Я выбрал дорогу...

1.
     Однажды в ХХ! веке президент одной малоизвестной страны на встрече со студентами города модели «Т» признался, что достичь успеха в жизни ему помогло упорство. У главы госСУДАрства спросили, какие личные качества помогают ему в жизни добиваться результатов и он подчеркнул, что упорство является исключительно важным для достижения жизненного успеха. «С другой стороны, нужно голову прикладывать ко всему, что ты делаешь. Надо стараться просчитывать последствия собственных поступков. Если так поступать, то тогда все будет хорошо», – добавил глава госСУДАрства.
    Благодаря упорству в далекой России Советская Власть продержалась семь умноженных на десять лет. Но там видимо люди голову прикладывали ни к тому, что делали. Но не стоит обращать пристальное внимание на плохие примеры. У кого голова на месте, тот может просчитать последствия своих поступков. Поэтому-то модернизация должна изменить внутреннюю экономическую структуру малоизвестной страны, по февральски холодно заявил президент на встрече со студентами. «Модернизация нашей экономики должна проводиться на основе новых технологий, инноваций, должна кардинальным образом изменить внутреннюю экономическую структуру нашего государства, нашего общества», - заявил он в городе...  «Дело это довольно сложное, экономика у нас тяжелая (видимо, есть экономики легкие?). При этом объем национальных богатств, природных богатств гигантский, и мы, строго говоря, долгие годы этим вообще не занимались. Занимались добычей полезных ископаемых, их легкой переработкой и последующей отправкой за границу для того, чтобы получать деньги. Все это давало нам неплохой доход и позволяло жить, жить неплохо до кризиса, во всяком случае», - сказал президент. Как так получилось – не известно… Одно лишь понятно; что расчет «последствий своих поступков» для  государства может быть далек от  расчета удовлетворения личных интересов… При этом, можно быть в высшей степени порядочным человеком! Именно это качество иногда не позволяет упрекнуть в ошибках старшего товарища… А ведь еще совсем не давно, буквально в 2007 году нужно было подниматься «На трибуну реакционера», чтобы голосом политолога Владимира Пастухова заявить: «правительство привыкает  к тому, что можно управлять страной, ничего не делая. Имитация бурной деятельности – самый популярный политический стиль в России. Никаких реформ нет и не будет, пока действует газовая страховка. Потому что реформы – это риски, а кто будет платить за риски, если есть страховка. Газ – это застой… Наше главное национальное достояние – нефть и газ – является для нас одновременно и нашей главной национальной угрозой…». И сегодня некоторым пол-литикам, разучившимся  плавать, становится страшновато, когда шутники начинают «раскачивать лодку».

2.
       Когда-то, «ломая шпаги» Честертон недоумевал: «Сэр Артур Сент-Клэр, был одним из тех, кто «читает свою библию». Этим сказано все. Когда, наконец, люди поймут, что бесполезно читать только свою библию и не читать при этом библии других людей? Наборщик читает свою библию, чтобы найти опечатки, мормон читает свою библию и находит многобрачие; последователь «христианской науки» читает свою библию и обнаруживает, что наши руки и ноги - только видимость. Сент-Клэр был старым англо-индийским солдатом протестантского склада. Подумайте, что это может означать, и, ради всего святого, отбросьте ханжество! Это может означать, что он был распущенным человеком, жил под тропическим солнцем среди отбросов восточного общества и, никем духовно не руководимый, без всякого разбора впитывал в себя поучения восточной книги. Без сомнения, он читал Ветхий завет охотнее, чем Новый. Без сомнения, он находил в Ветхом завете все, что хотел найти, похоть, насилие, измену. Осмелюсь сказать, что он был честен в общепринятом смысле слова». То же самое можно сказать и о цельнометаллическом государстве.

3.
       Наслаждаясь лучами Аргентинского Солнца, хочется забыть Честертона и с умилением вспоминать не только о Монархии, но и о рассуждениях Ивана Солоневича: «Каждый народ мира, в особенности каждый великий народ, имеет свои, неповторимые в истории мира пути. Не существует никаких исторических законов развития, которые были бы обязательны для всех народов истории и современности. Русская государственность, русская национальность и русская культура идут своим собственным путем, впитывая в себя ряд чужеродных влияний, но, не повторяя путей никакой иной государственности, нации и культуры истории и современности...»

4.
    В своей «Политике» Аристотель доказывал, что государство, где все блага будут общими, не сможет существовать. Люди, лишенные стимула, заключающегося в приобретении собственности, будут стараться меньше работать, чтобы прожить за счет других. Труженики и ленивцы будут одинаково претендовать на долю общественного богатства. Поля покроются сорняками, производство СОКРАТится, распри и ссоры возрастут, и государство развалится.
     Но, по мнению Штекли А. Э. (1960 г.), заглянувшего из эпохи Социализма в эпоху Возрождения, «взгляды Аристотеля не убедили Кампанеллу». И «социалист-утопист» Кампанелла (1568-1639) так и не смог раз-убедиться в том, что «все основное зло в мире происходит от собственности». А именно ее-то Аристотель и объявляет благом! В споре Аристотеля с Платоном истина, (для Кампанеллы) оставалась за Платоном, но и тот не создал правильного учения о наилучшем государственном устройстве!

5.
   Джин Строус говорит, что «царственные Ротшильды жили в великолепных городских особняках и огромных сельских поместьях, окруженные шедеврами мирового искусства, а вот скромный (американский торговец, финансист, меценат, филантроп) Джордж Пибоди (1796-1869) снимал номер в отеле на Риджент-стрит, и культура его практически не интересовала. Он работал по десять часов в день, не пил, не курил, не знал отпусков, а однажды, простуженный, простоял полчаса под лондонским дождем, пропустив омнибус, плата за проезд в котором составляла два пенни, чтобы дождаться следующего – за один пенни…»  Человек материальный умел себе кое в чем отказать! Человек идеальный – тоже… Роберт Фрост (1874-1963), американский поэт, четырежды лауреат Пулитцеровской премии (1924, 1931, 1937, 1943), по словам очевидцев, отказывался поддаваться боли и страданиям… Его «вера в возможность противостоять обстоятельствам и умение найти адекватную поэтическую форму выражения этого отказа и этой веры объясняют, почему именно Фроста президент Дж.Ф.Кеннеди попросил прочитать свое стихотворение Дар навсегда на церемонии инаугурации в 1961». Однако, Фрост не отказался посетить в 1962  СССР. И возможно в России он не вспоминал стихотворение, написанное им еще в 1916 году…
В осеннем лесу, на развилке дорог,
Стоял я, задумавшись, у поворота;
Пути было два, и мир был широк,
Однако я раздвоиться не мог,
И надо решаться на что-то.

Я выбрал дорогу, что вправо вела
И, повернув, пропадала в чащобе.
Нехоженой, что ли, дорога была
И больше. Казалось, она заросла;
А впрочем, заросшими были обе.

И обе манили, радуя глаз
Сухой желтизною листьев сыпучих.
Другую оставил я про запас,
Хотя и догадывался в тот час,
Что вряд ли вернуться выпадет случай.

Еще я вспомню когда-нибудь
Далекое это утро лесное:
Ведь был и другой предо мною путь,
Но я решил направо свернуть –
И это решило все остальное.


6.
     Есть  книги, по которым можно  научиться построить дом, отремонтировать двигатель  или  написать  книгу. Но  первому премьер-министур Республики Сингапур, одному из отцов сингапурского «экономического чуда» Ли Куан Ю, никогда  не  попадался учебник  по созданию  нации  из разношерстного состава  иммигрантов, прибывших из Китая, Британской Индии,  Голландской Ост-Индии,  или  книга  о том, как обеспечить население  города средствами к существованию в  условиях,  когда  он утратил свою прежнюю экономическую роль торговых ворот региона. В своей книге «Сингапурская история: из «третьего мира» - в «первый» Ли Куан Ю пишет: «Для  того  чтобы  за  три десятилетия пройти путь от бедности до  процветания, нам пришлось преодолеть практически непреодолимые препятствия… После  1965  года  Сингапур  пережил  беспокойный,  напряженный  период времени, в течение которого мы пытались встать на ноги… Мы столкнулись  с  огромными препятствиями,  и наши шансы на  выживание были невероятно малы. Сингапур являлся искусственным образованием. Созданный англичанами  в качестве торгового  форпоста, он  постепенно стал центральным пунктом их всемирной морской империи. С ее крахом мы унаследовали остров без материка, сердце без тела. Комментарии иностранный  прессы, последовавшие сразу за провозглашением независимости,  в  один голос предсказывали нашу гибель, усугубляя мое и без того  мрачное настроение. Один автор  сравнил уход Британской империи из  ее колоний с упадком Римской империи. Тогда, с уходом римских легионов, рухнули закон и порядок, ибо их  место заняли варварские орды. Облегчение наступило только в  1971 году,  когда стало ясно, что,  несмотря на  вывод  британских войск из Сингапура, нам удалось создать достаточное  количество рабочих мест и предотвратить массовую безработицу. Но только после того как мы преодолели последствия международного нефтяного кризиса 1973 года, когда цена  на нефть выросла в четыре раза, мы окончательно обрели уверенность в том,  что сможем прожить самостоятельно.  Но  и  после этого нам  пришлось  упорно трудиться, планировать и импровизировать, чтобы утвердиться в качестве  жизнеспособного государства,  связанного  посредством  торговли  и  инвестиций  с   крупными индустриальными  странами,  стать  преуспевающим  центром  обмена  товарами, услугами и информацией в нашем регионе».
     В 60-ых-70-ых годах, когда было далеко  не ясно, кто победит в «холодной войне»,  Сингапур встал на сторону стран Запада. Раздел мира на два лагеря делал международную политику  в   годы  «холодной  войны»  проще.  Ближайшие  соседи  Сингапура были антикоммунистами, поэтому  между странами региона существовала солидарность и Сингапур имел возможность пользоваться  международной поддержкой со стороны  Америки,  стран Западной Европы  и Японии. К концу 80-ых годов Ли Куан Ю иего товарищам стало ясно, что Сингапур  был на стороне победителей.

7.
    Это «МЫ (русские) просто сейчас не отдаем себе отчет, - рассуждая о развалах империй говорит  Александр Будберг - на каком краю мы стояли зимой 91-го. Про золотовалютные резервы величиной в 16 млн. долларов я уже писал. Но дело не только в этом. Когда распадается тоталитарный режим, то всегда происходит одно и то же — исчезает полиция, перестают действовать законы, дальше начинают резать провода на металлолом… Опыт американцев в Ираке тому прямое доказательство». Наверное, Горбачев М. С. был чем-то очень похож на Саддама Хусейна!?!

8.
   Мало кому доставит эстетическое удовольствие «Пирамида из двух миллионов черепов».  Но Шевелев В.Н. однажды все-таки заглянул в пустые глазницы истории Камбоджи. Холодный ПОТ от ПОЛного ужаса…
    В 1949 году Пол Пот отправился во Францию учиться на электроинженера. Вскоре в Париже сложилась Ассоциация кхмерских студентов, обучающихся во Франции. Председателем ее стал Иенг Сари, генеральным секретарем - Кхиеу Самфан. Позднее она была преобразована в Союз кхмерских студентов. Парижский университет был тогда наводнен различными политическими группировками, среди которых особенно активно действовали леворадикальные. Взгляды их сразу привлекли внимание Пол Пота и его друзей. В начале 50-х годов Пол Пот начинает публиковать свои первые статьи в бюллетене Ассоциации под псевдонимом Кхмаэ Даым («истинный кхмер»), где рассматривал проблемы французской, русской и китайской революций. Уже тогда у него и его сподвижников складываются первые представления о будущем Камбоджи. Для слаборазвитых стран они пропагандировали полную экспроприацию крестьянства и создание в деревне системы по сути подневольного крестьянского труда, предлагая обобществление даже личного имущества. Вместе с тем в этих первых публикациях Пол Пота видны следы серьезного и вдумчивого чтения, немало ссылок на сторонников неофрейдизма, современной антропологии, заметно увлечение Бакуниным и идеями анархизма. По некоторым данным, в начале 50-х годов Пол Пот вместе с Иенг Сари вступили в компартию Франции. Сам Пол Пот несколько своих статей опубликовал во французской коммунистической печати. В них он с одобрением отзывался о сталинской коллективизации в Советском Союзе, в периоды 1937 - 1941 и 1945 - 1953 гг, называл наиболее творческими в строительстве социализма в СССР. Отмечая восхищенное отношение Пол Пота к Сталину, стоит напомнить, что после 1945 года французская компартия переживала период настоящего преклонения перед «вождем всех времен и народов». Обстоятельство это, конечно же, сыграло немалую роль в становлении политико-идеологических взглядов молодого бунтаря-революционера. В Ассоциации единомышленники изучали теорию марксизма в ее сталинской интерпретации, штудировали теорию классовой борьбы. Находясь во Франции, Пол Пот и Иенг Сари участвовали в деятельности Комитета за независимость Камбоджи - организации, требовавшей немедленного предоставления независимости стране. В 1952 году Нородом Сианук получил из Парижа письмо, в котором он обвинялся в подавлении демократии и предательстве национальных интересов. Письмо это помимо прочих подписали Пол Пот и Иенг Сари. В конце 1953 года Пол Пот вернулся в Камбоджу. К этому времени Нородом Сианук сумел убедить Францию в необходимости передачи ему всей полноты власти в Камбодже. 9 ноября 1953 года из страны были выведены французские войска, а колониальная администрация прекратила свое существование.
      Весной 1998 года, в печать просочились сведения, что президент США Клинтон дал распоряжение государственному департаменту, министерствам обороны и юстиции разработать план ареста Пол Пота для предания его суду Международного трибунала. Диктатор, вместе со своими соратниками уничтоживший два миллиона камбоджийцев, прощению не подлежал.
     Кто мог предвидеть столь трагическую участь небольшого королевства крестьян-рисоводов и рыбаков?! «Камбоджа так мала, - говорил в середине пятидесятых годов принц Нородом Сианук, - что она никогда не окажется агрессором и не сможет стать объектом агрессии другой страны». Увы, мир в маленькой Камбодже закончился в 1970 году, когда премьер-министр генерал Лон Нол совершил государственный переворот и приговорил Сианука к смертной казни. Прошло еще пять лет и в апреле 1975 года у власти в Камбодже оказались красные кхмеры. Советские газеты того времени с восторгом описывали натиск «патриотов Камбоджи», в результате чего был свергнут проамериканский режим генерала Лон Нола. Газета «Известия» от 14 апреля 1975 года утверждала: «Патриоты Камбоджи борются за принципы мира, демократии, неприсоединения, предоставление права каждому гражданину занять должное место в общественно-политической жизни страны». В 1979 году все эти события описывались совершенно иначе. И вот уже сам Леонид Ильич Брежнев, отвечая на вопросы журнала «Тайм», говорит, что в Кампучии был пропекинский режим, китайская модель политического устройства, а массовое уничтожение людей в Кампучии - это не что иное, как китайская культурная революция «в действии на чужой территории».
     После 1975 года Камбоджа стала превращаться в огромный концлагерь. Пол Пот и его соратники с дипломами Сорбонны строили государство рабочих и крестьян, поэтому интеллигенции разбивали мотыгами головы. (Автор не забывает заметить, что «все дело в дипломах Сорбонны») Пустили под нож буддийских монахов - новое общество будет атеистическим. Уничтожили города, эти «рассадники зла и эксплуатации». Разграбив и опустошив города, «Ангка» («организация») объявила о рождении новой «демократической Кампучии». Цветущая страна, «рай на земле», окутанная таинственным покровом буддийских традиций и верований, стремительно «рухнула в современность»…

9.
    «Коммерсантъ»   Константин Левин в 2000 году заметил, что «В отношениях между Россией и Западом утвердилась традиция: как только у нас избирают нового президента, тут же учить его приезжают экономисты с мировым именем. Так было осенью 1991 года, когда Борис Ельцин выслушал советы Джефри Сакса не бояться печатать деньги и бюджетного дефицита. Так происходит и на этой неделе: Владимиру Путину дают советы, правда, прямо противоположного свойства, отец "чикагских мальчиков" Арманд Харбергер и идеолог "рейганомики" Ричард Вебер». 
       Тогда вместе с Харбергером и Веббером в Москве появились экономические советники объединенного экономического комитета конгресса США Джеймс Гвортни и Джеймс Картер. Пятым в компании заокеанских экономистов был творец одного из многочисленных латиноамериканских экономических чудес — перуанского (а еще были чилийское, аргентинское и др.) — бывший министр финансов и профессор университета имени Игнатия Лойолы Карлос Болоньи (как известно, Лойола основал в XVI веке орден иезуитов).
       Все экономисты, прибывшие в Москву, имели прямое отношение к Чикагскому университету. Этот инкубатор экономистов-практиков был создан нобелевским лауреатом Милтоном Фридменом. Харбергер, например, 30 лет руководил в этом университете экономическим факультетом. У него учились десятки чилийских экономистов, которые, собственно, и проводили в своей стране экономические реформы в духе "чикагских мальчиков".
       У-Чили азам чикагской школы не только Путина, но и Михаила Касьянова, Виктора Геращенко и прочих высших чинов президентской администрации, правительства и ЦБ. Приехавшие в понедельник из США и Перу экономисты всю неделю читали на Старой площади лекции для чиновников. Провели они и  закрытые семинары в Центре стратегических разработок. С достижениями чикагской экономической мысли могли ознакомиться все желающие. По утрам "чикагцы" читали лекции в МГУ, МГИМО, Высшей школе экономики, Финансовой академии и Академии народного хозяйства.
       «Нам вояж пяти известных в Америке экономистов – пишет Левин - не стоит ни цента. Все оплатила противоположная сторона. Правда, в Кремле затрудняются поименно назвать заокеанских филантропов и суммы гонораров. Но ряд источников Ъ не исключили, что деньги могла выделить небезызвестная организация USAID, в свое время истратившая на финансирование советников российского правительства из Гарвардской школы (то есть на того же Сакса) $40 млн. А как известно, более заклятых друзей, чем сторонников Гарвардской и Чикагской экономических школ, в мировой науке нет. Не случайно советы Сакса прямо противоположны советам Харбергера с Веббером. Пять лет назад Сакс ругал Анатолия Чубайса за слишком маленький дефицит бюджета — 5% ВВП. Он предлагал 8%, а заодно слабый рубль и низкие процентные ставки. Творцы рейганомики и чилийского чуда настаивают на сильной валюте и высоких процентных ставках, а также на currency board. Кстати, Геращенко, как считает Андрей Илларионов, сейчас фактически проводит ее в жизнь.
       В общем, в Москве — пиршество экономических идей… (по усам течет, а в рот..?) Однако, Аугусто Пиночета, главного виновника чилийского «экономического чуда», на этот пир никто не пригласил!

10.
  Однажды у главы госСУДАрства спросили, какие личные качества помогают ему в жизни добиваться результатов и он подчеркнул, что упорство является исключительно важным для достижения жизненного успеха. «С другой стороны, нужно голову прикладывать ко всему, что ты делаешь. Надо стараться просчитывать последствия собственных поступков. Если так поступать, то тогда все будет хорошо», – добавил глава госСУДАрства. «Модернизация нашей экономики должна проводиться на основе новых технологий, инноваций, должна кардинальным образом изменить внутреннюю экономическую структуру нашего государства, нашего общества», - заявил он в городе...  «Дело это довольно сложное, экономика у нас тяжелая. При этом объем национальных богатств, природных богатств гигантский, и мы, строго говоря, долгие годы этим вообще не занимались. Занимались добычей полезных ископаемых, их легкой переработкой и последующей отправкой за границу для того, чтобы получать деньги. Все это давало нам неплохой доход и позволяло жить, жить неплохо до кризиса, во всяком случае», - сказал президент…


Рецензии