Идеология в диалоге 2

Самоинтервью


Собственный корреспондент,
включая диктофон:
- Продолжим, если не возражаете. В прошлом интервью Вы сравнили обмен информацией в истинном коллективе с обменными силами в атомном ядре. Но известно ли физике то, что заставило одинаково заряженные и поэтому отталкивающиеся протоны соединиться в неразделяемое атомное ядро (атом - в переводе – неделимый) ? Поэтому у меня к Вам вопрос :
что объединяет членов истинного коллективы, которые, как Вы говорите, постоянно находятся в состоянии диспута, дискуссии, почти конфликта ?

Автор :
- Членов истинного коллектива объединяет Абсолютная ценность.
Кстати, именно с Абсолютной ценности  можно начать  ответ на Вашу просьбу перечислить по пунктам принципы, идеалы и ценности, входящие в систему убеждений идеологии развития.
Кроме этой Абсолютной, большинство других ценностей – относительны. Например, одни и те же предметы и даже знания и информация в разных местах и у разных людей могут иметь разную ценность (стоимость).
 
И только в истинном коллективе есть ценность, являющаяся Абсолютной.
Вот что об этом пишет Берберова…

Собкорр:
- Берберова? Что-то знакомое…Жена Ходасевича? Надо посмотреть в Интернете… Однако, Вы хорошо готовитесь к интервью:тут же под рукой нужные цитаты… Прямо рояль в кустах.

Автор:
- Шутить изволите. Однако, к делу. Так вот, Берберова в своей статье : об отличии  русской  интеллигенции  от  западной  (эссе “Курсив мой”  журнал “Октябрь”  № 10, 1988), цитирую :
“У нас интеллигенция в тот самый день, когда родилось это слово, уже была рассечена надвое: одни любили Бланки, другие Бальмонта. И если вы любили Бланки, вы не могли ни любить, ни уважать Бальмонта. Вы могли любить Курочкина, или, вернее, Беранже в переводах Курочкина, а если вы любили Влад. Соловьева, то, значит, вы были равнодушны к конституции, и впереди у вас была только одна дорога: мракобесие. Тем самым обе половины русской интеллигенции таили в себе элементы и революции, и реакции: левые политики были реакционны в искусстве, авангард искусства был либо политически реакционен, либо индифферентен.»

Собкорр:
- Извините, но это удивительно напоминает известный анекдот, чем отличается социализм от капитализма? Социализм – это когда ИЛИ Маяковский ИЛИ Есенин, а капитализм – это И Маяковкий, И Есенин, И Ахматова, И Пастернак…

Автор:
-  Берберова именно об этом, поэтому продолжим ее цитировать:  вот оно – самое главное:
«На Западе люди имеют одно общее священное “шу” (китайское слово, оно значит то, что каждый, кто бы он ни был и как бы ни думал, признает и уважает) и все уравновешивают друг друга, и это равновесие есть один из величайших факторов западной культуры и демократии. Но у русской интеллигенции элементы революции и реакции никогда ничего не уравновешивали, и не было общего “шу”, потому, может быть, что русские не часто способны на компромисс, и само это слово, полное в западном мире великого творческого и миротворческого значения, на русском языке носит на себе печать мелкой подлости.”

Собкорр:
- Что ж, она права, нас так и учили – надо быть бескомпромиссным, не уступать, не отступать, не сдаваться,  вперед к победе… Но, простите,  Вы хотите сказать, что это китайское «шу» и есть абсолютная ценность истинного коллектива?

Автор:
- Вы правы. Я не знаю точного перевода этого «шу», но для истинного коллектива Абсолютная ценность – это Жизнь в Ее истинном понимании, то есть в понимании того, что Жизнь – есть развитие. Именно это истинное понимание  Жизни как Абсолютной ценности вынуждает членов истинного коллектива при решении любой проблемы искать и находить единственно верное творческое решение устраивающее всех, то есть, решение без проигравших. И такое решение всегда является компромиссом, полным, по словам Берберовой, великого творческого и миротворческого значения, потому что ведет не к насилию и не к победе одного над другим, а к продолжению Жизни как развития, к Эволюции.

Собкорр:
- И такое решение не может быть окончательным… простите, перебил… Просто вспомнилось Ваше «Окончательное решение – практика идеологий насилия»…

Автор:
- Прощаю и, кстати, в ложном коллективе  понятия  Абсолютной ценности Жизни  вообще не существует. Хотя относительная ценность жизни несомненно присутствует, например, ценность жизни начальства намного выше «ценности», в кавычках, жизни простого «физического» лица. Кавычки здесь потому, что, например,  компенсацию за  гибель этого  простого «физического» лица начальство платит из бюджета, то есть, из его же, налогоплательщика, кармана.

Собкорр:
- Конечно, неужели начальство будет платить из своего кармана?  Могу дополнить сказанное Вами поразившим меня сообщеним СМИ: после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС (несколько десятков погибших) члены Совета директоров этой РОСГИДРЫ выписали себе бонусы по пять миллионов каждому, при  этом на всю Хакассию было отпущено шесть миллионов.

Автор:
- Не удивительно. Сознание неоплатного долга перед государством рядовому члену ложного коллектива внушается с детства, как и то, что главное в его жизни - самоотверженность. И не только на войне. Но и после: когда государству  он отдал уже все – живет от зарплаты до зарплаты - остается отдать жизнь. И ее забирают. Нет, не убивая (зачем пачкаться), убивают, просто отнимая его время. В бесконечных очередях в магазинах, в поликлинниках, в приемных, при пересадках от автобуса до метро полкилметра каждый день туда и обратно и за якобы необходимыми справками по кругу от одного чиновника к другому…

Собкорр:
- Зато все под контролем. Чем меньше у человека свободного времени, тем легче им управлять.

Автор:
- Но это свободное время каждому необходимо для развития. Хотя о развитии лидер ложного коллектива вспоминает только тогда, когда  отставание становится критическим. И совсем недавнюю речевку «Экономика должна быть экономной», сменяет новая речевка - «модернизация».

Собкорр:
- Еще были речевки: «ускорение», «интенсификация»…или проще «интенфикция»

Автор:
- Точно по Высоцкому: «Бег на месте – общепримиряющий…». Ложный коллектив не развивается. Власть пытается имитировать развитие сверху: у них - силиконовая долина и мы сделаем что-нибудь силиконовое… А как сделаем ? очень просто – мобилизацией.
Мобилизация – это все, на что способен ложный коллектив. Истинный коллектив – это естественная и постоянная модернизация, то есть, развитие, а развитие всегда происходит снизу вверх, снизу вверх растет дерево, цветок, ребенок… И  «нано» у них развивалось снизу вверх, а не по указке президента.

Собкорр:
- Вы считаете, что мобилизация и даже всеобщая мобилизация бесполезна ?

Автор:
- Мобилизация мобилизации – рознь.
Вот мобилизация, о которой рассказал писатель Даниил Гранин. В составе ополчения он шел на передовую без винтовки и встретил отступающего солдата, у которого обменял  буханку хлеба на винтовку с патронами.
И вот другая мобилизация – семнадцать лунных экспедиций, семнадцать APOLLO, каждая стоимостью два миллиарда долларов. Уровень жизни американцев даже не понизился, никому из них даже в голову не пришло отдавать последнюю буханку. Почему?

Этот пункт после Абсолютной ценности Вы можете записать вторым в перечне принципов, идеалов и ценностей системы убеждений идеологии развития. Звучит он так:
РАЗВИТИЕ – ЭТО БЕЗУСЛОВНО И ПРЕЖДЕ ВСЕГО НАКОПЛЕНИЕ, накопление качеств, необходимых для дальнейшего развития – материальных ресурсов, знаний и навыков, новых технологий и пр. И только для этого, подчеркиваю, ТОЛЬКО ДЛЯ ЭТОГО НАКОПЛЕНИЯ НЕОБХОДИМА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. Потому что никто и ничего не будет накапливать, если будет знать, что это у него отнимут.

Собкорр:
- Но это не ценность, а скорее принцип, принцип неприкосновенности частной собственности ?

Автор:
- Согласен. Это и принцип и убеждение: мое глубокое убеждение, что без  частной собственности развитие невозможно. СОБСТВЕННОСТЬ НЕ ЧАСТНАЯ – СОБСТВЕННОСТЬ НЕСЧАСТНАЯ. Чиновник-временщик, в отличие от частного честного предпринимателя, никогда не будет заботиться о чужой для него, якобы народной, а фактически ничьей собственности, он не платил за нее свои кровные, и поэтому он занят только тем, чтобы побольше и побыстрее (пока не сняли) урвать и отчитаться.
Чиновник не занят развитием: он исполняет инструкццию, принятую какими-то другими чиновниками несколько лет  назад, для него не существует обратной связи и поэтому он совершенно чужд  любому конкретному творческому процессу развития, которым, в отличие от него, занят предприниматель, постоянно стремящийся к достижению наилучшего результата с наименьшими затратами. «Поэзия вся – езда в незнаемое»,- писал Маяковский. Это относится не только к поэзии, а к любой творческой, в том числе и предпринимательской, деятельности, результатом которой является новое до толе «незнаемое» качество. «Творчество – это процесс, в результате которого непредсказуемое становится необходимым». (в скобках – Булез, французский композитор).
Но в процессе творчества не только создается непредсказуемое, бывшее невозможным, но и сам человек становится умнее самого себя. «Для своего гения Бетховен был всего лишь лепечущим младенцем», - писал Ромен Роллан.
Люди Будущего будут умнее, потому что будут заняты творческой, то есть, предпринимательской деятельностью, а механическую работу чиновника будет выполнять компьютор… Не удивляйесь! Вы  всегда уже что-то предпринимаете, даже если просто делаете выбор..

 Собкорр:
- Но если  механическую работу чиновника будет выполнять компьютор, а компьютор не будет брать взяток, то станет не нужной безнадежная борьба с коррупцией, а общая сумма этой коррупции сейчас уже приближается к сумме бюджета.. Возникает впечатление будто сама Эволюция стремится превратить ложный коллектив в истинный, решая  проблему свободы слова и проблему коррупции  поразительным развитием информационной сферы…

Автор:
- И это удивительно…  Но вернемся к неразрешимой для нас проблеме частной собственности.
В своем Манифесте Маркс и Энгельс написали, что коммунисты могут свою теорию свести к трем словам: «уничтожение частной собственности». Но как же тогда быть с ее неприкосновенностью?...
  - Ответ: я уверен, что эти три слова – уничтожение частной собственности – были поняты неверно. Классики - не идиоты и не хотели уничтожения собственности как таковой, которая без собственника существовать не может (и они это знали).
Они хотели, чтобы эта собственность перестала быть частной в том смысле, чтобы ее собственником был не один, ее «прихватизировавший», а чтобы ее собственником стал каждый с ней работающий, чтобы не было «отчуждения», как это они называли, работника от результата его труда. Большевики с водой выплеснули ребенка: уничтожив частника-собственника, они незаметно этим уничтожили и саму собственность. Большевики-материалисты считали, что все накопленное обществом богатство – все эти фабрики, заводы, дворцы и пароходы, - только материально,  и просто захапано  кучкой богачей. Если все это отнять и поделить, то богатыми станут все. Поэтому ликвидируем собственника, а украденную у него, отнятую,  пардон, экспроприированную собственность национализируем. Принцип Шарикова: отнять и поделить.

Собкорр:
- Так я и думал! – воскликнул, отвечая Шарикову, профессор Преображенский.

Автор:
- Кстати, он мог бы рассказать ему случай из истории Французской революции. Тогда к банкиру Ротшильду пришли революционеры с требованием вернуть награбленные у народа 30 миллионов франков. Банкир вызвал бухгалтера и попросил подсчитать и вернуть пришедшим то, что он им должен. Бухгалтер принес расчет: каждому положено по 8 франков. Выдайте, - приказал банкир.
Как, и это - все? – удивились революционеры, которые были уверены, что раскулачив Ротшильда сразу разбогатеют.

Собкорр:
- Народная мудрость гласит: краденое впрок не идет.

Автор:
- И это подтверждено жизнью. Зачем человеку собственность? Собственность нужна человеку, потому что она почти неограниченно расширяет его возможности. Собственность – это как бы продолжение тела человека. Так первая собственность - палка с привязанным к ней камнем – удлинила и усилила руку неандертальца. И сейчас – собственный автомобиль – это усиленные ноги, станок или экскаватор – усиленные руки, компьютор – многократно усиленный мозг и т.д.
Но точно так же как тело не может существовать, а вернее жить, без души, собственность – продолжание тела – не может существовать, а вернее развиваться,  без собственника, который ее ОДУХОТВОРЯЕТ.
Поэтому собственность должна принадлежать тому, кто способен ее ОДУХОТВОРЯТЬ.
Вор, в отличие от предпринимателя, на это не способен. Поэтому краденое впрок не идет.

Собкорр:
- Извините, но мы должны прерваться  на время  рекламной паузы.

Автор:
- Что ж, закончим, как в прошлый раз «Яблоком». Узнав, что их идеология - «Свобода и справедливость», хотя это просто слоган, а никакая ни идеология, я спросил:
так ведь то же самое у коммунистов? «Нет, у них другое», - был ответ.
И на этом наш диалог закончился.
Но видимо слоган «Свобода и справедливость» коммунистов привлекательнее,
чем точно такой же слоган «Свобода и справедливость» падающего «Яблока».


Рецензии
Уважаемый Евгений! Предлагаю в рекламной паузе обсудить вопрос принципа "шу". Я в ДС разместила коротенькую заметку и тоже о свободе - гляньте?
И вот думаю: не совершают ли где ошибки сами предприниматели? Как, если бы этот принцип свободные граждане (которые "не чиновники") смогли применять в отношении к чиновникам?
Тем более, что сейчас слово ("чиновник") часто употребляется не как обозначение профессии, а как указание на носителя определенных негативных ценностей.

Галия Байкан   04.03.2010 13:51     Заявить о нарушении
Ищу в ДС Вашу коротенькую заметку и тоже о свободе, но не могу найти. Подскажите, как называется? С уважением,

Евгений Нейштадт   04.03.2010 18:01   Заявить о нарушении