Базарная баба

Увы, не открыть Америку, сообщив, что смена государственного режима и названия  великой русской страны, лишила многих ее граждан средств к существованию. Судьба взяла инженеров, врачей, учителей «за шкирку» и как  слепых котят зашвырнула на рынки. Бывшие интеллигенты  принялись кормиться с торговли, среди них возникли «челноки», бизнесмены-мелкооптовики, перекупщики, наемные продавцы…
В 90-х годах прошлого века на рынках и базарах можно было купить все, что душе угодно, вплоть до заношенных  мужских трусов, нечистоплотный продавец которых, дыша перегаром бежал вслед за вами и непрерывно убеждал в необходимости данной покупки. Процветали «блошиные рынки». Ларьки с сигаретами и алкоголем множились, как грибы. А часто продавцы размещались не в специально-отведенных места, а, там, где  потенциальных покупателей больше. «Стихийные точки продаж» размещались  на трамвайно-тролейбусных остановках;  бабульки со штучными сигаретами и дешевыми жевательными резинками сидели вдоль заборов школ и институтов…
Таковы были плоды первых лет российской демократии!
Эпоха Большого Рынка имела своих Героев и Героинь. Вот история одной из них…
Мария Семеновна начинала свою карьеру школьной учительницей. Она подавала большие надежды, когда училась в пединституте, но после его окончания смогла устроиться лишь в среднюю школу. Мария выскочила замуж за малознакомого парня, чтобы не отстать от резво сковывающих себя узами брака подруг. Родила сына Николая. Через пару лет осознала, что они с мужем чужие друг другу люди и развелась… Обычная биография, как видите.
Начало 90-х не было сладким временем для матери-одиночки с более чем скромной зарплатой. Однажды двоюродный брат попросил Марию Семеновну постоять вместо его жены на рынке – картошку продать. Учительница неожиданно для себя согласилась и встала за прилавок. Поначалу, стыдилась, глаза отводила, краснела и едва слышно бормотала цену. Стыдно ей было перед учениками – вдруг увидят ее, смеяться станут… как так, учитель младших классов, педагог со стажем, а на рынок вышла торговать!
Вечером, она тихонько расплакалась, сжимая заработанные деньги в кулаке. Не хотелось ей больше идти на рынок, но сыну были необходимы учебники, новый ранец, брюки… Мария понимала, что за лето на рынке она сможет заработать столько, сколько за год в стенах родной школы. Она убеждала себя, что она сможет и завтра встать за прилавок, ради сына сможет…
Работа у Марии пошла… Мария Семеновна научилась торговаться и давать отпор бывалым торгашкам. Вот так и промелькнул отпуск. Перед самым началом учебного года Мария пошла в школьный отдел кадров и уволилась по собственному желанию.
Через некоторое время Марию стали звать Семенихой и она превратилась в заправскую базарную бабу.
Мария Семеновна была хорошей матерью, это вам каждый подтвердит. Ее сын Николай был всегда сыт, прилично одет, ни в чем не нуждался. Но видимо у него в генах была червоточина… В десять лет Коля облил бензином и поджег соседскую кошку. Через два года стал покуривать анашу. Воровать  начал. Сначала украл у соседского мальчишки велосипед – мать вернула кражу, извинялась долго. А едва справив совершеннолетие украл Николай машину. На суде говорил, что взял «тачку» покататься и собирался ее вернуть. Не поверили ему и взятки, что мать давала не помогли. Сел Коля в тюрьму. Через некоторое время вышел и не прошло и года. Как ходку повторил. Деньги в детстве Николай у матери из кошелька воровал, затем, у одноклассников стал отбирать. После последней отсидки, он пошел к бандитам, что рынок, где мать торговала, «крышевали». И стал одним из опорных «столбов» этой крыши. Из кого из торгашей  надо было деньги силой выбить  –  Коля - первый выбивальщик.
Первый инсульт Марию Семеновну свалил в пятьдесят пять лет. Она отлежалась две недели, а затем опираясь на костыль побрела на базар. Жизни своей без него она уже не представляла, за столько лет сроднилась с ним. Дома и стены помогают, а на базаре, наверное, прилавок?
А на рынках у нас как –  летом на пекле день-деньской торчишь, солнце голову печет, зимой – мороз поедом ест.
Марии бы сменить работу… Потом, продавцы часто повторяли, что они убеждали Семениху поберечься. Инсульт он один не бывает…
А еще Колька, поддонок нервы матери трепал и, иногда, бил ее. Однажды ногой в лицо ударил. Мария. Обливаясь кровью лежала на полу в прихожей квартиры. Двери были приоткрыты, соседки стоны услышали «Скорую» вызвали. В больнице диагностировали не только перелом носа, но еще один микроинсульт. Мария сказала, что сама упала, покрыла сыночка – ведь любила его до одури, до сумасшедствия….
В последний свой день Мария с раннего утра себя плохо чувствовала. Не собиралась она выходить на рынок, но Николай приказал не распускаться, не раскисать, и , даже, что бывало крайне редко сам отвез мать на торговую точку.
Мария Семеновна стояла, стояла  до обеда, а затем…
- Что-то плохо мне, - пожаловалась соседкам и запрокинулась на спину. К ней сразу же бросились торговки, стали водой в лицо брызгать.
- Колечке, Колечке скажите, - прошептала она. – Как он теперь один-то будет. Мой бедненький…
То были последние слова. Умерла она быстро. «Скорая» не успела приехать.
Не оставили торговцы с рынка  тело Марии Семеновны в морге, понадеявшись на государственные похороны, своими силами отправили ее в последний путь. Заказали гроб. Цветы – букетов сорок, венков – едва ли меньше.  Даже стерва, Дебелая Людка тысячу рублей на погребение своей заклятой конкурентки отстегнула.
Поминки справили чин чином. Колька на похоронах родной матери не был – бухой лежал… К поминкам правда, очухался, вышел, шатаясь к столу.
Дедок Фаркисов - дворник рынка, на котором Мария Семеновна тринадцать лет подряд торговала, сказал Николаю:
- Твоя мать была святая женщина, таких больше нет.
Колька же, сжал кулаки и, уставившись в пустоту, тихо произнес:
-  Бабой он была… Обыкновенной базарной бабой...


Рецензии
Да, такие они были 90-е годы в бывшем СССР. Как-то в 92 году мы ехали в китайском поезде с китайским коллегой, и заговорили о нашей перестройке. Обычно китайцы очень сдержаны в суждениях о политике. Но он не сказал, а показал ладонями, что произошло с русским народом. Вы двигались вреред (он плавно вел ладонь), но вам надо было плавно отвернуть в нужном направлении, а вы резко развернулись назад, и многих выбросила на обочину центробежная сила...

Алексей Головко   29.11.2021 16:04     Заявить о нарушении