Копи-чарт 28. 1 или Культурная традиция
Не-успех этих диспутов, их малая – если вообще – результативность имеет разные причины. Рассмотрим одну из них, для этого пройдём следующим маршрутом.
Зададимся не оригинальным вопросом – зачем нам критика? Среди массы ответов нередким будет такой – чтобы авторы совершенствовались.
Пойдём дальше – зачем авторам совершенствоваться? Вероятный ответ – чтобы писать лучше. Согласимся.
Снова вопрос – как автор узнает, что стал писать лучше? По количеству позитивных рецензий и вообще по притоку читателей на свою страницу – не правда ли?
Контрольный вопрос – вы видите на прозе.ру однозначную связь между качеством письма и читательским откликом? Так, чтобы если написал классно – народ валом? Бывает, но, увы, не правило.
Неоднократно встречалось мнение – если бы классик выложил сюда свои тексты, это бы не принесло ему ни славы, ни даже особой известности. Как ни странно, то же самое происходит в мире бумажной литературы.
Без пиар-сервиса успеха не видать.
Вывод. Писать и подавать написанное надо иначе. На что равняться? Хочется в мэйнстрим попасть, но куда всё движется? Что критики говорят? Интерес вполне оправдан – мы будем совершенствоваться, учиться, а потом выяснится, что не туда шли…
Почитаем критиков.
_____________________________________________
1. «Писатель как переводчик и кризис литературы». Андрей Хренов (http://proza.ru/2009/10/27/271 )
Современная русская литература находится в кризисе.
… писатель остался один на один с читателем, с этой толпой, в которой поэту чаще всего бывает неуютно…
… современная русская литература столкнулась с проблемой «культурного перевода».
… в современной ситуации с русской литературой мы видим явный разрыв литературной традиции и читательского вызова, читательского ожидания.
_____________________________________________
Речь о переводе с языка одной культурной традиции на язык другой. Первая – советский реализм, вторая – пока не разработана, даже не видна. Читатель ждёт от автора откровений на понятном языке. На языке культурной традиции, которую сам же автор и должен предложить – и попасть в яблочко! А иначе, мастерство, или, если угодно, литературная мастеровитость никому не нужна.
Угадайте, что нужно современному русскоязычному (и не только) читателю – и будет вам!
Читаем дальше. Литературная критика книги Маруси Климовой. Несколько мыслей по поводу будущей культурной традиции.
_____________________________________________
2. «Маруся Климова Теория самодостаточности». Cyberbond (http://www.proza.ru/2009/12/23/1280 ).
Первым делом изгоняется тупое морализаторство. В нашем мире добро может только напугать, потому что давно стало палкой, которой нас лупасят по головам политики-ловкачи.
Зло – прелестно в своей эфемерной красоте… Гуманизм – это придумка рабов… В этом банальном, как кухня, мире царят разочарование, скука (если ты всё ж не жлоб) и тоска по красоте (если ты точно не он).
Вся книга Маруси Климовой – это ироническая деконструкция давно уже почившего в бозе представления об изящной словесности как о средстве воспитания человека.
_____________________________________________
Может показаться, что прогрессивная культурная традиция вырастет из попыток отрицать вчерашнюю, почившую в бозе изящную словесность. Увы, это не прогресс, а именно деконструкция, простое отрицание, хотя и громко названное – контркультурой.
По мнению Андрея Хренова: «… лучшие из прочитанных мной тексты литпромовцев - это не контркультура в чистом виде, а именно развитие культурной традиции».
С другой стороны, это свежо, это вызовет интерес к вашим экзерсисам, даже неумело выполненным. Может показаться, что для этого и знать-то ничего особенно не нужно.
_____________________________________________
3. «Кризис современной литературы». Эдуард Тубакин. (http://www.proza.ru/2009/10/05/519 ).
Кризис современной литературы - явление системное. Это кризис человеческого сознания.
Задача же современной литературы вернуть человеку иллюзию, надежду. Иначе не исключена дальнейшая деградация и вырождение литературы в модный аксессуар. Потомкам останутся лишь рекламные слоганы.
Смешение литературных жанров необходимо в этот переходный период.
Старые формы изложения и подачи литературного материала, при помощи которых происходило вживление библейских истин в сознание современного читателя себя полностью исчерпали.
_____________________________________________
Хотя некоторые считают клиповое мышление причиной декаданса в искусстве, Эдуард предлагает совершенствоваться в области «рассказ-роман, рассказ-повесть, роман-рассказ и т.п.». По его мнению «появится новое поколение литераторов, так называемых литдиджеев или "литджокеров", которые будут "вырывать" куски из литературных произведений других авторов и вставлять в свои».
Нечто похожее делается в постмодернизме. Читаем о нём дальше.
_____________________________________________
4. «Уроки постмодернизма». Шан Бонг. (http://www.proza.ru/2009/09/08/640 )
Искусством сейчас называется любой намек на процесс создания искусства.
Например, в литературе: писатель пишет книгу о том, как он пишет книгу и не знает о чем писать.
Постмодернизм утверждает, что искусство – это не само произведение искусства, а скорее драматургия, которая разыгрывается между художником, зрителем, объектом искусства, местом и временем.
Философской концепцией постмодернизма можно назвать стёб на тему: «сам с собой не пойми что».
Сегодня говорить серьезно об искусстве это признак дурного вкуса и плохого воспитания. И вообще, быть серьезным в приличном обществе – просто не прилично.
_____________________________________________
Как бы то ни было, правда в том, что текст становится шедевром в соавторстве писатель-читатель. Вовлеките читателя в придуманную игру и он – ваш. Если, конечно, читатель «потянет» вашу игру. Они ведь разные, эти читатели. Может и пальцем у виска покрутить.
Нельзя не согласиться, что «быть серьезным в приличном обществе – просто не прилично». Поэтому, почитайте забавный рассказик.
_____________________________________________
5. «Критик и автор». Вионор Меретуков. (http://proza.ru/2009/10/11/832 )
«он огляделся по сторонам и пополз по каменистому склону, помогая себе ногтями».
_____________________________________________
Тут и комментировать нечего. Смешно.
И уж совсем лёгенько-хулиганское.
_____________________________________________
6. «Приключения критика Белинского». Александр Аркуш. (http://www.proza.ru/2009/08/19/239 )
_____________________________________________
PS. Определяйтесь со своей культурной традицией и лишь после этого начинайте совершенствоваться.
Радостей всем традиционных!
Ваш Виктор Ганчар.
Свидетельство о публикации №210030100882
С любовью:)
Галина Према 22.04.2012 23:40 Заявить о нарушении
Роман Юкк 25.04.2012 10:35 Заявить о нарушении
к какому источнику информации ни обратись, всюду критика отменена
в книжных магазинах море книг никак не тронутых критикой
в телевизоре куча каналов и на каждом без всякой критики показывают, что хотят
в интернете миллионы пользователей блогов, социальных сетей и прочих сайтов выставляют своё творчество - никто их не критикует
... да и не читают практически
... да и в телевизор мы смотрим урывками
... а в книжный магазин годами не заходим
да-да! "Каждый высказывается и выражает Душу" - но, не читают
ну, так, пара-тройка знакомых, да и то по долгу вежливости
так что не нужно нам ни критики, ни чтения, ничего - кроме хлеба и зрелищ :)
вот так примерно :)
радостей вам душевных!
виктор ганчар
Копирайт 25.04.2012 11:10 Заявить о нарушении
Место, где мы также ищем признания и понимания. Проза открыта не для великих писателй - они издаются.
Проза как раз для тех, кто по разным причинам не смог реализоваться. Но очень хочет( это необходимо!!!) излить душу, поделиться сокровенным. Многие так прямо и предупреждают: МЫ БЕЗ ПРЕТЕНЗИЙ! ПРОСТО делимся! И тут появляется более искушенный "умник" и начинает наставлять: ДЕЛИТЬСЯ НАДО НЕ ТАК! СУЩЕСТВУЮТ определенные формы!
Надо быть добрее друг к другу и острожнее в поучениях. Лучше всего сделать это без вынесения на "зрителя"
С уважением!
Галина Према 25.04.2012 16:32 Заявить о нарушении
И то, что не читают, не смотрят - это уже критика! Если творение никому не нужно, автору уже неприятно.
СМИ - другое дело. Но там за критику можно и "заработать"...Впрочем, я рискую....
Я против пошлости, грубости, агрессии, презрения, насмешек. Но если у человека не получился "форматный" опус, но он что-то сказал во благо и от души, я считаю недопустимым высокомерно указывать на недостатки построения и прочие лит.тонкости. Есть много способов помочь подогнать под "рамки"...
Так что, я подразумевала критику относительно такого масштаба.
Прошу прощения, если ответила невразумительно. Сегодня у меня такой день: задергали:))
Счастья Вам:))
Галина Према 25.04.2012 16:50 Заявить о нарушении