Копи-чарт 28. 1 или Культурная традиция

        Разговоры о критике велись на сайте всегда, но мало что менялось. Какой была проза в начале века, такой и сегодня остаётся, разве что разрослась, и теперь, придавленная собственным весом, почти бездвижна.
        Не-успех этих диспутов, их малая – если вообще – результативность имеет разные причины. Рассмотрим одну из них, для этого пройдём следующим маршрутом.

        Зададимся не оригинальным вопросом – зачем нам критика? Среди массы ответов нередким будет такой – чтобы авторы совершенствовались.
        Пойдём дальше – зачем авторам совершенствоваться? Вероятный ответ – чтобы писать лучше. Согласимся.
        Снова вопрос – как автор узнает, что стал писать лучше? По количеству позитивных рецензий и вообще по притоку читателей на свою страницу – не правда ли?
        Контрольный вопрос – вы видите на прозе.ру однозначную связь между качеством письма и читательским откликом? Так, чтобы если написал классно –  народ валом? Бывает, но, увы, не правило.

        Неоднократно встречалось мнение – если бы классик выложил сюда свои тексты, это бы не принесло ему ни славы, ни даже особой известности. Как ни странно, то же самое происходит в мире бумажной литературы.
        Без пиар-сервиса успеха не видать.

        Вывод. Писать и подавать написанное надо иначе. На что равняться? Хочется в мэйнстрим попасть, но куда всё движется? Что критики говорят? Интерес вполне оправдан – мы будем совершенствоваться, учиться, а потом выяснится, что не туда шли…

        Почитаем критиков.
_____________________________________________

1. «Писатель как переводчик и кризис литературы». Андрей Хренов (http://proza.ru/2009/10/27/271 )

Современная русская литература находится в кризисе.

… писатель остался один на один с читателем, с этой толпой, в которой поэту чаще всего бывает неуютно…

… современная русская литература столкнулась с проблемой «культурного перевода».

… в современной ситуации с русской литературой мы видим явный разрыв литературной традиции и читательского вызова, читательского ожидания.
_____________________________________________

        Речь о переводе с языка одной культурной традиции на язык другой. Первая – советский реализм, вторая – пока не разработана, даже не видна. Читатель ждёт от автора откровений на понятном языке. На языке культурной традиции, которую сам же автор и должен предложить – и попасть в яблочко! А иначе, мастерство, или, если угодно, литературная мастеровитость никому не нужна.

        Угадайте, что нужно современному русскоязычному (и не только) читателю – и будет вам!

        Читаем дальше. Литературная критика книги Маруси Климовой. Несколько мыслей по поводу будущей культурной традиции.
_____________________________________________

2. «Маруся Климова Теория самодостаточности». Cyberbond (http://www.proza.ru/2009/12/23/1280 ).

Первым делом изгоняется тупое морализаторство. В нашем мире добро может только напугать, потому что давно стало палкой, которой нас лупасят по головам политики-ловкачи.

Зло – прелестно в своей эфемерной красоте… Гуманизм – это придумка рабов… В этом банальном, как кухня, мире царят разочарование, скука (если ты всё ж не жлоб) и тоска по красоте (если ты точно не он).

Вся книга Маруси Климовой – это ироническая деконструкция давно уже почившего в бозе представления об изящной словесности как о средстве воспитания человека.
_____________________________________________

        Может показаться, что прогрессивная культурная традиция вырастет из попыток отрицать вчерашнюю, почившую в бозе изящную словесность. Увы, это не прогресс, а именно деконструкция, простое отрицание, хотя и громко названное – контркультурой.
        По мнению Андрея Хренова: «… лучшие из прочитанных мной тексты литпромовцев - это не контркультура в чистом виде, а именно развитие культурной традиции».
       
        С другой стороны, это свежо, это вызовет интерес к вашим экзерсисам, даже неумело выполненным. Может показаться, что для этого и знать-то ничего особенно не нужно.
_____________________________________________

3. «Кризис современной литературы». Эдуард Тубакин. (http://www.proza.ru/2009/10/05/519 ).

Кризис современной литературы  - явление системное. Это кризис человеческого сознания.

Задача же современной литературы вернуть человеку иллюзию, надежду. Иначе  не исключена дальнейшая деградация и вырождение литературы в модный аксессуар. Потомкам останутся лишь рекламные слоганы.

Смешение литературных жанров необходимо в этот переходный период.

Старые формы изложения и подачи литературного материала, при помощи которых происходило вживление библейских истин в сознание современного читателя себя полностью исчерпали.
_____________________________________________

        Хотя некоторые считают клиповое мышление причиной декаданса в искусстве, Эдуард предлагает совершенствоваться в области «рассказ-роман, рассказ-повесть, роман-рассказ и т.п.». По его мнению «появится новое поколение литераторов, так называемых литдиджеев или "литджокеров", которые будут "вырывать" куски из литературных произведений других авторов и вставлять в свои».

        Нечто похожее делается в постмодернизме. Читаем о нём дальше.
_____________________________________________

4. «Уроки постмодернизма». Шан Бонг. (http://www.proza.ru/2009/09/08/640 )

Искусством сейчас называется любой намек на процесс  создания искусства.
Например, в литературе: писатель пишет книгу о том, как он пишет книгу и не знает о чем писать.

Постмодернизм утверждает, что искусство – это не само произведение искусства, а скорее драматургия, которая разыгрывается между художником, зрителем, объектом искусства, местом и временем.

Философской концепцией постмодернизма можно назвать стёб на тему: «сам с собой не пойми что».

Сегодня говорить серьезно об искусстве это признак дурного вкуса и плохого воспитания. И вообще, быть серьезным в приличном обществе – просто не прилично.
_____________________________________________

        Как бы то ни было, правда в том, что текст становится шедевром в соавторстве писатель-читатель. Вовлеките читателя в придуманную игру и он – ваш. Если, конечно, читатель «потянет» вашу игру. Они ведь разные, эти читатели. Может и пальцем у виска покрутить.
       
        Нельзя не согласиться, что «быть серьезным в приличном обществе – просто не прилично». Поэтому, почитайте забавный рассказик.
_____________________________________________

5. «Критик и автор». Вионор Меретуков. (http://proza.ru/2009/10/11/832 )

«он огляделся по сторонам и пополз по каменистому склону, помогая себе ногтями».
_____________________________________________

        Тут и комментировать нечего. Смешно.

        И уж совсем лёгенько-хулиганское.
_____________________________________________

6. «Приключения критика Белинского». Александр Аркуш. (http://www.proza.ru/2009/08/19/239 )
_____________________________________________

PS. Определяйтесь со своей культурной традицией и лишь после этого начинайте совершенствоваться.

Радостей всем традиционных!

Ваш Виктор Ганчар.


Рецензии
Критику надо ОТМЕНИТЬ!!! Это не приносит пользы, только вред! Критика убивает Душу. Каждый высказывается и выражает Душу, как может. В ПРОЗЕ.Ру мало кто претендует на роль великих писателей. Люди ищут приюта для души. МОЖНО только ПОДСКАЗАТЬ, очень тактично, с любовью...А у нас не всегда это получается. И задеваем больные струны, и откликается эта боль потом в нас самих...
С любовью:)

Галина Према   22.04.2012 23:40     Заявить о нарушении
"Люди ищут приюта для души"- не путайте Прозу с Церковью.

Роман Юкк   25.04.2012 10:35   Заявить о нарушении
критика уже отменена, Галина, не беспокойтесь, всё нормально :)
к какому источнику информации ни обратись, всюду критика отменена

в книжных магазинах море книг никак не тронутых критикой
в телевизоре куча каналов и на каждом без всякой критики показывают, что хотят
в интернете миллионы пользователей блогов, социальных сетей и прочих сайтов выставляют своё творчество - никто их не критикует

... да и не читают практически
... да и в телевизор мы смотрим урывками
... а в книжный магазин годами не заходим

да-да! "Каждый высказывается и выражает Душу" - но, не читают
ну, так, пара-тройка знакомых, да и то по долгу вежливости

так что не нужно нам ни критики, ни чтения, ничего - кроме хлеба и зрелищ :)

вот так примерно :)

радостей вам душевных!

виктор ганчар

Копирайт   25.04.2012 11:10   Заявить о нарушении
РОМА!!! А что есть ЦЕРКОВЬ???
Место, где мы также ищем признания и понимания. Проза открыта не для великих писателй - они издаются.
Проза как раз для тех, кто по разным причинам не смог реализоваться. Но очень хочет( это необходимо!!!) излить душу, поделиться сокровенным. Многие так прямо и предупреждают: МЫ БЕЗ ПРЕТЕНЗИЙ! ПРОСТО делимся! И тут появляется более искушенный "умник" и начинает наставлять: ДЕЛИТЬСЯ НАДО НЕ ТАК! СУЩЕСТВУЮТ определенные формы!
Надо быть добрее друг к другу и острожнее в поучениях. Лучше всего сделать это без вынесения на "зрителя"
С уважением!

Галина Према   25.04.2012 16:32   Заявить о нарушении
Виктор! Я все прекрасно понимаю!
И то, что не читают, не смотрят - это уже критика! Если творение никому не нужно, автору уже неприятно.
СМИ - другое дело. Но там за критику можно и "заработать"...Впрочем, я рискую....
Я против пошлости, грубости, агрессии, презрения, насмешек. Но если у человека не получился "форматный" опус, но он что-то сказал во благо и от души, я считаю недопустимым высокомерно указывать на недостатки построения и прочие лит.тонкости. Есть много способов помочь подогнать под "рамки"...
Так что, я подразумевала критику относительно такого масштаба.
Прошу прощения, если ответила невразумительно. Сегодня у меня такой день: задергали:))
Счастья Вам:))

Галина Према   25.04.2012 16:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.