Дракон

Картина Рпфаэля. Св. Георгий поражающий дракона

Дракон - одно из самых ужасных чудовищ мира, постоянно упоминавшееся в мифах, легендах, преданиях, сказаниях и путевых рассказах почти каждого народа и являвшееся,  скорее всего, отражением чего-то реального.  Мифические и легендарные драконы кочуют по всем континентам земли уже не одно тысячелетие, и у всех них есть удивительное сходство.   Изображаются они чаще всего в виде крылатого (иногда многоголового) огнедышащего змея или ящера. Но большое количество драконов, особенно в  кельтской и скандинавской мифологии, крыльев не имеют, а дыхание их не огненное, а ядовитое. Драконы считались древнейшими и умнейшими существами, обладавшими магическими силами. Они  практически бессмертны, мудры и властны над стихиями.  Они любили собирать клады и охраняли несметные сокровища в глубоких пещерах, похищали девушек.
 Следует подчеркнуть, что споры о реальности дракона или его прототипа не утихают до сих пор. В античные же времена и в эпоху средневековья в существовании дракона не сомневались даже натуралисты. Правда, уже в 1887 г. энциклопедия «Британника» давала такое определение дракону — «название, даваемое древними огромной крылатой ящерице или змее (вымышленной)».
Говоря об истории дракона, нельзя обойти упоминание этого чудовища в Библии. В книге пророка Исайи говорится: «В тот день наведет Господь меч святый и великий, и крепкий на дракона, змия бежаща, на дракона, змия лукавого, и убиет дракона, сущаго в море». (Последние слова наводят некоторых ученых на мысль о тождестве библейского дракона с морским змеем.)
Ученые, считающие дракона чисто мифическим чудовищем, так и не пришли к единой точке зрения на генезис этого мифа. Одни считают, что родиной мифа о драконе является Вавилон (Бабилон), другие утверждают, что культ Дракона впервые возник в Древнем Китае. (Дракон по-китайски называется «лун».) В известном «Энциклопедическом   словаре»   Брокгауза - Ефрона можно прочесть, что «дракон как мифическое существо божественного или титанического характера был создан фантазией народов, обитавших в тропических и субтропических странах, откуда это представление, различно видоизменяясь, перешло и к на¬родам умеренного пояса Европы и Азии». Это утверждение, конечно, нуждается в доказательстве. Очевидно, каждый народ создавал свое представление о драконе, сообразуясь с той или иной существовавшей фауной.   ( рис. 74)
В Египте миф о драконе возник, скорее всего, из смешения представлений о нильском крокодиле и большой змее. Согласно автору монографии «Эволюция Дракона» Смиту, родиной этого чудовища как раз и следует считать Египет, откуда миф перешел в Индию, а оттуда уже вернулся в Переднюю Азию и Европу. Согласно же известному натуралисту Шлегелю, прообразом дракона в Юго-Восточной Азии, где дракон в отличие от Европы и Ближнего Востока стал символом силы, добра и небесного покровительства, послужил вымерший тип крокодила, покрытого чешуей и имевшего наряду с острыми зубами и когтями один или два рога. В Китае дракон зна¬чительно отличался от своего европейского собрата. У него могли быть бивни слона, голова верблюда, оленьи рога, туловище крокодила с лапами тигра и когтями орла.
Экзотически выглядит дракон в сочинении известного латиноамериканского писателя X. Борхеса: «Обычно его представляют с головой лошади, хвостом змеи, большими крыльями по бокам и четырьмя лапами, каждая с четырьмя когтями». О драконах с «лошадиной головой» упоминают китайские авторы I века, но даже для Китая это была редкая разновидность дракона. У китайских авторов дракон чаще выглядит таким образом: «Голова, как у верблюда, рога, как у оленя, глаза, как у зайца, уши, как у коровы, шея, как у змеи, живот, как у морского зверя шэнь, чешуя, как у карпа, когти, как у ястреба...» Борхес также приводит китайское предание, по которому вся сила дракона заключалась в висящей на его шее жемчужине — эмблеме солнца.  ( рис. 73)
Для хтонического чудовища и солнцеборца, каковым дракон обычно представлен в мифах и легендах народов Европы и Ближнего Востока, солнечная эмблема выглядит, конечно, чужеродной.
В Китае, разумеется, отношение к Дракону, как божеству влаги, повелителю водной стихии, было совер¬шенно иным. Драконов даже иногда принимали за обитателей неба, так как ими могли казаться меняющие свою форму и очертания дождевые облака.
Некоторые исследователи вообще считают Китай родиной дракона. За¬рождение культа Дракона в Китае от¬носится к IV тысячелетию до Р.Х. В Китае было пять видов драконов, хотя по другой классификации их могло быть девять видов. Деление драконов на пять видов приписывается императору Суну в 1100 году. Они отличались по цвету и по связанным с этим функциям. Синий дракон символизировал жизненную силу воды. Желтый дракон являлся божественной манифестацией силы и власти. Черный дракон отвечал за превращение темноты в свет.
Что еще очень важно, в Древнем Китае дракон становится выражением мужского элемента (Ян). Из четырех священных  для китайцев животных -     единорога, дракона, черепахи и феникса — самым главным считался дра¬кон (лун). Образ дракона проходит через всю китайскую историю и из всего мифического животного мира оказывает наибольшее влияние на формирование национальной культуры. Будучи символом верховной власти, дракон становится декоративным элементом императорской одежды. В Средние века китайские сановники и придворные имели право носить халаты с вытканными на них драконами с четырьмя когтями, в то время как изображение дракона на императорском халате имело пять когтей. Изображения драконов стали неотъемлемым элементом как декоративной, так и быто¬вой культуры китайского народа, а в XIX веке был учрежден орден Дракона, которым в Китае должны были награждаться иностранные офицеры.
Универсальный характер распространения мифов и легенд о драконе выделяет это чудовище из остальных популярных мифических существ. Есть гипотеза о том, что прототипом драконов явились динозавры. Но тогда не понятно, почему у многих народов драконы отождествлялись с обычными огромными змеями. Примером может служить Апоп у древних египтян. Утверждают также и то, что дракон стал впервые фигурировать в мифах за 5000 лет до Рождества Христова. В античной Греции дракон упомина¬ется уже в сочинениях Гомера и Гесиода, в которых подчеркивалась его сила. Поэтому не удивительно, что на щите героя «Илиады», предводителя греческих царей Агамемнона был изо¬бражен трехглавый голубой дракон. В колесницы богини Деметры (Цереры) и волшебницы Медеи были запряжены крылатые драконы.
В целом всех драконов можно раз¬делить на две основные разновидности — драконов космогонических и драконов   конкретно-исторических. Китайский дракон, которому приписывали даже бессмертие, и особенно драконы в ассиро-вавилонских мифах принадлежат к первому типу. Драконша Тиамат у вавилонян вообще выполняла функции персонификации хаоса (его женской сущности). У греков драконы участвовали не в сотворении мира, а лишь в охране его отдельных объектов. Таков дракон Ладон, охранявший дерево с золотыми яблоками в саду Гесперид; таков Пифон, стороживший древнее прорицалище Геи и Фемиды в Дельфах. Некоторые ученые даже возводят само название «дракон» к его народной этимологии, означавшей «страж» или «хвататель». Однако основное толкование слова «дракон» связывает его с древнегрече¬ским «драк», что означало «змею».  ( рис. 72)
Греческий автор Филострат делил драконов на горных и болотных. Он писал, что они вырастают до таких огромных размеров, что могут легко убить слона. Об этом сообщал также автор знаменитой «Естественной исто¬рии» Плиний Старший. По его словам, драконы любят в летнее время пить слоновую кровь, потому что она очень холодная. Еще один античный автор описывал дракона, наводившего ужас в окрестностях Дамаска, размером более 40 метров в длину (в переводе на метрическую систему мер). В одном предании фигурировал дракон из окрестностей Иордана величиной в акр (2/5 гектара). Поэтому недаром во мнении древних авторов дракон утвердился как крупнейшее из животных мира, а известный античный натуралист Элиан (ок. 200 г.) отмечал, что дракон отличается самым лучшим на свете слухом и самым острым зрением.
Уже в Древнем мире сложилось двойственное отношение человека к дракону. От Библии пошла христианская традиция считать дракона символом и носителем зла. В Апокалипсисе под драконом, который описывается «красным, с семью головами и десятью рогами, с чрезвычайно большим хвостом», подразумевается сам Диавол. Такую же трактовку слова «дракон» мы встречаем у апостола Иоанна.   ( рис. 76)
Персы же, парфяне, скифы носили изображения драконов на своих бое¬вых штандартах. От побежденных даков такие эмблемы переняли и рим¬ляне. При императоре Траяне дракон стал изображаться на штандартах рим¬ских когорт (а легионы имели своей эмблемой орла). Во времена последних римских императоров изображе¬ния пурпурных драконов стали исполь¬зоваться в качестве имперских церемо¬ниальных штандартов.
От римлян же, очевидно, дракон пе¬решел в европейскую средневековую геральдику. Так, красный дракон был символом бриттов, а белый дракон — символом саксов. Викинги, совершав¬шие регулярные набеги на прибреж¬ные города и селения Западной Ев¬ропы, вырезали головы драконов на носах своих кораблей. Иногда гераль¬дический дракон, изображение кото¬рого помещалось на рыцарских доспе¬хах или щитах, имел голову волка, а хвост его заканчивался шипами. Крылья же напоминали крылья огром¬ной летучей мыши.
В те же самые средние века очень популярными стали легенды о драконоборцах. Несмотря на свою чудовищную силу, ловкость и ум, драконы были все же уязвимы. Все тело дракона было защищено непробиваемой для железа чешуей, но на брюхе  было небольшое незащищенное место.  В доблестных поединках с драконами прославились Беовульф, Сигурд (Зигфрид), Ланселот, Гавейн, Св. Марта, Св. Флорент, Св. Филипп, Св. Клемент из Меца, Св. Роман Руанский, папа Сильвестр. Но самыми знаменитыми драконоборцами были, конечно, архистра¬тиг Михаил, поразивший Дракона-сатану, и Святой Георгий Победоно¬сец. Поединки с драконами часто происходили при обстоятельствах не только романтического, но и магиче¬ского характера. Так, например, герой немецких «Нибелунгов» Зигфрид, искупавшись в крови поверженного дракона, становится неуязвимым.
Интерес христианской церкви к драконоборческим сюжетам легко объяс¬ним. В драконе видели и олицетворе¬ние богоборческих сатанинских сил, и нечто бездуховное, языческое, угро¬жающее возвышенности и духовности христианской церкви. Святым Авгу¬стином было сказано: «Дьявол есть лев и дракон. Лев — из-за его гнева, дракон — из-за его козней». Последнее является следствием древнего архе¬типа, по которому дракона как подзем¬ное чудовище, связанное с Аидом, Тар¬таром, бездной забвения, воспринимали и как антипод жизни. «Энциклопе¬дия Чэмберс» аналогично трактовала эту проблему: «Дракон появляется в мифической истории и легендарной поэзии почти у каждой нации как сим¬вол разрушения и анархической силы». 
Но даже в средние века дракон не был  мифическим чудовищем. Легенда о драконе, который чуть не уничтожил Руан в 520 году, подтверждает это. Повсеместно распространялись изображения драконов, ими украшали  носы судов скандинавские викинги, в бестиариях давались изображения и описания драконов. А средневековые барды, рассказывая о походах Александра Македонского,  среди его чудовищных противников в Европе и Азии называли и драконов.  Дракона  воспринимали преимущественно как реальное, существовавшее тогда животное. В вышедшей в свет в 1564 году знаменитой «Истории животного мира» К. Геснера дракон перечислен среди животных, известных науке и признанных ею. Даже в XVIII веке по¬являлись свидетельства очевидцев о драконообразных существах. Так, в путевых заметках Д. Ниехоффа,  напечатанных в 1732 году в лондонском семитомнике «Вояжи и путешествия», рассказывалось о наличии в лесах Явы летающих ящериц с четырьмя лапами и длинным хвостом, которые могли перелетать с дерева на дерево на расстоянии примерно в 30 шагов. И даже в конце XIX века находились люди, верившие в существование драконов. Такие люди были и среди ученых. Чарльз Гоулд, автор монументальной монографии «Мифические чудовища», допускал вероятность того, что за мифом о драконе скрывается какое-то таинственное, но реальное животное.  ( рис. 75)
 Ученые-криптозоологи и сейчас уверены,  что, хотя  эволюционное  происхождение драконов покрыто тайной, они, несомненно, происходят от крупных доисторических ящеров. И вероятность, что они еще сохранились в малодоступных местах, остается. Раньше  ареалом их обитания были Европа и Ближний Восток, Малая  и Юго-Восточная Азия, Индия, где их считали реальностью. Если сегодня и остались «затерянные миры», где можно укрыться этим легендарным животным, -  это Африка и Южная Америка.  ( рис. 77)
Известный криптозоолог Б.Эйвельманс в своей книге «Тайны загадочных зверей»  упоминает об африканском драконе из болот Конго, напоминающем динозавра, и таинственном животном из озера Виктория в Уганде – драконе  луквата.     Об огромном животном в Южной Африке, похожем на динозавра, писал  американский натуралист  Айвен Сандерсон. Это огромное животное, весом до четырех тонн живет в болоте, охотится на носорогов, гиппопотамов и слонов. Местные жители называют его  чипекве. Эйдельманс сообщает и о  существовании в Африке крылатых ящеров. Это конгамато, который по описаниям  африканцев  походит на  двухметрового птеродактиля.
И все же в новое время  в дракона перестают верить, и он становится персонажем сказок и  сказочной литературы. Особенно полюбили его писатели, выступающие в жанре «фэнтези». Ибо дракон, как никакое другое фантастическое чудовище, мог связывать вое¬дино мир научной фантастики с миром героического эпоса, мистических легенд и старинных преданий. От американской сказочницы Э. Несбит и советского драматурга Е. Шварца, от Толкиена и К. Льюиса до современных фантастов-романистов типа Урсулы ле Гуин и Энн Мэккэфри — таков спектр авторов «драконьей» темы. И она кажется неистощимой, потому что рядом с Драконом, символом Зла, всегда появляется Герой, драконоборец и посланец Добра.


Рецензии