О государстве-4

 Всякая идея может свести человека с ума. Государственническая, национальная, религиозная, либеральная. Иной человек болен манией преследования. Он прячется в темном углу, закрывает дверь на несколько замков, дрожит от всякого шороха. На идее сверхсильного государства многие  у нас помешались. Все в мире – наши враги, дипломатию долой. Даешь оружие, оружие, оружие!  У нас только два союзника – армия и флот!

 Не избежал этого помешательства и А. Зиновьев, известный философ. «Советская государственность была вершиной эволюции русской идеи – вершиной, по достижении которой начался спад…Все лучшее, чего достиг русский народ на протяжении своей истории, в советский период было сохранено и приумножено», –  написал он. И воспевать бы ему надо было это «все лучшее», а не дискредитировать и мешать с грязью в своих сатирических книгах. Когда ему стало невыносимо от этого «лучшего», он уехал на Запад, где все «худшее». И тогда с его сознанием что-то случилось. Здесь явная психическая ненормальность. О «вершине». Зачем карабкаться на «вершину», на которой нельзя устоять, удержаться? Любым способом – выше, выше, выше! По головам, по трупам, поссорившись со всем миром, спровоцировав войну! Деспотическое государство – это преступное государство, это не та «вершина», которая нужна России. К совершенной государственности мы должны идти  спокойно, уверенно, подтягивая все тылы, без репрессий, без удушения свободы. Разумно балансируя на мировой арене, никому не угрожая, развивая экономическое, научное и культурное партнерство. Больше работать умом и дипломатией. И ни на какую «вершину» к определенному сроку нам забираться не следует, к ней надо идти вечно,  потому что жизнь вечна. Это понимают сегодняшние наши лидеры. Честь им и хвала. 

Существует еще «катастрофное сознание» –  это  когда некоему гражданину непрерывно  снятся катастрофы. Он регистрируется на форуме и пророчит нам гибель в 2012-м, в 2020-м или в 2050-м году. Нас ждет обледенение, нас ждет наводнение, смещение земной оси. Падение на землю огромного метеорита. И отдельные либералы сходят с ума. Вот Валерия Новодворская – уважаемы мною человек, которую мучила советская власть, мучили все, кто имеет какое-то отношение к государству. Для нее Путин – тиран. Ей снятся не катастрофы, а провокации спецслужб. Это тоже вариант «катастрофного сознания». Я тоже либерал, однако убежден, что свободы возможна только в рамках государства, способного  защитить ее. Свобода вне государства – это анархия, которой искусно пользуются асоциальные элементы – взяточники, воры, коррупционеры, бандиты.

О ситуации в мире.  К концу XXI века Китай, с его двухмиллиардным населением станет сильнейшим государством планеты. Ему нужна будет земля. Где она лежит? Немного севернее. Я слышал такую шутку: «Китайцы пойдут на нас небольшими кучками по одному миллиону. И никакое оружие их не остановит». В самом деле, не станем же мы стрелять по безоружным! Вооруженные люди придут позже. Такая перспектива не исключена. К Америке же нашу землю не «прицепить», потому что нас разделяет вода. К тому же существование демократической Росси для нее не будет представлять опасности, более того – явится серьезным препятствием для реализации возможных китайских амбиций.  А двухмиллиардный Китай, поднявший свою вооруженную мощь до уровня сверхдержавы, будет опасен для всех. Вывод напрашивается: все те, кто разжигает злобу к Америке и толкает ее на союз с Восточным великаном (у них там уже что-то намечается), являются врагами России, сознательно или по невежеству. В политике  надо уметь хорошо пользоваться операциями сложения и вычитания. Мир держится на равновесии сил.

Еще Зиновьев: «Моя позиция рассчитана на людей умных, мужественных. Морально стойких, людей, способных к смертельной борьбе. Найдутся такие люди в России – Россия выживет и окрепнет». Чуть выше он говорил, что Россия исчезнет с политической карты мира, что «нет никаких обнадеживающих перспектив». Все перемешалось в голове философа, ставшего в позу пророка. Нужны ли для защиты страны «люди, способные к смертельной борьбе»? Нужны, конечно, но сегодня этого мало, очень мало. Террористы (для них рецепты философа подходят более всего) «способны к смертельной борьбе», но где они? Они прячутся по углам. В неменьшей степени сегодня нужны ум, хорошая дипломатия и умение воевать дистанционно, без вхождения в соприкосновение с противником. А если говорить о термоядерной войне, то «стратег» Зиновьев устарел абсолютно. Что касается мужественных людей, то их надо вырастить. Как? Во всяком случае, не в сталинских лагерях и не в условиях террора. Первым условием, при котором граждане в «смертельной борьбе» будут готовы защищать свою родину, является тот факт, что управляют ею не вурдалаки, не революционеры, не убийцы, не тюремщики, от которых потом солдаты и офицеры побегут сдаваться в плен, а политики, в мирное время успешно защищающие их жизнь. Воевать со всеми – это бесперспективно, воевать с противником, во много раз превосходящим нас по силе, тоже бесперспективно. Лучший способ подготовки к войне (кроме создания вооруженных сил) – не ошибиться в союзниках, а еще лучший – сделать все, чтобы война стала невозможной.  8 сентября 2009 г.
 
Государство. Тема благодатная для размышлений. «От ничего к государству» – предложил господин И. «От ничего» - не выйдет ничего, нужен материал, а материал всегда имеет качество. Нужна идея. Всякий общественный институт рождается из определенной общественной потребности. Какая потребность родила государство? Можно предположить: первоначально – потребность в безопасности. Семья, племя, нация – любой коллектив – всегда нуждались в безопасности, внутренней и внешней. (Для удовлетворения потребности в пище, возникло производство, чтобы продолжить род, эволюция создала семью.)
Как все было в истории? Тут есть разные предположения, разные «гадания». Рассмотрим некоторые из них. По Фрейду, в первобытной семье сильный и свирепый отец всех держал в подчинении, а женщин «обеспечивал» любовью. При случае отбивал нападения недружелюбного соседа. Возмутившись чрезмерной претензией отца на любовь, сыновья сговорились, убили его и съели. Был избран племенной вождь – он ограничил произвол сильного. Появился элемент права. Инцест строго запрещен. Вожди, воеводы, князья, государи стояли во главе племенных союзов и свой объект власти называли воеводством, княжеством, государством. Однако в основе всех человеческих объединений, по теории Фрейда, лежит самое сильное природное чувство, видоизмененное, сублимированное – либидо.  Лежит природная сила, которую на закате творчества великий ученый назвал Эросом. 

Гоббс. В «естественном состоянии» нет «твоего» и «моего. Но хотя человек по природе своей не зол, он, однако,  вступает в борьбу со всеми. Ведь его действия ничем не ограничены. «Человеческая жизнь, – пишет Гоббс, – может быть сравнима с состязанием в беге… единственная цель и единственная награда каждого из участников, это – оказаться впереди своих конкурентов». Начинается «война всех против всех». Гражданская война – самое большое общественное зло – делает жизнь невыносимой. Из-за страха смерти люди склоняются к миру, а «разум подсказывает подходящие условия мира, на основе которых люди могут прийти к соглашению». Результат такого соглашения и есть государство. В государстве все граждане живут по закону. Главный труд великого английского философа – «Левиафан».
 
Руссо. В первобытной общине, в условиях «естественного права» разные по физическим данным люди, неравные люди, жили в полном взаимопонимании и доброжелательности. Но пришел некто и сказал: «Это – мое!». Другой повторил. Началось разделение, расслоение, появилось неравенство. Началась война, жестокая, бескомпромиссная. И богатые предложили бедным заключить договор. Так появилось государство, утвердившее, узаконившее неравенство. Третьей ступенью общественного неравенства был переход от правомерной власти (от «Договора») к власти деспотической, основанной на произволе. Главная работа Руссо – «Об общественном договоре…».

Гегель. Государство – продукт объективации абсолютного духа. Точнее – нравственной идеи. После абстрактного права и морали дух переходит в сферу нравственности: семья, общество государство. Государство – самая высокая и глубокая нравственная категория. Оно не возникает, как учил Руссо, вследствие Договора между гражданами, чтобы спастись от взаимного истребления. Его происхождение лежит глубже. Оно выражает не общую волю, а всеобщую волю. Оно – шествие Бога в мире. Французская революция являлась выражение воли всех, а все захотели абстрактной свободы – как хаоса, как анархии. Поэтому революция и вылилась во всеобщий террор, когда головы срезали так же легко, как срезают кочан капусты. И все же у Гегеля государство – продукт разума, отнюдь не Бога как правителя мира, который требует от граждан бездумного подчинения. Его позиция предусматривает жесткое ограничение власти кайзера и значительные гражданские свободы.

Маркс. Происхождение государства – классовое. Исчезнут классы – исчезнет и государство, отомрет, уснет…  «А если не исчезнут?» – спросим мы.  Конечно, классы (сословия, профессиональные и прочие группы) прямо или косвенно участвуют в гонке за власть, а завоевав ее,  – лоббируют свои интересы. Однако они не становятся, как полагал классик, обязательно во враждебное отношение к тем, кто «проиграл» – обе стороны  сотрудничают, вынуждены сотрудничать. Это показал и доказал политический опыт т.н. цивилизованных стран. Классовые битвы там всегда оканчивались классовым миром. Это первое. И второе: попытка посадить на шею общества пролетариат – класс неподготовленный, неспособный понять процессы жизни и управлять обществом, очень похожа на бред не совсем здорового человека. И не случайно на практике за спиной пролетариата встали люди, очень похожие на террористов. Ныне банкротство идеи диктатуры пролетариата стало очевидным. Частная собственность доказала свое право на существование – неизбежно останется и деление общества на тех, кто владеет средствами производства и руководит производством, и на тех, кто нанимается на работу. В этих условиях государству работа всегда найдется. Классовые интересы государство, конечно, защищает – не стану этого отрицать. Но, мне кажется, защита интереса национального, общенационального, следует поставить впереди.
Нужна нашему государству национальная идея? Давайте обозначим ее так: стремление к материальному благополучию. Но к этому идет весь мир! Давайте назовем ее так: стремление к безопасности. И без этого никто не обходится! От успехов в науке и искусстве, нравственном совершенствовании народа не откажется любое государство.  Трудно найти чисто свое.  У нас граждане много пьют – может быть, здесь отличимся? Известны наши склонности – увильнуть от работы, украсть, материться, пресмыкаться перед властью –  есть шанс пойти еще дальше. Православная идея. Наш патриарх очень старается, чтобы сделать ее основной. Но вот беда –  религия у нас отделена от государства по Конституции. Будем искать свою национальную идею и дальше, опасаясь снова «соскользнуть» к коммунизму или, не приведи Бог, увлечься нацизмом. . 19 июня 2009 г.
 

Государство. Господину И. По Руссо, государство – продукт Договора. Гегель категорически против. Государство Руссо неустойчиво, в нем постоянно народ бунтует, переделывает его и страдает от бесконечных переделок, - утверждает великий немецкий философ. И в пример приводит Французскую революцию, которая реализовала идею Руссо.  По Гегелю, когда мы приходим в мир, государство уже есть. В нем есть некое субстанциальное начало, которое существует от века, существует до всех нас, и Договор в нем главной роли не играет. Это понятно: ведь у Гегеля Абсолютный Разум правит миром, а человеческий разум должен усвоить его поступь (теперь говорят: алгоритм) в мире и в соответствии с этой «поступью» строить свои институты. А Бердяев в полемике с большевиками утверждал: в государстве есть мистическое начало и строить его по прихоти народных масс, используя систему выборов, - значит, разрушать его. На каком принципе основано современное Российское государство – вопрос интересный.
И еще. Я знаю, что между национализмом и нацизмом есть разница. Однако я не считаю, что «это очень далекие друг от друга вещи». Национализм и нацизм стоят рядом, локоть к локтю. Они питают друг друга, взаимопереходят. И при случае идут одной колонной. Большая река начинается с маленького ручейка. 25 июня 2009 г.
 

Уважаемый Игорь! Очень жаль, что мы по-разному понимаем то, что произошло в России в конце 90-х. Да, куда ни ткни пальцем – всюду коммунисты и их приспешники. Их было 19 миллионов 700 тысяч. Прибавим их родственников – этих в два, в три раза больше. Прибавим близких и сочувствующих, а также тех, кто кормился от горкомов, парткомов и получал праздничные кульки. Все они никуда не делись. Все они шипят из-под лавки, кричат, машут кулаками и палками. А кто все остальные? – Это граждане, к общественной жизни равнодушные, слабые, запуганные, деморализованные. Не принимать же в расчет наших диссидентов, которых очень мало и которые всегда и всем недовольны! «Остальные», как правило, не пригодны к государственной работе. Я, например, или… не хочу на Вас указывать. И вот в этих условиях Ельцин и его команда повернули внешний и внутренний курс развития страны на сто восемьдесят градусов. Мы пошли в противоположном направлении. В вопросе собственности, в вопросе свобод, в вопросе отношения с внешним миром. Во всем. Действительно, в России произошла Великая революция. Государственные структуры заполнили прежние правители (других-то нет), но играть им приходится на «чужом поле», жить и работать по новым законам. Порой они все и делают «навыворот». Собственность у нас не могли вернуть тем, у кого отобрали. Государственную собственность, в основном, приватизировали духовные дети тех, кто отбирал. Таков трагизм. Такова ситуация. Почему не воспользоваться данной свободой, чтобы отомстить за отобранную власть? Они и воспользовались. У них немало газет и журналов, включая, разумеется, и «Правду», в Интернете у них масса форумов. В Думе они занимают второе место. И в этих условиях новой власти удается держать в рамках всю агрессию слева, весь поток грязной информации. Удалось захватить и их политическую площадку, с которой они, «борцы за интересы трудящихся», вели «сплошной огонь» по команде Ельцина. И добили его, в конце концов. На новую власть обрушились и обиженные интеллигенты, которых Чехов назвал «мокрицами». На форумах в Интернете свободно гуляют коммунисты и  им сочувствующие, а также фашисты. Политическая ситуация в стране непростая. Я не думаю, что Вы меня поймете. Но я сказал, и мне стало легче. 28 января 2010 г.
 


Рецензии
Уважаемый Сергей Корягин!

Мне нравится, как Вы пишите.
Однако я не поклонник слова «государство». Лучше, думаю, писать «нация», поскольку «государство» указывает на абсолютную монархию, на деспотию «государя», «господаря», и от государя и происходит.
Особенно дико звучит словосочетание «руководители государства», особенно в применении к демократическим нациям.
Хотя вследствие семисотлетней автократии в России слово «государство» до сих пор не выходит из употребления.
Вы правильно отметили жёлтую опасность, которой можно противопоставить лишь западные союзы вроде НАТО. От НАТО и США нам не стоит убегать далеко.
Представляется, что лишь совместная с западными союзниками колонизация Сибири спасёт Россию от конфуцианского и исламского нашествия, коль скоро мы придерживаемся западных институтов права и морали.

Фома Заморский   28.02.2010 12:43     Заявить о нарушении
Это замечательно, что Вы здесь объявились. Заходите ко мне почаще, веселее будет жить. "Государство" - это слово от "государь", так и есть. Но слово принято в обращение, и с этим приходится считаться. Есть у меня рубли, а других монет нет. Насчет "нашествия" я с Вами согласен. Очень интересная тема. Но трогать ее... себе дороже. Но трогать надо. Есть у меня и еще кое-какие мысли - приходите.

Сергей Корягин   01.03.2010 19:03   Заявить о нарушении