2. Авраам и земля обетованная

                1.О праведном Авраме и его племяннике Лоте

Спустя четыреста лет после потопа на юге Месопотамии, в богатом и многолюдном городе Уре, жил че­ло­век по име­ни Фарра. У него было три сына: Аврам, Нахор и Аран. Из них Аран умер еще при жизни отца. Скорбя о потере, Фарра не пожелал оставаться в Уре,  взял своих сыновей и  переселился на север Месопотамии - в большой  торговый город Харран. Тут он прожил в покое и достатке до самой своей кончины.  Второй сын Фарры, Нахор, пребывал вместе с ним. А что до старшего, Аврама, избранного Господом для исполнения Своих сокровенных замыслов, то его судьба сложилась совсем иначе.

В тот год, когда Авраму исполнилось семьдесят пять лет, Гос­подь ска­зал  ему: «Оставь зем­лю твою и дом отца твоего и иди в зем­лю, ко­то­рую Я ука­жу те­бе. Там Я про­из­ве­ду от те­бя ве­ли­кий на­род, воз­ве­ли­чу имя твое, и благословятся в тебе все племена земные». Аврам по­слу­шал­ся, взял весь свой скот, всех своих рабов и дви­нул­ся в путь, как ве­лел ему Бог. Вместе с ним бы­ли его же­на Сара и пле­мян­ник Лот, сын Арана.  Оставив Харран, странники явились на юг, в зем­лю, ко­то­рой в то время вла­де­ли ха­наа­неи, и прошли  по ней до самого Сихема. Тут Гос­подь явился Авраму и ска­зал ему: «Вот земля, которую Я от­дам во владение твоему потомству!» Аврам, горячо поблагодарив Бога, воздвиг в этом месте жертвенник. Но долго оставаться в стране Ханаанской он тогда не смог и двинулся дальше на юг, поскольку начался сильный голод.

Аврам решил отправиться в Египет, чтобы переждать там неблагополучное время. Когда они приблизились к границе, он сказал Саре; «Я знаю, что ты женщина прекрасная видом. Увидев тебя, египтяне скажут: "Это жена его!" и убью меня. Чтобы этого не случилось, пусть все думают, что ты моя сестра». Сара согласилась поступить так, как он решил. Аврам между тем беспокоился не зря. Едва его караван  появился в Египте, местные жители стали восхищаться необычайной красотой Сары. Вельможи тотчас донесли о ней фараону, а тот взял ее в свой дом и хотел на ней жениться. Однако Господь не допустил этого и поразил дом фараона многими бедствиями. Фараон сообразил в чем дело, призвал к себе Аврама и принялся пенять ему за обман: «Что это ты сделал со мною? Зачем ты скрыл, что Сара твоя жена? Возьми ее обратно и ступай!»

                2. Палестина – страна контрастов

Но теперь нам надо прервать свой рассказ о праведном Авраме и рассказать о земле, которую обещал в Господь в дар его потомкам. А также о народах, проживавших на ней.

Палестина лежит на стыке трех частей света – Европы, Азии и Африки. На западе она омывается Средиземным морем. Путешественнику, который отправится от побережья на восток, одна за другой открываются четыре длинные узкие области, простирающегося перед ним края. Это Приморская равнина, Западное нагорье, Впадина и Заиорданская возвышенность.

Береговая линия Приморской равнины слабо изрезана. Вдоль самого берега тянется полоса песков, которая, постепенно поднимаясь, переходит в плодородную равнину. Ее южная часть называлась Филистией, а центральная, заканчивавшаяся на севере мысом горы Кармил, в древности именовалась Шарон. На юго-востоке Приморская равнина постепенно возвышается и переходит в район пологих холмов, который назывался Шефела и пользовался доброй славой  пригодной для сельского хозяйства области. Она служила как бы мостом к Западному нагорью, которое делится двумя глубокими долинами на три части. Самая южная из них – это нагорье Негев. В центре располагаются горы Иудеи, на севере – горная Галилея.

Негев возвышается до 1000 м над уровнем моря, и нижние склоны нагорья постепенно переходят в пустыню Синай, которая мало пригодна для земледелия и используется преимущественно для кочевого скотоводства. Впрочем, сам Негев немногим лучше. Воды здесь мало. Засушливые равнины, рассеченные  обрывистыми и узкими ущельями, покрыты неприветливыми колючками и кустарниками. Зато в центральной части Западного нагорья, в горах Иудеи, Шимрон и Эфраим, а также в многочисленных долинах, условия для занятия земледелием (включая садоводство, огородничество и виноградарство) более благоприятны. Но особенно  доброй и заслуженной славой пользовалась долина Изреель, окаймленная горами Кармил и Гильбоа. Обилием воды, плодородными долинами и склонами гор славилась также Галилея.

К востоку от нагорья с севера на юг тянется глубокая Впадина (одна из самых глубоких на земле). Постепенно понижаясь, она достигает в районе Мертвого моря своей наибольшей глубины – 392 м ниже уровня мирового океана. По дну Впадины протекает река Иордан, берущая свое начало с горы Хермон (вершина которой почти всегда покрыта снегом). В верхнем течении, расширяясь, река образует Геннисаретское  (Галилейское) озеро. В древности его берега были покрыты роскошной растительностью, а воды изобиловали рыбой, оттого здесь всегда имелось густое население. 

Вытекая из Геннисаретского озера Иордан, петляя по Впадине, устремляется в Мертвое море. Это достаточно обширное водохранилище площадью 1050 кв. км, глубина которого достигает 300  м. Но, увы, Мертвое море вполне оправдывает свое название – оно настолько соленое, что никакая жизнь в нем невозможна. Об удивительных свойствах здешней воды писали уже древние историки. Действительно, вследствие своей большой плотности, она удерживает на поверхности такие предметы, которые обязательно пойдут ко дну в любом другом море. Например, люди не могут здесь утонуть ни при каких обстоятельствах – даже со связанными руками они всплывают на поверхность подобно легкой пробке. Замечательно также богатое разнообразие оттенков и цветов морской воды, меняющихся в зависимости от освещения.  Берега моря не имеют растительности и совершенно пустынны. Южную часть Впадины занимает каменисто-песчаная пустыня Хаарава. Что до самой долины Иордана, то здесь ситуация совсем другая - ее отличают обилие воды и плодородных земель. В древности она была покрыта густыми тропическими лесами, а в заводях и вдоль берегов тянулись нескончаемые заросли папируса.

На востоке от Впадины поднимается Заиорданская возвышенность, которая делится на четыре части: пустынная южная часть, названная в древности Сеир, пригодна лишь для скотоводства; средняя часть – Моав – местами может использоваться для возделывания культурных растений, а две северные части – Галаад и Васан (Башан), – напротив, очень плодородны и благодатны для земледелия. Это самые восточные области Палестины. Дальше лежит безводная Сирийская пустыня.

Климат Палестины довольно жаркий и отличается резкими суточными перепадами температуры. Количество осадков, как это видно из нашего беглого обзора, заметно  уменьшается с севера на юг. Но в целом почвы довольно плодородны и там, где достаточно воды, дают хорошие урожаи зерновых, винограда, олив. Большую часть года (около восьми месяцев) в Палестине стоит знойное и сухое лето. Лишь зимой в течение четырех месяцев держится влажная, прохладная погода. На юге страны тогда идут дожди, а в горной Галилее, зимние осадки часто выпадают в виде снега. Животный и растительный мир  Палестины в древности был достаточно богат. В то время на севере страны росли настоящие дубовые, сосновые и кедровые леса, соседствовавшие с живописными пальмовыми рощами. Здесь в большом количестве обитали медведи и лисы. На равнинах и в долинах рек паслись стада газелей, диких быков, коз и ослов; в густой траве их подстерегали хищные львы.

Если попытаться в заключении кратко определить специфику природных условий Палестины, то наиболее подходящим словом для этого будет «контрастность». И в самом деле, на сравнительно небольшом пространстве, на расстоянии всего нескольких сот километров, здесь соседствуют заснеженные вершины Хермона и знойная впадина Мертвого моря, утопающая в зелени долина Изреель и выжженное солнцем нагорье Негев; влажные дубравы и плодородные долины быстро сменяются засушливыми степями и безжизненными пустынями.


                3.  О семитском населении Палестины

Мы не знаем на каком языке говорили древнейшие жители Палестины, являвшиеся основным ее населением вплоть до конца 4 тыс. до Р.Х. Наши сведения о последующих эпохах гораздо полнее. Можно утверждать, что с начала бронзового века и вплоть до сегодняшнего дня все народы, обитавшие на территории этой страны, говорили на родственных семитских языках. Уже в древности насчитывалось более десятка семитских народностей, но было время, когда все они составляли единый народ и говорили на одном языке. Как показывают исследования современных лингвистов, этот язык был ветвью другого, гораздо более древнего языка, который называют афразийским. В глубокой древности светлокожие носители этого языка, так называемые афразийцы, жили на территории современной Сахары. В те далекие времена она представляла из себя огромную степь со значительным населением.
В 6 тыс. до Р.Х. климат сделался суше, Сахара стала быстро обращаться в пустыню, и ее обитателям пришлось искать новый места для жизни. Часть афразийцев ушла на юг, где смешалась с чернокожими негритянскими племенами, передав им предварительно свой язык, часть расселилась в прибрежных районах Африки (это были предки ливийцев), часть обосновалась в долине Нила (они стали предками египтян). Наконец, немалое число жителей Сахары вообще покинули Африку и заселили Аравийский полуостров. Они-то и стали предками всех семитов.
Аравия скоро разделила судьбу Африки. Из-за сухости климата ее центральная область постепенно обращалась в пустыню. Одно за другим пастушеские семитские племена уходили на поиски лучших земель. В последней трети 4 тыс. до Р.Х. из общей массы близкородственных аравийских народов выделились, так называемые западные семиты. Они знали земледелие, но главным их занятием было скотоводство. Осев на каком-то месте вблизи источника воды, семиты засевали поля и неподалеку от них пасли свои стада. Когда пастбища истощались, они перегоняли скот на новое место и таким образом медленно продвигались на север. Постепенно из общей массы обособились два близкородственных народа: ханаанеи и аморреи. И те и другие считали своей прародиной Южную Аравию. (Это предание находит подтверждение в значительном сходстве ханаанского и аморрейского языков с другими южно-аравийскими языками).

Ханаанеи выступили в путь раньше и успели расселиться в плодородных областях Палестины. На юге страны некоторое время сохранялись островки прежней культуры и, по-видимому, прежнего населения. Но с течением времени оно слилось с пришлыми семитами, которые быстро переходили к оседлому образу жизни. Что касается появившихся несколькими столетиями позднее аморреев, то они заняли более сухие пространства сирийских степей и полупустынь. Их основным занятием оставалось пастушеское кочевое скотоводство. Впрочем, аморреев нельзя считать просто дикими скотоводами. Известно, что у них процветало ремесло, по крайней мере, ремесло оружейников, чья слава далеко выходила за пределы их племенного мира.

Археологи отмечают, что вскоре после 3100 г. до Р.Х. в Палестине начинают расти ханаанские города. Они возникали преимущественно в плодородных равнинах, на перекрестках важнейших путей, вблизи водных источников. Самыми ранними из них были Асор, Мегиддо, Иерихон, Лахис, Арад и некоторые другие. Однако среди них затруднительно выделить какой-либо город, о котором можно говорить как о центре всей страны или хотя бы ее части. Каждый крупный ханаанский город был сосредоточием небольшого самостоятельного государства и жил своей собственной жизнью. Как правило, границы этих карликовых царств не простирались от столицы далее 5-15 км. На этой территории, везде, где было возможно земледелие, возникали неукрепленные деревни.

К сожалению, мы ничего не знаем о политической истории ранних ханаанских государств. Хотя первый расцвет их культуры продолжался никак ни менее семисот лет, приходится говорить о нем походя, в нескольких словах, ведь никаких письменных источников той поры до нас не дошло. Между 2300 и 2200 гг. до Р.Х. большая часть ханаанских городов оказалась уничтожена вторгшимися из-за Иордана аморреями. Возможно, на завоевание земледельческих областей их толкнула длительная засуха, охватившая все пространство евразийских степей (известно, что как раз в эти годы началось расселение из Причерноморья многочисленных индоарийских народов, заселивших вскоре Малую Азию и Балканский полуостров).

Аморреи стояли на более низком уровне развития, чем ханаанеи, и у них еще полностью господствовал родоплеменной строй. Обосновавшись в культурных земледельческих областях, они продолжали некоторое время вести полукочевой образ жизни. Города их не привлекали, а потому большая часть их лежала в руинах. Археологи отмечают, что жизнь продолжала теплиться лишь в самых крупных из них - Асоре, Мегиддо и Иерихоне, однако и те представляли собой скорее лагерные стоянки, чем подлинные города. Упадок чувствуется во всем: настоящие жилые дома отсутствовали, а древние ханаанские храмы превратились в небольшие часовни.

                4. О том, как жили древние ханаанеи

После трагических событий, связанных с аморрейским нашествием, основным населением Палестины стали ханаанеи и аморреи. При этом ханаанеи преобладали в долине Иордана и на морском побережье. В свою очередь аморреи засели холмистую часть центральной Палестины и главенствовали в Заиорданье. Как не велики были опустошения, вызванные вторжением кочевников, потребовалось сравнительно немного времени, чтобы жизнь вернулась в прежнее русло. В 20 в. до Р.Х. возрождаются города на средиземноморском побережье, а затем они появляются и во внутренних районах страны. Палестина вновь превращается в страну городов. Пришельцы воспринимают ханаанские обычаи, а может быть, даже и их язык.

Однако единого государства, как и встарь, не существовало. Палестина вновь распалась на множество небольших царств. Каждое из них состояло из центрального города с храмом, нескольких более мелких городкови сел. В Северной Палестине наиболее значительным центром оставался Асор. Город возник не позже 27 в. до Р.Х. и уже тогда был обнесен массивной каменной стеной, толщиной в 7,5 м. В то время городрасполагался на вершине холма высотой в 40 м и господствовал над всей окружающей местностью. Но подлинныйрасцвет ханаанского Асора началсяв 18 в. до Р.Х. Холм не вмещал уже всех жителей, и люди стали селиться у его подножья. В результате город был обнесен новой внешней стеной.

Юго-западнее Асора на высоком отроге горы Кармил вырос Мегиддо – один из старейших городов Палестины. Уже на рубеже 4-3 тыс. до Р.Х. Мегиддо был укрепленным поселением, окруженным массивными стенами. В первой половине 2 тыс. до Р.Х. здесь был возведен обширный дворец, состоящий из многочисленных помещений и мощенного внутреннего двора. Археологи обнаружили в нем множество пластинок из слоновой кости, золотую посуду и драгоценности, что указывало на богатство здешних правителей. Найдено здесь также интересное изображение сцен придворной жизни. Мы видим царя, возвращающего с победой на колеснице, запряженной конями, видим его сидящим на пиру. Его трон богато украшен, перед ним царица в богатых одеждах, музыкант, играющий на арфе, слуги, подносящие вино.

Еще далее на юг под горой Гаризим лежал Сихем, контролировавший важный горный перевал. Уже в 19 веке до Р.Х.это был большой город с грозными стенами. Далее на юг, к западу от возвышенности Эфраим, находился Гезер, располагавшийся в плодородной, хорошо орошаемой водой долине. За ведущим на восток от Гезера перевалом лежал Иерусалим. Этот город возник сравнительно поздно - в конце 2 тыс. до Р.Х. Он располагался на скалистом, расчлененном глубокими долинами плато Офель. Одним из важнейших центров к северо-востоку от Иерусалима оставался Иерихон. Город окружала каменная стена, увенчанная полукруглыми башнями. В южной части Палестины ведущая роль принадлежала Лахису, который вообще относился к числу самых больших городов Палестины. В центре города возвышался царский дворец, имевший не менее двух этажей и окруженный особой стеной.

Большинство известных в настоящее время ханаанских городов возникали в тех местах, где была хорошая естественная защита, - на скалистых и возвышенных местах, в излучинах рек, всегда у надежных источников воды. По мере увеличения числа жителей поселения обносились глинобитными или каменными стенами. Дома средних горожан были небольшими. Основным строительным материалом служили самодельные кирпичи, которые высушивались на солнце, укладывались на каменный фундамент и скреплялись между собой глиняным раствором. Плоская крыша покрывалась поверх дощатого каркаса (или нескольких слоев тонких веток) слоем тщательно утрамбованной земли. Она хорошо защищала от жарких солнечных лучей, но в случае сильного дождя могла раскиснуть. Чтобы уплотнить крышу перед сезоном дождей ее выравнивали с помощью небольшого каменного катка. Кроме того, обязательным атрибутом любого дома служила водосточная труба. Стены для защиты от дождя покрывали снаружи штукатуркой.

Зимой жилище согревалось огнем, который горел в открытом очаге в углу общей комнаты. В качестве топлива ханаанеи использовался кизяк, то есть высушенный навоз домашних животных, прежде всего верблюдов. Часть пола общей комнаты была приподнята. Это возвышение использовалось для сидения и как семейное ложе. Ни низшем уровне располагались простейшие кухонные приспособления: точильный камень, шлифованные жернова для помола зерна, горшки для приготовления пищи, большие кувшины для хранения зерна, вина, масла или воды. Обычно рядом с домом помещалсяподземный резервуар для сборадождевой воды, стекавшей с крыши и поверхности двора. Здесь располагались также отштукатуренные ямы для хранения зерна и устраивалась открытая печь для выпечки хлеба. Освещались дома с помощью примитивных масляных ламп. Основным занятием ханаанеев оставалось земледелие. Свои поля они обрабатывали зазубренными каменными мотыгами. Бронзовые инструменты по-прежнему стоили дорого (ведь собственного металла в Ханаане было мало, его приходилось доставлять издалека) и встречались крайне редко.

О планировке ханаанских городов нам почти ничего не известно. Судя по раскопкам, в большинстве случаев дома располагались беспорядочно, группируясь по окружности вокруг градообразующего холма. Между домамиоставлялись неширокиеискривленные улицы, в тени которых можно было укрываться от жаркого солнца. На этих узких улочках, пыльных летом и покрытых грязью во время дождей, было тесно и смрадно. В большинстве случаев бытовые отходы и мусор просто выбрасывались за дверь жилища, где они скапливались рядом со стенами и откуда их растаскивали по ночам собаки. Поскольку внутри городских стен фактически не оставалось свободного места, собрание жителей города происходило обычно снаружи, перед городскими воротами. Точно также, близ городских ворот располагались кофейни, лавки менял и конторы писцов. Такова была простая, непритязательнаяобстановка, в которой проходила жизнь древних ханаанеев.

Дворцы правителей, за редким исключением, также не отличались особым великолепием. Обычно они состояли из нескольких двухэтажных домов, которые строились на вершине холма вокруг внутреннего двора. Из росписей египетских гробниц и скульптур нам известно, что высшее сословие ханаанеев носило длинные одеяния, перехваченные в середине поясом. Бедные слои населения предпочитали короткую одежду, напоминающую юбку. Части костюма скреплялись булавками, продернутыми сквозь специальные отверстия и закрепленные нитками. Такая одежда была и у воинов. Головы обычно прикрывали специальными покрывалами, которые удерживались с помощью повязки. Наиболее распространенным типом обуви были открытые сандалии с переплетениями. Ткани отличались большим разнообразием, имели огромное количество узоров и яркую расцветку.

Женщинам, как и во все времена, очень нравились украшения. Они носили ручные и ножные браслеты, серьги, кольца для носа, ожерелья и подвески. Обнаружено значительное число образцов древней косметики. Судя по всему, женщины подводили глаза краской на основе сурьмы, которую хранили в крошечных горшочках из декоративного камня. Они также красили лица, приготовляя краску на специальной ложечке, выточенной из камня. Результат рассматривался в изящных зеркалах из хорошо отполированной бронзы. Вместо духов использовали благовонное масло. Его обычно хранили в изящно разрисованных фляжках из слоновой кости с точно подогнанными пробками в виде женской головки.

                5. Ханаанская религия

Ханаанеи веровали во множество богов, причем каждая местность, поселение, ремесло и сторона жизни имели собственное божество. Но существовали и великие, универсальные божества. Пантеоны каждого города включали до нескольких десятков богов и богинь, которых народная фантазия уподобляла людям, наделяя их множеством человеческих страстей и слабостей: они были вздорны, завистливы, мстительны, похотливы и ленивы. Во главе всех богов стоял Эль («Всемогущий»), который считался высшим авторитетом во всех человеческих и божественных делах. Его называли  «Творцом Творений», величественным Отцом, царем богов и людей. В эпических поэмах Эль изображен царствующим посреди вселенского рая. Он всемогущ, мудр, благодетелен, добр и милостив; он – верховный судия. Символом его служил священный бык - воплощение мощи, плодородия и плодовитости. Обычно Эля представляли  как доброго, мудрого и милосердного старца, а его отличительными чертами являлись пассивность и бездеятельность. Жена Эля Асират считалась владычицей моря, олицетворением морской стихии и покровительницей моряков.

Большую роль в ханаанских мифах играл молодой и энергичный Ваал - сын Эля и Асират. Он почитался как бог дождя, грозы, бури, грома и молнии, покровитель земледелия и мореплавания. Именно к нему обращались с просьбой о дожде. Ваал считался также богом-воином, победившим чудовищного семиглавого змея Лотана (библейского Левиафана). Его именовали богатырем, сильнейшим из героев, скачущем на облаке князем (Баал-Зебулом). Ваала изображали в виде быка или воина, поражающего молнией землю. В поздних мифах Ваал фактически оттесняет Эля на второй план и считается владыкой Вселенной. В то же время ханаанеи глубоко чтили богиню плодородия  Астарту. Она олицетворяла женское начало и была противоположна власти Ваала.

Особым почитанием у ханаанеев пользовались вершины холмов  (бамот – «высоты»), а также рощи. Именно здесь совершались жертвоприношения богам. После заклания жертвенного животного его кровь собирали, внутренние органы и жир сжигали на жертвеннике, а мясо использовали в качестве угощения на общем пиру. В исключительных случаях ханаанеи приносили в жертву людей, чаще всего маленьких детей. Археологи во время раскопок обнаружили большое количество обгорелых детских скелетов, зарытых в землю или замурованных в стенах и фундаментах зданий.


                6. О завете, заключенном между Господом и Аврамом

Вернувшись в землю Ханаанскую, Аврам начал кочевать по ней. И бы­ло у не­го мно­го круп­но­го и мел­ко­го ско­та. И у Ло­та, ко­то­рый следовал за Аврамом, также имелся в изобилии мел­кий и круп­ный скот. Их ста­да были так ве­ли­ки, что труд­но стало пас­ти их на од­ном мес­те. Часто вспыхивали споры ме­ж­ду пас­ту­ха­ми ско­та Аврамо­ва и ме­ж­ду пасту­ха­ми ско­та Ло­то­ва. И ска­зал Аврам Ло­ту: «Да не бу­дет раз­до­ра ме­ж­ду мною и то­бою, ме­ж­ду пас­ту­ха­ми твои­ми и мои­ми; ибо мы род­ст­вен­ни­ки. От­де­лись же от ме­ня: ес­ли ты на­ле­во, то я на­пра­во, а ес­ли ты на­пра­во, то я на­ле­во».

Лот из­брал се­бе зем­лю неподалеку от Мертвого моря, близ го­ро­дов Со­до­ма и Гоморры, и стал жить там, а Аврам двинулся дальше на север. Однажды Господь призвал Аврама и сказал ему: «Посмотри на север, на восток, на юг и на запад. Всю землю, которую ты видишь, Я отдам твоему потомству навеки, и сделаю потомство твое многочисленным, как песок земной. Если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет». Авраму было приятно слышать, что Бог продолжает радеть о его благополучии. Он отправился к Хеврону и поселился там у дубравы Мамре.

Прошло несколько лет, а Сара по-прежнему оставалась бездетной. Однажды Господь явился Авраму в ночном видении и сказал: «Не бойся Аврам! Я твой щит, и награда твоя будет очень велика». – «Господи, - отвечал ему Авраам, - что Ты можешь дать мне, раз у меня нет сына и наследника? Все, что мне принадлежит унаследует чужой человек!» – «Нет! – возразил Господь, - все, чем ты владеешь, непременно достанется твоему сыну и тому народу, который Я произведу от него! Выйди из шатра, посмотри на небо и попробуй сосчитать звезды, если сможешь. Вот сколько будет у тебя потомков! И земля ханаанская будет находится у них во владении» - «Владыка! – спросил Аврам, - но как мне узнать, что земля эта непременно достанется им?» Господь велел ему: «Возьми телку, козу, барана, горлицу и молодого голубя и жди Моего знамения».

На следующий день Аврам рассек пополам телку, козу и барана, положив части животных одну против другой, как это делалось обычно при заключении договора. Только птиц он не стал рассекать. На закате Аврам заснул, и тут нашел на него ужас и мрак великий. Затем послышался голос Господа, говорящего ему: «Знай, что по прошествии четырехсот лет потомки твои будут пришельцами в чужой земле, окажутся в неволе и будут терпеть жестокое угнетение. Но Я произведу суд над народом, поработившем их, и выведу их в землю ханаанскую. Сам ты, прожив многие годы, мирно умрешь в глубокой старости, но потомки твои возвратятся сюда и овладеют всей окрестной страной!» При этих словах Аврам проснулся и увидел как между рассеченными частями животных прошел огонь и появился дым. В этот день Господь заключил с Аврамом завет и твердо пообещал отдать его потомству всю ханаанскую землю.
               

                7. О том, как Сарина служанка  Агарь родила Авраму сына Измаила

Как-то Сара сказала Ав­ра­му: «Господь не дал мне детей. Возь­ми в же­ны мою слу­жан­ку Агарь. Пусть хоть от нее бу­дут у нас дети». Аврам согласился и сделал так, как хотела Сара. Но ко­гда Агарь по­чув­ст­во­ва­ла, что у нее бу­дет ре­бе­нок от Ав­ра­ма, она воз­гор­ди­лась и ста­ла пре­зи­рать свою гос­по­жу. Сара сказа­ла Авра­му: «В оби­де моей ты ви­но­вен! Я от­да­ла те­бе свою слу­жан­ку, а она, узнав, что ско­ро ро­дит те­бе на­след­ни­ка, начала пре­зи­рать ме­ня. Гос­подь пусть бу­дет судь­ей ме­ж­ду мною и то­бою». Аврам отвечал Са­ре: «Вот, слу­жан­ка твоя, в тво­их ру­ках; де­лай с не­й все, что те­бе угод­но».

Сара стала при­тес­нять Агарь, и она убе­жа­ла от нее в пус­ты­ню. Однако здесь силы по­ки­ну­ли несчастную, и она села в из­не­мо­же­нии у источ­ни­ка по до­ро­ге к Су­ру. Ан­гел Гос­по­день на­шел ее здесь и спросил: «Агарь, слу­жан­ка Са­ри­на! От­ку­да ты при­шла и ку­да идешь?» Она отвечала: «Я бе­гу от Са­ры, своей гос­по­жи». Ан­гел Гос­по­день велел ей: «Возв­ра­тись к тво­ей гос­по­же  и по­ко­рись ей. А ко­гда  у те­бя ро­дит­ся сын, на­ре­ки его Из­маи­лом, ибо ус­лы­шал Гос­подь о твоих стра­да­ни­ях, и, ум­но­жая, ум­но­жит по­том­ст­во твое, так что нель­зя бу­дет счесть его  от множества».

Агарь  по­слу­ша­лась, вер­ну­лась об­рат­но к своей  гос­по­же Са­ре, и ста­ла слу­жить ей по-преж­не­му. Ко­гда у нее ро­дил­ся сын, она назвала его Из­маи­лом, сде­лав все так, как по­ве­лел Гос­подь.
               

8. О том, как Аврам стал именоваться Авраамом, а Сара – Саррой, и о повелении Господа обрезать младенцев

Аврам был девяноста девяти лет, когда Господь вновь явился  ему и сказал: «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и Я поставлю завет Мой между мной и тобою».  Аврам упал ниц, а Бог продолжал говорить с ним и сказал: «Ты не будешь больше называться Аврамом, но  будет тебе имя Авраам, так как Я сделаю тебя отцом множества народов. И поставлю завет между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя. И договор этот будет вот какой: Я дам потомкам твоим во владение всю землю Ханаанскую, по который ты теперь странствуешь, и буду им Богом. А в знак завета между Мной и тобой, а также между мной и твоими потомками да будет у вас обрезан весь мужской пол. Отныне обрезайте крайнюю плоть у каждого  младенца мужского пола, рожденного в вашем доме. Да будет завет Мой на вашем теле заветом вечным!» И еще сказал Бог Аврааму: «Сару, жену твою, не называй больше Сарою. Отныне ее имя будет Сарра. Я благословлю ее и дам тебе от нее сына». Слыша это, Авраам рассмеялся в душе и подумал: «Неужели от столетнего будет сын? И неужели Сарра в девяносто лет сможет родить?» Вслух же он  сказал: «Владыка! Пусть хотя бы Измаил, сын Агари, живет перед лицом Твоим!» Господь возразил ему: «Именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, а ты наречешь ему имя Исаак! Измаил также не будет обделен Моим вниманием: Я благословлю и весьма размножу его потомство; двенадцать князей родятся от него, и Я произведу от него великий народ. Но завет Мой   поставлю только с Исааком, рожденным тебе Саррой; и буду Богом как для него самого, так и для того народа, который произойдет от него!»


                9. О том, как Гос­подь посетил  Ав­раама в дубраве Мамре

После этого Господь вновь явился Аврааму в дубраве Мамре, когда тот во время дневного зноя сидел при вхо­де в свой ша­тер. Ав­раам поднял глаза и уви­дел трех путников, стоя­щих против него.  Он по­бе­жал им навстре­чу, по­кло­нил­ся до зем­ли и ска­зал: «Вла­ды­ка! Ес­ли я дос­тиг ми­ло­ст­и в гла­зах Тво­их, не прой­ди ми­мо ра­ба Твое­го. Сей­час при­не­сут не­мно­го во­ды и о­мо­ют ва­ши но­ги, и то­гда от­дох­не­те под этим де­ре­вом. А я при­не­су хле­ба, и вы под­кре­пи­те ваши серд­ца; по­том пой­де­те своим путем». Они согласились и сказали: «Сде­лай так, как го­во­ришь».

Ав­раам по­спе­шил  в ша­тер к Сар­ре и ска­зал: «По­ско­рее заме­си луч­шей му­ки и сде­лай пре­сные хле­бы». Потом побежал к ста­ду, выбрал те­лен­ка неж­но­го и хо­ро­ше­го, дал слу­ге, и тот при­го­то­вил его. Ав­раам взял мас­ла и мо­ло­ка, при­го­тов­лен­но­го те­лен­ка и по­ста­вил пе­ред ними. Они поели и спросили: «Где Сарра, же­на твоя?» Он от­ве­чал: «Здесь в шат­ре». И ска­зал один из них: «Ко­гда в сле­дую­щем году Я опять бу­ду у те­бя в гос­тях, бу­дет сын у Сар­ры, же­ны тво­ей». А Са­рра стоя­ла по­за­ди, у входа в шатер, и, ус­лы­шав эти сло­ва, рас­смея­лась про се­бя, так как  ей бы­ло в это вре­мя де­вя­но­сто лет, и она не мог­ла ро­дить. Господь ска­зал Ав­раа­му: «На­прас­но сме­ет­ся же­на твоя. Раз­ве есть что труд­ное для Господа? В на­зна­че­нный срок Я бу­ду у те­бя в бу­ду­щем го­ду, и у Са­рры бу­дет сын». Сар­ра, ис­пу­гав­шись, ста­ла уверять, что она не смея­лась. Но Гос­подь сказал: «Нет, ты смея­лась».

Путники встали и от­пра­ви­лись по направлению к Со­до­му и Гоморре. Гос­подь сказал Ав­ра­аму: «До­ле­тел до ме­ня во­пль ве­ли­кий, что жи­те­ли Со­до­ма и Го­мо­рры за­ко­ре­не­ли в зло­дея­ни­ях, и что грех их весь­ма тя­жел. Сой­ду и по­смот­рю, точ­но ли они по­сту­па­ют так, ка­ков во­пль на них, вос­хо­дя­щий ко Мне. И ес­ли прав­ду го­во­рят о них, то по­ка­раю их жес­то­ко». Авраам спросил: «Неужели Ты погубишь вместе и правых и виноватых? Может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? Неужели Ты не пощадишь всего места ради пятидесяти праведников?» Господь сказал: «Если я найду в Содоме пятьдесят праведников, то я ради них пощажу весь город». Авраам сказал в ответ: «Вот я, прах и пепел, решился говорить Владыке, но, может быть, до пятидесяти праведников не достанет пяти. Неужели, за недостатком пяти Ты истребишь весь город?» Господь сказал: «Не истреблю, если найду там сорок пять». Авраам продолжал говорить с Ним и спросил: «Может быть, найдется там только сорок?» Господь сказал: «Пощажу их и ради сорока». И сказал Авраам: «Да не прогневается, Владыка, что я осмелюсь говорить, но может быть, найдется там всего тридцать?» Так говорил он каждый раз, и Господь в милости Своей обещал пощадить содомитов и ради тридцати праведников, и ради двадцати и даже ради десяти. После этого Он перестал говорить с Авраамом и пошел от него, а Авраам возвратился в свой шатер.


                10. О том, как Гос­подь ис­треб­ил Со­дом и Го­мор­ру

В тот же ве­чер при­шли два ан­ге­ла Гос­под­них к во­ро­том Со­до­ма, в то вре­мя, ко­гда Лот, пле­мян­ник Ав­раа­ма, си­дел там. Лот уви­дел ан­ге­лов и встал, что­бы встре­тить их, и по­кло­нил­ся ли­цом до зем­ли. И ска­зал Лот: «Го­су­да­ри мои! Зай­ди­те в дом ра­ба ва­ше­го, и пе­ре­но­чуй­те, и умойте но­ги ва­ши. А поут­ру вста­нете и пой­де­те своим путем». Они говорили: «Нет, мы ночуе­м на ули­це».  Но он силь­но уп­ра­ши­вал их. Ангелы по­шли к не­му, и при­шли в его дом. Лот сде­лал им уго­ще­ние, ис­пек также пре­сные хле­ба, и они ели.

Не успели они лечь спать, как го­род­ские жи­те­ли от мо­ло­дого до ста­ро­го, весь на­род со всех кон­цов го­ро­да, ок­ру­жи­ли дом, вы­зва­ли Ло­та и го­во­ри­ли ему: «Где лю­ди, при­шед­шие к те­бе на ночь? Вы­веди их к нам; мы познаем их». Лот вы­шел к ним, за­пер за со­бой дверь и ска­зал: «Бра­тья мои, не де­лай­те зла. Есть у ме­ня две до­че­ри; луч­ше их вы­ве­ду к вам, и де­лае­те с ни­ми, что угод­но; толь­ко гос­тям мо­им не де­лай­те ниче­го, так как они при­шли  под кров до­ма мое­го». Но со­домиты страш­но рас­сер­ди­лись, уви­дев упор­ст­во Ло­та, и по­до­шли к до­му, чтобы вы­ло­мать дверь. То­гда ан­ге­лы вве­ли Ло­та в дом, а лю­дей, быв­ших при вхо­де, по­ра­зи­ли сле­по­той от ма­ло­го до боль­ше­го, так что они из­му­чи­лись в по­ис­ках вхо­да.

И ска­за­ли ан­ге­лы Ло­ту: «Кто у те­бя еще есть в этом го­ро­де? Зя­тья ли, сы­но­вья ли твои, или до­че­ри, кто бы не был у те­бя из близ­ких, всех вы­ве­ди из го­ро­да. Ибо мы ис­тре­бим это место, по­то­му ч­то ве­лик во­пль на жи­те­лей Со­до­ма к  Гос­поду, и Гос­подь по­слал нас ис­тре­бить его». Лот вышел и го­во­рил с те­ми юно­ша­ми, ко­то­рые сва­та­лись за  его до­че­рей. Он ска­зал им: «Встань­те, вый­ди­те из го­ро­да, ибо Гос­подь ис­тре­бит его». Но тем по­ка­за­лось, что Лот шу­тит и они ос­та­лись сре­ди об­ре­чен­ных на смерть.

Ко­гда взош­ла за­ря, ан­ге­лы ста­ли то­ро­пить Ло­та, го­во­ря: «Встань, возь­ми твою же­ну и двух до­че­рей, что­бы не по­гиб­нуть те­бе за без­зако­ния го­ро­да».  И так как Лот мед­лил, то ан­ге­лы, по ми­ло­сти к не­му  Гос­под­а, взя­ли за ру­ки его и же­ну его, и двух его доче­рей, вы­ве­ли их, и по­ста­ви­ли за го­родской сте­ной. Один из них ска­зал: «Спа­сай свою ду­шу - не ог­ля­дываясь на­зад и ни­где не ос­та­нав­ли­ва­ясь, беги на го­ру, что­бы те­бе не по­гиб­нуть». Но Лот ска­зал: «Ес­ли по­бе­гу я на го­ру, то не ус­пею ук­рыть­ся там до вос­хо­да солн­ца. По­зволь­ мне спа­стись в го­род­ке не­по­да­ле­ку отсю­да». Ан­гел сказал: «В уго­ду те­бе я по­ща­жу го­род, о ко­то­ром ты го­во­ришь, но по­спе­ши, так как я не мо­гу сделать дела до тех пор, пока ты не придешь туда».

На восходе Лот добрался до го­род­ка,  о ко­то­ром го­во­рил, и ко­то­рый на­зы­вал­ся Сигор. В это вре­мя Гос­подь пролил дождем на Со­дом и Го­мор­ру серу и ог­онь. И унич­то­жил огонь оба го­ро­да вме­сте с их жи­те­ля­ми. Один только Лот спас­ся со свои­ми до­черь­ми. Же­на ­же Ло­то­ва ог­ля­ну­лась позади его на шум и об­ра­ти­лась в со­ля­ной столп.

Лот вышел из Сигора и поселился на горе, ибо он боялся оставаться в городе. Он жил в пещере, и с ним две его дочери. И сказала старшая младшей: «Отец наш стар, и нет человека на земле, который бы вошел к нам по обычаю всей земли; итак напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восстановим от отца нашего племя». Они напоили отца вином; и вошла старшая и спала с отцом своим в ту ночь; а он не знал, когда она легла и когда встала. На другой день старшая сказала младшей: «Вот, я спала вчера с отцом моим; напоим его вином и в эту ночь; и ты пойди, спи с ним, и восстановим от отца нашего племя». Так они и поступили. В эту ночь вошла к Лоту младшая дочь и спала с ним; и он не знал, когда она легла и когда встала. И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего. Старшая родила сына, и нарекла ему имя: Моав. От него произошли все моавитяне. Младшая также родила сына, и нарекла ему имя: Бен-Амми. От него произошли все аммонитяне.
               

                11. О рождении  Исаа­ка и изгнании Измаила

Гос­подь сделал Сарре все, как обе­щал: про­шел год, и она ро­ди­ла Ав­раа­му сы­на, в то вре­мя, о ко­то­ром го­во­рил Бог. Ав­раам назвал его Исаа­ком. Ему как раз исполнилось сто лет, а его жене – девяносто. И ска­за­ла Са­ра: «Смех сде­лал мне Бог. Кто ус­лы­шат обо мне, рас­сме­ет­ся. Ко­му еще год на­зад при­шло б в го­ло­ву ска­зать: Са­рра бу­дет кор­мить де­тей сво­ей гру­дью? Ведь я уже глу­бо­кая ста­ру­ха. А вот свер­ши­лась все­ так, как го­во­рил Гос­подь».

Однажды Сарра уви­де­ла, что Из­ма­ил, сын Агари, на­сме­ха­ет­ся над ее сыном и с­ка­за­ла­ Ав­раа­му: «Вы­го­ни  эту ра­бы­ню и  сы­на  ее, так как я не  хо­чу,  что бы он на­сле­до­вал доб­ро твое вме­сти с сы­ном мо­им  Иса­аком». Ав­раа­му было жаль Из­маи­ла. Но Бог ска­зал ему: «Не огор­чай­ся за Из­маи­ла и свою ра­бы­ню и сде­лай так, как го­во­рит те­бе Са­рра, ибо я по­за­бо­чусь о твоем сы­не». Ав­раам встал ра­но ут­ром, взял хле­ба и мех во­ды,  дал их  Ага­ри, по­ло­жил ей на пле­чи Из­маи­ла, и от­пус­тил ее. Она по­шла и за­блу­ди­лась в пус­ты­не. Когда кон­чи­лась во­да в ее ме­хе, она ос­та­ви­ла маль­чи­ка под кус­том и по­шла даль­ше од­на, так как не хо­те­ла ви­деть его смер­ти. Тут ан­гел Бо­жий с не­ба ок­лик­нул Агарь и ска­зал ей: «Что с то­бой, Агарь? не бой­ся; Бог ус­лы­шал го­лос твое­го плачущего сы­на. Встань, под­ни­ми его и возь­ми за ру­ку. И иди ту­да, ку­да Я ука­жу те­бе». Агарь пошла вслед за ангелом, уви­де­ла ко­ло­дец с во­дой, на­пол­ни­ла мех и на­пои­ла сы­на.

И был Бог с Из­маи­лом до тех пор, по­ка он не  вы­рос и не стал стрел­ком из лу­ка. Мать взяла ему же­ну из еги­пет­ской земли, и бы­ло у Из­маи­ла две­на­дцать сы­но­вей. Ка­ж­дый из них стал ро­до­на­чаль­ни­ком большо­го на­ро­да (среди потомков Измаила самым славным считается Аднан, сделавшийся в дальнейшем родоначальником многих арабских племен). Так ис­пол­нил Гос­подь обе­ща­ние, данное Ага­ри у ис­точ­ни­ка по до­ро­ге к Су­ру.


                12. О том, как Гос­подь ис­кушал Ав­раа­ма

Од­на­ж­ды Гос­подь возз­вал  к Ав­раа­му и ска­зал ему: «Ав­раам!»  Он отвечал: «Вот  я!» И по­ве­лел Гос­подь: «Возь­ми сы­на твое­го, един­ст­вен­но­го твое­го, ко­то­ро­го ты лю­бишь, Исаа­ка, пой­ди в зем­лю Мо­риа, и там при­не­си его в жерт­ву на од­ной из гор, ко­то­рую Я ука­жу те­бе». Ав­ра­ам встал ра­но ут­ром, осед­лал ос­ла, взял  с со­бой дво­их слуг и Исаа­ка, на­ко­лол дров для жерт­вы, и по­шел туда, куда велел ему Бог. На третий день  пу­ти он издалека уви­дел это ме­сто и ска­зал своим слу­гам: «Ос­тань­тесь здесь с ос­лом, а я и сын пой­дем на го­ру, по­кло­ним­ся Гос­по­ду и воз­вра­тим­ся к вам».

Ав­ра­ам взял дро­ва для жерт­вы и воз­ло­жил их на Исаа­ка; взял в ру­ки огонь, нож; и по­шли оба вме­сте. Иса­ак спро­сил у Ав­раа­ма: «Отец мой!  Вот огонь, вот дро­ва, где же яг­не­нок для жерт­вы?»  Ав­раам отвечал: «Бог най­дет се­бе яг­нен­ка для жерт­вы, сын мой». Когда они при­шли на  ме­сто, назначенное Богом, Ав­ра­ам устроил жерт­вен­ник, раз­ло­жил дро­ва и, свя­зав сы­на сво­его Исаа­ка, по­ло­жил его по­верх дров. Он про­тя­нул   ру­ку и взял нож, что­бы за­ко­лоть сы­на, но ан­гел Гос­по­день ок­лик­нул его с не­ба и ска­зал: «Ав­раам! Ав­раам! Не под­ни­май ру­ки тво­ей на сы­на, не де­лай над ним не­че­го. Те­перь Я знаю, что ты бо­иш­ься Бо­га и не по­жа­ле­ешь сы­на твое­го един­ст­вен­но­го ра­ди Меня. За это Я исполню все, что обещал тебе и умножу потомство твое, так что оно будет как звезды небесные и как песок на берегу моря. Без счета будет оно, за то, что ты послушался Моего голоса».   

Ав­ра­ам развязал Исаака, и тут увидел не­подалеку ба­ра­на, за­пу­тав­шего­ся в ча­ще ро­га­ми, по­шел, взял его и при­нес в жерт­ву  вме­сто своего сына.
 

                13. О смерти Сарры и ее погребении

Когда Сарре исполнилось сто двадцать семь лет, она умерла в Хевроне, в земле Ханаанской. Авраам оплакал свою жену, а потом пришел к здешним жителям и сказал им: «Я у вас пришлец и поселенец, не имеющей собственной земли; дайте мне в собственность место между вами, чтобы я мог похоронить умершую». Те отвечали: «Господин наш! Ты князь Божий посреди нас. Похорони умершую в любом погребальном месте, которое сочтешь наилучшим. Никто не откажет тебе в этом». Авраам поклонился народу и сказал: «Если вы согласны, чтобы я похоронил мою умершую в вашей земле, то попросите за меня Ефрона, сына Цохарова, чтобы он продал мне пещеру Махпелу, которая находится в конце его поля. Пусть продаст он мне ее в собственность для погребения». Между тем Евфрон находился среди собравшихся. Он отвечал: «Господин мой! Раз таково твое желание, я подарю тебе и пещеру и поле». Но Авраам отказался от дара. «Если ты согласен, - сказал он, - то я заплачу тебе за землю серебром. Возьми у меня деньги перед лицом всего народа, и я похороню свою умершую». – «Что ж, - отозвался Ефрон, - если ты настаиваешь, то пусть будет по-твоему. Земля стоит четыреста сиклей (один сикль равнялся приблизительно 16 граммам). Что эта за сумма для меня или для тебя?» Авраам тут же отвесил ему четыреста сиклей. Поле Ефрона, располагавшееся против Мамре, стало его собственностью, и он похоронил Сарру в пещере Махпел
 

                14. О том, как Исаак женился на Ре­век­ке

Когда Авраам состарился, он позвал к себе верного раба, управителя своего дома, и сказал ему: «Поклянись Господом, Богом земли и неба, что не возьмешь моему сыну Исааку жену из дочерей ханаанских, среди которых мы живем. Ступай на мою прежнюю родину в Месопотамию и найди ему жену среди женщин моего племени».

Раб взял из стад Ав­раа­ма де­сять верб­лю­дов, на­гру­зил их все­воз­мож­ным доб­ром и от­пра­вил­ся в до­ро­гу. В положенный срок он добрался до Харрана, где, как он знал, жил  прежде брат Авраама На­хор, но не стал входить внутрь,  а ос­та­но­вил верб­лю­дов у  ко­лод­ца. Был вечер, и женщины выходили черпать воду. Раб обратился с мо­лит­вой к Гос­по­ду и  стал про­сить: «Гос­по­ди, Боже господина моего Авраама! Вот, стою я у колодца и дочери жителей выходят к нему. Ка­ж­дой де­вуш­ке, ко­то­рая придет за водой, я бу­ду  говорить: ”При­кло­ни свой кув­шин и дай  мне на­пить­ся“. И так я бу­ду  сто­ять здесь  до тех пор, по­ка  од­на из них не  скажет мне: ”Пей вдо­сталь,  а я  на­пою  тво­их верб­лю­дов“. И по этим сло­вам я уз­наю ту, ко­то­рую Ты вы­брал в же­ны для гос­по­дин мое­го Исаа­ка».

Он еще не пе­ре­стал  го­ворить, как вы­шла из го­ро­да красавица Ре­ве­кка,  внуч­ка На­хо­ра, дер­жа на  пле­че свой кув­шин. Она сошла к ис­точ­ни­ку, на­брала воды и по­шла вверх, а раб по­бе­жал ей навстре­чу и попросил: «Дай мне ис­пить не­мно­го во­ды». Она ска­за­ла: «Пей, гос­по­дин мой» – тотчас спус­ти­ла кув­шин и на­пои­ла его. А потом предложила: «Я ста­ну чер­пать и для верб­лю­дов тво­их, по­ка они не на­пьют­ся» -  вылила воду из кув­ши­на в пои­ло, по­бе­жа­ла опять к ко­лод­цу и на­чер­па­ла для всех его верб­лю­дов.

Ко­гда­ верблюды ­пе­ре­ста­ли ­пить,  раб  взял зо­ло­тую серь­гу  и два зо­ло­тых  за­пя­стья, по­ло­жил ей  в ру­ки и спро­сил: «Чья ты дочь? Ска­жи мне, ес­ть ли в  до­ме от­ца твое­го ме­сто для  ноч­ле­га?» Она отвеча­ла: «Я дочь Ва­фуи­ла, сына На­хо­ра. А дом  наш все­гда от­крыт для стран­ни­ков: у нас есть и ме­сто для ноч­ле­га и корм для верб­лю­дов». Услышав это, раб преклонил ко­ле­на и по­бла­го­да­рил Гос­по­да за то, что он вы­вел его пря­мым пу­тем к до­му бра­та его гос­по­ди­на. Де­вуш­ка тем временем по­бе­жа­ла ско­рей до­мой и рас­ска­за­ла обо всем своей ма­те­ри.  Брат Ре­век­ки по име­ни Ла­ван вы­шел навстре­чу ра­бу Ав­раа­ма и ввел его в свой дом. Он рас­сед­лал  его вер­блю­дов, дал им кор­ма и  принес во­ды умыть ноги гос­тю и всем лю­дям, ко­то­рые бы­ли с ним. И пре­дло­жена была ему пи­ща, но раб ска­зал: «Не ста­ну есть,  по­ка не скажу де­ла, ради которого прибыл к вам». Ла­ван и Вафуил отвечали ему: «Го­во­ри». Гость начал свой рассказ и поведал о суд­ьбе Авраа­ма, по­сле  то­го, как тот по­ки­нул зем­лю пред­ков, и о том, как Гос­подь по­кро­ви­тель­ст­во­вал  ему. И да­лее рас­ска­зал он об Исаа­ке, сы­не Ав­ра­амо­вом, ко­то­рый был на­след­ни­ком всех  бо­гатств своего от­ца, и о том, что не хо­чет Ав­раам же­нить его на ханаанской де­вуш­ке,  а же­ла­ет взять  ему же­ну из ро­да На­хо­ра, бра­та сво­его. Так до­шел он до це­ли  по­езд­ки и стал про­сить Вафуили вы­дать свою дочь Ре­ве­кку за­муж за гос­по­ди­на его Исаа­ка.

Вафуил и Ла­ван отвечали: «Гос­подь уст­ро­ил это де­ло. Мо­жем ли мы ид­ти про­тив во­ли Его?» Они по­звали Ре­ве­кку и спро­сили ее: «Пой­дешь ли ты с этим че­ло­ве­ком в дом его гос­по­ди­на?» Она ска­за­ла: «Пой­ду». На другой день родители, благословив девушку, от­пус­ти­ли ее вместе с рабом Авраама. Ревекка и ее служанки се­ли на вер­блю­дов и по­еха­ли вслед за ним в Ханаанскую землю. Исаак встре­тил их по дороге. Он был очень рад приезду невесты. В скором времени Ревекка стала его женой, а он очень полюбил ее.


                15. О рождении сыновей Исаака и кончине Авраама

Подобно Сарре, Ревекка долгое время не могла родить своему мужу детей. Лишь по про­ше­ст­вии двадца­ти лет, когда Бог внял горячим мольбам Исаака, она родила двоих близ­не­цов. Пер­вым поя­вил­ся мла­де­нец красный как ко­жа и косматый. Ему на­рек­ли имя Исав.  А по­том, дер­жась за пят­ку Иса­ва,  ро­дил­ся его брат, на­ре­че­нный Иа­ковом.

После рождения внуков Авраам прожил еще пятнадцать лет. Достигнув стосемидесятипятилетнего возраста, он умер престарелый и пресыщенный жизнью. Его сыновья Исаак и Измаил похоронили отца в пещере Махпеле рядом с телом его любимой жены.

 
«Священная Иудея» http://proza.ru/2010/07/14/189
               


Рецензии
Нормальный пересказ для детей и подростков. Тут вы ничего не упустили) Меня всегда удивляло в Библии, почему же нет в ней персонажей, которым хочется подражать целиком (в рамках современной морали). Но возможно именно эта осторожность, позволяющая выдавать жену за сестру, чтобы сохранить свою жизнь и позволила евреям выжить и остаться сплоченным народом в таких жестких исторических условиях.

Оксана Куправа   28.01.2016 12:05     Заявить о нарушении
Мне кажется, Библию читают с интересом, потому что это выдающееся художественное произведение. Ее персонажи живые люди из плоти и крови, а не ходячие добродетели. Если бы Давид не прельстился Вирсавией, разве он стал бы для нас ближе? Но его коварство и кара за него стали предостережением для потомков. На ошибках тоже учатся.

Константин Рыжов   28.01.2016 20:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.