423. Чудеса природы

Чудеса природы.
Старики говорили, что у этой "Чертовой горы" есть другие места по всему Кавказу. Некоторые народы даже пользуются этими чудесами природы и не задумываются над тем, что это необычное место, у которого могут быть трагические последствия. Я, конечно, не очень-то верил в эти дедушкины и бабушкины сказки. Если бы мне самому не пришлось встретиться с такими чудесами природы совсем в другом месте Кавказа.
Когда мы всей семьей переехали жить в город Избербаш, который находится в Дагестане на берегу Каспийского моря, то мы с отцом стали ездить на драндулете по горам и собирать оригиналы для будущих портретов, которые после рисовал мой отец. Однажды, когда мы поднимались на небольшой горный перевал в сторону аула Цуриб, в горах произошло землетрясение. На перевале был обвал. Завалило дорогу. Я думал, что на этом наша с отцом поездка закончилась. Отец развернул руками свой драндулет на узком участке дороги. Мы стали спускаться обратно в долину. Но мы проехали всего с километр, как, вдруг, отец повернул на узкую еле заметную дорогу, которая вела никуда. Дорога просто доходила до горы и там обрывалась. Я думал, что отец хочет остановиться здесь на ночь, чтобы утром в объезд поехать в аул Цуриб или дождаться, когда разберут завал на перевале. Но это место в горах было без единой скалы, где могла быть какая-нибудь отвесная скала или пещера для ночлега. Тут всюду были круглые вершины, покрытые зеленой травой. Подняться на эти вершины было невозможно ни то чтобы нашему драндулету, но даже любому самому мощному автомобилю. Но отец продолжал ехать дальше по этой едва заметной дороге, от которой было видно всего две полосы, очевидно, когда-то проложенной колесами брички, подводы или телеги. Когда мы доехали до края этих полос на земле, то полосы как бы продолжились дальше. Отец не останавливая свой драндулет продолжал ехать дальше. Вершины, поросшие травой как бы проседали под колесами нашего драндулета на уровне полос на земле. Прошло минут десять, как мы ехали по этой удивительной дороге. Вокруг нас были вершины поросшие травой. Но только участок дороги с нашим драндулетом просто как бы проседал между вершинами поросшими травой и продвигался на другую сторону вершины. Так мы проехали всю вершину горы пока на другой стороне вершины увидели долину, в которой находился аул Цуриб. Когда мы выехали на настоящую дорогу, то я посмотрел на вершину, откуда мы только что выехали. Вершина была такой же, как все вершины в этом месте. Совершенно ни чем не отличалась. Только две полоски еле заметной дороги тянулись от подножия этой горы и сливались с обычной дорогой. Не было даже никаких признаков того, что эти две узкие полоски дороги пригодны для какой-то поездки сквозь вершину.
- Этой дорогой пользовался еще имам Шамиль, когда воевал против царской армии. - сказал мне, отец. - Такое чудо в этом месте бывает, может быть, в сто лет один раз. Вот мы с тобой попали в это самое чудо. Возможно, что мы уже никогда не сможем использовать это место для своего проезда сквозь эту вершину.
После того, как отец собрал множество оригиналов на портреты, то мы решили, заночевали в ауле Цуриб. Рано утром следующего дня мы поехали дальше в горы по проселочной дороге, где в горах кроме арбы другой транспорт ни ездил. Когда мы проехали уже значительное расстояние, то над нами стали собираться дождевые тучи. Отец решил, что нам лучше заночевать в горах где-нибудь в пещере. Мы проехали совсем немного и повернули в небольшое ущелье. Отец нашел отвесную скалу с большим деревом и под это укрытие поставил свой драндулет. Я думал, что мы заночуем в этом укрытие. Но отец собрал все наши манатки и мы стали подниматься пешком выше в ущелье к небольшому отверстию в расщелине между скал.
- Мы туда не пролезем. - сказал я, своему отцу, когда увидел это маленькое отверстие. - Там и места нет.
- Если эта пещера захочет, то там поместиться много людей. - ответил отец, смело шагая в саму пещеру.
Когда мы стали подходить к отверстию этой пещеры, то у меня было такое ощущение, что отверстие пещеры расширяется, а я, наоборот, уменьшаюсь. Как только я стал входить в эту пещеру, то мне показалось, что стенки малюсенькой пещеры стали раздвигаться передо мной во все стороны. Как бы я не перемещался в этой странной пещере в поиске места для ночлега, я постоянно ощущал, что между мной, а также стенкой и потолком пещеры, находится постоянное расстояние, приблизительно, в два метра. У меня почему-то в этой пещере голова ходила кругом, словно от голода или от ароматного запаха сухого мха в пещере. Возможно, что даже от иллюзии перемещения пространства вокруг нас. Совершенно замороченный, я бросил на мох свою подстилку и сразу крепко уснул. Сколько мы спали, я не знаю. Когда я проснулся, то сквозь узенький выход из пещеры пробивался тоненький луч яркого солнечного света. Моя первая мысль была о том, что мы теперь никогда не выберемся из этой пещеры, так как в такую узкую щель ни одно животное не пролезет, ни то чтобы мы люди. Зря мы сюда забрались. Сами себя загнали в ловушку и теперь тут сгнием.
Как только отец проснулся, мы тут же собрали все свои вещи и вышли свободно из пещеры сквозь эту щель, которая во время нашего выхода из пещеры расширилась на полметра вокруг больше нас. Мы, совершенно не цепляясь за стенки отверстия пещеры, вышли в сторону ущелья. Когда мы стали спускаться вниз, то я обернулся обратно и увидел узкую щель между скал, где только что было отверстие пещеры.
В другой раз, когда мы отправились в горы с отцом обратно собирать оригиналы для рисования портретов, мы ехали на своем драндулете по дороге на подъем. Драндулет закипал от подъема в гору, вдруг, отец выключил двигатель драндулета. Я думал, что отец решил таким образом охладить двигатель своего драндулета. Но наш драндулет продолжал двигаться в сторону подъема, в то время, как по законам физики, наш драндулет с выключенным двигателем должен был катиться вниз. Я не поверил своим глазам и даже на ходу выбрался из нашего драндулета, чтобы собственными глазами убедиться о движении на подъем горы.
- Таких чудесных мест природы в горах Дагестана достаточно много. - сказал мне отец, когда я сел обратно в наш драндулет. - Я тебе их покажу. Местные старики говорят, что главным из таких мест считается "Чертова гора" в городе Гудермес. Все эти удивительные места как-то связаны между собой и ведут в неизвестность. Я слышал как-то об этих местах от ученого физика, который назвал эти места магнитными полями. Откровенно говоря, я сам не знаю, что это такое магнитные поля и как их можно применять в быту людей.
Как-то мы с отцом ехали в горы выше аула Кумух. Я увидел недалеко от дороги натоптанное место и чуть подальше кучу камней. Я подумал, что это какое-то святое и ритуальное место для мусульман, которые останавливаются здесь и бросают к святому месту камешек. Как во времена Тамерлана, когда он шел завоевывать Индию, то приказал каждому воину бросить в кучу камень. Когда войско Тамерлана возвращалось обратно, то Тамерлан приказал каждому воину взять обратно по одному камню. Таким способом Тамерлан узнал по оставшимся камням, сколько воинов погибло при завоевании Индии. Может быть, это воины Шамиля бросали тут свои камни перед боем с царской армией, а позже собирали эти камни, как у Тамерлана. Я рассказал историю с камнями насчет Тамерлана и высказал свои предположения насчет имама Шамиля.
- Если ты сможешь кинуть свой камень дальше этой кучи, то я куплю тебе велосипед. - сказал мне, отец.
Велосипед был мечтой всех пацанов нашего двора. Мы даже сами изобретали себе различные самокаты и велосипеды. Катались на этом транспорте по махачкалинскому шоссе от Улубиевской балки до Нового городка, города Избербаш. Конечно же, я не мог отказаться от такого предложения отца. Тем более что расстояние от указанного отцом места до кучи камней было не больше десяти метров. У нас во дворе были различные игры с бросанием каких-то предметов, так мы там более тяжелые палки и шарики кидали намного дальше, чем расстояние между натоптанным местом и той кучей камней. Этот выигрыш был за мной.
Как только отец остановился у края дороги, то я тут же выбрался из нашего драндулета. С большим трудом я отыскал возле дороги два небольших камушка. Видно давно вокруг этого места выбрали все камушки, чтобы бросить камушки на эту кучу. Поэтому рядом нет камушков, хотя дальше по дороге много камней. Я подошел к указанному отцом месту и бросил камушек со всех сил. Но камушек упал прямо на ту кучу. Тогда я бросил второй кумушек, который тоже нашел место на куче камней. Меня захватила страсть бросать каќмушки до тех пор, пока заработаю себе долгожданный велосипед. Я пошел, собрал еще камушков и стал бросать в сторону кучи. Однако, ни один из брошенных камушков не перелетел через эту кучу камней. Когда вокруг меня ни осталось, ни одного камушка, то я решил взять камушки из той кучи. Едва я нагнулся к куче с камушками, как сильно ударился об что-то такое, что было передо мной не видимым. Создавалось такое ощущение, что все камушки находятся в каком-то невидимом сосуде, в который никак нельзя проникнуть. Как-то в этот сосуд попадают брошенные камушки? Я попытался определить руками объем невидимого предмета, но как я только протянул к куче с камушками свою руку, так тут же обжег свои руки, словно дотронулся до горячей печи. Желание мое обследовать странное место, сразу у меня моментально отпало.
- Проходит какое-то время и большинство этих камней с кучи находят возле дороги. - сказал мне, отец. - Можно подумать, что кто-то смелый разбрасывает эти камни туда, где они находились раньше всегда.
Помню, как-то родители устроили меня летом на один месяц в пионерский лагерь за городом Буйнакск. Сборы отрядов были в назначенное время в столице Дагестана, в городе Махачкала. Оттуда нас развозили на автобусах по многочисленным пионерским лагерям в сторону гор за городом Буйнакск. Когда все были в сборе, огромный картеж из многочисленных автобусов и легковых автомобилей в сопровождении милиции растянулся по всей трассе между городами Махачкала и Буйнакск. Как только автобусы поднялись по трассе на тысячу метров над уровнем океана, то мы увидели удивительную картину. Далеко от берега Каспийского моря перед нами показался настоящий приморский пейзаж. Прямо посередине огромного плато был большой песчаный курган. Совершенно желтый морской песок ярко выделялся на сером фоне камней и далеко не приморской зелени. Возле этого кургана из морского песка даже жизнь была точно такая, как на песке возле Каспийского моря. По песку бегали жучки, которые строят свои норки в морском песке. Рядом растут колючки, которые можно было увидеть только у берега моря. Даже птицы, которые гнездятся на песку у берега моря, летали над этим курганом из морского песка. Создавалось такое впечатление, что за этим курганом плещется Каспийское море. Но отсюда до берега Каспийского моря несколько десятков километров. Кроме того, этот песчаный курган находится на высоте тысячи метров над уровнем океана. Откуда он?
- Этот песчаный курган скучает по морю. - сказал нам, пионер вожатый. - В течении года курган перемещается по этому плато с места на место. Постоянно ищет дорогу к морю. На этом песчаном кургана своя собственная фауна, которая образовалась еще миллионы лет назад, когда возле этого кургана плескался океан. Рядом с этим курганом ученые и просто жители этих мест, часто находят кости давно вымерших животных, рыб и птиц, которые жили в этих местах миллионы лет назад. Этот курган настоящий заповедник Земли. Даже местные жители, которые с рождения привыкли к этому кургану, берегут его, как народную ценность. На этом плато никогда не проводят никакие работы и с этого кургана не берут для стройки песок.
Но самое удивительное, нас ждало ни на этом песчаной кургане, в дали от Каспийского моря. Когда мы поселились в пионерский лагерь недалеко от аула Шамилькала, то свой первый поход мы совершили к крепостям Шамиля, где проводником был столетний старик, который говорил, что еще пацаном бегал по этим камням и хорошо знал имама Шамиля. Но даже этот столетний старик не удивил нас, так как таких столетних стариков было достаточно много в горах Дагестана, к которым с огромным уважением относились все живущие в Дагестане. Однако, удивительное нас ждало ни в крепости Шамиля. Когда мы пошли к сигнальным башням расположенным в тех же местах, то вот там увидели весьма интересную картину. Конечно, это были не сигнальные башни, которых натыкано по всему Кавказу, как свечек на торте у столетнего старика. Нас удивило то, что на одной возвышенности, на которой сам Аллах, должен был поставить сигнальную башню, не было ничего. Даже ни одного камушка не было. Зато внизу под этой возвышенностью было полным полно камней различных размеров. Здесь лежали просто камни и специально оттесанные каменные глыбы. Можно было подумать, что люди собирались построить в этом месте башню, но после передумали.
- Вам, наверно, всем известен по истории "сизиф труд"? - поинтересовался наш экскурсовод. - Как боги Греции наказали Сизифа за жадность, презрение к человеческим и божественным законам. За свои преступления Сизиф был сурово наказан. Сизиф был осужден, вечно вкатывать в подземном мире на гору камень, который, достигнув вершины, скатывается обратно. Отсюда "сизиф труд" - тяжелая и бесплодная работа. Вполне возможно, что такая вершина находится здесь в этой долине. Как зеркало подземного мира, в котором Сизиф до сих пор вкатывает на вершину горы огромный камень, который, достигнув вершины, скатывается обратно. Отсюда и слышно постоянно в этих местах раскаты падающих камне и частые землетрясения. Если кто-то из вас сомневается в этом, то пускай положит на эту вершину камень любой величины и убедиться в том, что "сизиф труд" действительно бесполезен. Поэтому никто не построил здесь башню.
Мы в страхе смотрели на эту заколдованную высоту и боялись на нее подняться. Тогда экскурсовод сказал нам, что это совсем не опасно. Взял лежащий у него под ногами камень и стал подниматься на эту вершину по самому легкому склону. Мы тоже последовали его примеру. Каждый пионер взял в руки камни разной величины и стал подниматься на вершину следом за экскурсоводом. Минут пятнадцать мы поднимались на вершину, площадка которой была метров десять в диаметре. Как только мы все оказались на этой площадке, то все сразу по команде экскурсовода сложили свои камни на середину площадки вершины и быстро поспешили взобраться на другую вершину, на которой была построена большая сигнальная башня.
Прошло минут двадцать, после того как мы положили свои камни на пустую вершину. Но камни даже не думали падать с вершины. Пацаны уже стали подкалывать экскурсовода, что, мол, фокусник был пьян и фокус не получился. Но, вдруг, один камень слегка качнулся и покатился в сторону склона, видимо этот камень решил не подвести экскурсовода. Следом за этим камнем рискнул его напарник скатиться вниз. Не прошло и пяти минут, как все камни зашевелились. Опережая друг друга, покатились по совершенно ровной площадке вершины в сторону склонов этой вершины. Лишь самый ленивый камень медленно переваливался с боку на бок, но вскоре и он добрался до края вершины и догнал своих собратьев у подножья вершины.
Конечно, Сизиф, это греческий миф. Но как объяснить то явление, что рядом на вершинах стоять сторожевые башни уже больше ста лет и не рушатся, в то время, как рядом на вершине невозможно закрепить ни один камень. Хотя сама вершина изнутри наверняка состоит из каменной глыбы покрытой почвой и поросшей травой. Иначе бы эта вершина давно была бы размыта дождями и разрушена до своего основания. К этому вопросу можно подойти только с научной точки зрения, что в низу у подножья этой вершины магнитная порода или магнитное поле, а все эти камни содержат в себе окись железа. Вот и притягивает магнит эти железные камни со своей вершины. Возможно, что есть тому и другие причины, но вот только наш разум еще к этому вопросу полностью не созрел. Поэтому мы никак не можем понять различных чудес природы, которые, возможно, ничего неособенного не представляют для тех, кто может ими пользоваться.


Рецензии