианино? Спросил я так громко, что завуч поморщилась от моего крика.
-Да, пока в учительской порепетируете, там пианино стоит, а потом мы на сцену его перетащим.
В школе есть духовой оркестр, возьми сам, послушай мальчиков, и если кто подойдёт скажешь мне.
-Так что, назначаю тебя руководителем музыкального оркестра, пожав мне руку сказала завуч.
-Марья Ивановна, а можно я на английском спою, одну песню!
-Марья Ивановна, вскинула свой взор на меня! Я не отставал со своей идеей!
-Это очень хорошая песня, негритянская, и композитор тоже негр, он слепой!
-Он от тяжёлой жизни, в детстве потерял зрение, и песни у него о тяжёлой жизни негров в Америке.
- Как его фамилия? Спросила она так..невзначай.
-Рей Чарльз! Радостно выдохнул я от восторга произнося это имя.
(и продолжал хитро улыбаясь рассказывать ей о великом музыканте , композиторе и исполнителе и его тяжёлой жизи).
-Лёва, нам что то повеселее надо, сказала Мария Ивановна, всё таки день рождения Ильича.
-Она весёлая, замахал я руками, вам понравится, можно я её буду петь, и тогда, я на всё согласен!
-Хорошо, но вначале выучишь советские песни, и эту обязательно.. ”Взвейтесь кострами, синие ночи, мы пионеры, дети рабочих”.
-Марья Ивановна, мы же её пели в третьем классе, я уже большой опять все смеяться будут пусть её октябрята поют, их всё равно на день рождения Ленина в пионеры будут принимать.
-Так, Лева, если исполнишь эту пионерскую песню, тогда и негритянскую разрешаю.
-Я потом её послушаю. Времени у меня мало, у тебя всего две недели. Приступай!
-После уроков в учительской никого не будет, придут ребята, вот тебе ключ, доверяю, протягивая ключ, сказала Марья Ивановна.
-Когда закончите репетицию, оставишь ключ уборщице, уходя на последний урок, сказала мне Марья Ивановна.
-Светка, обратился я к толстушке-старосте нашего класса, ну кто тебя за язык тянул?
-Мне теперь отдуваться, за твою болтовню. Вот что, ты тоже будешь в моём оркестре играть на бубне!
-Да на школьном бубне, он тоже неплохой инструмент. Не будешь, Марье Ивановне скажу!
-Я ни за чтобы, не согласился, даже если бы в школу родителей вызвали, думал я досиживая последний урок истории, но пианино, это было для меня всё.
Как только я слышал на перемене звуки пианино раздающиеся из учительской, я замирал как вкопанный, очарованный этими волшебными звуками.
Вокруг меня продолжали бегать сверстники, шум, визг девчачий, а я кроме пианино ничего уже не слышал.
По телевизору, часто передавали классическую музыку, играл симфонический оркестр, и пианист на фортепьяно, исполнял сольную партию, слышал часто как играют классику на пианино, и этот фильм “Аппасионата,”
где в который раз показывают по телевизору, перед очередными праздниками задумчивый Владимир Ильич слушает “Аппасионата” Бетховена.
Но меня эта классическая музыка исполняемая на пианино , никогда не волновала.
И вдруг, однажды я услышал по приёмнику, в пятницу ночью, музыку, которую играл на пианино слепой музыкант, чернокожий Рэй Чарльз, как объявил его по радио, мой кумир, радиоведущий Би-Би-Си, Кэш Антоний., с его любимой прибауткой..
-Перед вами, Кеш Антоний,
-Любитель джаза и симфоний,
-Мы будем петь вам,что есть мочи,
-До Московской полуночи.
-А, сейчас я вам включу пластинку, уважаемые ночные слушатели, заговорчески произнёс Кеш Антоний, от которой, все американсие школьники, сходят с ума!
-У вас, сейчас полночь, пожалейте своих близких, и не включайте на полную громкость, ибо сам я не могу удержаться....пропел Кеш Антоний и включил музыку...
Слушайте и вевелитесь!
Ray Charles - Whatd I Say
(я,ссылку приведу позже,когда заинтригую вас читатель, и доведу ваше любопытство, до белого каления!!)
Вот, тогда впервые, в четырнадцатилетнем возрасте услышав эту музыку, я и включил радиопрёмник на полную громкость, и разбудил ночью всю семью, соседей, и даже через дорогу напротив, включили в доме свет, проснувшись от шума, и непонимая, что происходит в нашем доме.
А я заворожённый этой музыкой Рея Чарльза, танцевал и подпевал ему.
Возле учительской, ожидая меня после уроков, собрались ученики- музыканты. И Светка толстуха.
Открыв дверь учительской, и на правах руководителя, я стал знакомиться со своими музыкантами.
-Это ты пианист, спросил я очкарика, который был на два года младше меня, и учился в пятом классе.
-А ты руководитель, нотную грамоту знаешь? Спросил меня очкарик.
-Я, петь буду, а играть ты будешь, и поможешь, чтобы складно было, как начальник подчинённому ответил я.
-Сейчас придут трубач, тромбонист и ударник, я их из духового оркестра вызвал, будем вместе их слушать.
-Согласен? Спросил я очкарика.
Очкарик, услышав, что его фактически музыкальным руководителем назначают, а я всего лишь администратор, был очень доволен, и взялся за дело профессионально.
-Будем разучивать песню “Не спеши”. Музыка Арно Бабаджаняна, стихи Евгения Евтушенко…, взял на себя руководство музыкальным репертуаром, очкарик.
Очкарика звали Миша, Мишка, мы все, его так звали, но он просил звать его Михаил.
-У меня и ноты и текст песни есть, сказал Миша,
-Петь её будешь, хорошая новая песня, сказал обращаясь ко мне Михаил.
-Родителям нравится, значит и Марье Ивановне понравится., сказал по деловому Михаил.
-Ишь, как раскомандовался, вскипел я!
-Я, что тебе Анна Герман?
-Это же женская песня!
-Её уже и мужчины поют, отпарировал Мишка, сам, Муслим Магомаев!
-Сравнил! Я не Магомаев!
-Не беспокойся, на полтона ниже играть будем и вытянешь.
-Я тоже слышал как ты в своём дворе на гитаре дрынкал, а пел неплохо,задобрил меня Миша.
Через две репетиции у нас уже получалось неплохо, и даже Светку –толстуху пристроили с пионерским бубном звенеть в такт.
-Михаил, идём ко мне домой, я покажу тебе, новый магнитофон“ Астра 2”, который мне бабушка на день рождения купила.
-И там дома, я тебе “прокручу”одну песню негритянскую, мне Марья Ивановна разрешила её спеть.
-Миша, я хочу чтобы ты послушал, и партитуры написал для всех.
Мишка был музыкантом от Б-га, и мечтал быть дирижёром, на этом то, я и “поймал” его.
Он с лёгкостью профессионала, несмотря на свой возраст, расписал партитуры для трубы и тромбона, ударника и гитариста, которого мы тоже обнаружили в своей школе. Гитарист- Валерка, тоже ученик шестого класса,был парень современный, и даже сам изготовил электрогитару.
Электорогитара состояла из куска древесины,с двумя рогами, белая коробочка со звукоснимателем, и гриф от обычной гитары, но стОченный и на конце грифа, стояли необычным образом колки гитары, где натягиваются струны, колки стояли в один ряд.
-Ты с ума сошёл, услышав “негритянскую песню”, сказал Мишка.
-Это же, рок-н-ролл!
-Так!, Воскликнул я,
-Кто, руководитель оркестра?
-Я руководитель, и всю ответственность беру на себя!
Я почувствовал, что зря отдал власть Мишке. Из-за этой песни Рея Чарльза, которую я решил спеть на школьном утреннике, я и согласился участвовать и петь дурацкие пионерские песни..”Взвейтесь кострами синие ночи!!”
Я так хотел спеть эту песню, и так хотел чтобы все в школе услышали эту музыку, что просто "заболел" ею, и не принимал, никаких возражений!
Мишка расписал партитуры негритянской песни, и мы начали её разучивать.
В школе, репетировать эту песню нельзя, у Мишки, можно было только тогда, когда его мамы дома нет, у меня можно, но у меня пианино нет, мы играли и я пел, а Мишка прекрасно играл на птанино.!
-Запомните и не подведите меня, просил я свой оркестр...,когда я буду кричать
- ЫЫЫ,вы должны кричать как на магнитофонной записи..А,ааа,
Я буду кричать Оооу, вы повторяйте Оу,О,О, а затем,,,,,
-Ы-Аа, О-Оо, О-Оо, и далее, весь оркестр встаёт, труба, тромбон, гитара все во всю мощь и ты Михаил, соло на пианино выдай так,чтобы всех завести!!
Наступило утро. Марья Ивановна, прослушала накануне на генеральной репетиции нашу песню “Не спеши”, и занудную, коллективную пионерскую песню.
Про негритянскую песню Марья Ивановна забыла, а я не напоминал, чтобы то, первое разрешение, которое она дала мне авансом, не прослушав песню, действовало, и имело силу.
Светке я сказал, что если она проболтается, то на Первое мая, я её на вечеринку не приглашу, где впервые решили собраться у меня дома одноклассники.
Так как только у меня был магнитофон, самые современные мелодии и песни на кассете, я собрал специально для этого вечера.
Мои родители, собрались сами в гости, и не запрещали нам молодым, собраться вечером и потанцевать.
Как и обещала завуч, на утреннике собрался весь цвет школы, наши учителя во главе с директором, и мужчина не старый лет сорока, представитель ГорОНО.
Вся наша школьная элита, сидела на первом ряду, а за ними все ученики школы, как в хорошем кинозале, все места были заняты.
Ученики на сцене, читали стихи посвящённые Владимиру Ильичу Ленину, даже октябрята участвовали.
Мы наблюдали за кулисами, скучные лица учеников, которым все эти стихи изрядно надоели уже в школьной программе.
На сцену поднялась сама завуч, и обращаясь не к залу, а к представителю ГорОНО, объявила, что ученики школы под её личным руководством приготовили музыкальные номера.
Мы в спешном порядке, установили барабан и тарелку для ударника, нотные стойки для нашего оркестра. Светку я поставил с собою рядом,чтобы подпевала и звенела в пионерский бубен.
Я с собой тоже взял простую гитару, на непредвиденный случай, гитара стояла возле пианино.
Проверили микрофон, усилитель электрогитары, и занавес открылся.
Пионерскую песню ”Взвейтесь кострами”, слушал только первый ряд учителей, а ученики, о чём то беседовали и переговаривались между собой!
-Ну ничего, вы у меня сейчас хором все запоёте, ожидал я момента думая о негритянской песне.
Светка объявила следующую песню.
-”Не спеши", музыка, Арно Бабаджаняна.
Песня хорошая, и исполняли музыканты её хорошо, а спел я её ужасно, ибо думал не о этой песне и её содержании, а о негритянской!!
Этой песней и должен был закончиться утренник, по сценарию, но я не дал закрыть занавес сцены.
-А, сейчас, по разрешению Марьи Ивановны, объявил я наш оркестр исполнит народную негритянскую песню.
-Марья Ивановна, хотела запретить, но представитель ГорОНО заинтересовался, что это за народная негритянская песня?
Марья Ивановна махнула рукой и я кивнув всем участникам и сам взяв свою гитару в руки начал исполнять песню!
https://www.youtube.com/watch?v=CK2RmBwy-ik
Ray Charles - What'd I say
И тут моя мечта свершилось!!!
ВСЯ ШКОЛА, ахнула, и ученики старших классов стали подхлопывать!
Через минуту, все кричали и подпевали, а когда я дошёл до припева..
ЫЫЫ, А,,,ааа,
Я кричал Оооу, вся школа повторяла Оу,О,О,
Ы-А,...О-Оо, О-Оо, и далее весь оркестр как я и просил стал на дыбы, труба, тромбон, гитара все играли во всю мощь, и Мишка в азарте бил по клавишам, как заправский рок-н-рольщик.
Светка непонятно чем трясла, то ли бубном то ли задом.
Вся школа ревела, и даже учителя начали хлопать в такт. Хлопал и представитель ГорОНО.
Нас не хотели отпускать со сцены, и только грозный окрик завуча, заставил учеников школы притихнуть.
Утренник закончился.
Директор школы, как только проводил представителя ГорОНО, приказал найти меня и привести в кабинет.
Завуч, схватила меня за шиворот и потащила в кабинет директора, хотя я и не сопротивлялся.
Я сразу признался, что это только моя инициатива, и что я им также как и со сцены всем сказал, что завуч эту негритянскую песню разрешила.
Поэтому, они играли, и вся ответственность на мне, сказал я гордо, счастливый тем, что теперь, вся школа знает Рея Чарльза, и я прославился на всю школу.
-Ты исключён из школы! Сказал мне директор, и больше в школу не приходи!
На улице меня встречала школа как героя! Все кричали, просили магнитофонную запись этой песни, девчонки крутились заигрывая со мной, но такого печального исхода я не ожидал!
Первой кому я рассказал, исключение из школы это была моя Бабушка.
Вначале реакция её была, страх и отчаяние за внука, а через пару минут, когда я включил магнитофон с этой песней Бабушке, мы с ней вдвоём так смеялись аж до упаду, когда я рассказал ей, что я там на сцене вытворял!
Через три дня, моего папу вызвал в школу директор и сказал,что им звонили из ГорОНО, и просили за твоего сына. Только под давлением вышестоящей организации, мы восстанавливаем вашего сына в школе.
Значит, Представителю ГорОНО понравилась твоя песня, сказал мне папа, но больше в школе, да ещё в день рождения Ленина, не пой негритянских песен!
Но я знал, что Бабуся пошла в ГорОНО, нашла там этого представителя и попросила помочь внуку.
Вечером, довольный тем, что завтра я снова пойду в школу, я вновь включил магнитофон с моей любимой песней, которую и сегодня включаю с большим удовольствием!!
https://www.youtube.com/watch?v=HAjeSS3kktA
P.S.
«What’d I Say» — сингл Рэя Чарльза, выпущенный им в 1959 году. Эта песня заняла 10 место в списке «Rolling Stone’s List of the 500 Greatest Songs of All Time».
В 2002 году песня была включена в Библиотеку Конгресса США. Песня также упоминается, как одна из 500 песен, которые потрясли рок-н-ролл.
КОНЕЦ.
Свидетельство о публикации №210022701400