Документальное кино закончилось

    

Документальное кино закончилось. В том виде, в каком оно было документом,   -  закончилось. Новому времени летописи, хранящие историю,  не нужны. Всегда-то  свидетели неприглядностей жизни  были не нужны, но не всегда хватало воли и силы у заинтересованных личностей,  чтобы суметь  подкорректировать что-то в нужном для себя смысле или совсем запретить высказывания. 

Сейчас власть,  не столько государственная, сколько  частная,   наложила лапу крепко. Ругать или хвалить прошлое  -  сколько угодно. О будущем можно нести любую околесицу. Но настоящее  -  под спудом.  Законы о СМИ законами, а  жизнь есть жизнь.

Документальное кино было потому, что были документалисты. Они думали о жизни, наблюдали,  видели ее.   Формулировали тему, выходили с заявкой на Госкино и, если редакцией признавалась целесообразность темы, снимался фильм.   Не обязательно «проблемный», это мог быть фильм о прекрасных людях,  исторических событиях, происходивших на глазах.   

 Была у документалистов и журналистов  и такая функция  -  Родину защищать. Не старались  они так массово стать представителями древнейшей профессии, большинство честно работало, выполняя профессиональный долг.
   
Сейчас уже нет тех, кто могли бы сказать о себе, как Лев Толстой: «Не могу молчать!». Люди  позапрошлого и прошлого веков все же верили в силу  публицистики, в силу слова, которое было и делом тоже. Сейчас молчать может каждый!   И  удивиться  чему-то или  возмутиться на что-то -  уже никому не приходит в голову.

Расскажи самую страшную историю, нарочно сочини, тебе тут же расскажут десяток вполне реальных и много страшнее. Да программа новостей состоит сплошь из таких историй.  Пропаганда,  пиар и  такого рода «новости»  -  вот содержание информационных выпусков. 

Собственно  говоря, и того, что являлось бы результатом репортерской работы, уже нет. Есть заказанные темы. Последним репортером был, наверное,  Александр Невзоров. Но и он, видимо, предпочел, в конце концов, остаться  в живых.  Занимается любимым делом, снимает фильмы о лошадях, «гусей не дразнит».

«Если кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет», - то информационная поддержка, в виде информационной блокады, сохранит ему спокойствие на все времена.  На ранних подступах к проблеме будут пресечены все попытки о ней поведать, высветить ее и проанализировать. А если кто и догадается о смысле происходящего, так эта догадка с ним и останется.  С живым или мертвым. Еще когда  о сталинских временах писала Н.Я.Мандельштам: «Ведь в программу уничтожения входило и искоренение свидетелей». А что есть документальное кино, если не свидетельство о времени?
   
Жаль, что закончилось  и научно-популярное кино. Популярное, но вовсе не научное, есть,  и его очень много. Научного и познавательного крайне мало.  Научно-популярные и документальные  фильмы  давали духовную   пищу именно, что называется, и сердцу и уму. Информация в них  была содержательной и полезной.  Сейчас информации много, но она почти так же малополезна,  как и та пища, которую мы употребляем за столом.  Если позволительно такое сравнение. Ведь уже очевидно, что при всем разнообразии продуктов питании очень трудно выбрать их них  те, которые действительно съедобны. Чаще встречаются откровенно вредные, опасные.   Вот так вот:  ешь и вздрагивай, то ли ты съел, не отравился ли. Так и с информацией.

Но ведь снимаются же фильмы?  Такое количество фестивалей! Да, снимаются, если есть заказчик. Иногда заказчиком становится государство, существует система грантов. Есть люди, серьезно работающие в кино. Но документальное кино закончилось.


Город в центре России

https://www.youtube.com/watch?v=SUz8ynyLA-M            


Рецензии
Ну, вы все такие поторопились с окончанием эры документального кино, оно еще возродится, правда, высокого художественного уровня оно и не достигало в лучшие времена, оставаясь лишь хроникой, но впереди еще будет расцвет..)) Если вы меня прочтете, но я здесь оказался из за Лермонтова. Мне понравилась ваша трактовка в одной из дискуссия. Почему я вам и предлагаю прочитать Герой нашего времени, это самое загадочное произведение в русской литературе, непонятное и скажем прямо оболганное, особенно образ Печорина... следовательно и самого Лермонтова.

Геннадийй Воловоой   20.09.2021 04:07     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.