Абсурд, или - Счастье как отдельная реальность

    Концептуальная идея Абсурда Альбера Камю
   
    В течение  своей  жизни  человек  сталкивается  со  многими ситуациями,  и  каждая  из  них  оставляет  в  его  душе  свой  след.  Но  что  бы  ни  узнал  человек,  ему  всегда  будет  чего - то  не   хватать.  Находясь  в  постоянном  поиске,  он  будет  томиться  от  неопределённости  и  задавать  себе  вопросы,  на  которые  нет  ответа: “Кто  есть   я  и  что  есть  мир?   Где  начинается  бытие  и  где  заканчивается?  Чего  я  ищу  и  когда  я  найду,  да  и  найду  ли   вообще?”.
     В  итоге  однажды  бумажные  декорации  мира  начинают  исчезать,  и  человек  понимает,  что  ему  пора  умирать.  И  тогда  из глубин  его  души  всплывает  еще  один  вопрос,  последний:  “А  чего  ради  я  жил?”
       И  вслед  за  этим  вопросом  приходит  осознание  того,  что  жизнь,  потраченная  на  поиски  эфемерного  ориентира,  окончена  и  готова  перейти  в  небытие.  Человек  чувствует  необыкновенное  противоречие  между  собой,  своими  помыслами  и  желаниями  и  миром,  окружающим  его. 
       “Мир,  который  поддаётся  объяснению,  пусть  самому  дурному,  -  этот  мир  нам  знаком.  Но  если  вселенная  внезапно  лишается  как  иллюзий,  так  и  познаний,  человек  становится  в  ней  посторонним.”
         В  этой  фразе  сосредоточена  основная  идея  “абсурдной”  философии  Альбера  Камю.  В  своей  обычной  жизни  человек  либо  познаёт,  то  есть  принимает  свои  ощущения  за  исходный  пункт,  либо  живёт  иллюзиями,  то  есть  привязывает  свои  ощущения  к  тому,  что  уже  знает.  Но  если  вдруг  человек  понимает,  что  всю  жизнь  обманывался,  так  как  считал,  что  знает  всё,  и  всё  казалось  ему  знакомым  и  очевидным, то  его  разочарованию  нет  конца.  Ничего  знакомого в  своей  жизни  он  больше  не  находит.  Всё  куда - то  исчезло,  словно  неожиданно во  время  действия в театре рухнули  декорации,  а  актёр,  не  зная,  что  предпринять,  в  недоумении  бродит  по  сцене. 
      Что  же  делать?  Актёр  и  сцена перестают сочетаться  друг  с  другом,  они  начинают представлять собой разные миры, человек  чувствует  свою  жизнь  абсурдной, почти чем - то  невозможным.      
И  тогда нередко актёр  спрыгивает  со сцены - человек  стреляется,  вешается,  выпрыгивает  из  окна, потому что в жизни можно  поставить  точку.  Точку, потому  что человек  понял бессмысленность жизни! 
Однако Альбер  Камю  в этом месте ставит точку  с  запятой - он  предлагает  проследить  путь  человека  с  самого  начала:          а  не  упустили  ли  мы  что-либо в таких рассуждениях?
 “Исподволь  утверждалось,  будто  взгляд  на  жизнь  как  на  бессмыслицу  равен утверждению,  что  она  не  стоит   того,  чтобы  её  прожить,” - говорит  он  и  тут  же  спрашивает: “А  так  ли  это  на  самом  деле?”.
       Итак, всё  так или иначе сводится  к  единственному  вопросу: “Если  жизнь  бессмысленна,  то  стоит  ли  жить?”
        Этот  вопрос  Камю  чётко  обозначает  и  в  своём  более  раннем  произведении,  повести “Посторонний”.  Может  ли  человек  жить  в  абсурдном  мире?  Должен ли  он  быть  посторонним  в  собственной  жизни?


         Идея Абсурдной  логики.

         Почему  А.Камю, взращенный на богатейших истории, литературе и культуре Франции в целом  (и не только Франции!) пишет об  абсурде?
         Разве  нет ничего другого более важного?
         Камю  утверждает,  что   нет!  Действительно,  можно  ли  решать,  как  жить,  не  решив,  стоит  ли  жить  вообще?  Ответить  на  этот  вопрос - значит  решить  фундаментальную жизненную задачу. 
     В  работах Льва  Шестова,  Карла  Ясперса,  Сёрена  Кьеркегора,  Эдмунда  Гуссерля  и  др.,  которых  называет Камю,  признание  абсурда - это  вывод  из  всех  данностей;  у  Камю - это  исходная  точка; Камю протягивает  цепь  между  абсурдом  и  смертью  и  пытается  выяснить,  цела  ли  она,  все  ли  звенья  на  месте ?
          Как  рассуждает  самоубийца, спрашивает он?  Что  заставляет  его,  загнав  в ствол  патрон,  взвести курок и нажать на  спусковой крючок?  Иными  словами,  почему  человек убивает  себя?  Возможно,  все  его  горести  перевешивают  желание  жить,  или  безмерная  скука  заставляет  его  уйти  из  этого  мира?   
        Но ведь бывает, что и маленькая  неприятность  может  загнать  в  такое  расположение  духа,  что  захочется  свести  счёты  с  жизнью.  Однако  какие  бы  причины  ни  назывались,  существует  нечто иное.  Желание  жить многократно сильнее,  чем  желание  умереть, - так распорядилась Природа.
        Однако существует  логика,  особая  логика  самоубийцы,  которая  и  заставляет  отказаться  от  жизни. Эта  логика  ведёт  его  до  самой  смерти.  Основным  принципом  этой  логики  является  абсурдность,  всеобъемлющая  и  вечная.  Абсурдная  логика  предполагает,  что  бытие  абсурдно,  тогда  как  любая  другая  логика утверждает,  что  бытие  рационально и  подчинено  неким  законам.  Мыслить  в  соответствии  с  абсурдной  логикой  может  далеко  не  каждый.
 
     Сущность Абсурда.

     Действительно,  а  в  чём  выражается Абсурд? Как проявляет себя? Что  это  за  чувство,  которое  заставляет  человека  расстаться  с  жизнью,  которое  побуждает  его  порвать  нить  своего  существования  и  упасть  в  бездну  небытия?
     Абсурд,  и  само  по  себе  понятие  абсурда,  подразумевает  нечто  невозможное,  нечто  противоречивое.  Альбер  Камю  пишет: “Если  я  обвиню  невиновного  в  кошмарном  преступлении,  если  я  заявлю  добропорядочному  человеку,  что  он  вожделеет  к  собственной  сестре, то  мне  ответят,  что  это  абсурд.”
       Но  чувство  абсурда  и  понятие  абсурда - это не  одно  и  то  же.  Давайте  сначала  рассмотрим  сущность  чувства  абсурда,  которое “... лежит  в  основании...”.
          Абсурд  есть  по  своей  сути  потеря  всех  иллюзий.  Но  изнанка  бытия,  его  истинная  сущность  такая  иррациональная,  такая  неразумная  и  не  находящая  себе  нормального  объяснения,  что  кажется   неправильной  и  невозможной. Итак,  первое  условие  абсурда - Беспорядок!  Страшный  и  тотальный,  охвативший   всю  Вселенную  и  не  оставивший  камня  на  камне от  прежних  сладостных  иллюзий.  Человек  мечется  из  стороны  в  сторону,  не  находя  ничего  знакомого.
       Неудивительно,  что  его  охватывает  нестерпимое  желание  погрузиться  в  покой  и  порядок,  обрести  вновь  свой  знакомый  и  укладывающийся  в  рамки  здравого  смысла  мир.  Это  и  есть  второе  условие  абсурда - Ностальгия,  тотальная и  непрекращающаяся.
      Вслед  за  Ностальгией  приходит  осознание  того,  что  мир  столь  дорогой  его  сердцу   логики  остался  далеко  позади  и  что  судьба  неотвратимо  настигает  и  преграждает  путь  назад.  Человек  понимает,  что  ничего  не  может  сделать, что он бессилен.  Жизнь  его  становится томительной  и  тягучей,  он  духовно  загнивает  и  умирает.  Вот  третье  условие  абсурда  -  Рок.  Ощущение  безжалостности  судьбы  тяготит  человека  и  заставляет  его  страдать. И  тогда,  узнавший  беспорядок  и  ностальгию,  постигший  всю  глубину  рока  и  неотвратимость  судьбы,  человек  отказывается  от  абсурда.   Вся  его  жизнь  была  страстной  и  горячей  битвой,  и  вдруг  он  понимает,  что  проиграл  её.
    Однако человек  не  соглашается принять это.   Он  протестует  вопреки  всякому  здравому  смыслу,  он  бунтует  и  отказывается  жить  по  правилам  абсурда.  И здесь вступает в свои права четвёртое  условие  абсурда - Бунт.  Абсурд  перестаёт в своей сути  быть  бессмысленным,  если  с  ним  соглашаться. 
      И если при  полном  осознании  царящего  Беспорядка  и  болезненной Ностальгии,   понимании  неотвратимости  Рока  человек  всё  же  не  соглашается  со  всеми   этими  объективно   признанными  им  самим  же  состояниями, то только тогда он  может  почувствовать  абсурд,  почувствовать  его  холодный  огонь,  который  испепеляет  на  своём  пути  всё.  “Абсурдность  становится  болезненной  страстью  с  того  момента,  как  осознаётся.”“ 
        По  моему  мнению,  само  по  себе  чувство  абсурда  является  далеко  не  положительным.  Человек,  ощущающий  абсурд,  ощущает  одновременно  и  глубочайший  внутренний  дискомфорт,  который  и  ведёт  к  самоубийству.  Но  наши рассуждения  ещё  не  окончены,  и  пока рано  делать окончательные выводы.
       В  части,  касающейся   понятия  абсурда,   всё  гораздо  проще. Что происходит,  когда  человек,  признав  существование  незнакомого  ему  мира,  тотчас  же  отказался  от  него?  Сталкиваются  два  непримиримых  врага - Разум  и  Неизвестное,  или по другому - Разум и Абсурд.  Эти  два  понятия  не  могут  ужиться  под  одной  крышей,  т.к. между ними  проходит  трещина,  которая  вскоре  разрастется  в  целую  пропасть.  Значит,  абсурд - это  раскол,  несоответствие  между  миром  и  человеком.
      Несомненно  то,  что  через  понятие  Абсурда   Альбер  Камю  пытается  выразить  несовершенство  нашего  мира.  Абсурд  во  всех  его  формах - это  нечто,  не  подлежащее  классификации.  И  мир,  зачастую  неправильный  и  жестокий,  встаёт  перед  нами  во  всей  своей  уродливой  наготе.   
        Что  делают  люди,  видя всеобъемлющий  хаос? 
      Они либо  “закрывают  глаза  и  затыкают  уши”, снова погружаясь в  свои  иллюзии,  либо  теряют  голову  и протестуют,   впадая  в  запои,  ссорясь  с  соседями, совершая убийства  и  террористические   акты,  привыкая  к  наркотикам  или  однажды   убивая  себя. 
      После  такого  неутешительного  обобщения  есть основания считать,  что Альбер  Камю  исключительно  пессимистичен.  К  счастью,  пессимизм А.Камю проблематичен и не абсолютен!  Если  вдуматься,  то  нетрудно  понять,  что  все  эти  формально  протестующие  люди  отошли  от  абсурдной  логики,  которую  мы  взяли  за  предпосылку  наших  размышлений, но еще не  поняли:  с  абсурдом  важно не соглашаться,  человек  должен  бунтовать!
        Отступление от  этого  пункта  убийственно.  Согласившись  с  абсурдом,  человек  перестает протестовать.
        Правомерен  вопрос:  а  как  бы  вёл  себя  человек,  если  бы не  отступил  от  абсурдной  логики  и  следовал  бы  ей  до  самого  конца?


       Абсурдный  человек.

       Ответ на вышепоставленный вопрос всё  тот  же - бунтовал!   Бунтовал особым образом - погрузившись  в  чувство  абсурда,  он  бы  стал  жить  им!
        Но стал бы? Утверждая, А.Камю сомневается и снова ставит вопрос: стал  бы  или  нет?   
         Ставит чётко, потому что этот  вопрос является  центральной   проблемой концепции Альбера Камю об абсурдности бытия, человека и человеческой логики, потому что “...необходимо  знать,  можно ли  жить  абсурдом,  или  эта  логика  требует      смерти.”   
        Камю отвечает  на  этот  вопрос так:  абсурд  приводит к  свободе!
       По Камю, когда  человек  ощущает,  что  мир  абсурден  и  обычная  логика  не  работает,  он  вдруг  осознаёт,  что  “все  дозволено.”
      Действительно,  если  в  мире  нет  правил,  которые  бы  ограничивали  поведение  человека,  он  становится  свободным.          “Абсурд - это  ясный  разум,  осознающий  свои  пределы,” -  и  именно  из  этого  состояния  чистого  осознания  человек  черпает  силы  и  желание  жить.
       Максиму  “всё дозволено” не  следует  понимать  буквально.  Абсурд  не  побуждает  убивать  людей или совершать преступления. Отнюдь! - Абсурд  просто  сводит  к  нулю  необходимость  угрызений  совести.  Абсурдный  человек,  руководствуясь  своей  свободой,  проживает  свою  жизнь  столь  ярко,  насколько  это  возможно: “Абсурдный человек  исчерпывает  всё  и  исчерпывается  сам; абсурд  есть  предельное  напряжение,  поддерживаемое  всеми  его  силами  в  полном  одиночестве.”
       Итак,  абсурдный  человек  остро  понимает  неразумность  этого  мира. Он  мыслит  ясно  и  ощущает  себя  смертным.  Основываясь  на  сознавании своей  свободы,  дарованной  ему  на  период  от  рождения  до  смерти,  он  живёт  страстно,  исчерпывая  все  возможности. “Вселенная  абсурдного  человека - это  вселенная  льда  и  пламени,  столь  же  прозрачная,  сколь  и  ограниченная,  где  нет  ничего  возможного,  но  всё  дано.  В  конце  его  ждёт  крушение  и  небытие.  Он может  решиться  жить  в  такой  вселенной.  Из  этой  решимости  он  черпает  силы,  отсюда  его  отказ  от  надежды  и  упорство  в  жизни  без  утешения.”
         Камю приводит  метафору,  иллюстрирующую  свободу  абсурда.  Абсурдного  человека  он  сравнивает  с  рабом. “Им  была  знакома свобода,  заключающаяся  в  отсутствии  чувства  ответственности.” Подразумевается  не  смирение и покорности,  а  именно  осознание  “вседозволенности”. 
     Камю  классифицирует  типы  свободы,   раскрывая  признаки  поведения  абсурдных  людей.
    Во - первых,  абсурдный человек  всегда  проживает  с  одинаковой  страстностью  все  мгновения  своей  жизни,  не  предпочитая  ни  одно  из  них всем остальным.  Так,  дон  Жуан (образ,  приведённый  в  качестве  примера  самим  автором  эссе №Миф о Сизифе”)  “...любит  женщин  одинаково  пылко,  каждый  раз  всею душой...”.
     Таким  образом,  он  использует  свою  свободу  настолько,  насколько  это  в  принципе  возможно.  Этот  образ  не  внушает   особой  симпатии.  Хотя  дон  Жуан  и  жил  полной  жизнью,  но  в  старости,  когда  уже  исчерпал  себя,  он  с  грустью  вспоминает  о  прошедших  днях.  И,  хотя  Камю  возражает,  утверждая,  что  “судьба  не  является  карой”,  а дон Жуан  знал,  что  ему не  уйти  от  такого  конца, весьма  сомнительно то, что   остаток  своей  жизни  он  проживёт  с  радостью  и  так  же  полно,  как  и  её  большую часть.  Дона  Жуана  можно  сравнить  с  образом  человека  в  чёрном  -  человека,  который,  зная  неотвратимость  судьбы,  живёт  назло  ей,  нимало  не  заботясь  о  завтрашнем  дне,  до  тех  пор  пока  однажды  не  будет  придавлен  её  гигантским  весом. 
      Образ  человека,  живущего  принципами  донжуанства,  можно  встретить не только у Камю.
“… Сюда  я не  пришёл  бы
Убить  отца,
Не  стал  бы  мужем  матери.
Ныне  богами  отвергнутый,
Я,  порождение  преступницы,
Ложе  её  унаследовал -
То,  что  меня  породило.
О,  если  в  мире  есть  беда  всем  бедам,
Её  вкусил  Эдип!”..-
безмерно  горе  софокловского  героя.  Эдип  жил,  как  живёт  любой  человек,  и  вдруг  он  с  ужасом  узнаёт,  что  на  его  совести  лежит  отцеубийство  и  инцест.  Чем  яснее  Эдип  понимает,  что  ему  нет  спасения  от  несоотносимости  действительности  и  его  представлений  о  ней,  тем  трагичнее  его  история.  Эдип  почувствовал  на  своих  плечах  бремя  абсурда,  почувствовал  свою  обречённость,  почувствовал  себя  утопающем  в  море  скверны.  Но  он  не  совершает  самоубийство.  Ослепив  себя ( сколь  глубок  этот  символ ! ),  он  уходит  из  родного  города  и  пускается  в  бесконечные  странствия.  Бунт  Эдипа  не  выплёскивается  из  него,  Эдип  хранит  его  в  своей  душе  и  проживает  свою  жизнь  до  конца.  Эдип  почувствовал  абсурд,  но  бунт  его  пассивен. 
        Мотивы поведения и то, что здесь названо “бунтом”, были позже проанализированы  З.Фрейдом и “пассивный бунт” Эдипа был назван им “эдипов комплексом”.
Образ  бунтующего  человека,  живущего  действием,  создал  около  двух  тысячелетий  спустя  великий  драматург - Шекспир.   Гамлет,  так  страстно  мстивший  за отца,  оканчивает  свою  жизнь  словами: “Дальше – тишина…” 
         Ему  больше  нечего  добавить.   Жизнь,  страстная,  красивая, но окантованная отчаянием,  окончена.  Впереди  -  небытие.  Гамлет  счастлив.  Абсурд  лишил  его  возможности  думать,  оставив  лишь  возможность  жить.
      Возвращаясь к дону Жуану, можно, несомненно, взять  его образ  за  идеал  и  жить  в  соответствии  с  принципами  донжуанства,  но  это  может  только  очень  сильный  и  страстный  человек. 
       Другое  дело - комедиант.  По Камю, это  живая  подвижная  натура,  которая  хотя  и  проживает  каждое  мгновение  с  одинаковой  страстью,  но  не  безрассудно,  а  с  оглядкой,  осторожно.  Он  проживает  тысячу  жизней,  и  в  каждой  он  чувствует  себя  на  месте.  Абсурд,  во  всех  его  проявлениях,  не  способен  удивить  актёра,  ибо  тот  может  взять  на  себя  любую  роль  и  подстроиться  под  любой  поворот  судьбы.  “В  своей  судьбе  он  чувствует  нечто  мучительное  и  неповторимое ”,  но  это  не  те  муки,  что  испытывает  дон  Жуан;  это  - романтика  молодости,  которую  он  проносит  через  всю  свою  жизнь.  Комедиант  так  же,  как  и  дон  Жуан, - стоик.  Но  вместо  того,  чтобы  с  грустью  созерцать  свою  судьбу,  он  проживает  её  до  конца,  он  смеётся  над  ней,  он  удивляет  её  своей  живостью  и  бесконечной  любовью  к  жизни.  Если  одежда  дон  Жуана  черна,  то  у  комедианта  она  пестрит  всеми  возможными  цветами  и  оттенками.  Актёр - это  родник чувств,  невысыхающий  и  вечно  свежий.
        Третий  вариант Камю - это  человек  действия.  Жизнь  для  него - задача,  абсурд - данность,  и  он  не  рассуждает  и  не  философствует.  Он  идёт  и  завоёвывает  жизнь.  Бытие  завоевателя - не  мучительное  существование,  но  господство  над  жизнью.  Завоеватель  видит,  что  он  в  абсурдном  мире - не  больше и  не  меньше  всего  остального,  и  поэтому  он  живёт  так,  как  того  пожелает.  Для  него  нет  ничего  невозможного,  ему  всё  удаётся,  и  в  своей  Вселенной  он  ощущает  себя  Богом.  Это - успешный  человек.  Ему  не  нужно  ни  грустить  о  судьбе,  ни  смеятся  над  ней - он  владеет  ею,  она  его  служанка.  Неразумный  мир  весь  в  его  власти,  завоеватель   даже  в какой-то  мере  сочувствует  ему.  Завоевателя  можно  сравнить  с  фигурой  в  белой  одежде. Завоеватель - успешный  человек,  который  не  может  ни  наивно  порадоваться,  ни  серьёзно  огорчиться,  так  как  всё  в  его  руках.  По  моему  мнению,  под  образ  завоевателя  подходит  герой  другого  произведения  Камю  -  доктор  Бернар  Риэ  из  романа  “Чума”, в котором автор продолжает детализировать культурологическую концепцию абсурдного мира и абсурдного человека, но уже в чисто практическом плане.  Б. Риэ  неустанно  творит  добро,  но  делает  это  не  потому,  что  он  убеждённый  гуманист.  “А  в  Бога  вы  верите,  доктор?” - задаёт Риэ вопрос его знакомый.  “Нет,  но  какое  это  имеет  значение? Я  нахожусь  во  мраке  и  стараюсь  разглядеть  в  нём  хоть  что-то.  Уже  давно  я  не  считаю  это  оригинальным.”  Что  ещё  он  может  делать  в  зачумлённом  мире,  как  не  заботиться  о  нём, подобно  матери, заботящейся  о своем  дитя?
      Таким образом,  вектор  абсурдности  пройден  от  начала  и  до  конца.  Камю принял  за  первооснову  признание  абсурда  мира  и  утвердил  абсурдную  логику. Им рассмотрен  человек,  который,  испытав  Беспорядок,  Ностальгию,  Рок  и  Бунт,  осознал  и  почувствовал  абсурд. Наконец, уяснена  сущность  абсурда и  установлено,  что он даёт  человеку  свободу.  В связи с этим становится очевидным,  как ведет себя  человек  в  соответствии  с  абсурдной  логикой. 
      И снова автор концепции ставит вопрос: “Стоит  ли  жить  в  абсурдном мире?”


      Абсурд  и  смерть. 

      Перефразирую этот  вопрос,  чтобы  лучше  уяснить  его  сущность.  Он  может  звучать  и  так:  “А  стоит  ли  умирать  в  абсурдном мире?” 
      Или  даже  иначе: “А  захочется  ли  умереть  в  абсурдном      мире?”
      Действительно,  захочет  ли  умереть  дон  Жуан,  если  есть  ещё  множество  женщин,  которых  он  мог  бы  пылко  любить? 
      Захочет  ли  комедиант  расстаться  со  своей  пусть  неразумной,  но  родной  сценой? 
      Захочет  ли  завоеватель  упасть  со  своего  олимпа  в  небытие? 
      Нет,  нет  и  еще раз нет !
      Абсурд - это  стихия,  в  которой  живёт  род  человеческий.  Проблема  в  том,  что  многие  относятся  к  ней  не  как  к  стихии,  а  как  к  неизбежной  каре, и в этом пессимизм концепции Альбера Камю, который понимает, что общественное сознание не способно осмыслить и принять для практического использования его тезисы, его идеи – это удел одиночек. 
     А жизнь между тем продолжается,  и  дон Жуан  продолжает  любить,  актёр  продолжает  играть,  завоеватель  продолжает  властвовать.  Абсурд  напоил  их  страстью,  абсурд  дал  начало  их  жизням,  и,  что  самое  невозможное,  -  абсурд  придал  бытию  смысл.  Абсурдный  человек  живёт  в  абсурдном  мире,  понимая,  что  когда - то  он  родился  и  что  где-то  его  ждёт  смерть,  но  радуясь  тому,  что  имеет  свободу  распоряжаться  своей  жизнью  от   рождения  и  до  смерти.
     Так  ведёт  ли  абсурд  неизбежно к  преждевременной смерти? – Нет!  Напротив,  абсурд   ведёт  к  жизни. 
    Абсурд - это  клей,  соединяющий  человека  и  мир  воедино.  Но  почему  же  тогда  люди  всё-таки  убивают  себя? 
    Об этом судить психологам. В любом случае,  не  из-за  осознания  абсурдности  бытия.
    Итак,  абсурд  не  ведёт человека  к  смерти.  Цепь  между  абсурдностью  и  самоубийством  разорвана.  Бытие  абсурдно  и,  между  тем,  прекрасно.  Оно  несовершенно  и  в  то  же  время  оно  неповторимо. Гниющий  труп  даёт  жизнь  цветам, абсурд  даёт  жизнь  человеку.  Абсурд - это  радость  жизни,  абсурд - это    страсть,  абсурд  -  это  свобода.  Абсурд - это  единственное  счастье,  доступное  человеку – человеку думающему, человеку разумному, человеку чувствующему и не обремененному абсурдной логикой.
    Проводя параллели  между  философией  абсурда  и  нашей  действительностью, следует отметить позитивизм в концепции пессимизма Альбера Камю, следует отметить, что как  бы ни  была привлекательна некая  идея,   она  будет  пустой  и  бесполезной, если окажется  неприменимой  в  жизни.
    Абсурд  встречается  в  наше  время  повсюду. Сегодня, наверное,  нет  такого  места  на  земле,  где  не  был  бы  проведён  террористический  акт.  Мир  терзают  войны,  в  которых   всегда  в первую  очередь  страдают  невинные  люди.  Давно  уже  никого  не  удивляют  многочисленные  техногенные  катастрофы.  Стихийные  бедствия, обусловленные  в  том  числе  и  глобальным  потеплением,  стали   привычными  явлениями.  Вырубаются  без меры леса,  погибают  животные,  попадающие  в  зоны  химического  и  радиоактивного  заражения ...
    Мир  перенасыщен  информацией,  которую  мозг  человека  просто  не в состоянии полностью  воспринять  и  качественно обработать, - многие сходят  с  ума, попадая  в  психиатрические  клиники.
    Взглянем  ближе.   Долгие  трудные  годы  идёт  война  в  Чечне,   всё  больше  людей  погибает  от  чрезмерного  употребления  алкоголя  и  пристрастия  к  наркотикам,  настоящей  бедой  для  общества  стал  чиновничий  произвол,  трагедией  становится  СПИД,  нет  конца  обману,  насилию  и  нарушению  естественных  прав  человека. 
    И почему  всё  это именно так и никак иначе?  Почему  жить  так  сложно?  Почему  вокруг  столько  несправедливости,  перерастающей  в абсурдность?  Разве  нельзя  жить  в  мире,  разве  нельзя   жить  в  согласии,  разве  нельзя  жить  во  взаимном   уважении?  Мир  кажется  до  того  неразумным,  что  хочется  бросить  всё  и  бежать  сломя  голову  куда - нибудь  подальше  от  всех  этих  бед  и  смут.  Но  бежать  некуда. Какая   бессмыслица! И нет конца этой бессмыслице – это ли не Абсурд? 
    Вот когда спасительной  кажется  идея  самоубийства. Но Альбер Камю протестует, Камю бунтует!
    По Камю, пессимистический  абсурд  должен  перерасти  в  абсурдный  оптимизм,  а  человек  должен  обрести  счастье  в  этом  раздираемом  противоречиями  мире.
    Все  человеческие  страсти  и  беды,  вся  обречённость  и  безысходность  -  это  камень,  который  Сизиф  катит  на  вершину  горы.  Нет  конца  его  страданиям,  и  бессмысленен  его  труд.  Но   Сизиф  любит  свой  камень: этот  камень -  его  Вселенная,  в  которой  он  обречён  жить. “... Мир  лишь  один,  счастье  и  абсурд  являются  порождениями  одной  и  той  же  земли.  Они  неразделимы.”
    И  человек  должен  искать  своё  счастье  не  где-нибудь,  а  именно  в  этом  странном   мире,  который  дан  ему  во  владение.
    Но как это объяснить человечеству? – Оптимизм Камю, понятный отдельным людям,  пессимистичен, потому что в условиях массовой культуре и глубокого невежества большей части человечества, недосягаем для очень и очень многих!
    Итак,  мы  оставляем  “... Сизифа  у  подножия  его  горы !  Ноша  всегда  найдётся.  Но  Сизиф  учит  высшей верности,  которая  отвергает  богов  и  двигает  камни.  Он ...  считает,  что  всё  хорошо.  Эта  вселенная,  лишённая  властелина,  не  кажется  ему  ни  бесплодной,  ни  ничтожной.  Каждая  крупица  камня,  каждый  отблеск  руды  на  полночной  горе  составляет  для  него целый  мир. Одной  борьбы  за  вершину  достаточно,  чтобы  заполнить  сердце  человека.  Сизифа  следует  представлять  себе  счастливым.” 
    Концепция Альбера Камю учит тому, что, оставаясь  один  на  один  с  этим  угрюмым  миром,  теперь  каждый  волен  поступать  по  своему  желанию, волен  сделать  выбор  своего  Пути...
    Каков будет этот Путь? - Ответы у людей разные...


Рецензии