Заметка о пятнадцатом эпизоде сериала Горец

«Он родился около 1160 года в Марокко. Он ублюдок, и не он один. Сейчас время Сбора, но это не мешает грабить и убивать. В конце останется только один. И пусть это не будет Ксавье Сент-Клод!»

Так мог бы начинаться отдельный сериал про Ксавье. Однако я твердо убежден, что если бы создатели «Горца» решили устроить своеобразный кастинг злодеев для выбора героя самостоятельного сериала, то выбор ими Ксавье был бы крупной ошибкой. И сериал вышел бы скучным и однообразным.

Дело тут вовсе не в том, что Ксавье неинтересный персонаж, что он лишен харизмы, что он незначителен. Этого нет и в помине. Но Ксавье, в отличие от большинства отрицательных героев «Горца», выглядит настоящим исчадием ада, в котором нет ничего хорошего, ни одной положительной черты, способной вызвать сочувствие, улыбнуться, захлопать в ладоши. Он насквозь черен, жесток, бесчувственен, эгоистичен. Конечно, в сериале хватает Бессмертных, которые могут подписаться под фразой «Я убиваю смертных, потому что… Какая разница? Им все равно умирать», но крайне мало тех, кто был бы настолько несимпатичен.

В самом деле, из всех уже встреченных нами отрицательных Бессмертных персонажей разве что карикатурный Слэн Квинс из первой серии да Уолтер Рейнхардт из десятой были показаны такими безнадежными злодеями. Во всех остальных было нечто хорошее или вызывающее сочувствие; по крайней мере, в прошлом. Ким Сан стремился сделать жизнь людей лучше, Говард Кроули сражался честно, Фелисия Мартинс была изнасилована перед Первой смертью, Кэлеб Коул вызывал и сочувствие, и понимание; Алексей Вошин, как мы поняли, когда-то не был таким мерзавцем, Маркус был несчастным сумасшедшим, поплатившимся за доверчивость, Эндрю Беллин был хорошим полицейским, Грэйсон – ну что я Вам буду про Грэйсона рассказывать, хи-хи – Кайлер же с детства был неудачником, что повлекло за собой комплекс неполноценности.

Таким образом, применительно к большинству уже увиденных нами злодеев мы в отдельные моменты испытывали если не симпатию, то хотя бы сочувствие. А вот Ксавье этих чувств не вызывает.

Дарий знал его еще мелким воришкой и однажды спас ему жизнь, спрятав от погони и приютив в храме. С тех пор жизнь Сент-Клода была чередой убийств и хищений. Он жесток и беспринципен. Он может напасть на госпиталь (кстати, любопытно, что Маклауда в том эпизоде спасло лишь появление солдат) может издевательски поцеловать несчастную девушку за полминуты до того, как убить ее. Впрочем, постоять за себя Ксавье вполне способен (по крайней мере, у меня сложилось впечатление, что с Маком он фехтовал очень прилично); а на худой конец он бегает, как волшебник Ринсвинд из Плоского мира Терри Пратчетта («Союз нечестивых» даст нам возможность в этом убедиться).

А главным (с точки зрения влияния на происходящие события) героем эпизода, на мой взгляд, является Дарий.

Именно к Дарию на исповедь приходит Ксавье в начале серии. Он явно издевается над самой сутью Таинства, но Дарий как священник не имеет права раскрыть те сведения, о которых он узнал на исповеди – пусть даже от человека, ни в грош не ставящего это Таинство. Тайна исповеди священна и неприкосновенна, что находит свое закрепление и в процессуальном законодательстве. Так, согласно п.4 ч.3 ст.56 Уголовно-процессуального Кодекса РФ, священнослужитель не подлежит допросу в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди. Аналогичные положения есть в законодательных актах большинства европейских стран. Однако почти все персонажи этой серии, кроме самого положительного и самого отрицательного, не относятся к данному требованию всерьез (у меня складывается ощущение, что большинство из них о нем даже не подозревают).

Так, Лебран, не добившись от Дария признания и уходя от него, в сердцах бросает: «Вы взяли грех на душу». Однако в чем же заключается грех? Грех суть понятие церковное, а священник, начавший принимать исповедь и не выдающий тайны ее инспектору, греха не совершает. Право же, Лебран при всех своих достоинствах порой выглядит сущим идиотом с фразочками типа этой или «Ты сядешь пожизненно» (см. предыдущую серию).

Тесса тоже слабовато шарит в таких простейших религиозных вопросах. «Дарий ведь был буддистом и индуистом; неужели он, правда, придает значение тайне исповеди?» - вот ее аргумент. На фоне Тессы Мак выглядит поумнее (но ему по возрасту положено) и говорит, что Дарий, наверное, не верит во все эти запреты, но такова общественная функция, которую он на себя принял. Однако и Дуня после ухода Лебрана задает идиотский вопрос: «Это был Ксавье?» *кстати, в начале серии, когда происходит диалог Дария и Ксавье, последний настаивает на исповеди и говорит (в моем русском переводе): «Маклауда ведь ты исповедуешь». На что Дарий отвечает: «Если он согрешит». Внимание, вопрос: Ксавье имел в виду, что Дарий периодически исповедует Маклауда или что он его исповедует в будущем, если тот попросит? Нужно посмотреть, как эта фраза звучит в оригинале…*

Вообщем, Дарию не позавидуешь. Он скован узами священнического обета, поэтому меч в руки взять не может (это Вам не акунинская Пелагея, которая разматывает клубки преступления, будучи монахиней – абсурд какой). Он не может выдать мерзавца, пришедшего к нему на исповедь. Окружающие его не понимают того, что он должен соблюсти тайну этой исповеди. Выручает его то, что ДМ случайно увидел Ксавье на одной из улиц Парижа и погнался за ним. После этого Дарий способен рассуждать о Ксавье как о том, за кем погнался Мак, а не как о человеке, пришедшем к нему на исповедь. И, пользуясь этим своим правом, мудрый кукловод дергает за веревочки, соединяющие его умелые руки с побуждениями его друга, который по совместительству еще и боевая кукла. «Лебран прав, - говорит он, - я взял грех на душу». И далее: «Наверное, мне пора покинуть храм». Все. Ксавье приговорен к смерти этими будто бы нерешительными словами мятущегося священника. ДМ не оставит в покое человека, из-за которого Дарий говорит такие слова.

Вы скажете, что все не совсем так, что ДМ уже погнался за Сент-Клодом и уже решил, что будет биться с ним? Что ДМ и без того настроен искоренять несправедливость вокруг, даже если его она лично и не касается? И тогда я отвечу Вам, что такое поведение станет характерным для Мака ПОСЛЕ эпизодов с участием Дария, ПОСЛЕ первого сезона. ДО этого Маклауд берется за меч и разит негодяев, если они обидели его или его близких. Это можно проследить на уже увиденных нами сериях первого эпизода: Квинс врывается в его магазин и угрожает Тессе, от наркотика Ким Сана гибнет друг Ричи, Кроули убивает друга Мака, Фелисия Мартинс охмуряет Ричи и охотится на самого ДМ, Брайан Слэйд берет в заложники Тессу и Ричи, Кэлеб Коул опять-таки похищает Тессу, доктор Уайлдер хочет ставить на Маке опыты, Алексей Вошин в прошлом предал ДМ, а теперь не дает покоя подруге Ричи, Уолтер Рейнхардт изощренно ведет на Мака охоту, маньяк из «Не видеть зла» нападает на подругу Тессы, Эндрю Бэллин охотится на саму Тессу.

ВСЕ эти персонажи так или иначе перешли дорогу Дуне, после чего он обрушил на них гнев праведный. Но вот на сцене появляется Дарий, и Мак бросает вызов Грейсону, который ЛИЧНО ЕМУ ничего плохого не сделал. После поединка с Грейсоном Мак начинает охоту на Кайлера, который в НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ему ничем не угрожал. И вот сейчас ДМ гонится, аки борзая, за увиденным им Ксавье лишь потому, что тот убил нескольких человек, «взял ювелирный магазин» и постебался над Дарием. ДМ еще ничего не известно о том, что Ксавье имеет что-то против него (тот уже побывал у Тессы, но Дуня еще не идентифицирует Жерара Флери как Сент-Клода), однако он без раздумий кидается за ним в погоню.

Тем самым я хочу сказать следующее. До общения с Дарием во время Сбора Мак если и «нес возмездие во имя Луны», как настоящая Сейлор-Мун, то только лишь в тех случаях, когда кто-то нехороший перебегал ему дорогу. Но вот появляется Дарий, дергает за веревочки, и ДМ вступает в противостояние с людьми, которые его вовсе не трогали. И затем, уже после Дария, таких случаев будет еще больше. Наверное, потому, что гибель близкого друга и любимой женщины сделают Маклауда более уязвимым к несправедливостям, творящимся вокруг. Но, как бы там ни было, побочным эффектом именно дариева кукловодства станет маклаудово правдоискательство в будущем. ИМХО, конечно.

А у Ричи между тем новая подружка. Как-нибудь я займусь тем, что посчитаю, скольким особам противоположного пола он закружил головы в сериале, хи-хи. Как это иногда с ним бывает, Рич запал на даму старше себя. Отношения их поначалу устраивают его, но затем он понимает, что лишь служит для замужней Рене игрушкой. В этой связи очень поучителен диалог ДМ и Ричи о влечении и подлинном чувстве. Сцена же прощания Ричи и Рене просто замечательна (Стен Кирш роскошно невинен). «Но у тебя муж… Может быть, в другом месте, в другое время…»

В этой серии есть несколько забавных эпизодов. Например, очаровательная беседа Мака с Тессой на тему, спорщица ли она, или то, что ДМ останавливает таймер бомбы за две секунды до взрыва (спасибо хоть, что не в последнюю секунду, хи-хи. *в этой связи вспоминается одна из серий бондианы, в которой Бонд останавливает бомбу за 7 секунд до взрыва*). Интересно, что за мысли были у Ксавье в голове, когда он не услышал взрыва? *голосом леджеровского Джокера: «Ни на кого нельзя положиться… Все приходится делать самому…»* Еще в серии есть славные моменты с участием старика Далу (особенна мила фраза «Отец бы гордился тобой»). Кстати, в сериале это не единственный эпизод, когда ДМ вновь встречает человека, который знал его несколько десятков лет назад. Вспомним Линду из «Уроков света» (второй сезон).

В завершении нельзя не вспомнить о том, что Ксавье остался жив. Он уже и так покушался на Тессу и приходил на баржу, когда там не оказалось никого, кроме Мака, а уж после того, как тот лишил его руки, и подавно захочет отомстить любой ценой. В этой связи очень сильно удивляет то, что Маклауд не начал на Ксавье охоту и после знакомства с Джо Доусоном не попытался вытянуть из него информацию о местонахождении Сент-Клода. Все это говорит о, поистине, чудовищной беспечности Мака. «Муж и господин», конечно же, всегда возвращается, но всегда ли будет возвращаться Тесса? Мы знаем ответ.

И напоследок две мысли, которые спонтанно пришли мне в голову при пересмотре этой серии. Первая – тогда мир был лучше, и кино делали более человечное. Вторая – Эдриан Пол потрясающе красивый.


Рецензии