За всё надо платить?

   

"Всё в мире тленно,
Истина не стареет:
То, что имеет цену -
Ценности не имеет."

   «Философская лирика». Борыс Попов. http://www.proza.ru/2014/01/18/1295


         
В последние годы широкое распространение получила фраза: «За всё надо платить». Она не нова, эта нехитрая  мысль, но сейчас она звучит как аксиома, что не требует доказательств. А так ли уж универсально это утверждение?

Отбросив в сторону мистико-фаталистические рассуждения, попробуем всё же взять под сомнение истинность этого принципа, попробуем сказать ровно наоборот:  всё лучшее  -  дар бескорыстный.  И тому мы найдем гораздо больше примеров. Так, например, дружба и любовь, если они не бескорыстны, это уже не дружба  и не любовь  вовсе. Может быть, это оказание услуг? 

Платит ли ребенок своим родителям или родители ребенку за любовь? Платит ли ученик учителю за знания или больной врачу за лечение? Возможно ли это в принципе?  Этот вопрос может показаться странным только на первый взгляд. Конечно, какие-то расчеты, какая-то оплата  существуют, когда пациенты становятся клиентами, например, но они, эти расчеты, ничего не значат фактически и не правомерны по сути. 

Ведь, если подумать, учитель, не умеющий объяснить доходчиво или мало знающий,   даст ли  он знания ученику только оттого и по той лишь причине,  что ему много заплатили?   Где он их возьмет, эти знания и умения,    если изначально, то есть на момент общения с учеником,   они в нем   не заложены? Что, как только  много заплатят, он сразу побежит тщательнее готовиться к процессу обучения? 

Если врач не умеет поставить правильный диагноз и назначить нужное лечение, в силу своих личностных особенностей или потому, что учился не слишком старательно,  можно ведь  хоть золотом его сверху всего обсыпать, ситуация не изменится. Врач будет лечить  ровно так, как умеет. Не лучше и, пожалуй, не хуже, как если бы ему вовсе не платили.
   
Кому и сколько нужно заплатить за то, чтобы из ребенка вырастили Пушкина или Менделеева? Можно ли вообще, вкладывая в образование и воспитание средства, требовать результата? Будь талантлив, будь умен, будь успешен! Желать этого, безусловно,  можно и нужно. Так же как желать быть здоровым, красивым и веселым. Но вот оплата здесь ни при чем!   Невозможно божественному дару назначить цену.

Конечно, деньги значат много, но далеко не все так безусловно, и так всеобъемлюще, как сейчас уже принято думать. Они могут дать  материальные, предметные возможности  для развития изначально заложенного дара.  Они могут предоставить врачу приборы, инструменты, материалы  и лекарства, но ума не прибавят, однозначно.

Учителю деньги тоже не помогут в обучении ребенка, они только заставят проявлять усердие, что будет просто вредить процессу, наводя педагога на посторонние рассуждения, не имеющие отношения к преподаванию.

Когда врач или учитель, или художник, или инженер  вынуждены заниматься саморекламой, это просто унижает их профессиональное достоинство, это ничего не добавляет к их достоинству специалиста.

Как инженерная мысль приходит в голову талантливому человеку совсем не в зависимости от того, сколько ему заплатили, так и летчик, и моряк обладают навыками и мастерством, которые  зависят от их личных качеств, но не зависят от зарплаты, к сожалению или к счастью.

Всё зависит от человека как такового. Вот на него надо возлагать все упования,  создавая ему  материальные и моральные условия для самореализации, а не на то слишком часто высказываемое мнение, что все можно купить. Бесценного в жизни гораздо больше, чем того, за что можно заплатить. И вот этим бесценным надо особо дорожить.

Расхожее выражение «художник должен быть голодным» в той же степени, пожалуй, имеет право на признание, как и поговорка «бей русского  -  часы сделает».  Это жестоко и не справедливо.  Яркий пример в истории литературы судьба Ф.М.Достоевского. Да, он, несмотря на тяготы жизни,  добился всемирной известности.  Но как много потеряла литература только оттого, что свои произведения писатель издавал, что называется, когда «не просохли чернила», этого мы никогда не узнаем.  Каторжная  писательская работа сократила ему жизнь.  Обидно за человека, жалко его.  Жалко и читателей, не узнавших  сокровенные мысли гения,  потому что слишком рано он ушел из жизни. И вся история искусства всего человечества полна такими примерами, как и история науки. 

Если продолжить ход мысли, то придется признать, что избыточное материальное обеспечение бывает что и вредит деятельности человека.  Незачем стараться, все есть.   Яркий пример в литературе  -  художественный тип Обломова. Ему не для чего было напрягать усилия, он мог просто вести чуть ли не растительный образ жизни, который ему обеспечивало безбедное существование. Дара божьего  -  таланта, который  настоятельно требовал бы воплощения, у него не было, но, возможно, был дар любить жизнь просто за то,  что она есть, наслаждаться ею, насколько доступно.

Если же случается так, что  и очень обеспеченному человеку  дается талант, то жизнь свою он посвящает уже ему, много тому примеров.  И в этом  заключается человеческое счастье самореализации.

Если человек создан по образу и подобию Божью, то, конечно,  творческое начало присуще всякому человеку. А творчество  ведь это не только то, что создает, например, предмет искусства,  творческим может стать любое дело, которое своим отношением возвышает и одухотворяет человек. 

Самое, пожалуй, драгоценное  -   это талантливо, полно и счастливо жить на свете, быть хорошим человеком, которого ценят и любят. Так, конечно, не бывает, но к этому надо стремиться.

Угадать свое предназначение, служить ему, вот достоинство жизни. А больше денег или меньше  -  само по себе не так важно. Конечно, должны быть средства на достойную жизнь. Очень вредит, убивает  нищета - безусловное зло.  Но ни прямой, ни обратной  зависимости между материальным достатком и творческими возможностями, а также способностями профессиональными  нет, и не может быть. Ибо всё лучшее  -  дар бескорыстный. 
  .

               


Рецензии
Если за сделанное добро ты оплаты ждёшь, ты не добро творишь, а услуги продаёшь.

Борыс Попов   20.11.2022 15:41     Заявить о нарушении
Правильно ли мною воспроизведены Ваши строки, ставшие эпиграфом к моей статье?

Кузнецова Любовь Алексеевна   20.11.2022 15:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 26 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.