Русское религиозное сознание

               

                Что отличает сегодняшних русских людей от наших предков, живших 3-5 столетий назад? Различий, наверное, можно найти много, но, пожалуй, главное из них сводится к тому, что нынешний русский человек, практически, полностью утратил национальное религиозное сознание, которым определялась по преимуществу вся русская жизнь, как на общественном, так и на личном уровне, на протяжении многих веков.  Интересно отметить, что религиозное благочестие в среде русского народа всемерно поддерживалось соответствующими мерами, как на государственном так и на церковном уровнях, поддерживалось вплоть до февраля 1917 года, до буржуазной революции. Так, например, во времена Алексея Михайловича, чтобы предотвратить пьянство во время Великого поста, стрельцы, по повелению царя, опечатывали все питейные дома. Павел Алеппский в своих записках отмечал (Архидиакон Павел Алеппский - церковный писатель середины XVII века, сопровождавший в путешествиях своего отца - Патриарха Антиохийского Макария III. В 1656 году Патриах впервые посетил Россию, побывал в Москве. Сопровождая Патриарха, Павел Алеппский вел подробные записи, нечто вроде развернутого отчета о поездке, в своих записках касается всего, что мог видеть и слышать во время продолжительного путешествия. По полноте и разнообразию содержания, это один из самых ценных письменных памятников о России середины XVII века, во многих отношениях это сочинение превосходило записки западноевропейских путешественников того времени), что равным образом в течение всего года питейные дома остаются обыкновенно закрытыми от кануна воскресения до утра понедельника, так же делается во время больших праздников.

                Благочестие русского народа особенно глубоко поражало иностранцев. «Они лучше нас, - писал в 1523 году католик Альберт Кампензе папе Клименту VII о жизни и нравах московитян, - следуют учению евангельскому… причащаются весьма часто (почти всякий раз, когда собираются в церкви)… Обмануть друг друга почитается у них ужасным, гнусным преступлением, прелюбодеяние, насилие весьма редки, противоестественные пороки совершенно неизвестны, о клятвопреступлении и богохульстве вовсе не слышно. Вообще они глубоко почитают Бога и святых Его». Особенно ярко описана благочестивая жизнь народа русского у Павла Алеппского, который дивился порядкам в русских церквах, неуклонным посещением людьми служб церковных. Люди, писал Павел Алеппский, стоят от начала службы до конца неподвижно, как камни, безпрерывно кладут земные поклоны и все вместе, как бы из одних уст, поют молитвы. Духовным идеалом того времени был монах-подвижник, посвятивший себя всецело служению Богу. Отличие мiрян от монахов сводилось к тому, что мiряне могли вступать в брак и заниматься мiрскими делами, а во всём остальном должны были подражать монахам. Образ жизни московитян никогда не нарушал правил умеренности. Больше всего Павла Алеппского удивляла чрезвычайная скромность русских, их смирение перед бедными и их частые моления. «Каждый раз, когда они увидят издали кресты церквей, то обращаются к каждой из них и молятся, делая по три поклона».

                С большим благоговение русские люди входили в храм Божий, полагали несколько земных поклонов, кланялись на все стороны тем, кто был в храме. Крестное знамение русский человек совершал со тщанием и благоговением, и русские нередко говорили инославным христианам: «Почему вы проводите каракули на груди, а не ударяете пальцами о чело и плечи, как мы?». Большим грехом у русских считалась гордость. По свидетельству Павла Алеппского, гордость им (русским) совершенно чужда, и гордецов они в высшей степени ненавидят. Перед смертью русские обычно причащались и принимали монашеский постриг. Так делали не только старики, но и юноши, и молодые женщины, завещая своё имущество монастырям и церквам. Творец,  говорил Павел Алеппский, даровал русским царство, которого они достойны за то, что все их заботы – духовные, а не телесные. Таковы они все. По замечанию антиохийских путешественников, монастырский устав русской жизни в целом не был чем-то извне насаждаемым, а, наоборот, вытекал из внутренней, сердечной потребности глубоко верующего русского народа. Внешняя сторона была лишь проявлением сосредоточенности на внутренней, невидимой брани, стремления очистить себя от всякой нечистоты  для единения с Богом.

                Судите сами, как далеко мы ушли от благочестия наших предков. Стоит ли удивляться тому, что наша нынешняя жизнь превратилась в сущий ад, ибо ничем другим она и не могла стать, раз мы отошли от Бога, забыли Его и пренебрегли Его заповедями. Возможен ли возврат русского народа к прежним исконным русским нравственным устоям и благочестивой жизни? Возможно ли возрождение Православной монархии, как исконно русской формы православной государственности? Ведь Православная монархия это, в первую очередь, религиозный, а не светский институт, который держался исключительно на Христовой вере русского народа и на  приверженности Его Церкви. Ушло религиозное сознание народа, и рухнула Православная монархия, а вместе с ней и Российская империя. Других причин гибели России не было, и нет. Сегодня, когда говоришь людям, особенно тем, кто далёк от Церкви, о возможности возрождении Православной монархии в России, то, как правило,  такая постановка вопроса не воспринимается вовсе. И это очень показательно. Мы, наше общественное сознание, настолько далеко отошли от Бога, от веры, от религиозных нравственных основ жизни, что нам невозможно себе представить, что Россия и народ русский жили совсем другими ценностями в течение многих веков. Отпав от Господа, Россия умерла, и всем это ясно. Сама по себе она никогда не воскреснет, и это тоже все понимают. Воскрешение мёртвых – всегда чудо, чудо из чудес, это дело, посильное только для Господа Бога.  И как воскресил Господь дочь Иаира и четверодневного Лазаря, так же воскресит Он и Россию и народ русский, воскресит, вдохнув в нашу душу и веру, и жизнь, и прежнее благочестие, и исконно русские идеалы. И это непременно произойдёт, хотя и кажется нам сейчас совершенно невероятным.


Рецензии
Начало отлучению Руси от Церкви положил Пётр Первый, который ненавидел всё русское и, в частности, православие. Пётр выжигал русский дух и веру калёным железом. После смерти Петра его дело с успехом продолжали его наследники. Так что, за 300 лет после смерти Антихриста русский народ стал неверующим.

Лев Ольшанский   04.03.2010 21:32     Заявить о нарушении