Толстой и Солженицын
Нет слов, Солженицын выдающийся человек, мужественный, талантливый, несгибаемый, тонкий и благородный.
Но как всякий истинный творец, как всякий гениальный художник, он не мог ограничиться одной темой, пусть даже эта тема и объемлет значительные временные отрезки и затрагивает судьбы миллионов людей.
В дальнейшем Александр Исаевич, расширяя свою творческую и назидательную экспансию в ту часть литературы, которая лежит в плоскости нравственности, впал в заблуждение, уверовав в то, что только он один обладает знанием чего-то такого, чего не знает больше никто в мире, и что этим знанием он непременно должен поделиться со всем человечеством.
Он решил повторить – возможно, неосознанно – путь Льва Толстого, предостерегавшего других от ошибок, которые сам совершал в те годы, когда был молод, самонадеян и глуп.
Писатели очень часто полагают, что мудрость и ниспосланный свыше некий дар дают им право давать советы несмышленому человечеству по главным вопросам мироустройства.
Как известно, многостраничные толстовские опусы, носящие азбучный назидательный характер, сегодня никто не читает, хотя Толстой говорит там справедливые и дельные вещи.
К сожалению, когда человека в лоб заставляют вдруг что-то или кого-то полюбить или от чего-то – часто очень соблазнительного, приятного, необременительного и легкого – отказаться, он реагирует совсем не так, как кому-то хочется.
Толстовские нравоучения попросту скучны. И, зная о шаловливой и не всегда праведной жизни молодого Льва Николаевича, не очень-то ему и веришь. И именно поэтому его не читают, хотя все знают, что это написал гениальный и мудрый писатель, кстати, владевший тайной и умением увлекать читателя: вспомним любой из его великих романов.
В наше время в точно такое же положение сам себя поставил Солженицын. И, естественно, с тем же печальным результатом».
(Фрагмент романа «Дважды войти в одну реку»)
.
Свидетельство о публикации №210022700806
Толстовские нравоучения скучны, но за это он "расплатился" тем, что его не читают.. Справедливо. А причём тут его юные шалости? Если бы он смог написать не скучные нравоучения, то его признали бы праведником?
Солженицин должен был ограничиться только описанием Гулага и даже не пытаться копнуть в его причины? Он - пытался, что само по себе важно. До сих пор мало кто пытается это сделать..особенно, в литературе.
(зацепили, разворчалась)))
Алиса Шаповалова 02.03.2010 11:31 Заявить о нарушении
Вионор Меретуков 02.03.2010 16:43 Заявить о нарушении
Вионор Меретуков 04.03.2010 23:32 Заявить о нарушении