Наследие Раджниша. Cклероз духовной цивилизации

Если об умерших нечего сказать в хорошем смысле, то лучше ограничиться диагностической оценкой их наследия.

К середине двадцатого века информационная часть духовной сферы человечества наполнилась большим количеством новых данных. Энтузиазм, вызванный публикациями работ о йоге, буддизме и иных мистических традициях, создал волну ОЖИДАНИЙ новых открытий, которые не замедлили появляться из кажущейся бездонной копилки духовной мудрости.
 
Однако новые открытия не изменили того факта, что духовный путь – вещь сугубо практическая, связанная с приобретением личного опыта. Перед многими людьми, заинтересовавшимися духовной литературой, встала необходимость переоценки своего отношения к блестящим истинам, вспыхнувшим перед ними, чтобы озарить путь.

Приобретение личного опыта предполагало некоторое успокоение и неторопливый подход к работе по принципу: «глаза боятся, а руки делают». Иной подход состоял в сверхнапряжённом, порой даже бредовом усилии сплавить все знания тем самым запалом первичного энтузиазма.

Такая идея сверхусилия оказалась близкой возбуждённому сознанию многих людей, для которых путь к  успокоению казался (и не без оснований) значительно более длинным. В этом сознании психотическая тенденция к ВНЕЗАПНОМУ ПРОРЫВУ кажется обоснованной и логичной, даже если тот, кто хочет прорываться, не имеет ни малейшего представления о том, откуда он рвётся и куда.

Состояние, возникающее, как результат такого порыва, является в своём материальном выражении склеротическим.  Особенность склероза –  консервирование,  «обмыление» необработанных впечатлений.  Затем они становятся постоянным источником статического возбуждения в сознании, приводящего к раскоординированности мышления.

Желание опорожнить стакан сознания может быть удовлетворено лишь если этот стакан наполнен питьевой водой, котора я нужна кому-то (хотя бы нам) для утоления жажды. Если же в стакане грязная жижа, то она останется на стенках стакана, и единственное, чего мы можем достичь – это ощущения опустошённости.

Раджниш довольно ловко использовал  напряжение и склонность к психотическому прорыву в умах своих слушателей. В этих условиях трудно было предъявить к его упражнениям элементарные требования осмысленности и наличия обратной связи, не говоря уже о точности. Главным требованием стало получение некоторых «новых состояний», бегства от скуки и напряжения, связанного с ней , любой ценой. Пусть даже к ещё большему напряжению.
Техники Раджниша, являющиеся нелепым и бестолковым пересказом действительно существующих упражнений йоги, создали в духовном мире совершенно особое явление:  люди, следовавшие им, уже, как правило, просто неспособны к овладению подлинной техникой без дополнительного процесса освобождения ума от неправильно усвоенных приёмов и подходов.
Учитывая то, что Раджниш прошёлся по всему, о чём ему довелось читать хоть краешком глаза, сфера склероза оказалась довольно большой.  На сегодняшний день многие реальные духовные техники «обмылены» настолько, что обучая им, имеет смысл применять новую, нетрадиционную терминологию и систему символов.

Однако для подлинного преодоления духовного склероза недостаточно переосмыслить явление деятельности Раджниша или иных шоуменов от духовности. Преодоление склероза – это результат, прежде всего, осмысления личного опыта скуки и напряжения.  Например, того, как мы создаём эту скуку, защищаясь от потребности быть благодарными и терпеливыми.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.