Народные эстеты
Расписывать их Прекрасное очень сложно, так как категории его меняются достаточно часто, и только абрис остаётся неприкосновенным, хотя… В общем, здесь важны не сочетания цветов и крой одежды – это можно подставить по вкусу. Создающих моду, пишущих заметки в женских журналах (да и мужских, впрочем). Ну, а потом – и тех, о ком разговор.
«Народные эстеты» (в дальнейшем приставку «народные» можно опустить, так как разговор будет касаться именно этого слоя эстетов, неважно, в кавычках или без) – это одни из представителей «хранителей Социума», причём, их «метод хранения» агрессивен, часто во имя сохранения своего Прекрасного они выходят «на тропу войны», стремясь уничтожить то, что они сочли некрасивым, неправильным, опасным, если хотите. В толпе они не особо различимы, потому что «как все» в их понимании – это высшее проявление Прекрасного (если, конечно, мы не имеем дело со сменой ориентиров в Социуме, что время от времени происходит). Они и сами занимаются тем, что твёрдой рукой ведут вас к Красоте и Счастью, как они это понимают. И это понимание исключительно важно для них. Без него они «повисают в пространстве», не будучи в состоянии ориентироваться, так как вехи, по которым они строят своё движение, отсутствуют, а на ощупь двигаться в этом пространстве они не научились – правящим олигархиям такие люди под их, олигархов, началом невыгодны: могут пойти не тем путём.
Вы выделяетесь из толпы своим чересчур ярким нарядом? Одежду такого кроя не носят «все»? Под этот ритм не танцует «народ»? Вы не уподобляетесь Истинным Героям и не понимаете, что важно иметь при себе в сезоне? Знатоки Прекрасного идут к вам. И будет вам стыдно и неудобно жить неправильно. Вам это обеспечат по мере возможности. Ну, а если вы сами творите, вам будет предложено не позориться и прекратить претендовать на высокий ранг Художника, Певца, Писателя – на кого вы там претендуете. Выражения – прямые и доходчивые. Советы – точные, не допускающие двусмысленного толкования. Ориентиры – чёткость абсолютная, не скрываются, превозносятся до небес. Просто будьте уверены, что Их любят миллионы, а вы – выскочка. Именно так. И поверьте, вам желают добра, когда предлагают не страдать ерундой и заняться настоящим делом, не напоминая о своих странностях даже себе.
Стоит заметить, что «народные эстеты» чаще всего не имеют отношения к искусству и моде. Профессия – вряд ли именно этой сферы. Скорее всего, это человек не творческий, в технике создания произведений искусства практически несведущий (многие – страшно подумать, девственно). Но чёткое понимание Прекрасного присутствует на сто процентов, вам будут даны тысячи советов за короткое время, как сделать «красиво». Чувство вкуса – в этом «народный эстет» абсолютно уверен, если речь идёт о нём. При этом объективно он может обладать нулевым чувством вкуса. Повседневно он одет попросту затрапезно, элегантность его тяжеловесна, в массе – просто однообразна. На выходе мы получаем толпу, одетую, как по уставу, соблюдающую занудные приличия (при этом такой человек может выбросить из окна многоэтажки пакет с мусором прямо во двор или выбросить непогашенный окурок на тротуар), имеющую чёткую мораль (опять же построенную на парадоксальных каких-то принципах – например, такой человек может носить дырявые носки или халат, который пора пускать на тряпки, но при этом будет учить вас не ругаться матом и доказывать, что татуировки носят только уголовники).
Объектом преследования у данной публики являются те, кто каким-либо образом выбивается из общепринятых эстетических рамок. Например, человек, который ходит в одежде, не идентифицируемой «народом», как соответствующая его полу (например, в стиле «унисекс»). Или человек, считающий приемлемым хождение босиком не только в душе или на пляже. Пирсинг, татуировка, необычная причёска или одежда – уже повод для того, чтобы сделать вам замечание в обществе (не все это делают, но делающих очень много), не принять на работу (дресс-код на рабочих местах не всегда связан с требованиями техники безопасности – в тех же офисах какому-нибудь служащему не так много приходится делать опасной работы).
В каком-то смысле «народные эстеты» близки к «брахманам», но у них другой объект «защиты» – Прекрасное, тогда как «брахманы» защищают обычаи и авторитеты Социума. По большей части «эстеты» несколько мягче «брахманов», реальной агрессии у них не очень много, большинство из них вряд ли будет наносить физический вред оппонентам, хотя встречаются и такие персонажи («любера», например). За Прекрасное чаще всего они «голосуют кошельком», делая продажу не принятого в их среде искусства невыгодной по сравнению с «правильным и красивым». Если такой человек получает руководящую должность, он может мешать проведению мероприятий, связанных с внедрением на «его» территории нестандартной эстетики (или подозреваемой на нестандартность). Рамки эстетики «народа» (на которую такой человек при любом удобном случае ссылается) всегда чётко очерчены, и если что-то признаётся красивым в этой среде, оно усиленно насаждается, а всё, не подходящее под заданные критерии, столь же усиленно убирается из пространства.
Стоит ещё раз заметить, что сами «народные эстеты» свою эстетику не формируют сами напрямую – они принимают готовую, причём, это должно быть максимально доступно для получения: продаётся на каждом углу, показывается там, куда не надо далеко ехать, транслируется там, куда не надо далеко настраивать. Это должно быть понятно настолько, чтобы «просто человек» мог это анализировать в мельчайших деталях, не тратя на такой анализ больших умственных ресурсов и не привлекая для понимания дополнительных «ключей» (культурных или религиозных ассоциаций, деталей биографии автора и тому подобного). Правота Коллектива – абсолютна. Чем более массовой является мода, чем легче модные тенденции «снимаются», чем доступнее средства приобщения к новому в сезоне Прекрасному – тем это с большим энтузиазмом принимается. Соответственно, не подходящее под эти критерии признаётся неверным и подлежащим ликвидации. Метод борьбы – любой.
В принципе, можно очень легко вычислить средства воздействия на эту самую «массу» и критерии того, каким должен быть «правильный» продукт. В России «народный эстетизм» подпитывается метровыми телеканалами, и радиостанциями, легко ловящимися в AM и FM (если это принимается доступными в продаже и по цене музыкальными центрами со встроенным радиоприёмником). Интернет используется реже, но и он тоже задействован – в частности, социальные сети (в России – «Одноклассники», «ВКонтакте», «Мир Тесен», «Привет», то есть сети, имеющие большое количество участников и предназначенные по большей части для общения). Большое значение для «народных эстетов», как, впрочем, и для любого вовлечённого в Социум, играет «общественное мнение», поэтому для того, чтобы не выпасть из обоймы, используются «беспроволочный телеграф» и умение «снимать» информацию, позволяющее на глаз определить то, что носит, слушает и просто потребляет большинство (то есть «правильное»). Важным здесь является и мнение друзей и родственников, которые умеют держать нос по ветру и в этом качестве они лучше данного «эстета».
Так как семьдесят пять процентов «народных эстетов» не имеют отношения к искусству и моде, то критерии, по которым оценивается стиль одежды или произведение искусства, определяются личным (если здесь применимо данное определение) пониманием того, что красиво, а что – нет. И положительная (отрицательная) оценка связана именно с этим, она не строится на понимании техники исполнения и методов воздействия в моде и искусстве. Критерии «народного эстета», стоит в очередной раз напомнить вам, исходят из принятых в обществе правил и стереотипов. То есть, если в массе принято считать, что такую одежду могут носить только женщины (в России – это почти всё, что можно считать изыском, даже не имеющее отношения к «унисексу», не говоря уже об одежде строго для определённого пола) – мужчина такое носить не имеет права, или что-то с этим мужчиной не то. Картина не соответствует критериям Прекрасного в Социуме (например, является не только демонстрацией техники в жанре реализма) – её нарисовал не художник. Песня не слишком «вкусная» для прослушивания или танцев, если смотреть с точки зрения Социума – автор не имеет слуха, он вообще должен прекратить писать музыку и петь. И это однозначно. Элитаризм рассматривается «народными эстетами», как клеймо полного неудачника в искусстве и (что тоже очень часто) в личной жизни (нет друзей, в сексе не имеет достижений, просто одинок). При этом «народный эстет» не в состоянии реально дать совет по исправлению ситуации, так как несведущ в том, как Прекрасное делается (он убеждён, что оно вырастает на «булочных деревьях», или его делают неведомые гении, которых достичь в реальности практически невозможно). Успешность в искусстве для «народного эстета» – это максимальное освещение артефакта и его автора в масс-медиа, равно как и частое применение массами и рекламистами (работающими как раз на «народ»). Успешность в моде – то, что на тебе, носится большим количеством людей кроме тебя и массово пропагандируется теми же масс-медиа. Вообще, повторю уже в какой раз, «народный эстет» сильно зависим от средств массовой коммуникации, и его образ мысли формируется именно на этих «небесах». Точнее, через них их владельцами. Это может примирить «народного эстета» с «чудиком», если про него сняли сколь-либо доброжелательный сюжет на телевидении, его интервью было опубликовано на радио, в газете / журнале («в медиа кого попало показывать не будут»). Естественно, речь идёт о тех СМИ, которые доступны для «народного эстета». То, что не попало в его поле зрения, не котируется, а реальный вес этого просто не учитывается. При этом запросто возможна ссылка на авторитет масс, которые этот источник информации (проект, человека, лейбл) не знают. Это для «народного эстета» – гарантия того, что данное явление не существует или, как минимум, неуспешно. Его критерий Прекрасного – это признано Прекрасным в массах, «народом». Отщепенцы и извращенцы – это отбросы общества, и их мнение для «народного эстета» незначимо. К категории «отщепенцев» относятся все, не согласные с общественным мнением по вопросам Прекрасного (и вообще идущие не тем путём). Примерно так.
В целом «народные эстеты» имеют, как, собственно, и все Vox Populi, среднюю степень агрессивности, поскольку всё же для себя понимают, что горшки обжигают не они, а кто-то вовне, так что удобнее при необходимости поменять внешнюю сторону эстетизма, главное, чтобы внутренняя не пострадала. Это помогает не вылететь на обочину, когда «ваш» сезон уйдёт, точнее, продлить «ваш» сезон в несколько новом внешнем формате. И не отстал от новых веяний, и просто тебя не тронули. Но всё же большого желания перестраиваться у таких людей нет, поскольку эгоцентризм их никто не отменял, его просто загнали в «правильную» форму. Отсюда агрессия по отношению к тем, кто делает жизнь вокруг «народного эстета» динамичнее, а его систему ценностей – неустойчивее в пространстве. И потом, Социум неоднороден, это очевидно. И далеко не все способны в одночасье перестроиться при «смене вех» – скорость реакции и быстродействие разное, есть те, у кого это происходит с черепашьей скоростью. Поэтому их потенциальный (и реальный) авторитет падает со скоростью звука, чего они допустить не могут, особенно, когда хорошо побыли «на коне». Выход – агрессия против «захватчика» (а в их мире любой, кто теоретически способен стать новым ориентиром – захватчик их территории). Но большинство «народных эстетов» всё-таки способны поменять своё мнение о Прекрасном, если эта смена мнения позволит им сохранить карьеру или подняться выше по социальной лестнице. Собственно, как и полагается обитателям Социума. Ведь их карьера в Социуме для них – смысл жизни и возможность получения благ.
Среди «народных эстетов» значительная часть – женщины. Видимо, из-за ролевого распределения в Социуме, так как Социум отводит женщине, как наставнику, место именно в насаждении моральных установок, неписанных законов, тогда как мужчина больше работает в области истин, в законах прописанных государством и религией (и весьма часто – «в одном флаконе»). В силу расписанного полоролевого поведения в Социуме как раз женщина должна делать всё, чтобы мужчина её заметил – правильно одеваться, проводить себе «тюнинг» (если мужчина это делает, в той среде, о которой мы тут говорим, об этом мужчине могут что-то не то подумать насчёт ориентации). И сфера Прекрасного отдаётся на откуп женщине, так как не регулируется «мужской» законодательной сферой, не раскладывается по полочкам, как обычная этика или государственное устройство. Хотя есть – и они исключительно распространены, – и попытки чётко связать воедино эстетизм и государственную идеологию. Но это – не тема данного разговора. Кроме того, помнится, он уже где-то был у меня. Так что вернёмся к нашим баранам.
Отправная точка для определения Прекрасного – это то, что вот это (возможно, что я повторяюсь, но здесь просто поподробнее об этом) признаёт красивым большинство, и чем процент признающих выше, тем Прекрасное больше является таковым. Исходя из этого, формируется мутное и крайне расплывчатое для стороннего взгляда определение «классика». То есть это – образец «предмета». Так как мышление Vox Populi не просто в известной мере, а очень тоталитарно, то несоответствие этому образцу становится для «народного эстета» чуть ли не преступлением против человечности. Естественно, это приводит к преследованиям тех, кто совершает это «преступление». Нет, конечно, это чаще всего не связано с нанесением увечий (хотя таких «ревнителей» тоже хватает), это может быть просто распространение по «беспроволочному телеграфу» сведений о том, что картина (фильм, песня, костюм) – это просто ужас. А так как эта схема работает по принципу «испорченного телефона», то подозрительно выглядящие копчёные мыши из кроличьего мяса и пиявки из шоколадного теста на входе превращаются в проглоченных живьём ящериц и змей на выходе, как это блистательно описывал Александр Волков в «Урфине Джюсе и его деревянных солдатах». Так же и всё остальное. Результат – вера в «сарафанное радио» делает из просто примитивно сыгранной песни какофонию (сужу по собственным впечатлениям от no wave, именно так это поначалу и воспринималось). Из картины с элементами геометризма делается собрание цилиндров и кубов – «Деревня в лесу кисти художника Брака». Из рассказа с элементами чёрного юмора вырастает садо-проза. А из невинной постельной сцены, как в случае Натальи Негоды знаменитом (фильм «Маленькая Вера») вырастает нечто, после чего Рокко Сифредди с такого горя вешается на собственном галстуке, а Тинто Брасс постригается в буддийские монахи и сруливает в Тибет по гроб жизни. И так далее – в колене восходящем.
Ещё одна важная черта суждений «народных эстетов» – это упор на долговременность существования «классики». При этом многое из этой «классики» они не очень так уж и воспринимают – и то, если с ним знакомы, со «многим» этим. Но показать вам, что вы относитесь к «преходящему», а Великие живут вечно – тут они рады стараться, даже если с творчеством этих «Великих» незнакомы вообще. Для предъявления вам претензии, что вы никто, и звать вас никак, это вообще не нужно. Главное, чтобы вам стало неловко, и вы примолкли.
Как уже говорилось выше, мнение «народных эстетов», как, собственно говоря, и вообще мнение вовлечённых в Социум, можно легко сформировать искусственно. Для этой цели используются массовая культура и медиа – печатная периодика, радио, телевидение, в наше время сюда можно смело добавить и Интернет. Разумеется, «ломки» воззрения здесь не проводят (это может вызвать отторжение), работа идёт, исходя из самих людей, расчёт здесь на их менталитет. Просто аккуратно задаётся нужный вектор. Для того, чтобы это всё провести удачно, существуют всевозможные конкурсы, опросы, рейтинги – по радио, в журналах, на улице, по телефону, в Интернете. Грамотная работа аналитиков – и дело в шляпе, определяется грамотное приложение заданного вектора, правильно заданный импульс, заставляющий массу идти в нужном направлении. Это касается не только «народных эстетов», разумеется. Но и их тоже, ведь эстетические чувства для человека – это сильный фактор влияния. Воздействие через эту сферу сознания не менее серьёзно и эффективно, чем через логику и веру (не в узко религиозном плане, хотя этот самый план на самом деле не так узок, как кому-то может показаться). И игнорировать это глупо.
Меры борьбы. Одна из самых действенных мер борьбы с «народным эстетом» – это введение по отношению к нему «зоны отчуждения», чтобы он понимал, что здесь его не стояло, и эстетическая сторона ваших воззрений его не касается. Степень жёсткости отчуждения – в зависимости от того, насколько вы хотите далеко держать данного человека от себя (очевидно, что при общении с родственниками или просто близкими людьми нужна предельная осторожность в построении «зоны отчуждения»). В принципе, вполне приемлемый метод общения, позволяющий обойтись без конфликтов, не дать повод для агрессии или полного разрыва отношений – «метод Санчо Пансы» («В доме повешенного не говорят о верёвке»). Требуйте взаимного соблюдения этого от вашего собеседника, при этом соблюдая данное правило неукоснительно со своей стороны. Не действует на агрессивных людей, но для них может быть только один метод защиты – полное отчуждение, когда пресекается любое общение, даже не агрессивное формально (и по факту тоже – на всякий случай). Ваша эстетическая сфера в любом случае должна быть закрыта – вкусы не обсуждаются, и это относится как к вашим вкусам, так и к вкусам вашего оппонента. Если человек навязывается со своим мнением по этой части каждый раз и через раз, постарайтесь всеми способами дать ему понять, что в его советах вы не нуждаетесь. В том числе это предполагает и то, что вы не будете с ним советоваться и по своей инициативе. И последнее: постарайтесь не опускаться до уровня оппонента и всегда помните, что пушки – последний довод королей.
И, как любят говорить виккане, blessed be…
Свидетельство о публикации №210030401189
Анатолий Бурматоф 29.08.2014 19:54 Заявить о нарушении