Мне нужна доброта любить пса и кота

Не так давно Одесский союз защиты животных организовал выставку под девизом «Любовь и жестокость». Центром этой необычной экспозиции стало символическое изображение сердца, правая сторона которого была окрашена в траурно черный цвет, а левая – в алый, символизирующий жизнь, возрождение, любовь и человечность.

Справа были представлены документальные свидетельства изуверств и безжалостности, сплошь и рядом еще встречающихся в нашем городе по отношению к братьям нашим меньшим. Слева – удивительные рассказы о людской доброте. Именно там, среди фотографий и статей в поддержку и защиту животных, материалов об  одесситах, посвящающих себя оказанию помощи попавшим в беду кошкам и собакам, экспонировался и альбом Тамары ДОЛГОЙ.

Тамара Долгая – опекун бездомных животных с полувековым (буквально с самого детства) стажем. А еще она дворник. Работает, живет и помогает бездомному зверью в городке Центральный Аэропорт, аккурат напротив знаменитого супермаркета «Аэропортовский».

Скажите на милость,
скажите не споря,
наверно, вы в жизни
не видели горя?
Наверное, души
у вас загрубели?
Душой вы своей
никогда не болели?
Мне хочется всех вас,
бездушных, послушать:
зачем же вы губите
невинные души?
Те души, которые
ждут от вас ласки,
берут с ваших рук
еду без опаски,
те души, живущие
с вами бок о бок –
кот дворовой
и бездомный Бобик…
Они вас встречают,
виляя хвостом,
они всем вам рады,
не зная о том,
что многим из вас
нельзя доверять –
бездушные могут
их души отнять.
Автор стихотворения – Тамара Долгая. Ее перу принадлежат и множество других стихов, посвященных больной теме взаимоотношений человека с животным миром и природой. Многие из них и были представлены на  той выставке вместе с трогательными фотографиями автора со своей внучкой и питомцами, домашними и бесхозными, – всеми, на кого хватает ее большого и безгранично доброго сердца.

Захотелось познакомиться с этой удивительной женщиной поближе. И еще подумалось: надо больше рассказывать о таких, как она. Злу можно противопоставить только добро. А добро можно воспитать только добрым примером.  Вот почему при первой же возможности  я напросилась на встречу с Тамарой Федоровной.

Она сразу предупредила, что в квартиру меня не пригласит. И я поняла: срабатывает привычка ограждать себя и своих близких от досужих разговоров и сплетен. В небогатом, по всей видимости, доме Тамары Федоровны, кроме ее и домочадцев, взрослых сына и дочери с семилетней внучкой Аленкой, на правах членов семьи проживают шесть собак и три кошки.

Для меня, собачницы со своими пятью барбосами в квартире на восьмом этаже, это естественно. Мы такие. Каждому - свое. Но одни относятся к этому толерантно, уважая наш жизненный выбор, а другие злословят и осуждают.  Тамара Долгая сталкивается с подобным отношением на каждом шагу, потому и старается без нужды не афишировать свой домашний уклад и уровень жизни.

Мы встретились во дворе ее дома. И сразу со всех сторон нас окружили крупные упитанные дворовые псы Рыжик, Серая, Дина, Люся – услышали голос Тамары Федоровны. Здоровенный разноглазый Рыжик (с  карим и голубым глазами) радостно взгромоздил ей увесистые лапы на плечи и «поцеловал» в щеку.

- Уйди, наказание мое, - отталкивает его, смеясь, Тамара Федоровна. – Он мне прохода не дает, везде сопровождает. Представляете, однажды подобрала маленькую собачку (назвала ее Мазяпка) и отнесла в Немецкий приют на стерилизацию. А вскоре  нашлись хорошие люди из Раздельной, которые ее «удочерили». Когда я узнала об этом, решила съездить в Раздельную, чтобы удостовериться, что Мазяпка попала в хорошие руки. Электричка уходит в шесть утра, и мне пришлось из нашего района добираться до вокзала пешком. Так Рыжий меня провожал до самой платформы, представляете? Как я его ни прогоняла, он упорно шел следом. Я чуть с ума не сошла. А он благополучно вернулся домой. Умница…

- Вижу, вы их всех любите, и они платят вам тем же. Это ведь с детства, такое отношение к животным? 

- Конечно. Сама я полтавчанка, росла в семье, где, кроме меня, было еще два брата. Жили небогато, но всегда в нашем доме была коробка с подобранной живностью – котятами, щенками. Всех мы выкармливали, раздавали, некоторых оставляли… Чувство долга по отношению к ним и любовь к маленьким и беззащитным воспитывались с самого раннего возраста. Я это постаралась воспитать и в своих детях.

- Расскажите больше о себе, своей семье… 

- Ну, сейчас я на пенсии и одновременно работаю дворником. А в свое время окончила курсы продавцов, работала в универмаге. Вышла замуж. Родила трех детей – двух дочерей и сына.

Муж был бортмехаником в Донецком аэропорту, потом мы переехали в Одессу, где он устроился главным механиком по строительству в «Одеспромстрой». В результате производственной травмы повредил позвоночник и умер в сорок два года. Я осталась с тремя маленькими детьми. Пришлось пойти нянечкой в детский садик, чтобы быть к ним поближе.

Своего жилья не было. И когда в начале девяностых годов начал строиться, наверное, последний в Одессе государственный дом по адресу: Центральный Аэропорт, 15, я как многодетная мать стояла в льготной очереди, но надежды на получение квартиры было мало. Мне посоветовали пойти работать дворником, чтобы получить служебное жилье в этом новострое. Вот и вышло, что в течение тринадцати лет я совмещала работу в детском саду и работу дворника. И только когда родилась внучка Аленка, я уволилась из садика, чтобы иметь возможность больше помогать дочери.

- А домашние животные все это время у вас были?

- А как же! Многих уже нет, к сожалению, ушли по старости…  Когда в 1995 году получали эту квартиру, первым в нее вошел кот Тимошка,  подобрашка с Привоза, которого я вылечила и выкормила из полудохлого дистрофика, была у нас и любимая собака спаниель Лота…

- Кто у вас сейчас?
- Три котенка: Сёма, Зойка и Ваха (назвали Васька, а оказалась девочкой). У каждого своя грустная история, потому что каждого по-своему предали люди. Крошка Ваха, например, увязалась за нами, когда первого сентября провожали Аленку в первый класс, так и шла от школы, пока ее не взяли на руки.

Шесть наших нынешних собачек тоже были бездомными. Пятнашку я и моя соседка Маша Степаненко из одиннадцатого дома выкупили из «будки». Мы с ней шесть собак  спасли от живодерни, кого выпустили, кого пристроили. (С Марией Федоровной Степаненко я имела удовольствие познакомиться здесь же во дворе, когда она вышла покормить птиц. – Авт.).

Одну собачку с изуродованной лапкой я подобрала за «Таврией». У нее уже развивалась гангрена, я повезла ее на ветеринарный факультет на улице Краснова, где ветврачи произвели ампутацию и спасли малышку. Сын прозвал ее Сильвер. По аналогии с хромоногим пиратом из «Острова сокровищ», помните?

Как-то в дом номер три прибилась брошенная собачка, рыженькая, уже немолодая. Жильцы били ее веником, выгоняли из подъезда в слякоть и дождь. Я привела ее, мокрую, холодную, грязную, домой,  выкупала. Собачка оказалась ученой, умеет давать лапку, понимает человеческую речь. Мы дали ей кличку Каштанка.

А двух белых лохматых малышей, мальчика и девочку, Адама и Еву, кто-то просто подкинул под наш дом. Это терьеры особой породы – я потом нашла ее описание в справочнике.  Так что в нашей беспородной стае есть и представители собачьих аристократов.

- Не трудно управляться с такой командой? Как относятся к вашим питомцам домашние?

- Сын иногда ворчит: «Я живу не в квартире, а в собачьем приюте».  Дочка сетует, что на одежду цепляются пух и шерсть, которые  видно на темной ткани…  Но поверьте, это мелочи, если любишь животных по-настоящему. А все мы их любим. Особенно Аленка.

- А то, что ребенок постоянно находится в окружении такого количества животных, не вредно?

- Приходится постоянно напоминать: мой руки, мой руки… Учеными, между прочим,  доказано, что в семьях, где есть домашние любимцы, у детей выше иммунитет, они не страдают аллергическими заболеваниями. С моральной же точки зрения есть гарантия, что дитя вырастет  отзывчивым и добрым человеком. Я уверена, что только ради этого стоит заводить кошку или собаку.

- Тамара Федоровна, прокормить столько живности сегодня сложно. Как решаете эту проблему?

- Моя пенсия пятьсот шестьдесят гривень, зарплата – около шестисот, но я еще убираю парадные, подрабатываю, где могу. Одним словом, кручусь. Сын работает водителем троллейбуса. Дочь, кондитер по профессии, найти работу по специальности не смогла, устроилась в Дом с ангелом уборщицей. Конечно, мы небогатые люди. Богаты только кошками и собаками (смеется).

Кормлю я свою и дворовую живность косточками, обрезками, куриными спинками, которые покупаю по дешевке. Всяческие модные сухие корма не уважаю – от них у кошек и собак только проблемы со здоровьем. А вот из общей семейной кастрюли борщом питомцев угостить – это полезно. Я часто так и делаю – мы же все одна семья.

- Давайте поговорим о вашем поэтическом творчестве. Вы пишите стихи только о братьях наших меньших?

- У меня есть стихотворение «О себе», оно начинается со строчек: «Я признанья не прошу, мысли мучат – я пишу». Пишу обо всем, что волнует.
Началось все еще в школе. Я была членом редколлегии, считалась юным талантом, «висела» на Доске почета. Кроме общеобразовательной, посещала и художественную школу. Таких детей в те времена было немало, только у каждого жизнь сложилась по-своему.

Уже будучи мамой и работая в детском саду, я училась на курсах корреспондентов. И как подающего надежды журналиста меня даже посылали на спецзадания: то сделать материал с завода прессов, то подготовить публикацию о новых троллейбусных маршрутах… Я печаталась, получала гонорары. Но совмещать творческую журналистскую деятельность с работой в садике было сложно, отпрашиваться с работы невозможно. Пришлось постепенно ограничиться только стихами.

А рисую я по сей день. Мои работы на сказочные сюжеты есть в школе № 31 и в детском саду «Ласточка», а в профтехучилище № 51, где училась моя дочь, - на темы украинских традиций. Мне приятно, что  эти картины уже много лет украшают классы и коридоры. Значит, нравятся?

…Я прошу Тамару Федоровну почитать свои стихи, и она декламирует на диктофон «Посвящение отравленной дворняге Биму», «Первобытный человек», «Нынешнему человеку», «Век хамелеонов» - крик души о милосердии к нашим братьям меньшим. Кстати, стихотворение, приведенное в начале этой публикации, написано ею в прошлом году под впечатлением безнаказанных серийных отравлений собак на поселке Котовского. Поэтическая элегия «Любое время года» посвящена природе родного края, которая всегда дарит нам радость и ощущение умиротворения.  На украинском языке написаны стихи внучке Аленке «Бажання на життя» и «Я маленька дочечка»...

Слог у Тамары Долгой афористичный, стиль эмоциональный, и если где-то и есть шероховатости в форме, то они с лихвой компенсируются искренностью и публицистичностью авторской поэтической манеры. Жаль, что ограниченность газетной публикации не позволяет процитировать ее стихи в большем объеме. Кстати, заглавие этой статьи – тоже строка из стихотворения Тамары Долгой. 

Завтра утром ни свет, ни заря Тамара Федоровна выйдет убирать двор. Хвостатые питомцы, конечно,  встретят ее в полном составе, получат традиционную утреннюю пайку и будут весело сопровождать каждый ее шаг – помогать по мере своих собачьих возможностей. Она, раскрасневшаяся, распаренная в своей утепленной куртке, будет помахивать метлой, покрикивать на нахала Рыжика, путающегося под ногами, а в голове в такт движениям, наверное, будут рождаться новые поэтические строчки…

Не все сложилось, как хотелось и моглось. Но она нашла себя в неуютной и не всегда справедливой жизни, нашла возможность творить вокруг себя добро и быть нужной  многим людям и зверям.
Прощаясь со мной, Тамара Федоровна сказала: «Все, что мы излучаем, то мы и получаем». Не знаю, цитата ли это из ее стихотворения или просто оформившаяся в рифму мысль, но она подтверждена жизнью этой неординарной неравнодушной женщины.
Здоровья и сил вам, Тамара Федоровна!


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.