Об ошибках

Однажды молодой бог пришел к Верховному и спросил:

- Учитель, скажи, почему люди настолько плохи, что умеют причинять только боль? Почему они не могут выполнять заранее предписанное, а поступают неправильно, заведомо зная, что могло бы быть лучше? Почему они так часто выбирают путь наименьшего сопротивления?

- Люди - отражение своего создателя, - мягко заметил Верховный. - Если он задумал их такими, что хорошо приспосабливаются к любым условиям и событиям, что их реакции порой непредсказуемы и неоднообразны, а мысли напоминают беспорядочный рой межзвездной пыли, если он хотел, чтобы они научились быть довольными во что бы то ни стало, то ему не стоит удивляться боли. Неизбежно путь каждого рано или поздно причинит боль тому, кому он помешал.

- Но почему же они в таком случае не стремятся причинять меньше боли, которая им неприятна? Разве нельзя, пробираясь через терновник, уклоняться от наиболее крупных шипов? Нельзя ли, разжигая пламя, сразу класть в него не отсыревшие дрова, а сухие, которые не дают удушливого дыма; во время постройки дома вырыть более ровную яму под фундамент, чтобы позже стены не давали трещин и перекосов; уходя в плавание, заткнуть все дыры в днище корабля и не потерпеть крушение? Почему люди так много ошибаются?

- Потому что каждый, совершив ошибку, когда-нибудь ее замечает. Это случается так или иначе, и неважно, сколько времени проходит до мига истины с момента самого поступка, а возможно - и не поступка, неосторожно брошенного слова, мысли. Иногда человеку недостаточно своего собственного сознания, чтобы понять содеянное; и тогда он может прислушаться к словам других людей, не так глубоко погрязших в самовозвеличивании либо же самоуничижении; коль хоть на йоту умен, он прислушается. Бесценным уроком может служить лишь ошибка. Ведь только ей свойственно вовремя отрезвить и заставить оглянуться, очнуться от летаргического сна, вызванного пустыми речами и ложными теориями. Каждая ошибка предупреждает новую, но вместе с тем и некоторым образом порождает ее; поскольку одной ошибки недостаточно, люди должны ошибаться всю жизнь, иначе так и останутся на уровне низших животных.

Молодой бог задумался. Верховный терпеливо ждал.

- Но в чем тогда природа человеческой ошибки? Такое впечатление, что глубоко внутри, на самом стержне своего существования, каждый человек не соблюдает верный, прямой, красивый путь как таковой. Через колдобины, буераки и опасные повороты пролегает его дорога, поскольку не умеет иначе. Из-за чего, отец?!

- В людях внутри сокрыто два совершенных механизма - душа и разум, которые уживаются вместе, но пребывают в вечном антагонизме. Ведь душа - она оперирует более тонкими материями, без нее никогда не подняться до истинного познания, которое не может быть понятым на текущем уровне человеческого разума. Но вместе с тем душа не всесильна. Перед обыкновенными житейскими препятствиями она отступает, поскольку одной бури эмоций и ее опыта мало, тут нужен трезвый, незамутненный разум. Ограничивая душу, тем самым он защищает ее, но и душа не дает разуму застыть, все время подбрасывая новые загадки. Самого по себе совершенства недостаточно, нужны еще и подходящие способы его применения...

Верховный бог на секунду замолчал, дав своему ученику внять смыслу сказанного, а затем продолжил:

- ...И такой способ всегда находит тот, кто имеет мудрость, дух, сочетающие в себе опыт души и разума. Но горе всем остальным, что ушли в одну из крайностей: они противоречат законам природы уже самим своим существованием. И они непременно были бы ею отвергнуты, если бы не получали уроки в виде тех самых ошибок, если бы не умели обучаться и приспосабливаться, вплоть до смены инкарнаций множество раз для прохождения всего пути. Ошибка - плод самой человеческой сути, какой она была создана, итог соперничества двух внутренних "я", и вместе с тем главный для них обоих инструмент добытия знаний и опыта.

Молодой бог поначалу ничего не ответил. После он вскочил на ноги (хотя никто из смертных, рассказывавших эту историю, и не ведал, мог ли он так сделать) и со злобой и яростью воскликнул:

- Люди настолько несовершенны, что за столько веков не могли выбраться из своего болота и все еще поступают в корне неправильно?! Что ж, тогда я просто пойду и убью их всех, ведь они недостойны жить и отравлять мир своим зловонием!

- Остановись! - голос Верховного прозвенел сурово и чисто, словно звук огромного колокола, отлитого из самой лучшей бронзы. И тут же он добавил уже в обыкновенной своей манере, лишь только немного более печальной, чем всегда:
- Люди поступают неправильно, ведь ты сам написал для них законы. Ты попытался стать для них лакмусовой бумажкой, пробой, которая могла бы измерить все вехи их существования. А между тем, не умирая сам, ты не можешь постичь смерть; не любя, ты не вправе оценивать любовь, ее истинность или лживость; не создав ничего живого за сотни тысяч лет, ты не сможешь понять простую земную мать, давшую жизнь своему ребенку. Ты призываешь к ответу других, сам предпочитая не делать вообще ничего, за что можно было бы отвечать. Ты - бог пустоты и тьмы.

- Но...

- Именно поэтому тебе никогда не стать Верховным богом и создателем миров, который сам может быть их частью и полностью понимать происходящее в них, а не придумывать законы нарочно. Никогда больше не смей вмешиваться в мои миры, сынок. Ступай, и постарайся учиться на ошибках людей. Ведь богам тоже свойственно ошибаться.


Рецензии