Исповедь атеиста
Бабушка, прости.
Я крещеный по-христиански. Хоть и атеист, меня отлучить от церкви невозможно. По просьбе бабушки по отцу Александры Ивановны, истово верующей в Бога отца и Богочеловека сына великомученика Иисуса Христа, меня шестилетнего крестил приезжий поп летом в бочке с теплой и кристально чистой колодезной водой. Бабушка давно умерла. Именно, бабушка непроизвольно заложила первую искру неверия в детскую наивную, любопытную и незапятнанную грехом душу. Она учила меня читать библейские сказы и молитвы по латыни и на старославянском языке. У бабушки было много старых религиозных книг и икон с окладами и просто почерневших от времени деревянных досок с росписями святых. Она брала меня с собой, когда ходила пешком в ближайшую действующую церковь на расстояние в двадцать пять километров от дома. Мы уходили рано утром и возвращались поздно вечером. В церкви она вместе с другими верующими, в основном пожилыми женщинами и старухами, долго молилась. Годы были сороковые послевоенные.
На двух войнах в 1914 и в 1941 годах бабушка потеряла сначала мужа, затем младшего сына. Старший её сын, мой отец, вернулся с последней кровавой войны живым, но инвалидом.
О чем молча или полушепотом, едва шевеля губами, молились женщины в церкви мне неведомо. На их лицах отражалась невыразимая мука, боль и скорбь человеческих страданий и утрат. Во время молитвы я, как и все дети неусидчивый, беззаботно бегал вокруг небольшой каменной церкви. Дни были летние, солнечные, теплые, ясные.
За четыреста километров без меня с паломницами бабушка ходила пешком на поклонение святым мощам в Верхотурье. Паломницы истязали себя физически: ходили пешком, крестились и били бесконечные поклоны, пели длинные псалмы, строго соблюдали пост. После очередного длительного строгого поста бабушка выглядела сильно похудевшей и не совсем здоровой, кожа и кости. Моя мать беспокоилась, уговаривала бабушку, чтобы она не истязала себя до такой степени. Кажется, я только сейчас начинаю отчетливо понимать, что все беды, свалившиеся на их головы, они принимали на свой счет, как грешники и пытались, истязая тело, лишая себя минимального довольства, укротить своими душами дьявола соблазна.
Помнится, после моего крещения бабушка какая-то вся просветленная, как и летний солнечный день, повесила мне на шею серебряный крестик. Нежно погладила меня по голове, слегка помяв непокорные вихры, облегченно вздохнув, сказала: Ну вот, Сергунька, ты теперь с Богом. Бабушка пошла в дом, принесла творожную еще теплую вынутую из печки шаньгу, подала мне: На поешь и поиграй. Шаньга была изумительно вкусна. Хотя желание и зуд в ногах было велико: сосед и друг Петька где-то рядом свистел и свободно бегал. Я не уходил, меня разбирало любопытство. Как это я с Богом.? А где же ангелы? В моём воображении с этими летающими, добрыми крылатыми существами неплохо было бы поиграть и подружиться, как с Петькой. Я задал вопрос бабушке: Ангелов я могу увидеть? Бабушка несколько смутилась. Потом нашлась: Можешь. Выйди в огород и смотри на небо. Я тут же так и сделал, убежал в огород, где недалеко от колодца в пору цветения и роста были грядки с огурцами, помидорами, арбузами, дынями, тыквами, морковью, репой, луком. Я остановился и воззрел на голубое чистое без облаков небо в ожидании встречи с ангелами. Я смотрел упорно и очень долго, изучая доступные уголки неба. Сначала, как мне смутно показалось, я их увидел и продолжал таращиться. Но это было совсем не то, что было изображено на иконах, в книгах и зримо во сне являло мое воображение. Во сне я летал. Отвернувшись от неба, я обнаружил, что маленькие полупрозрачные точки, которые я видел синхронно перемещающимися по направлению взгляда, не ангелы. Многократно повторяя опыт, я окончательно убедился в том, что это мое зрение. Ведь я не смотрел на небо. Ангелы так и не появились.
Бабушка привечала меня. Летом она часто ходила в поле и лес. При возвращении от неё исходил особый запах, как будто она впитала и принесла с собой аромат полевых цветов и лесных трав. Возвращалась она со связками трав с плетеной корзинкой в руках. В зависимости от цели похода в корзинке были грибы или ягоды. В корзинке бывали разные ягоды: малина, смородина, земляника, клубника, черника, костяника, лесная вишня, калина, боярышник, черемуха. Она щедро делилась со мной своей добычей. Спелые полевые и лесные ягоды я люблю собирать и с удовольствием есть.
В корзинке она приносила обычно смесь грибов: грузди, обабки, подберезовики, сыроежки, маслята, опята. Иногда в корзинке был один вид грибов. Она кормила меня свежей грибницей со сметаной. Этот неповторимый вкус при упоминании о бабушкиной грибнице воспроизводится во рту до сих пор.
По мере своих сил я много помогал бабушке: полол сорняки в огороде, носил воду в дом, пилил и колол дрова, убирал снег, пас корову, осенью участвовал в заготовке сена и сборе урожая.
Я окончил среднюю школу, был призван на службу в Советскую Армию. За успехи в учебе, строевой и политической подготовке, в спорте мне выдали красивый значок отличника ромбической формы и предоставили отпуск на родину.
К сожалению, значок не сохранился, чтобы покрасоваться дома на своей родине, его выпросил при демобилизации один хмырь из-под Москвы, призванный на два года раньше.
Я был в отпуске, сидел дома у родителей. Пришла бабушка, глядя на икону, перекрестилась, поздоровалась. Я обрадовался её приходу. Отец предложил ей присесть на скамейку. Она как-то тяжело с явным болезненным усилием присела на скамейку, повернулась ко мне и стала расспрашивать о моей службе в армии. Я бодро отвечал на вопросы, рассказывал об обыденности армейской службы, не раскрывая военных секретов, каковые в общем и в целом не знал. О том, чтобы держать рот на замке, и не раскрывать военные секреты, меня проинструктировал особист в части перед выдачей отпускных документов.
Бабушка слушала, по ходу разговора сказала: Вот Бог дал возможность свидеться с Сергуней.
Отец взвился: Мама, ты все о Боге. Говоришь на небеси, на небеси, да где же он? Посмотри на небо, спутник летает, космонавт Гагарин облетел Землю, Бога не видел.
Ну что ты привязался к бабушке, она с внуком пришла повидаться, а ты свою антирелигиозную пропаганду завел,- сказала моя мать.
Ты всегда так,- ворчал отец,- ни нам, ни вам.
А что от этого изменится,- добавила моя мать,- стану я на сторону бабушки или твою? Мы останемся теми же, какие есть, ни больше, ни меньше, ни беднее, ни богаче, не умнее, не глупее.
Ну а ты что скажешь боец? - спросил отец.
Дискуссий о боге при бабушке я избегал, очень любил бабушку, не хотел её чем-нибудь огорчать, особенно своими зыбкими взглядами о жизни, поэтому уклонился от ответа на вопрос отца.
Уходя, бабушка сказала: Бог с вами. Летают, ну и пусть летают.
Отец насупился, молчал, думал.
Много позднее я понял: В словах моей матери, испытавшей немало невзгод, была кратко сформулирована вся мудрость общественной жизни людей. Мы все как-то влияем друг на друга. В одном случае остается осадок, горечь, неприязнь, злость, в другом приятное приобретение гармонии спокойствия и уверенности в себе. Верит человек в Бога, ну и пусть верит, лишь бы не пакостил и жил по заповедям.
Сострадание, участие, соборность, взаимопомощь помогали выживать, не отчаиваться в суровые годины войны. Вспоминая детство, кажется, все так же трепетно, бесконечно искренне соприкасаешься с этими изможденными морщинистыми лицами, а через них с погибшими их мужьями, братьями, сестрами, родными и близкими за свободу в организованной человеческой бойне.
Я с ними, я за них.
Свидетельство о публикации №210030100302