Уста хранят обет молчания и только руки продолжают

                Люди редко обладают настоящим даром ораторского искусства, да так чтобы с первых слов, с первой фразы завладевать вниманием масс, людской толпой. Если сравнивать в человеке все природные таланты с искусством речи,  пожалуй, на последнем месте окажется харизма. Сей дар - столь ценен, что лишь незначительное количество людей могут похвастать наличием такового. Харизма – своего рода показатель врожденного богатства, но сейчас мы говорим о доминирующем числе людей.
                Как правило, человечество немногословно, во что согласитесь, мало верится. Непрерывный гул голосов сопровождает нас всюду, однако если прислушаться - станет очевидным – говорят много, но говорят одни и те же люди. Это дикторы  теле- и радио/вещания, представители мира искусства, учителя, президенты, телефонные автоответчики, голоса без имени/роду/племени: «…если вы звоните сантехнику – нажмите 5, если хотите поговорить с проктологом нажмите 0, если….». Исключением из этого правила составляют подружки-болтушки определенного окраса, оставшееся большинство - молчуны. Человек отдает предпочтение монологу, диалог он ведет в мыслях сам с собой, а основное время он молчит. Лежа на кушетке в кабинете психиатра говорит один, другой делает вид, что внемлет его речам. Мы все дружно слушаем, но не слышим. Озвучиваем   противоположное тому, о чем думаем.
                Большая часть планеты - косноязычна, в повседневных разговорах слышатся слова-паразиты, бранный поток предлогов, матерных местоимений и междометий, да сокращений заимствованных из Интернета. Сколь дальновидной и зачастую полезной, оказалась реклама: «Иногда лучше молчать…», однако, у каждой медали есть и оборотная сторона, это – ритм, динамика, скорость. Увы, современный мир тороплив, суетлив, на долгие речи, длинные повествования - катастрофически не хватает времени.

                Анекдоты, жизненные этюды, реалии судеб поутру из стадии невинного ляпа, смешного конфуза становятся нашпигованным пошлостью рассказом. Рассказчики прямо-таки уверовали истину: чем махровее похабщина, тем смешнее анекдот.
                Любовная лирика сократилась до неприличия, знакомство и период ухаживания длятся не более минуты, следующая пара секунд занимает предложение руки и сердца, сделанные в горизонтальном положении с вытекающим от оргазма результатом, этакий одобрям-с свадебной оргии. Самая прекрасная пора любви вместилась буквально в одну строку великого классика: «Я вас люблю, чего же боле?»
                Детские сказки обрели форму «ассорти», этакое попурри авторов-сказочников Бажова, Андерсена, братьев Гримм и прочих, начинаются со слов любящих родителей: «Жили-были…», и уже на втором предложении взрослые мамы и папы перестают понимать «ху их ху» в их сказочном сюжете, однако по традиции любое волшебство заканчивается словами: «…жили они долго и счастливо».
                Экспресс-система распространяется не только на развитие подрастающего поколения дошкольного возраста, она также крепко зацепила и учеников средней школы. Классическая литература канонизирована прошлыми поколениями и свержена экранизацией современного поколения. Дети более не утруждают себя детальным изучением произведения «Война и мир», не погружаются в глубокие познания «Мертвых душ», не окунаются в жизнь «Обломова», не заглядывают по ту сторону Шекспировских трагедий. Их знания стали гораздо короче, хрестоматийные ресурсы мировых знаний в совокупности уложились в ограниченный беглый просмотр скрин/шота.
                Поэты Серебра, Лиры человеческих душ, пиитика страстей и чувств канули в небытие, на смену им пришли стихотворцы нового поколения, давшие человеческим чувствам, судьбам четкое и краткое определение: «О любви не говори, /О ней все сказано, /Сердце, верное любви, /Молчать обязано». 
                Вот он современный призыв к бою. Мир дружно замолчал, в одно мгновение, в одну секунду, словно по мановению волшебной палочки люди перестали говорить друг другу добрые, теплые слова. Разучились смеяться, улыбаться, радоваться и радовать других. Всем известно, что решение любой проблемы чаще всего оказывается в тупике, в безвыходном положении, а все потому, что мы страшимся озвучить реальную причину. Оказалось куда проще промолчать, чем ступить в диалог, ведущий к перемирию, к решению задач.

                В актерской среде очень ценится умение держать паузу, сохраняя баланс зрительского интереса к актерской молчаливости, театральной тишине, но в реальной жизни сие действие передержано, оно затянулось до неприличия. Уста хранят обет молчания, и только руки продолжают говорить. 
                Жест – это маленькая сценка, действие несущее глубокую смысловую нагрузку. В одном жесте умещается большая часть энциклопедического словаря, а также словари ненормативной, бранной, нецензурной речи. Хотя жестов говорящих языком Шекспира, Пушкина в природе гораздо больше, чем видится на первый взгляд, тем не менее, наши взоры прикованы к «фак/пальцу». Этот палец обрел мировой статус в рекордно-короткий срок и стал любимым жестом молчаливого говоруна, правда иной раз пальцевого размера недостаточно и тогда в ход идет локтевое измерение.
                У художников существует курс занятий - рисование жестом различными методами: штрих, крючок, непрерывная линия. Людям с богатым воображением, яркой ассоциацией очень интересно наблюдать за работой художника, тут же появляется желание попробовать нарисовать то же самое, потому что со стороны, это кажется элементарным. Взял в руки карандаш, сжал его до судорожного посинения в пальцах, вдавил стержень в плотный лист бумаги и давай трястись, биться в конвульсиях, судорожно дергаться и нервно дрыгать пока не получится шедевр. Ан нет…рисование жестом – целое искусство.      
                Наши руки обладают редчайшим даром красноречия, в них скрыт талант витиеватых фраз, любовной прелюдии, утонченного комплимента, грация высокой мысли, морали и одновременно четкого, конкретного посыла на… куй, куйкину мать. В отличие от слов - любой жест всецело завладевает нашим вниманием с первой секунды, даже если он «сказан» самым бездарным и молчаливым оратором.
                Существует масса учебных пособий, по которым нас обучают достижению успеха, карьерного роста, целыми главами описывают позу преуспевающего человека, а напоследок дают рекомендации к целеустремленности. В сей науке существует и изучение лживого жеста якобы подтверждающего слова и намерения, но даже самые дорогие часы, запонки, носки на подтяжках и вуаль не смогут обмануть природу рук. Люди изобретают теорию лжи, а руки практикуют правду.
                Человек по своей натуре лжец, сие качество врожденный недостаток присущ большинству, однако данный эпизод человеческой натуры на протяжении многих веков олицетворял негатив. Люди стыдятся признавать наличие пагубного пристрастия ко лжи, они вынуждены прибегать к ухищрениям, всевозможной хитрости, многоликому перевоплощению, постигать науку маскарада, овладевать виртуозным маневрированием. Кому-то удается прикидываться Мюнхгаузеном, так мол, сподручнее приукрашивать и преувеличивать собственную ложь, выдавая ее за фантазию. А потому как нас от рождения учили трактовать фантазию как безобидный вымысел, безболезненное повествование, не влекущее за собой последствия – мы стали снисходительно относиться к данной группе людей. Тем не менее, не лишним будет напомнить, что по настоящему уметь «фантазировать» дано далеко не каждому, людей одаренных богатым воображением крайне мало.

                Лжецы многолики в ком-то стержень «порочного таланта» скрывается под вуалью авантюризма, интриг, хитрости. Иные одарены непомерным «шпионским» пластом. Человек тени – такими считают себя люди со скрытной, таинственной, замкнутой натурой. В природе существует тип прямолинейных лгунов, такие люди, казалось бы, режут прямо по мадамскому органу правду, тем не менее, настоящую истину самим себе они не в состоянии произнести. Стоит обратить внимание, что данная группа людей старательно избегает зеркала, их собственное отражение более красноречиво, нежели их «органичная» прямота. Каждый человек в той или иной мере лгун и нынешним днем ложь обесценилась, ее даже и пороком-то назвать невозможно. Ложь - жест отчаяния и раскаяния.
                В 1978 году Франция/Германия представила миру художественную драму «Федора»  Fedora. Картина начинается с загадочного сюжета, с новости как минувшей ночью в окрестностях Парижа с легендарной актрисой случилась трагедия. То ли она попала в автомобильную катастрофу, то ли бросилась под поезд, а может, просто случайно упала, так или иначе Париж навсегда потерял любимицу мирового экрана. И пока мир сгорает от любопытства, сценарист отправляется на поиски правдивого ответа. То с чем ему приходится столкнуться невозможно, описать двумя предложениями, эту ленту необходимо смотреть, дабы…лично увидеть, что истина прячется не под привычной для зрителя вуалью, ее костюм - перчатки. В одном из эпизодов главная героиня произносит слова: «…и только руки отказались лгать природе».
                Современные технологии позволяют дурить собственное воображение, точнее мы позволяем производителям дурить себя. Крема, операционные подтяжки, безоперационные затяжки, живительные мази, косметические масла – Жест скупой красоты. Взрывной волной срабатывает та самая подмена понятий, этакая декоративная ложь, заимствованная на время красота. Ко всему прочему человек охоч до дармовщины, его предел мечтаний упакован в один флакон, в коем замешаны единой массой сразу три чуда: живительная, целительная и эстетическая сила. Платишь раз, а наслаждаешься всю жизнь. Весь мир прямо-таки пушкинисты: «…Ах, обмануть меня не сложно, /Я сам обманываться рад…». Ах, если бы…

                Последнее столетие наполнено целеустремленными завоевателями, современные Конан/варвары крушат всех и вся, покоряя мир уничтожая природу. «Ты записался добровольцем?» - под знаменитым портретом дядюшки Сэма стартовал ХХ век. За последнее пятидесятилетие человечество «пометило» в буквальном смысле слова всех и вся: во Вселенной отметина еще та, после нашего «визита» образовалась целая дыра. В Космос мы выходим как за пряниками по проторенной дорожке, всем миром мчимся по невидимой природной спирали на гоночной скорости. Главная цель – вперед, к неосвоенным высотам, а как уж мы там нано/нагадим – вопрос вторичный. Разница между нами и Средневековьем казалось бы, велика: там солнце и мох – у нас компас, в том мире рогатка – у нас ядерный «Parker». Кольчугу сменили костюмом, глашатая/гонца – sms/ мобильным телефоном.
                Эволюция человека постоянно движется вперед, сей постоянный процесс зиждется на человеческих ошибках. Исправляя старые - совершаем новые. Бросаем на полпути не до конца преодоленное препятствие и зрим в даль, за горизонт. Мы в вечном поиске очередного ответвления ведущего к завоеванию. Ради покорения начинаем крестовые походы, поднимаем восстания, жертвуем миллионами человеческих судеб. Эволюция человека - убийственна, цивилизация – киллер природы. Непрерывное движение нам кажется действием, устремленным вперед, действительность иллюстрирует иную картину и на этой картине изображено печальное зрелище – жест осуждения.
                Излюбленные пассы современных политиков: агрессивны, резки, злостны, беспощадны. «Не в бровь, а в глаз, а лучше в два!» Иной раз, наблюдая за их взмахами, ловишь себя на мысли: «два локтя до рукопашной». Говорят, победителей не судят, давайте говорить честно – судим, судили, и будем осуждать. Так сказать по всей строгости закона, а если покажется, что сей суд, обошелся малой кровью, предадим анафеме, в мгновение ока сотворим из победителя - изгоя. Надо ли напоминать какую ненастную погоду устроили по всей стране из падающих бюстов, град тел, смог мраморных голов и бронзовых торсов, все части тела толстым слоем людского отрицания накрыли земной покров. Мы осудили всех царей без исключения, позволили манипулировать собой, в итоге невзлюбили человека с бревном, он же - лысый с броневика, он же – дедушка Ленин. Разрешили ненавидеть целое поколение вождей: Сталин, Берия, Горбачев, Ельцин, наше недовольство распространяется и на ныне/действующую власть. Людской антагонизм не ограничивается географическими рамками, люди осуждают не только популяризированные личности, не только диктаторов – чей рейтинг зиждется на численности убиенных: Гитлер, Муссолини, Пиночет, Франко. Это лишь малая толика, лишь начало публичного «киллер-форбса» а, сколько пылится в архивах под грифом: «Секретно».

                И хотя общество имеет право да и основания для жеста осуждения, мы вновь сталкиваемся с фактом доминирующего большинства, то бишь, обладателями вялотекущего воображения, инфантильного интеллекта, пофигистичного отношения. Тем временем власти воспитывают новое поколение послушных. Людей не заглядывающих дальше своего забора; покорных - с одним жестом на всех, с одной целью для всех. Власти необходим апатичный народ - возложивший ответственность на… Всевышнего. Поди как удобно, тем более, что им сподручнее спрашивать, а не отвечать: «Ты записался добровольцем?» Увы, людское безмолвие и есть отступление от истины.
                Если присмотреться к рукам окружающих людей более пристально, можно с легкостью прочесть не только социальное положение, но и вероисповедание человека. Казалось бы, каждая морщина на ладонях рассказывает о количестве произнесенных молитв.…
                Представьте что Вы живете напротив Храма Христа Спасителя, в данный момент не важно верующий вы или атеист, православный или католик, большинство из нас вспоминает о Боге - лишь выглянув в окно. Человек живет не ощущением Его постоянного присутствия, отнюдь – это чувство появляется лишь в горе, беде да в окне. В такие минуты внутри рождается незнакомое чувство легкой тревоги, излишнего волнения и одновременно стыдливое ощущение немого укора, пристального взора, свидетельства вашего грехопадения. И каковы же наши действия? Одной рукой грешим – второй каемся. Свобода - обретенная еще вчера лишь создает иллюзию свободомыслия, настоящие мы - прячемся в туманной дымке собственной зависимости. Мы зависимы от мнения окружающих, ограничены в своих желаниях и поступках, каждому действию стараемся наперед найти оправдание. Ко всему прочему к набору данных качеств в русском менталитете заложен неподъемный пласт стыдливости. Веру в Бога мы не отрицаем, но почему-то испытываем публичное неудобство, особенно когда хотим остаться один на один, без свидетелей и посредников. Ко всему прочему нам не импонируют условия, кои установились перед верующим человеком, смущает справедливость трактовки Библейского писания. Появляется то самое чувство не искренности, лукавства, когда одной рукой благословляешь – другой… 

                …Князь Милош посмотрел на него и сказал: «Дай мне поцеловать руку, ибо не руку твою целую, а твой сан, который древнее меня и тебя!». Эти слова старый князь изрек в церкви слова от Самого Духа Святого….
                Да уж… Утверждение о русской стыдливости на первый взгляд кажется абсурдным, тем не менее – это и есть истина, о которой мы предпочитаем молчать. Наши «королевские» жесты щедрости оборачиваются горьким сожалением. Мы сначала делаем, а потом начинаем рассуждать: правильно ли, тому ли, достоин ли? Русские по своей природе сплетены из жестов и чувств. Одиночество -   прижившееся в наших душах не только отпечатывается крупным планом на лицах, оно кричит диким плачем в каждом жесте. А то, как мы передаем в жестах сострадание – сие действие и вовсе не подлежит описанию, его надобно созерцать.
                Ранее упоминалось о расстоянии меж нами и Средними веками, так вот главная отличительная черта в том, что тогда жесты были направлены к себе, ныне – от себя. Будь то оратор на трибуне, компания друзей – используется жестикуляция, обращенная к другим, в никуда, за горизонт. Ранее жесты имели четкую картину и в первую очередь смысл пассов заключался в обращении к себе. Конечно можно рассуждать и так: раньше народ был более эгоистичным, вот и рассказывал о себе, однако если мы понаблюдаем за руками собеседников, то заметим то самое хваленое современное косноязычие. Увидим и слова-паразиты, выступающим жестом заметим брань, матерные местоимения, а там и вся недолга до Интернет/сокращений, кавычки, сердечки, смайлики и прочая белиберда.
                В первой части публикации говорилось о молчаливости современного поколения. Отчасти так оно и есть, однако было бы не совсем справедливо огульно обвинять всех сразу. Удобства, комфорт мы не променяем ни за какие коврижки, главная составляющая нынешней эволюции – молниеносная связь. Мобильные телефоны, Интернет, экспресс/почта, факсы – все это стало неотъемлемой частью человечества. Разумеется, вместе с этим приобретениями мы утеряли прелесть голубиной переписки, не пишем долгих многостраничных писем. Раньше ведь как было, пока письмо дойдет…., а значит надо как можно больше деталей и подробностей изложить в одном послании. Дети-шестидесятники, романтичные цветочки Советского Союза успели захватить то время когда на каждый праздник мамы и папы из-под палки заставляли заполнять поздравительные открытки. Помимо этого необходимо было отписываться дальним родственникам: как учатся, кем работают, на ком женились, когда родились. Письма начинались с долгого приветствия и поименного перечисления всех тетушек, дядюшек, племянников, кузин, кузенов. «Здравствуйте мои дорогие…..», а заканчивались аккурат как в родительских сказках, попурри присказок, пословиц и поговорок: «Лети с приветом – вернись с ответом».

                Да уж, романтичным в описанной картине выглядит лишь почтальон, но он как раз за кадром.
                Если уж и говорить о лирике писем, то лучшим примером служат проникновенные строки М.Горького адресованные Екатерине Павловне: «С глубоким чувством благодарности, с искренним уважением целую твою руку. Мне кажется я первый, кто удостоился такого отношения от женщины, как твое ко мне. Ты для меня - такой близкий, родной человек. Из тех людей, которым не надо говорить слова, они понимают и молчание».
                Вот тебе и Здравствуй! Так значит наше поколение не совсем пропащее, коль скоро сотворило строки: «О любви не говори, /О ней все сказано, /Сердце, верное любви, /Молчать обязано». Прямо-таки Горьковским путем идем…дорогие товаричи! Руки – самый популярный жанр, особливо в местах не столь отдаленных:

«…Лефортово, железный коридор
и часовой на перекрестке.
Тюремщик раздает еду...

Вовек мне не забыть голодных бледных рук,
Державших миску щей, полученную на день!...

В окошке руки, нет лица, нет глаз,
Лишь две руки — мучительно живых!...

Чьи эти руки? Кто еще
Тоскует за железной дверью?...

Кто он? А может, этих рук
В миру мои касались руки?
О Господи, спаси от мук...
Всех страждущих избавь от муки!

                Вот оно как, оказывается, один жест не потерпел видоизменения, хотя и пережил далеко не одно столетие – жест чуда. Обращение к небесам – это и вера в чудо, и надежда на волшебство и ожидание любви. Этим жестом мы владеем в совершенстве.
                Берегите себя, любите свои руки – они о вас говорят больше, чем вы знаете о себе самих.
               
                С верой в чудеса, Светлана Гойхман.


Рецензии
Светлана, судя по произведению, у Вас давно не было мужчины... Может я на что сгожусь:"Я Вас люблю,чего же боле?" Ведь это про меня:"Кто он? А может,этих рук в миру мои касались руки?" Честное слово,я Вас очень уважаю,я не знаю,что Вы на меня взъелись?
С уважением,искреним,

Владимир Гонтарь   05.07.2010 23:24     Заявить о нарушении