Зеркала

- Ты помнишь, как Это началось?
- Нет. Но я помню как Это закончилось…
- Память избирательна, не так ли?
- Да.
- Но если верить в память Вселенной, остается ли в ней то, как Это начиналось?
- Вопрос не ко мне.
- Разве? Для меня ты была Вселенной.
- Тогда взрыв, которым она закончилась, убил и память Ее. Я помню только взрыв.
- Возможно. На уровне сознания. Но ведь камни тоже имеют память. Разве осколки Той вселенной не помнят себя целиком?
- А ваза, которую разбили, помнит себя целиком?
- Не знаю. Но мне кажется, ваза помнит Воду, которую в нее наливали и цветы, которые в нее ставили.
- Вода, цветы… Я говорю тебе о том, что когда вазу разбили вода и цветы  стали прошлым.
- То есть это не важно?
- То есть это не важно.
- Не верю. Память вселенной, как и осколки вазы хранят все. Просто они безмолвны.
- В таком случае иди к немому и попроси его рассказать о его первом поцелуе.
- С таким вопросом словесный ответ теряет значение. Глаза расскажут больше.
- Тогда зачем ты задаешь мне вопросы, если все видишь в моих глазах?
- А что ты видишь в своих глазах?
- Когда смотрю в зеркало?
- Да.
- Я вижу там счастье и Любовь.
- Зеркало дает тебе эту возможность?
- Зеркала бывают разные.
- Например?
- Ты слышал о соляных зеркалах Хазарской принцессы Атех?
- Немного…
- Однажды весной принцесса Атех сказала: "Я привыкла к своим мыслям, как к своим платьям. В талии они всегда одной и той же ширины, и вижу я их повсюду, даже на перекрестках. И что хуже всего – из-за них уже и перекрестков не видно".
- …
- Чтобы развлечь принцессу, слуги принесли ей два зеркала. Они почти не отличались от других хазарских зеркал. Оба были сделаны из отполированной глыбы соли, но одно из них было быстрым, а другое медленным. Что бы ни показывало быстрое, отражая мир как бы взятым в долг у будущего, медленное отдавало долг первого, потому что оно опаздывало ровно настолько, насколько первое уходило вперед.
- Какой смысл был в зеркале из будущего?
- Логического смысла не было. Но был высший смысл. Дело в том, что у Атех на веках были буквы. Символы. По легенде, если принцесса прочтет эти буквы, она умрет. Ирония этого «проклятия»  в том, что принцесса не могла из прочесть, ведь, для этого ей пришлось бы закрыть веки.
- Понимаю куда ты клонишь…
- Когда зеркала поставили перед принцессой Атех, она была еще в постели и с ее век не были смыты написанные на них буквы. В зеркале она увидела себя с закрытыми глазами и тотчас умерла. Принцесса исчезла в два мгновения ока, тогда, когда впервые прочла написанные на своих веках смертоносные буквы, потому что зеркала отразили, как она моргнула и до и после своей смерти. Она умерла, убитая одновременно буквами из прошлого и будущего...
- Выходит, это было неизбежно?
- Выходит так.
- Но зачем она воспользовалась этими зеркалами? Ведь она знала, что может быть.
- Знала. Неизбежность.
- Ты хочешь сказать, что у всего есть начало и конец.
- Нет, это у Начала и Конца есть Все. Есть зеркала, есть символы. Это ведь только инструменты.
- А у любви есть инструменты?
- Нет.
- Почему?
- Потому что любовь за пределами. Она там где нет начала и конца. Где нет инструментов, зеркал и прочей неизбежной хрени.
- Но ведь именно Любовь есть начало и конец, Альфа и Омега?
- Я тоже так раньше думала. А потом поняла, что это у Начала и Конца есть Любовь. А у Любви нет ничего. Потому что ей ничего не надо.
- Лю...
-       ...бовь


(в произведении использованы цитаты из романа Милрода Павича "Хазарский словарь")


Рецензии