Стратегия модернизации Дагестана! Реально ли это?

Перевернута новая страница политической истории Дагестана – на посту главы республики доктора философских наук сменил доктор экономических наук. Сам по себе этот факт, конечно, ничего не значит. По данным Рособразования в нашей стране степенями кандидата и доктора наук владеют свыше 153 000 человек. Мы так же не беремся судить о том, много это или мало на 145 млн. населения страны, для этого потребуются специальные исследования по анализу социо-интеллектуальной пирамиды РФ. Но качество образования в нашей стране, критикуемое уже много лет, напрямую связано с качеством соответствия ученых стандартам степеней, званий и прочих регалий... Следовательно, любого ученого, и тем более политика с ученой степенью надо оценивать совокупно с личностным фактором и непременно в ключе его философской состоятельности.


Надеяться на философскую состоятельность нового главы республики позволяет позиция, выраженная им с трибуны Народного Собрания РД 10 февраля т. г. 
«Сегодня Дагестан нуждается в серьезных социально-экономических, политических и идеологических изменениях, - сказал М. Магомедов. -  Конечная цель этих изменений - коренная модернизация нашей республики, направленная на обеспечение достойной жизни всем дагестанцам. Для Дагестана модернизация - это не знак «политической моды», а вопрос «выживания», это выход из тупика, в котором мы оказались»...
Согласитесь, это очень сильная оценка! Более того, выраженная несколькими строками позиция насыщена огромными дефинициями, среди которых есть и чисто философская – идеология. Подлинная идеология как продукт подлинной философии не возникает и не развивается вне поля философской культуры мышления. Сегодня, объективная действительность на политико-правовом поле Дагестана такова, что в дальнейшем от Магомедсалама Магомедалиевича потребуются еще более сильные оценки и, соответственно, нестандартные, в чем-то даже жесткие решения. По глубокому убеждению автора настоящей статьи задача «коренная модернизация республики» может быть решена положительно только и только на основе учета убежденческого фактора дагестанцев, знания действительной картины общественного сознания, ибо речь идет, как сказал бы настоящий философ, об имплицитных детерминантах власти и общества...
Если перевести это на общедоступный язык, толкования займут слишком большой печатной площади. Потому поясним вкратце. Термин «имплицитный» означает «не выраженность», а значит и «скрытность» чего-либо, а «детерминант» - это причина какого-либо следствия. И если речь идет об «имплицитных детерминантах власти и общества», то это означает скрытые, взаимно влияющие связи гражданской общества и аппарата власти, в силу которых возникают и развиваются различные тенденции – как положительные и отрицательные. Для того чтобы знать, как говориться, в лицо формы этих связей и тем более влиять на них, держать их под контролем, политик должен обладать качественными философскими знаниями.
В самом деле, модернизировать республику, тем более коренным образом, не эксплицируя, то есть, не выводя на свет божий скрытые механизмы связей общества и власти априори и апостериори – не возможно. В процессе модернизации республики придется переубеждать людей по целому ряду мировоззренческих вопросов, развенчивать туманные доксы (ошибочные мнения большинства, злостно довлеющие над верным мнением меньшинства), которых накопилось в умах дагестанцев огромное множество... Любой иной метод модернизации республики коренным образом будет похоже на строительство песчаные замков, заведомо зная, что они рухнут еще до подписания акта приема и сдачи жилья в эксплуатацию. Ибо само слово «модернизация» применительно к обществу и власти является сугубо философским понятием, требующим философскую концептуализацию как интеллектуальную основу гражданского общества – единственного источника власти в РФ. И если кому-то вздумается апеллировать к экономике и экономической науке как сферам не связанным с философией, то ему следует законно возразить следующим образом:
Экономическая наука, равно как и юридическая, становиться подлинной наукой тогда и только тогда, когда она опирается на философскую базу знаний, лучшие образцы классической философии, если хотите.
Потому и есть надежда, что в лице нового Президента Дагестана Магомедсалама Магомедова, мы увидим не только опытного руководителя, талантливого экономиста, но еще и настоящего философа, коего в Дагестане никогда не было. Никто из дагестанских докторов философских наук еще не выступил со своей собственной креативной концепцией познания, не говоря уже об основании собственной Школы. Что же касается нового Президента РД, в контексте настоящей критической мысли, то у него появился шанс – представить обществу свою собственную прикладную концепцию в практическом режиме работы. А еще тут надо знать, что теория и практика столь же не разделимы как «форма» и «материя». Следовательно, практический успех М. Магомедова будет одновременно и – теоретическим. В общем, как бы то ни было, есть достаточное основание перефразировать Маяковского: «Говоря: экономист мы подразумеваем – философ», вопрос лишь в том: произойдет ли коренная модернизация Дагестана или все останется по-прежнему в путах доксикализма?   
«Коренная модернизация», пожалуй, наиярчайший пример демонстрации безальтернативности философских функций. Других средств, кроме философских, для модернизации республики (не частичной, а коренным образом...) в объективной природе просто нет. Правда тут возникает еще вопрос: что мы считаем философией?
Курсы вузовских лекций есть лишь начальная база философских знаний, которых, естественно, не достаточно для практических действий в руководстве республикой. Применительно к общественной жизни и политической власти философия должна представлять собой лучшие образцы классического познания с неисчерпаемым запасом прикладных аспектов, позволяющих адаптировать самые актуальные знания мира и духа к текучей политической работе и общественной жизни. Главная сложность в том, кого власть и общество признает в качестве подлинных носителей подлинно философских знаний? Кому будут поручаться очередные «научно-практические конференции» по различным противодействиям. Все предыдущие, в том числе всероссийские, проходившие в Махачкале, носили большей частью формальный характер. Они не дали хоть сколько ни будь положительного резонанса в умах дагестанцев. К этому ни кто из участников научно-практических конференций и не стремился, ученые и чиновники на них больше упивались своей значимостью, нежели креативной работой ума. Хотя, конечно, справедливости ради, следует сказать, что среди участников были ученые и чиновники искренне желающие переломить ход формализма и бюрократизма, но не было прецедента продуцирования и проецирования результатов работ конференции на сознания граждан.
В этой связи, думаю будет уместным подчеркнуть одну из грубейших ошибок предшествующего правительства РД и президентского окружения... Это предложение, сделанное религиозно-политическим экстремистам через СМИ – начать диалог с властью, предварительно не выработав в обществе единственно возможный язык для успешного ведения диалога, читай переговоров на предмет удовлетворения религиозных и гражданских интересов, так называемых ваххабитов-салафитов. Еще свежи в памяти российского народа переговоры в Кремле с Ельциным чеченской делегации во главе с Яндарбиевым, которые стали для РФ, как и следовало ожидать, контрпродуктивными.
Причины этих ошибок совершенно ясны, они кроются в игнорировании философии как безальтернативной теории познания и прикладной методологии общественно-политического развития. Это видно хотя бы из того, что до сих пор понятие «догма» дагестанскими духовными лицами, равно как и чеченскими, воспринимается рудиментарно, то есть в атеистических посылках, несмотря на то, что атеизм уже давно перестал быть господствующей идеологией. Догма – как священный закон, неподлежащий изменению – до сих пор не занял в умах дагестанских верующих свое, подлинно богословское место по той причине, что дагестанцы не достаточно хорошо подключены к системе ценностей русского языка... В Дагестане нет научных трудов даже о градациях языковой культуры, ее социально-фундаментальных функциях, хотя исправно финансируются гуманитарные научные учреждения и ничто практически не мешает власти и государственным научным учреждениям – развивать в республике русский язык. Парадоксально, но факт: в Дагестане национальные языки – регрессируют, а русский при этом – не прогрессирует. Добрая половина чиновников, офицеров милиции и ученых в Дагестане говорят на русском непростительно плохо.
Следовательно, дальнейшее игнорирование этого фактора еще больше усилит религиозно-политический экстремизм и даст толчок для развития чудовищных докс, имеющих обыкновение заражать собой даже здоровые, законопослушные силы общества. Ибо не возможно равнодушно взирать на то, как интеллектуальные ничтожества, не способные написать даже одной более-менее значимой газетной статьи, работают в госслужбе и строят хоромы, ездят на дорогих до неприличия автомобилях... Отсюда и впечатление: для счастливой жизни требуется не качественное образование, а качественная хитрость...


НА ПОЛЕ
ДАГЕСТАНСКОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Любое позитивное дело неизбежно сталкивается с извечным вопросом: как логически верно его завершить? Если говорить о коренной модернизации РД, то это благородное дело может быть успешным только и только при условии значительного снижения темпов дефилософизации в обществе и власти. В свою очередь, это возможно при соблюдении ряда условий и ясного представления о том, что такое «дефилософизация»...
Во-первых, надо знать, что дефилософизация – это различные процессы в формах общественного сознания, которые свертывают и уничтожают результаты уже достигнутого в истории прогрессивного познания, что неизбежно отражается на всех видах и формах культуры наихудшим образом...
Во-вторых, в условиях дефилософизации снижается престиж философии, профанируются сложные ключевые научные понятия и слова «философия» и «философ» не воспринимаются всерьез, а не редко вызывают даже насмешку...
В-третьих, в условиях дефилософизации на ключевые посты власти легко проникают невежественные, вороватые личности, злостные обскуранты, мизантропы и лицемеры.
И хотя философия не является панацеей, надо понимать, что источником общественного порядка и соблюдения законности является философская культура мышления. И вот вопрос: какова она в Дагестане? Сегодня редкий чиновник в дагестанской власти, равно как и ученый в республиканских вузах, может получить зачеты по ряду элементарных вопросов философии. Например: зачем, собственно, нужна философия? Какую общественно-положительную функцию она выполняет? Для чего в нашей стране и во многих других странах мира философия включена в систему обязательного вузовского образования? Почему философия позитивизма (О. Конт, Стюарт Милл, Герберт Спенсер), в том числе во многих ее ответвлениях, является для российского, а значит и дагестанского общества не приемлемой?
Я мог бы назвать десятки имен дагестанских чиновников и ученых самых разных уровней и областей наук, которые не знают различия между понятиями «позитивный» и «позитивизм», «рефлекс» и «рефлексия», «догматика» и «богословие», не говоря уже о более сложных элементах понятийного аппарата философии (эйдосы, редукция, экстраполяция, трансгрессия, интерсубъективный, персуазивный, суггестивный, эгоморфный и др.). Так же не мало среди дагестанских чиновников и ученых личностей, которые откровенно враждебны к философии и на дух не переносят научную терминологию. Аргументируя свое отношение, они голословно утверждают, что любую философскую мысль можно выразить простыми, понятными всем словами. Они даже не замечают, что тем самым профанируются бесценные трактаты великих философов... Три «Критики» Канта, «Феноменология духа» Гегеля, «Логические исследования» Гуссерля, «Бытие и время» Хайдеггера и тысячи других трудов древности и современности, написанные очень сложным, глубоко научным (терминологичным) языком. Если бы простыми словами выражались бы сложные мысли, то докторами наук были бы все. Разве нет?
А между тем, одна из основных причин в антифилософском настрое среди ряда дагестанских чиновников и ученых, в том числе гуманитариев, кроется в нежелании умственно трудиться, осваивать теоретический язык. Их вполне устраивает обладание дипломами, регалиями и «хлебными местами». Есть и такие профессора, которые, не смотря на свою довольно высокую квалификацию в области гуманитарных знаний, попустительствуют профанаторам... В частности, утверждают, что «философия – занятие элитарное, широким слоям не доступное...» А на вопросы о возможности и необходимости производить адаптированные проекции философских знаний ничего вразумительно не отвечают, несут свою бюрократическую чушь самым нигилистическим образом. Они, словно сектанты, замкнуты в своей узко корпоративной среде и действуют таким образом, чтобы философия оставалась исключительно для «философов», каковыми они признают только обладателей дипломов, читай кучки кандидатов и докторов наук, зарабатывающих на преподавании и официальных мероприятиях... Удивительно, но факт, они возмущающиеся критике позитивизма, никак не замечая, что защищают «философию», согласно корой их степени кандидата и доктора философских наук – фальшивка, ибо позитивизм отрицает не только мировоззренческий характер философии и объявляет классические задачи познания надуманными, но еще напрочь отвергает дефиницию научности в философии как таковой. 
Таким образом, анализируя культурный и профессиональный потенциал весьма большого числа дагестанских чиновников и ученых, возникает рефлектирующий (самоконтролирующий) вопрос: как можно модернизировать коренным образом республику, оставляя деятелей гуманитарных наук, функционеров в системе исполнительной власти и депутатов в парламенте на тех же доксико-бюрократических позициях, в силу которых и оказалась наша республика в тупике? 
Следовательно, «коренная модернизация республики» требует навести порядок прежде всего в кадровой политике, о чем весьма ясно высказался М. Магомедов с трибуны НС РД. Благо, законодательная база РФ более чем достаточна, для блестящего решения объявленных им задач, и, прежде всего, кадровых.


ЧТО ПРЕДСТОИТ СДЕЛАТЬ?

Что собственно предстоит сделать Президенту Дагестана М. Магомедову в рамках модернизации республики коренным образом?
Представляю негодование целого ряда профессоров и чиновников, которые уже проявляли негативную реакцию на мои статьи о судьбе дагестанской интеллигенции в газете «Дагправда»... Наверное, и эта статья не станет исключением. Но! модернизация коренным образом невозможна без едких истин и адресной критики... Так что им самое время пересмотреть свое отношение к классическим ценностям и прибегнут к источнику цивилизации – академической философии. Но авторского совета они вряд ли услышат. Их главный аргумент, как и тогда, будет сводиться к вопрошанию: «Кто такой этот Барсов, чтобы рассуждать о том...» В данном случае о предстоящих новому Президенту РД стратегических действиях?
Так вот, отвечаю на выше поставленный вопрос.
Новому Президенту РД следует на корню пресекать подобные бюрократические замашки, ибо они исходят не из соображения пользы дела, но в силу корыстных интересов. Иначе, заявление М. Магомедова о том, что главным критерием при кадровых назначениях будут не родственные и клановые связи, не регалии и былые заслуги, а профессионализм и готовность (право-позитивные интенции) трудиться на благо Дагестана, так и останутся словами. Чтобы этого не произошло, и модернизация Дагестана все же состоялась коренным образом, необходимо персуазировать – сделать язык политического дискурса физически влиятельным, что опять-таки возможно при единственно-верном условии...
Что это за условие?
Это право-позитивная синхронизация усилий гражданского общества и республиканской власти по всем вертикалям и параллелям жизни. А возвращаясь к в выше обозначенным в критическом ключе вопросам, следует сказать, что философия нужна именно для того, чтобы синхронизировать право-позитивные усилия общества. Что касается НЕ право-позитивных (маргинальных, асоциальных, уголовных, экстремистских) усилий, то они как раз и процветают, когда нет философии, когда затуманен общественный Разум; в этих условиях номенклатура не боится выдавать свои фальшивые речи за чистую монету, отписываться не производившимися в реальности работами... 
Какую общественно-положительную функцию выполняет философия?
Дисциплинирует и развивает культуру общественного мышления посредством эгоморфических позитивов: «Если я совершу преступление, я буду столь же презираем, как всякий негодяй. Если я не заручусь поддержкой достойных людей, негодяи растопчут Закон» и т. д.
Для чего в нашей стране и во многих других странах мира философия включена в систему обязательного вузовского образования?
Для совершенствования человеческой природы, для усиления чувства видового родства у максимально большого числа людей, для понимания примата закона над анархией, вседозволенностью, для воздержания общественных процессов от крайностей, в том числе религиозных. Существует огромная разница между священниками, знающими различия между законами естественного и позитивного права... Не зря же еще древние говорили, что «добродетели живут в знаниях». Тут необходимо еще добавить: знания живут – в языке, который развивается отнюдь не в силу развития филологической науки, но исключительно благодаря развитию философских знаний, методологии науки.
Почему философия позитивизма является для российского, а значит и дагестанского общества не приемлемой и даже зловредной?
Потому что она есть философия надуманная, спекулятивно-эпатажная, не имеющая в своем знаниевом потенциале инструментов общественного развития. Позитивизм почти во всех своих разновидностях, включительно постструктурализма и постмодернизма, выхолащивает из общечеловеческой культуры классические модели поведения и нравственности. И если западно-европейские страны вкупе с Америкой могут позволять себе культивацию неопозитивистских направлений в философии, то для России и Дагестана в силу наших ментальных особенностей – противопоказаны. Особенно вредна та часть разновидности позитивизма, которая эклектирует и дефилософизирует сознание, что собственно и происходит в Дагестане на протяжении всей постсоветской истории. А был бы в Дагестане, хотя бы один подлинный философ, он уже давно бы забил тревогу по этому вопросу.   


P. S.

Исходя из всего выше сказанного, смею надеяться, что политико-правовой курс Президента РД М. Магомедова будет формироваться с учетом лучших образцов классической философии. И хотя в силу административно-политической необходимости первые и вторые шаги вряд ли удастся ему избавить от ошибок, учет недостатков прошлой политической истории РД, в котором ни кто не отличился трансгрессивными (преодолевающими, непреодолимые рубежи, Бланшо, Фуко) знаниями, есть надежда на то, что третьи шаги республиканская власть и общество будут осуществлять продуктивнейшим образом, и коренная модернизация Дагестана станет реальностью.


Рецензии