Путешествие по детству. ВДНХ

Недавно абсолютно случайно и неожиданно для самого себя окунулся в один из феноменов Москвы - Всероссийский выставочный центр (она же Выставка достижений народного хозяйства, она же Всесоюзная сельскохозяйственная выставка). Бродил по ней по велению сердца и по всплывающим воспоминаниям из детства. Также совершенно неожиданно узнал, что в этом году выставке исполняется 70 лет. На выставке вещает радио "ВВЦ" и вот в эфире этой станции была произнесена очень точная фраза. "История выставки - история страны". Действительно замечательная фраза, чётко описывающая чувства любого человека, относящиеся к этому архиву развития страны. Только вот история эта какая-то разваливающаяся и разрушаемая неумелыми строителями светлого будущего... Но, обо всём по порядку.

Иду от северного вестибюля станции метро "ВДНХ" (кстати, есть шутка, что если переименовать станцию в "КЛМН", ничего не изменится, ведь не так много людей знают расшифровку этой аббревиатуры) к главному входу. Раньше по левой стороне аллеи, ведущей к воротам выставки была целая куча полулегальных ларьков, и большинство из них торговало пиратскими играми, музыкой, фильмами. Помню святые времена, когда мы с другом бегали сюда за новой игрушкой для компьютера, по цене 35 000 рублей за один диск. Потом была деноминация и стали диски стоить по 35 рублей. А одним ужасным летом, по возвращении в Москву с дачи, где я провёл все каникулы, меня просто ошарашил ценник. 70 рублей! Или 75, точно уже не помню. Это было настоящим потрясением и просто диким разочарованием. Взяв у матери полтинник, я думал, что кроме диска, ещё чего-нибудь вкусненького смогу купить. В этот момент я понял, что такое дефолт. Дефолт прошёл, появился кризис, жить стало легче, но ларьки всё равно убрали. Первая потеря на сегодня. Про монорельс я молчу, хотя он кстати очень удачно вписался в общий вид выставки.

Дальше следовал главный вход, что логично. На площади перед входом как обычно подозрительного вида мужчина предлагает сфотографироваться с обезьяной. Сразу всплыло воспоминание из детства, как меня укусила мартышка в цирке на Цветном бульваре. Даже фотография где-то лежит. Совсем рядом цыганка предлагает свои услуги, продаются леденцы в виде петушка и воздушные шарики. Всё вроде бы так, но чего-то не хватает. Долго вспоминал и всё-таки понял, чего же. Беспрерывно играющего отрывка из песни Metallic'и Fade to black. Разносился он из расположенного с левой стороны от главного входа павильона, где продавали разнообразные кабели, одежду, а на втором этаже был музыкальный магазин, в котором я купил свой первый бас. Решил зайти, пробудить воспоминания. Вторая потеря. Вместо музыкального магазина - магазин ткани.

После входа непосредственно на территорию ВВЦ мне как-то бросилась в глаза осовремененность выставки. Какие-то модные указатели, транспаранты, ларёчки с быстрой едой. Хорошо хоть лавки с аграрным рельефом на подлокотниках не убрали. Да, и спасибо реставраторам за то, что продолжают придерживаться этого сельскохозяйственного стиля в своей работе. Но всё равно уже как-то не так всё. Хотя может дело во мне? Больше не смотрю так восторженно на всё вокруг? Третья потеря. Я утратил то ощущение праздника, неизменно сопровождавшее меня в прогулках по выставке.

Бреду наугад. Прохожу мимо павильона номер один, миную неработающий фонтан дружбы народов, цепляюсь взглядом за один из самых главных ориентиров выставки - Ракету. Иду на площадь промышленности, вроде так она называется. Да, я знал, что символы гражданской авиации СССР - самолёты завода имени Туполева - демонтированы, но не верил, пока сам в этом не убедился. О, какими же покинутыми, забытыми и одинокими кажутся Ракета и Як без них. Люди вокруг ходят с непонимающими лицами. "Как же так, где эти крылатые красавцы с голубыми полосами на боках?" - читается в их глазах. Пришло на ум, что площадь промышленности надо бы переименовать в площадь потерянного детства, а для кого-то молодости. Да, совершенно ясно было, что самолёты сгнили насквозь, но неужели нельзя было их поддерживать в нормальном состоянии? Чёрт возьми, да пригоните вы сюда ещё два каких-нибудь отечественных самолёта, пусть стоят ради памяти и истории страны. Потеря номер четыре... Сначала думал, что самая большая, оказалось нет.

На этой самой площади есть павильон "Электрификация". Его отреставрировали, выглядит он теперь как какой-нибудь очередной торговый центр. Хорошо хоть не тронули рядом стоящий элемент линии высоковольтных проводов. Хотел зайти внутрь в надежде посмотреть на макет гидроэлектростанции. О, это был не макет, это было священнейшее место для меня. Я мог часами стоять и смотреть на миниатюру, где показано было как энергия текущей воды превращается в электричество. На этом чуде советского проектирования всё крутилось, светилось, текло и ездило. Пятая потеря на сегодня. Павильон закрыт на ремонт.

Ну, двигаемся дальше. А дальше - павильоны животноводства. Деревянного коня с одного конца ипподрома, перенесли на другой. Их вроде раньше больше было, но судя по внешнему виду ипподрома надо радоваться, что хоть один уцелел. "Крупный рогатый скот", "Овцеводство", "Свиноводство" закрыты. С замиранием сердца подхожу к дверям моего любимого "водства". Отлично, хоть "Коневодство" не прикрыли. Захожу, знакомый запах, жужжание мух. Только вот теперь к этому прибавились непонимающие взгляды смотрителей выставочной конюшни. Подхожу к вольеру с пони. Подношу руку к решётке. Этот карлик из лошадиной страны очень удивлённо и опасливо тянулся мордой к моей руке, а во взгляде читалось: "Кто ты? Ты не наш конюх или наездник, откуда ты?". И так с каждой кобылой, каждым жеребцом. Выхожу из павильона, иду по трибуне ипподрома. На одной из лавочек сидит мужчина средних лет, курит и смотрит куда-то. Наверно в детство. А взгляд печальный такой, полный детского разочарования и бессилия что-либо поменять. Я тоже сел, посмотрел вокруг и так и не понял, откуда в нашей стране появилась эта выставка. Ну не могли люди придумать и построить всё это разнообразие стилей, конструкций, ландшафтов. Только время и история могли сделать, высечь из воздуха эти здания такой причудливой архитектуры, которую нигде в мире и не встретишь. Потеря номер шесть. Разрушающийся живой уголок выставки почти вымер.

Всё также бесцельно брожу по тёмным закоулкам выставки по пути встречая печальных призраков из детства. В каждом ржавом подтёке на футуристических инсталляциях, в каждом мозаичном камушке, в каждой скульптуре осталась частичка меня. Не сегодняшнего меня конечно, а того счастливейшего мальчугана, который рассекал с друзьями по выставке на своём "скоростном" велике (купленным здесь же, недалеко от перестроенного уже павильона номер 69). Кроме призраков прошлого, на пути встречаются такие же как я, охотники за детскими воспоминаниями с грустными глазами и бесцельными шагами, идущие по только им ведомым маршрутам.

Вспомнил, как с мамкой ходили на разнообразные выставки кошек. Пошёл на поиски. Думал найти в каком-нибудь павильоне-республике. Мы даже так и говорили: "На выставке тут был, вы Кыргызстане". Означало это, что выставка была в павильоне под названием Кыргызстан. Чуть-чуть промахнулся. Как гласила вывеска на центральном павильоне - выставка кошек находилась именно в нём. Сам павильон достоин отдельного разговора, хотя бы благодаря музею "Поле чудес". Поднимаюсь на второй этаж, но на киоске, где должна проходить выставка кошек, висит амбарный замок. А жаль...

Думаю, пора бы к дому стопы свои направить. Достаю телефон, что бы включить музыку и понимаю, что зря. Никогда раньше об этом не задумывался, что у меня телефон Walkman. Сразу вспомнился мой первый кассетный плеер и заслушанные до дыр кассеты Металлики, Нау, Цоя, Оффспринга... Ладно, вставляю наушники в уши, включаю минимал техно. Да уж, вроде многое изменилось с тех пор, а вроде и не так уж.

Решил до дома идти через совхозный выход, он как раз на мою улицу выходит, надо только ещё минут пятнадцать пешком по ней пройтись. Прохожу мимо арки, что около павильона "Москва". Сразу вспомнилась покупка чешского "скоростного" велосипеда, и вспомнился павильон 69, в котором мы покупали видеокассеты. Самой запомнившейся покупкой стала конечно кассета с Королём Львом, и на ней же был бонус в виде очень красивого мультфильма про драконов, он вроде "Полёт драконов" назывался. Вспомнился и киоск фото услуг, где мы с матерью в конце августа проявляли плёнку с фотографиями отдыхающих и из жизни отдыхающих. Тоже потеря, какая там уже по счёту?

Всё вырвался из лап воспоминаний через "чёрный ход" выставки. Домой пришёл, а в душе-то осадок остался. Так много это место занимало в моей жизни, столько с ним связано почти у каждого из нас. И как же больно смотреть на его разрушение. Люди, не забывайте любимые места своего детства. Если вы будете о них помнить и посещать, они тоже будут жить и никогда не умрут.


Рецензии
Душевно написали.Спасибо.
У меня отношения с ВВЦ-ВДНХ более давние. Бывало, смотришь на выставку, скажем, пищевой промышленности, и думаешь - черт побери, почему же этого нет в магазинах?
А еще на ВДНХ устраивали "корпоративы" - это сейчас так называется, а тогда это была "производственная пьянка" по случаю праздников типа 23 февраля и 8 марта. Оккупировали одну из многочисленных шашлычных, а выпивку приносили с собой, к чему никто не придирался.
Да, похоже, у каждого свой ВВЦ.
В.Л.

Виктор Ламм   27.02.2010 21:07     Заявить о нарушении
Спасибо. у каждого выставка всё-таки скорее всего ассоциируется с детством. Дед мне рассказывал, как они с его отцом ходили на её открытие и ему очень запомнились ЗИСы от которых ещё даже краской пахло.

Митя Володин   01.03.2010 07:59   Заявить о нарушении
Хорошо написал Митя Володин! Молодец! Действительно у каждого свои "вэвэцэ", "вэндэхэ", "вэсэхэвэ". Я был с отцом на ВСХВ в 1939 году, когда она только открылась. Как давно это было. Это тоже моё детство, но совсем другое, чем у вас. Твой дед

Дмитрий Житенёв   07.03.2010 10:04   Заявить о нарушении