Эстетика феноменология эстетического

ГЛАВА ПЕРВАЯ


ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО


§ 1. Круг эстетических явлений

Задача феноменологии состоит в том, чтобы, исследуя конкретные проявления эстетического отношения человека к природе, обществу, искусству, познать сущность эстетического.
Но сначала надо определить саму сферу эстетических явле¬ний. От этого зависят результаты познания сущности эстети¬ческого. К сожалению, очень часто исследователи не заду¬мываются над данным вопросом, не делают его предметом своих размышлений. Принимается за аксиому, что к сфере эстетического относятся прекрасное - безобразное, возвышен¬ное - низменное, трагическое и комическое. Исходя из этого, эстетическое определяется как то общее, что свойственно перечисленным явлениям. По сути, единственным основа-нием для выделения круга эстетических явлений в таком случае оказывается то, что указанные категории в настоящее время включены в эстетическую науку.

Это весьма шаткое основание. Так как в истории науки набор эстетических категорий был весьма изменчив. Например, у И.Канта в сферу эстетического включается только прекрасное и возвышенное. Н.Чернышевский же считал, что "прекрасное и возвышенное - совершенно различные понятия, не подчиненные друг другу и соподчиненные только одному общему понятию, очень далекому от так называемых эстетических понятий: "интересное" (92, с. 86). Б.Кроче относил к эстетическим категориям только прекрасное. Из отечественных эстетиков такого же мнения о сфере эстетического придерживался Г.Поспелов и т.д. Уже из этого перечня ясно, что для познания сущности эстетического нельзя некритически исходить из набора категорий, сущест¬вующих в данный момент в науке.

Необходимо перепроверить сложившуюся традицию. Уточнение   круга   эстетических   явлений   возможно   путем сопоставления эстетического с другими видами ценностей и оценок: нравственными, утилитарными, политическими, религиозными. Только тогда, когда из сопоставления с миром внеэстетических ценностей станет ясно, какие явления образуют сферу эстетического, можно с помощью раскрытия общих для них черт углубиться в познание его сущности.

Отграничивая сферу эстетического отношения человека к действительности, большинство эстетиков справедливо считает, что в отличие от объектов нравственного, утили¬тарного, политического отношений в объект эстетического всегда включается внешняя, чувственно воспринимаемая форма конкретного явления действительности. При всей разноречивости в трактовке субъективной стороны эстети¬ческого отношения общепризнанными можно считать такие его особенности: конкретно-чувственный, эмоциональный и бескорыстный характер этого отношения. Подчеркивая специ-фичность конкретно-чувственного восприятия объекта для эстетического отношения, М.Каган писал: "Чтобы судить о полезности, справедливости, прогрессивности какого-либо явления, совсем необязательно его видеть или слышать, все подобные оценки могут даваться умозрительно, на основе анализа и теоретических рассуждений. Нет, однако, таких интеллектуальных операций, которые были бы способны заменить человеку живое созерцание как базу эстетического восприятия" (35, с. 105).

Перечисленные характеристики точно передают специфику эстетического отношения человека к миру. Однако если сопоставить их с теми категориями, которые в настоящее время считаются эстетическими (то есть категориями прекрасного, безобразного, возвышенного, низменного, трагического и комического), то выяснится, что отнюдь не все из них отвечают указанным характеристикам эстети-ческого.

Это прежде всего касается категории трагического. Переживание трагедии ("гибели идеального в реальном" М.Каган) может быть связано преимущественно с оценкой содержания событий, а их внешняя чувственно восприни¬маемая форма может не играть существенной роли. То есть могут    отсутствовать    наиболее    специфические    черты, отличающие эстетическое отношение человека к миру. Происходит это потому, что переживание трагедии может быть порождено гибелью явления, соответствующего нашему моральному идеалу или политическим убеждениям и быть вне собственно эстетического отношения. Так переживается людьми смерть близкого человека или социальная катастрофа (революция или контрреволюция - в зависимости от пози¬ции). Трагическое входит во все сферы человеческих цен¬ностей. Оно может быть моментом и нравственного, и политического мироотношения человека, а также и эстети¬ческого - в тех конкретных (и довольно редких) случаях,когда гибнет эстетически значимое явление - прекрасное. Поэтому следует признать, что, с одной стороны, трагическое не является основной модификацией эстетического отношения человека, и потому соответствующее понятие, хотя и сохраняется в арсенале науки, но теряет свой статус основной категории эстетики. С другой стороны, трагическое - явление общекультурное, и соответствующее понятие должно войти в арсенал как теории культуры, так и всех тех наук, которые изучают различные формы общественного сознания (в этику, например).

Если попытаться разобраться в причинах, приведших к отождествлению трагического с эстетическим, то, по-видимому, главная из них в том, что трагическое очень часто входит в содержание художественных произведений. При нечетком различии эстетического и художественного это могло послужить основанием для такого отождествления. Конечно, произведение искусства обладает эстетической ценностью. Но из того, что содержанием его нередко становятся трагические события, отнюдь не следует, что сами по себе эти события являются обязательно эстетическими. Ведь в содержание произведений искусства входит отражение многообразных явлений действительности, обладающих самы¬ми различными видами ценности для человека - и полити¬ческими, и нравственными, и религиозными.

В противоречии со спецификой эстетического находятся и некоторые явления, попадающие под традиционную категорию возвышенного, которая, как утверждается, "служит Для познания явлений, превосходящих обычную человеческую МеРУ, выходящих из ряда обыденных" (67, с. 130). Анализ этой категории показывает, что она содержит в себе отражение двух существенно различных видов явлений, причем один из них явно не обладает специфическими прознаками эстетического. А именно, когда к возвышенным относятся личности "с необычайным, редким масштабом духовных сил человека"(Каган М.,см.35), например, генерал Карбышев, Джордано Бруно. Здесь также, как и в трагическом, отсутствует эстетическая специфика, так как внешняя, чувственно воспринимаемая форма не имеет существенного значения. Во всех подобных случаях оценивается содержание поступков и внутренние духовные свойства личностей. Это говорит о том, что указанный тип возвышенных явлений относится не к сфере эстетического, а представляет собой максимальное выражение нравственной ценности.

Однако другая группа фактов, также подпадающая под существующее определение возвышенного, соответствует отличительным признакам эстетического. Как правило, эти факты связаны с человеческим отношением к явлениям природы или рукотворным сооружениям, отличающимся гигантскими размерами, необычайной мощью и силой. Снеговые вершины Кавказа и Памира, космические дали звездного неба, пирамида Хеопса и Исаакиевский собор Монферрана выхывают в нас возвышенный образ мыслей и чувств именно благодаря чувственному созерцанию их целостности, в том числе их внешней, чувственно воспринимаемой формы, зрелищем их необычных размеров и мощи.

За этим - собственно эстетическим - типом явлений следует закрепить особый термин - "величественное". Для того, чтобы отличить их от максимально нравственных, за которыми можно сохранить традиционный термин "возвышенное". Такое терминологическое разграничение неосознанно используется давно: о максимально значительных свойствах личности, как правило, говорят как о возвышенных, а о гигантских явлениях природы, вызывающих чувство возвышенного при их созерцании, - как о величественных.

Эстетически величественное, отличаясь от нравственно возвышенного, в то же время тесно связано с ним. То или иное масштабное образование величественно только в том случае, если оно способно вызвать возвышенные мысли и чувства в сознании человека. Величественное выступает как материально-идеальное по своей структуре - гигантское материальное явление, связанное с духовными переживаниями, максимальными по своей моральной ценности.

У категории "возвышенное" в ее традиционной трактовке есть парная катеогрия - "ни зменное", которая нуждается в аналогичном "препарировании". Термин "низмененое" следует закрепить за максимально антиценными моральными (аморальными) явлениями. Морально-низменнное - антипод морально возвышенного. Антиподом же эстетически-величественного  выступает ужасное. Можно согласиться с Ю.Боревым, когда он пишет, что "категория ужасного охватывает те явления действительности, которыми человек свободно не владеет и которые несут ему несчастья и гибель, неразрешимые даже на историческом уровне" (10, с.97). Однако это определение не схватывает особый характер формы ужасного. Ужасное как эстетическое не просто явление, представляющее собой угрозу сущствовнию человека, но это сверхзло, воплощенное в гигантскую по своим масштабам и мощи материальную форму. Именно в результате конкретно-чувственного созерцания гигантски масштабной формы сверхзла рождается особое эстетическое переживание ужаса. И искусство воплощает конкретно-чувственные воплощения этого зла, создавая образы ужасного в произведениях Д.Шостаковича (эпизод "нашествие" в Седьмой симфОНИИ), В РАБОТАХ п.пИКАССО И ДРУГИХ ХУДОЖНИКОВ ХХ ВЕКА.

НЕ АНАЛИЗИРУЯ ЗДЕСЬ ЯВЛЕНИЯ ПРЕКРАСНОГО,БЕЗОБРАЗНОГО И КОМИЧЕСКОГО, ОТМЕТИМ ЛИШЬ, ЧТО ОНИ СООТВЕТСТВУЮТ СФОРМУЛИРОВАННЫМ В НАЧАЛЕ ДАННОГО ПАРАГРАФА СПЕЦИФИЧЕСКИМ ПРОИЗНАКАМ ЭСТЕТИЧЕСКОГО. тАКИМ ОБРАЗОМ, К СФЕРЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОСЯТСЯ ТАКИЕ ЯВЛЕНИЯ,КАК ПРЕКРАСНОЕ-БЕЗОБРАЗНОЕ, ВЕЛИЧЕСТВЕННОЕ - УЖАСНОЕ И КОМИЧЕСКОЕ.

§ 2. Эстетическая оценка
Определив сферу эстетических явлений, начнем дви¬жение к постижению их сущности путем обнаружения того общего, что объединяет прекрасное, безобразное, величест¬венное, ужасное и комическое. Сначала на внешнем, явлен¬ном, более или менее очевидном уровне эстетической оценки. Что же, какие черты объединяют объекты и субъекты самых разнообразных эстетических оценок, когда различные люди выражают свое эстетическое отношение к явлениям природы, общества, искусства?


Объект эстетической оценки. Уже отмечалось, что отличительная черта объекта эстетического отношения состоит в конкретно-чувственном характере. То есть, что в его состав всегда включается внешняя, чувственно воспринимая форма конкретного явления действи¬тельности.Однако не только внешняя форма, но и содер¬жательная суть предмета для нас важна, когда мы осу¬ществляем эстетическую оценку. Именно предмет в целом, в единстве его содержания и формы выступает в качестве предмета эстетической оценки.
В этом акте весьма важным является определение меры совершенства предмета в своем роде, степени его гармо¬ничности и соразмерности. Так, все прекрасное совершенно, гармонично и соразмерно, комическое же наоборот несовер¬шенно, несоразмерно и дисгармонично. Подчеркнем, что эти качества объективны, независимы от сознания субъекта оценки. И обладает ими тот или иной предмет как целое, в единстве своего содержания и формы.
Конкретизируя объект эстетического отношения со стороны содержания, отметим, что в него включаются все стороны содержания оцениваемого явления. Эстетическая оценка комплексна, "всеохватна". Этим она отличается от нравственных, политических или утилитарных оценок, объектом которых оказываются лишь те или иные стороны, грани содержания оцениваемых явлений действительности и искусства.


Со стороны же формы объект эстетической оценки еще более специфичен. Во-первых, внешняя форма предмета должна соответствовать возможностям восприятия с помощью зрения или слуха. Свойства, воспринимаемые через тактиль¬ные, вкусовые, обонятельные ощущения оказываются вне сферы эстетической оценки и не входят в ее объект. Лишь зрение и слух, играющие наибольшую роль в социальной практике человека, наиболее одухотворенные, стали инстру¬ментом особого - эстетического отношения к миру.
Во-вторых, при внимательном рассмотрении оказы¬вается, что объектом эстетической оценки является внешняя форма предмета не сама по себе, но ее конкретно-чувст¬венный образ в сознании человека. А это не одно и то же. Наиболее очевидно данное различие при эстетической оценке акустических явлений. Здесь оцениваются не сами по себе колебания воздушной среды определенной частоты, а именно их звуковой субъективный образ, который есть результат воздействия этих колебаний на органы слуха и последующей переработки в соответствующих центрах коры головного мозга. Такое же различие характерно и при эстетической оценке цветового богатства мира.


Объективной основой цветовых ощущений выступают электромагнитные волны, излучаемые источником света или отражаемые поверхностями тех или иных предметов: "Каждое вещество служит как бы фильтром для падающего на него светового потока. При этом часть светового потока погло¬щается веществом и только часть отражается. Спектр отра¬женного излучения зависит и от природы вещества и от характера излучения",- пишет Н.Волков (14, с. 25). Отра¬женные от поверхности предметов электромагнитные колеба-ния воздействуют на сетчатку глаза и в результате перера¬ботки в зрительных центрах головного мозга порождают субъективный образ-ощущение того или иного цвета. Очевидно, что объектом эстетической оценки в этом случае выступают не сами по себе электромагнитные колебания, а именно субъективные цветовые ощущения как результат воздействия этих объективных явлений друг с другом и с органами чувств человека.


Таким образом, со стороны внешней формы предмета в объект эстетической оценки включаются те или иные свойства не сами по себе, а их субъективный образ, их явленность сознанию. Не объективные законы фотосинтеза как таковые подлежат эстетической оценке, когда мы любуемся осенним многоцветьем леса, а именно его субъективное отражение в нашем сознании как ощущения зеленого, багряного и золотого цвета. Не предмет в себе, а предмет для нас, предмет в отношении к человеческому чувственному восприятию становится объектом эстетической оценки.

Итак, в качестве объекта эстетического отношения может выступать любое явление действительности в единстве своего содержания и формы. Причем эстетическое отношение охватывает всю многогранность содержания этого явления, а внешняя форма становится объектом оценки постольку, поскольку она может быть воспринята с помощью зрения и слуха и в том виде, в каком она предстает в сознании человека в результате этого восприятия.

Однако нередко в качестве объекта эстетической оценки то или иное явление выступает в связи с некоторым, внешним по отношению к нему содержанием. Красота бере¬зы, например, зависит не только от тсс собственных качеств, в том числе, цвета коры, листьев, контура ветвей. Но во многом определяется тем, что она органическая часть русской приро¬ды. И в эстетическом отношении береза выступает уже не сама по себе, а именно в ее связи с Россией. Отрицательная оценка гриба-паразита во многом зависит от того, что он ассоциативно связывается с паразитизмом в человеческом обществе. Во всех таких случаях предмет непосредственного восприятия выступает как знак некоего отличного от него содержания, то есть его значения. И в этом единстве, в единстве с образами обозначаемых явлений, он и оказывается объектом эстетической оценки.

Такая структура объекта эстетического отношения ста¬вит его в зависимость от активности человеческого сознания, от особого акта интерпретации воспринимаемого предмета в качестве знака. То есть сам объект отношения формируется человеком, который "надстраивает" над объективными свойст¬нами предмета непосредственного восприятия ту или иную сферу образов. Именно в этом "ореоле" ассоциаций предмет оказывается в качестве объекта оценки.

Аналогичная зависимость от сознания свойственна и произведению искусства. Так как и в данном случае объектом эстетической оценки является не только непосредственно воспринимаемая внешняя материальная "форма", но и художественно-образное духовное "содержание" произведе¬ния, которое отнюдь не содержится в самой материальной "форме", а лишь вызывается ею в сознании публики. Причем, только в результате особого акта художественной интер¬претации этой "формы" в соответствии с нормами опре¬деленного художественного языка. Идейно-эмоциональное "содержание" музыки, например, не существует в звуках самих по себе, а лишь вызывается ими в сознании слушателя. Даже представление трехмерного пространства холст не содержит в себе, а вызывает в сознании зрителя в соответствии с "кодом" изображения пространства в системе "прямой" или "обратной" (как в иконе) перспективы. То есть для того, чтобы эстети¬чески оценить произведение искусства зритель, слушатель, или читатель еще должны "досоздать" его в своем сознании.1
Таким образом, мы проанализировали наиболее общие черты объекта эстетической оценки.


Критерий эстетической оценки. С чем же сравнивается, сопоставляется объект в акте его эстетической оценки? Таким критерием выступает эстетический идеал. Его структура достаточна сложна. По своему содержанию он представляет собой синтез всех других идеалов человека: нравственных, политических, религиозных, утилитарных. Это обобщенное представление о человеческом благе. С таким утверждением, пожалуй, согласятся все эстетики. Согласны они и в том, что в эстетическом идеале этот синтез имеет конкретно-чувственное оформление, то есть эстетический идеал - это конкретный, обладающий чувственно воспринимаемой фор¬мой, образ-представление. Однако при этом эстетиками за-
частую не учитывается особый характер чувственной формы эстетического идеала. А именно, что ее образует особый эстетический эталон формы.

Эстетический эталон формы - это образ определенного типа форм, складывающийся в результате обобщения форм явлений действительности, содержание которых соответствует нравственным, политическим, религиозным, утилитарным и другим идеалам человека. В процессе общественной практики сознание людей обобщает формы явлений, включенных в практику и соответствующих ее целям, вырабатывая поло¬жительную установку на определенный тип форм. Поло¬жительная эмоциональная оценка содержания таких явлений закрепляется и за наиболее типичными моментами их формы, причем настолько прочно, что последние затем уже вызывают положительные эмоции - а именно чувство красоты - сами по себе.
В свое время этот процесс описал, используя данные этнографов, Г.Плеханов на примере формирования эстети¬чески ценных украшений у первобытных народов. В неко¬торых африканских племенах женщины в качестве украшений носили на руках и ногах железные кольца. Причем жены богатых людей носили "чуть ли не целый пуд таких укра-шений", хотя з*го было и очень неудобно. А дело в том, что эти племена переживали "железный век". Железо было драгоценным металлом. Утилитарная ценность железа была перенесена на его чувственно воспринимаемую форму, образ которой и стал критерием красоты. К этому добавилась еще и идея богатства. Количество железных колец, по началу будучи символом богатства женщины, стало затем воспри¬ниматься как мера красоты - чем больше, тем красивее: "Надевши на себя, положим, двадцать фунтов железных колец, женщина племени Динка кажется себе и другим красивее, чем была, когда носила их только два, то есть когда была беднее" (75, с. 151). (По сути аналогичный процесс породил современный эталон красоты украшений из золота.)

Оценка на основании эталона формы отличает эстети¬ческую оценку от всех других - нравственных, политических, религиозных, утилитарных. Эстетический эталон формы определяет специфику эстетического идеала как критерия оценки. Этим объясняется то, что совершенное и ценное по своему содержанию явление вызывает специфические переживания эстетического наслаждения только тогда, когда его форма соответствует эстетическому эталону формы, оце-нивается человеком как красивая. В противном случае поло¬жительной эстетической оценки не происходит, несмотря на все совершенство явления и ценность его содержания.

В целом же эстетический идеал есть обобщенное пред-ставление о благом содержании и красивой форме.

Наиболее общие свойства критерия эстетической оцен¬ки особенным образом проявляются при оценке произве¬дений искусства. Так же как и в отношении явлений действительности оценка художественного произведения включает в себя оценку и содержания, и формы. Его содер¬жание соотносится с представлением о человеческом благе, синтезирующим общественные идеалы читателя, зрителя или слушателя. Особенность же этой оценки состоит в том, что имея дело с искусством и не отождествляя его с действи¬тельностью, человек, опираясь на свой жизненный опыт, соотносит образы художественного содержания с фактами и закономерностями объективной действительности, выявляя их соответствие или несоответствие. При этом отнюдь не всегда соответствие оценивается положительно, а несоответствие -отрицательно. Зависит это от того представления о роли искусства в жизни общества, которым обладает данный зритель, читатель или слушатель. Является ли идеалом для него искусство - познание, несущее правду, пусть не всегда приятную, или искусство - "фабрика грез", выдающее же¬лаемое за действительное, в зависимости от этого и оцени¬вается содержание художественного произведения. Так, чрез¬вычайная популярность у зрителей мексиканских телесе-риалов-мелодрам типа "Богатые тоже плачут" свидетельствует как раз о втором типе понимания роли киноискусства.

Форма произведения искусства получает двоякую оценку. Во-первых, эстетическая оценка определяет, насколь¬ко хорошо форма выполняет свою коммуникативную функ¬цию, то есть насколько полно она воплощает и передает художественную идею произведения. Тем самым выясняется внутреннее совершенство произведения. Его форма соотносится с его же содержанием, поэтому здесь нет особого- внешнего по отношению к нему критерия оценки. Можно сказать, что в данном моменте эстетической оценки автор судится по законам им самим заданным.
Однако наряду с этим, во-вторых, форма соотносится с особым, внешним по отношению к произведению, критерием - с эстетическим эталоном читателя, зрителя или слушателя. В данном случае это особый эталон, эталон художественной формы. В силу целостности эстетического сознания он несет в себе черты эталона красоты формы действительности. Но представляет собой образ идеально красивой организации художественно выразительных средств. Как прекрасное оце¬нивается лишь то произведение, форма которого не только соответствует положительно оцениваемому содержанию, но и "созвучна", совпадает с образом идеально красивой орга¬низации художественно выразительных средств.

Оценка формы произведения с позиций эстетического эталона обладает относительной самостоятельностью. Что проявляется в таких, например, суждениях, как "эта картина красива по колориту", "какая прекрасная мелодия (гармония)" и т.п., то есть в суждениях, оценивающих форму как таковую, вне связи с содержанием произведения. Но и тогда, когда эстетический приговор выносится произведению в целом, в единстве его содержания и - формы, относительная самостоятельность оценки формы остается. Без этого нет собственно эстетического отношения к явлениям искусства.

При более детальном рассмотрении эстетического эта¬лона художественной формы в нем можно различить нес¬колько уровней, соответствующих строению самой формы произведения. "Алфавитный" уровень составляют образы-эталоны идеально красивых материалов, используемых в данном виде искусства. Когда мы восторгаемся фактурой дерева в скульптурах Эрьзи (С.Д.Нефедова) или мрамора в работах А.Голубкиной, тембровым богатством "Шехеразады" Н. Римского-Корсакова- во всех подобных случаях наша оценка основывается на эталонах формы данного уровня. Образы-эталоны идеально красивых элементов формы, обладающих относительно самостоятельным художественным содержанием, составляют уровень "семантических единиц". Это эталонные образы интонаций и тем в музыке, кадров и монтажных   рядов   в   киноискусстве,   танцевальных   "па", театральных мизансцен. "Структурный уровень" образуют эстетические эталоны композиции семантических единиц в рамках, целого художественной формы произведения. В соответствии с этим уровнем эстетического эталона мы восхищаемся многофигурными композициями исторических полотен В.Сурикова или изяществом компоновки листа в графике К.Утамаро, преклоняемся перед полифонией фуг И.С.Баха или логикой сонатной формы у Л.Бетховена и т.д.

Адекватная эстетическая оценка художественной формы произведения требует, чтобы в сознании зрителя, читателя или слушателя уже был сформирован эстетический эталон формы того вида искусства, направления» и школы, к которому принадлежит оцениваемое произведение. Условие это соблюсти не просто, если учесть многообразие искусства в исторической ретроспективе. Еще более трудные задачи ставит перед публикой современное искусство. Художник-новатор формирует новую концепцию красоты формы, а его произведение - манифест этого открытия. Естественно, что встречаясь с новаторским произведением, публика оказы¬вается не всегда готовой к его адекватной оценке. Ее кри¬терии не имеют эталонов тех элементов формы, которые воплощают новаторство автора. В этом кроется одна из причин драматического характера развития искусства. Позд¬ние фортепианные сонаты Бетховена объявлялись в свое время признаком вырождения таланта автора, художники-импрессионисты именовались "жалкими пачкунами", поэзия В.Маяковского - "противоестественной" и т.д

Выявленные особенности критерия эстетической оценки произведения искусства, а именно определенные представ¬ления о роли искусства в жизни общества и эстетический эталон художественной формы, позволяют закрепить за ним особый термин - "художественно-эстетический идеал". Он выступает как особая модификация эстетического идеала в сфере искусства.
Выявив структуру критерия эстетической оценки, охарактеризуем его психологическую природу. Во всех своих разновидностях (и как эстетический идеал действительности, и как художественно-эстетический идеал) он является мотивом специфической - эстетической деятельности чело¬века.  Эстетический  идеал  выполняет побудительно-ориен¬тирующую функцию, побуждая и направляя деятельность личности, во-первых, на "овладение" уже существующими эстетически значимыми явлениями, во-вторых, на создание новых эстетически ценных произведений.

Именно в качестве мотива деятельности эстетический идеал и функционирует в роли критерия оценки. Последняя, в силу этого, имеет эмоционально-личностный и непосред¬ственный характер. Непосредственный в том смысле, что она осуществляется всегда путем прямого сопоставления объекта оценки с эстетическим идеалом оценивающего, а не со знанием о нем. Хорошо об этом написал в свое время М.Каган: "Давно с полной несомненностью установлено, что характерной особенностью эстетического отношения является его эмоциональная природа. Всякая эстетическая оценка есть более или менее четко формулируемое выражение испытанного человеком при восприятии некоего предмета переживания - радости, восхищения, преклонения, сочув¬ствия и т.п." (35, с. 108). Так называемые рациональные суждения эстетического вкуса не являются самостоятельным видом эстетической оценки, а представляют собой лишь осознание, вторичную рационализацию чувственно-непосред-ственной эмоциональной эстетической оценки.

Содержание наиболее обобщенного эстетического идеа¬ла - идеала действительности в целом - выступает как синте¬тический мотив всеобщего блага. Он синтезирует опыт деятельности человека, побуждаемой как материальными, так и духовными потребностями, интегрирует и нравственные, и политические, и религиозные, и утилитарные мотивы деятельности, складывающиеся на личностном уровне общественной практики, и выступает личностной формой общественного идеала. Как таковой он представляет собой ядро эмоционально-смыслового мироотношения человека. Эстетическая оценка выступает поэтому как генерализующая оценка действительности по ее субъективно-личностному смыслу для человека.

Формальная сторона эстетического идеала - эстети¬ческий эталон формы - также представляет собой особый мотив деятельности. Мы отмечали, что суть процесса его формирования состоит в переносе эмоциональных оценок с ценного содержания явлений действительности на некоторые типичные элементы их формы. В силу этого эталон формы выступает своеобразным обобщением опыта "отношений, складывающегося на личностном уровне практики.
Таким образом, эстетический идеал как единство мотива блага и эталона формы синтезирует в себе опыт деятельности личностного уровня практики, являясь ядром эмоционально-смыслового мироотношения человека.

Мы рассмотрели специфику эстетической оценки - ее критерия и объекта. Теперь у нас появилась возможность сделать следующий шаг в постижении эстетического - перей¬ти на сущностный анализ его природы, то есть к познанию эстетической ценности.


§ 3. Эстетическая ценность (сущность эстетического)

Эстетическая потребность. Эстетическая ценность, как и любая другая, есть отношение того или иного явления к потребности, в данном случае - к эстетической потребности человека. Следовательно, для того, чтобы ее охарактеризовать, необходимо выявить специфику обеих сторон ценностного отношения: его объекта и субъекта. Объект, обладающий эстетической ценностью, совпадает с объектом эстетической оценки. (Оценивая тот или иной предмет, мы выясняем его ценность). Поэтому одна сторона эстетического ценностного отношения нами уже охарактеризована. Остается выяснить природу эстетической потребности.

Сделать это можно, осуществляя познавательный пере¬ход от выявленной выше природы эстетического идеала. Идеал вообще есть образ предмета потребности. Особая же природа эстетического идеала проявляет особенность стоящей за ним эстетической потребности.
Содержательная основа эстетического идеала - мотив блага. Если иметь в виду мотив блага, входящий в структуру наиболее обобщенного эстетического идеала действитель¬ности в целом, то он синтезирует в себе мотивы, отражающие предметы самых различных потребностей: и утилитарных, и нравственных, и политических и др. В этом - универсальность эстетического   отношения   человека   к   миру.   И   хотя   в идеальном эстетическом представлении о конкретном виде предметов выражен более узкий круг потребностей, тем не менее это также некоторое множество требований человека к данному явлению. Причем потребности не рядоположены, а образуют единую иерархизированную систему, соподчинены между собой. Формируется такая система потребностей в процессе социальной активности личности, и именно личность выступает ее первичным субъектом-носителем. В тоже время, система потребностей личности в отношении к конкретному виду явлений зависит, конечно, и от объек¬тивных свойств. Обнаруживая многообразие своих свойств, то или иное явление становится предметом различных потреб¬ностей человека.
Например, комплекс потребностей, направленный, допустим, на автомобиль, существенно отличается от блага, ожидаемого от произведения искусства. Но в то же время у одних людей в системе потребностей в искусстве могут доминировать потребности в познании жизни, у других -„ в развлечении, у третьих - в компенсации недостатков жиз¬ненного опыта, у четвертых - в общении и т.д.

Таким образом, мотив блага есть представление о предмете комплексной, иерархизированной системы потреб¬ностей личности - потребности в благе. Соответственно тому, что мотив блага является содержательной основой эстети¬ческого идеала, комплексная потребность в благе составляет основу эстетической потребности. То есть эстетическая потребность есть прежде всего некий модифицируемый, вариантный комплекс (утилитарных, нравственных, полити¬ческих, религиозных, познавательных и др.) потребностей, направленный на конкретный вид предметов, сферу жизни или действительность в целом.

Со стороны своей формы, напомним, эстетический идеал - это эталон формы. Было выяснено, что он также выполняет функцию мотива деятельности. Особенность его состоит в том, что это обобщенный образ определенного типа форм, восприятие которых является потребностью сознания личности. То сеть эталон формы есть мотив, отражающий предмет особой духовной потребности в восприятии опре¬деленного типа форм - потребности в красоте.

Формирование этой "формально-эстетической" потреб¬ности аналогично процессу возникновения любой другой духовной потребности. В ходе материально заинтересованной деятельности человек интересуется (созерцает и создает) внешней формой явлений лишь постольку, поскольку она связана с их внутренней сутью. Овладение этой сущностью -познание се, потребление, преобразование - служат побуди¬тельной причиной, то есть мотивом деятельности человека. Но постепенно созерцание и творчество внешней формы предмета становится интересным само по себе и превра¬щается в самостоятельный мотив деятельности человека. Причем за этим мотивом уже непосредственно НС стоит никакой материальной потребности. Рождается качественно новая - эстетическая духовная потребность в красоте формы.

Ранее уже приводился анализ того, почему у перво¬бытных племен, переживающих "железный век", красивыми считались украшения из железа. Напомним, что, как показал I. Плеханов, "польза старше красоты", что утилитарная ценность железа в хозяйстве этих племен была перво¬источником его эстетической ценности. Но для женщин, увешанных этими кольцами, они были красивыми сами по себе, вне всяких соображений о материальной пользе железа. Потому что у них сформировалась особая духовная потреб¬ность в восприятии формальных свойств изделий из этого металла. Также и мы сейчас носим украшения из золота, потому что они, особенно своим цветом, соответствуют нашей потребности в красоте формы. И при этом, как правило, даже не осознаем, что первоисточником красоты золота является то, что оно есть всеобщий товар, мера и символ богатства в современном мире товарно-денежных отношений.

Итак, эстетическая потребность включает в себя потребность в благе и потребность в красоте формы. Подчеркнем, что это две стороны единой потребности. Потребность в красоте формы и по своему содержанию, и по происхождению теснейшим образом связана с потребностью в благе. Она есть потребность в восприятии такого типа форм, который складывается в результате обобщения форм явлений, своим содержанием соответствующих системе потребностей личности.   В   свою   очередь,   иерархизированная   система потребностей личности становится частью собственно эстетической потребности только тогда, когда на ее основе в процессе деятельности личности складывается "эстетически-формальная" потребность. Это единство потребности в благе и потребности в красоте формы образует единую эстетическую потребность в прекрасном.

Однако указанное единство внутри себя имеет противоречивый характер. С одной стороны, потребность в красоте - это потребность сознания личности в восприятии определенного типа форм явлений мира, которая удовлет¬воряется самим процессом их созерцания. Поэтому она вполне бескорыстна и не посягает на само существование этих явлений. С другой стороны, потребность в благе - это потребность, которая может включать в себя и индивидуальные материальные потребности в пище, жилище, одежде; и общественно-личные потребности, например, экономические (в орудиях труда и пр.); и духовные потребности - познавательные, нравственные, религиозные и др. Следовательно, потребность в благе имеет весьма корыст¬ный характер.

Эта корысть может быть и индивидуальной и общест¬венной, материальной и духовной. Прекрасную одежду мы носим; в прекрасном доме мы живем; на прекрасной машине мы ездим; прекрасная картина или "книга дают нам знания о мире и являются средством воспитания. Удовлетворение этих потребностей, входящих в потребность в благе, постольку, поскольку они материальны, предполагает изнашивание, в конечнем счете уничтожение предмета потребности. Да и постольку, поскольку потребность в благе носит духовный характер, она все равно рассматривает предмет не беско-рыстно, а как средство для своего удовлетворения. Искусство, например, всегда было и будет средством - средством обще¬ния, познания, развлечения, воспитания. Оно общественно и индивидуально полезно.

До сих пор мы говорили об общих свойствах эстети¬ческой потребности. Однако эти общие свойства различным образом проявляются как в зависимости от предмета эстети¬ческой потребности в благе, так и от особенностей различных людей, обладающих такой потребностью. При всей целост¬ности потребности в благе, при которой требования к отдельному явлению несут в себе черты требований личности к миру как к целому, характер ее варьируется в зависимости от свойств самого объекта. В отношении к орудиям материального производства - станкам, машинам - на первый план в ее системе выходят общественно-личные материаль¬ные потребности; в отношении же к произведениям искусства - духовные потребности.

Состав, иерархия и содержание потребностей, входящих в комплекс потребности в благе, а вследствие этого и характер потребности в красоте формы, существенно зависят и от личности человека. В конечном счете, статистически (то есть применительно к множеству людей) они зависят от объективного социально-экономического положения лично¬сти в обществе, принадлежности ее к той или иной социально-экономической группе (классу). Однако эстети¬ческие потребности варьируются и у различных предста¬вителей одной такой группы. Это происходит потому, что эстетическая потребность формируется в процессе общест¬венной деятельности личности, а разные люди по-разному используют те объективные возможности, которые представ¬ляет им их социально-экономическое положение. В резуль¬тате, эстетическая потребность личности имеет как социально типичные, так и индивидуально своеобразные черты. Общность же эстетических потребностей некоторого множес¬тва людей рождает коллективный субъект-носитель опре¬деленной эстетической потребности. Он формируется на основе той или иной социально-экономической группы общества, но никогда не совпадает с ней, объединяя пред¬ставителей различных классов, социальных слоев, профес¬сиональных групп. Об этом, в частности, говорят результаты многочисленных конкретно-социологических исследований потребностей в искусстве (см.: 38; 42; 64).
Рассмотрев природу эстетической потребности, мы можем теперь сформулировать и наши представления о характере эстетической ценности, то есть о сущности всей сферы эстетических явлений.

Выводы о характере эстетической ценности. Поскольку нам уже ясна как специфика объекта, обладающего эстети¬ческой ценностью, так и эстетической потребности, в отношении к которой эта ценность складывается, то опреде¬ления специфики эстетической ценности мы можем сделать в виде кратких выводов.

В качестве объекта эстетического ценностного отноше¬ния может выступать действительность в целом и любые ее конкретные явления, во-первых, в той мере, в какой они включены в общественную практику; во-вторых, в единстве своего содержания и формы или знакового предмета и его значения; в-третьих, в многообразии всех сторон содержания и значения; в-четвертых, поскольку их внешняя форма может быть воспринята с помощью зрения и слуха и в том виде, в каком она предстает в сознании человека в результате этого восприятия. Существенной характеристикой объекта эстети¬ческого является мера его совершенства в своем роде.

Эстетическая ценность объекта складывается в отноше¬нии к эстетической потребности в прекрасном. Потребность в прекрасном представляет собой единство диалектически про¬тивоположных потребностей в благе и красоте.
Следовательно, эстетическая ценность есть отношение явления к потребности в прекрасном, модифицируемое в зависимости от меры его совершенства в своем роде. Это отношение представляет собой противоречивое единство отношения явяения к потребности в благе и особого отношения его формы к потребности в красоте. Соответствие явления потребности в благе (то есть комплексной иерархизированной системе потребностей личности или социального коллектива) образует ценность блага, несоот¬ветствие - отрицательную ценность зла. Соответствие формы этого явления потребности в красоте (духовной потребности в восприятии определенного типа форм) образует ценность красоты, несоответствие - отрицательную ценность некраси-вого (уродливого). Диалектика ценности блага и красоты (и их антиподов), модифицируемая в зависимости от меры совер¬шенства объекта ценностного отношения, составляет сущ¬ность эстетической ценности.

Другими словами, можно сказать, что сущность эстети¬ческого определяется тремя парами противоположностей: блага -зла, совершенства - несовершенства, красоты и урод¬ства формы. Как и в сущности любых других явлений, противоположности, образующие сущность эстетического, неравнозначны. Стороной противоречия, определяющей собой качество целого, являются положительные характе¬ристики. Поэтому в краткой формулировке сущность эстети-ческого можно определить как единство совершенного блага и красоты. Отрицательные качества: зло, несовершенство, уродство формы есть "свое иное" (как сказал бы Гегель) эсте¬тического.

Единство совершенного блага и красоты образует ценность прекрасного. Ему противостоит безобразное как несоответствующее эстетической потребности. Прекрасное и безобразное есть, таким образом, основные модификации эстетического ценностного отношения. Прекрасное - основ¬ной вид положительной эстетической ценности, безобразное -отрицательный. Другие, производные модификации эстети¬ческой ценности образуют величественное, ужасное и коми¬ческое.

Поскольку субъектом-носителем эстетической потреб¬ности выступает и личность, и социальный коллектив, то эстетическая ценность имеет как индивидуальный, так и общественный характер. В социально неоднородном обществе вследствие этого существует множество вариантов индиви¬дуальных и несколько типов общественных эстетических ценностей, которые могут складываться в отношении к одному и тому же явлению действительности и искусства.

Итак, постигая природу эстетической ценности, мы проделали путь от внешних ее проявлений - эмпирически наблюдаемого отличия эстетического отношения человека, через описание объекта и критерия эстетической оценки к познанию ее сущности. То есть реализовано продвижение от эмпирически конкретного к теоретически абстрактному знанию об эстетическом. Тем самым осуществлена задача, стоящая перед феноменологией эстетического (подробнее см.: 61).

Однако это лишь первый этап познания эстетического, в   результате   которого   мы   находимся   лишь   у   начала собственно теории эстетического.  Последняя предполагает обратное" теоретическое движение от сформулированного
выше абстрактного к теоретически конкретному знанию об эстетическом, а именно, к описанному в системе понятий множеству реальных проявлений эстетического в действи¬тельности и в искусстве. Другими словами, задача, которую предстоит решить, состоит в том, чтобы вывести систему категориальных определений эстетического из его "перво-клеточки" - диалектического единства противоположностей блага, совершенства, красоты, с одной стороны, и зла, не¬совершенства, уродства формы - с другой.

Первым шагом на этом пути познания от абстрактного к конкретному, первым разделом теории эстетического является его логика.


Рецензии