Из архива. Космический телескоп

КОСМИЧЕСКИЙ ТЕЛЕСКОП

Л.П.Черненко

ММО ОИЯИ, Франковская лаборатория нейтронной физики, г. Дубна, Россия

ПРОЕКТ

Автор надеется поставить задачу фундаментальной космонавтике исходя из опыта исследований в физике элементарных частиц. Еще живы исследователи принимавшие участие в первом международном эксперименте ЦЕРН-ОИЯИ на базе У-70 (Серпуховский ускоритель). Они не только живы, но и находятся в добром здравии (Слава Тебе Господи и дай им Бог здоровья). Спектрометр, на котором шли эксперименты, был построен на базе искровых камер с импульсным управлением помещавшихся в большом магните объемом 5 куб. метров. Существуют материалы описывающие соответствующую технологию и специалисты, которые имели к этому отношение, ждут востребованности.

К чему автор все это приводит? Представьте себе, пока без магнитов, работающую пару сборок из искровых камер упомянутого спектрометра, который в аббревиатуре назывался МИС. Пусть два таких искровых телескопа сориентированы по одной оси на космических станциях. Следует заметить, что вес искрового спектрометра (ИС) приемлем с точки зрения транспортировки на орбиту. Даже МИС мог бы быть сооружен на орбите, если решить проблему энергопитания магнита. Все остальное достаточно практично по капитальным вложениям. МИС на У-70 всегда выигрывал своей простотой и практичностью. Думаю, что старт мысли автора понятен школьникам.

Для того, чтобы сориентировать такой космический телескоп (КТ) на звездный объект много догадываться не надо. Однако, если строительство Тэватрона в США затянется на долгие годы в силу финансово емкости, можно вернуться к соответствующей физике высоких энергий на космических лучах и более того, если природа подарит три-пять событий с энергией пронизывающих частиц гораздо выше, чем на проектируемых ускорителях, то это будет очередным триумфом фундаментальной физики. В этом нет сомнений. Светосилу телескопа можно менять расстоянием от ИС-1 до ИС-2. Между ИС-1 и ИС-2 могут быть размещены тела типа Луны и тогда возможно просвечивание тел с регистрацией совпадающих событий. Этот поворот применения ИС связанный с физикой нейтрино полезен как для физики тел космического масштаба, так и для самой физики нейтрино. Применение ИС могло бы дополнить эксперименты по нейтринной астрономии на подземных нейтринных станциях.

Применение пары МИС-1 и МИС-2 на орбите могло бы позволить проверить спектр космических частиц по энергиям. Кстати, из-за космического холода применение сверхпроводящих магнитов экономично. Автор надеется, что постановка практической задачи привлечет внимание молодых ученых к моделированию КТ. А чтобы увлечь молодые умы впечатлительной наглядностью метода искровых камер, стоит разработать своеобразный видео показ на основе отснятых фотографий на бывшем МИС на У-70. Его можно сделать цветным в точной копии с тем, что было видно автору невооруженным взглядом в шатре фоторегистраторов МИС. Полезность цветного кино связана еще и с тем, что моделирование свечения искры позволит в последствие разработать новые методы распознавания образов регистрируемых событий КТ.

Этой заметкой не исчерпывается фантазия автора по поводу КТ. Считаю своим долгом поблагодарить проф. А.А.Тяпкина, своего первого учителя-экспериментатора В.В.Вишнякова и слесаря КИП Б.М.Антонова, с которыми автор работал много в методе искровых камер. А так же многочисленных коллег с бывшего МИС на У-70 автор помнит с благодарностью.

АБЕРРАЦИЯ В ТРАЕКТОРИЯХ КОСМИЧЕСКИХ ЧАСТИЦ

Известна аберрация света в атмосфере Земли. Аналогично должна быть аберрация в темной материи обнаруживаемая по траекториям космических частиц в космосе. По ней могут быть прокалиброваны многие константы физики и найден путь к уточнению фундаментальных констант. Траектории заряженных частиц регистрируемых КТ могут быть определены с высокой точностью за счет хорошей координатной точности в искровых камерах. Холод делает пропорциональный режим работы газовых камер проблематичным, тогда как в искровых камерах возможен механизм памяти обнаруженный автором в его студенческой дипломной работе.

Если ИС наполнять смесью гелия с несколькими процентами водорода в примеси к основному газу, то метастабильные атомы гелия обогащенные в смеси очищающим полем пред пробойной величины и находящиеся на траектории космической частицы, живут долго и обеспечивают режим памяти для регистрации частиц. Это происходит благодаря снятию возбуждения атомов гелия при столкновении с молекулой водорода с образованием электрона в газовой смеси, который при прикладывании запаздывающего импульса высокого напряжения инициирует искру. Значение дипломной работы автора в этом случае неоценимо. По видимому этот механизм уникальный для использования в КТ.

Таким образом, с данного предложения начинается новая эпоха физики космических частиц. В таком подходе ожидается найти отклонения от ньютоновских законов за счет трения в темной материи. Нарушится привычный принцип: сила действия равна силе противодействия. Элементарный акт взаимодействия предстанет нелокальным. Причинность в физике элементарных частиц восторжествует. Понятие одновременности станет абсолютным, что позволит синхронизовать сигналы в "инерциальных" системах отсчета движущихся с разными скоростями. Парадокс близнецов разрешиться. И многие опыты по проверке специальной теории относительности (СТО) станут возможны в линейном порядке отношения скорости объекта к скорости света. Можно будет оценить новый предел по скорости, который ожидается выше, чем скорость света в вакууме известная до сих пор. Для увеличения масштабов Вселенной появится возможность связанная с новой нормировкой констант. Вселенная раздвинет границы и могут быть обнаружены новые Миры. Эквивалентность инертной и тяготеющей массы нарушится. Перечислению пунктов ревизии представлений не хватит места в данной авторской заметке, поэтому он решается объявить данную "затравку" на странице ИНТЕРНЕТа, чтобы его последователи могли продолжить тему. Идите и обрящете ...

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ НА ТВОРЕНИЕ ...

Почему автор придерживается Веры в Божественное творение? Это трудно объяснить, но писать об этом стоит. Мои впечатления ранние осознанного возврата к Вере связаны всегда с огромной силы впечатлениями. Ум человека до поры до времени находится, как правило, в спячке подготовительного периода, который может ничем не окончиться. Автор имеет в виду окончание в виде яркого результата способного всколыхнуть собрата. Первыми впечатлениями сильными, как озарения, были взгляд на небо, которое светило звездами. Это было в школьный период и автор сказал себе (он уже знал имя Ньютона), что он должен повторить его путь. Как это символично! Великие имена давали стимул к подвигам.

Автор в ту незабвенную ночь лирических настроений и был рожден физиком, хотя еще долго не понимал в ней толк. Не понимал он в ней толк, например, когда отвечал на четкий вопрос профессора М.Г.Мещерякова, в чем же состоит смысл изотоп инвариантности. Отвечая как математик в духе групповых свойств теории изо спина, он получил сниженный балл. Это напрягало недоуменным вопросом, что же собственно не устраивает профессора? С этим же вопросом история повторилась и на экзамене по специальности, когда профессор С.М.Коренченко снизил балл автору на экзамене.

Но вот и другой эффект положительный, но от "пряника". Профессор Б.М.Понтекорво поставил высший балл за четкое знание постановки опыта по нарушению Р-четности. Это приятно грело и подготавливало к пониманию проблемы в исключительности закона нарушения СР-чётности на К-мезонах. И только совсем недавно (не прошло и года с данного момента), слушая обзор Гапонова по состоянию экспериментов проверяющих теорию элементарных частиц на нейтронах, автору бросилось в глаза, что точность в проверке СР-симметрии на нейтронах наихудшая из всех других упоминавшихся. Тут было озарение тем простым соображением, что как и в К-мезонах должна быть по изоспину ситуация аналогичная с К-мезонами, когда нейтрон не есть чистое состояние.

Микроусилитель сознания уже работал к этому времени, так как автор фантазировал на дорожках и с друзьями о "короткоживущих" и "долгоживущих" нейтронах. Не было только совокупности озарения, так как теперь, когда уже автор мог не только фантазировать, но и указать на конкретную постановку опыта. Какое счастье, что он сохранил еще и студенческие конспекты, где экспрессно была изложена физика элементарных частиц его кумирами на состояние того времени. Важным мобилизующим фактором было еще и положение автора, когда требовалось вырваться из вакуума деятельности. Ему явно не удавалось получить удовлетворение в опубликовании серьезной заявки на решение методической задачи. Он слишком замахнулся на авторитет классиков науки. Ввел даже представление о некоем парадоксе. Что ж тут, надо было "быть или не быть".

Автор не теоретик по опыту работы, но страсть к теоретизированию у него еще со студенческой скамьи. При распределении на кафедры не учли его страсть к математическим дисциплинам. За что он "мстил" своеобразным образом, пристально подглядывая в семинары теоретической лаборатории. Всячески издеваясь над собратом из этого сектора науки, он воспитал в себе ответственность за то, что следует слушать и чем можно пренебречь до поры. Микроусилитель сознания напряженно работал и автор удивлялся иногда, как он, например, осмелился вступить в спор с мэтром теоретической мысли на одном из семинаров в теорлаборатории, когда докладывались очень интуитивные соображения. Автора техника расчетов не интересовала, так как он знал уже четко технологию вычислительных процессов. Да и метаматематические упражнения не оставлял, доведя их до состояния, когда по хорошему введению в монографии схватывал основное содержание. Как же? Профессор А.А.Тяпкин преподал однажды трепку при формировании рукописи дипломной работы. Автор, при явном научном результате, умудрился введение представить бледным.

Эти этюдные наброски еще не могут отразить всей полноты картины Божьего озарения, когда Мир вдруг открывается таким удивительно красивым по стройности в интегрированном знании. Многому находится место, что раньше выглядело пустопорожним. Ты осознаешь себя Богу подобным. Как же не придерживаться в высказываниях этому чудесному состоянию всесильного Духа. Так что пусть автора простят за его грехи, но они далеки от того, чтобы чувствовать гордыню слащавой упоенности. Истинно преклоняюсь за это перед Силой Духа Святого Иисуса Христа Сына Божьего.


12 апреля 2001 г.
23:30:00.00 +400
г. Дубна


Рецензии