Волгой будешь!

   В той же поездке в Монголию в группе был армянин. Коля. Веселья придавал безмерно.
   Знакомимся с двумя девушками. В Монголии в те годы все великолепно говорили по-русски. Кроме, пожалуй, старшего поколения. А для молодых – второй родной язык. Словно в Средней Азии оказался.

   Знакомясь, называем себя, они в ответ:
   - Цевелма Герэлцецег и Сердымба Тул.

   Мне, выросшему в Казахстане, имена показались почти привычными. Во всяком случае, запомнил с первого раза. Миша тоже запомнил довольно быстро. А вот у Коли ничего не получалось. Он не то, что путался, а и вообще в момент обращения впадал в ступор.
 
   И тогда, после раздумий, Коля предложил:
   - А давайте я вас по-нашему, по-русски(!) называть буду.

   Девчонки рассмеялись и согласились. Сердымбе Коля быстро подобрал аналог – стал называть Светой. А с Цевелмой оказался в тупике.

   - Ну, подскажи, - просит ее, - как хотя бы на русский имя твое переводится?

   Цевелма смеется.
   - Никак не переводится. Речка у нас такая есть. С таким названием.

   - Волгой будешь! – с облегчением воскликнул Коля. Так он ее и звал, пока мы виделись с ними.
                ****************

  ( Этот пузырь памяти оказался двухкамерным, поэтому еще одна история о Коле здесь же.)

   Колю в поездку снаряжала жена. Не только в плане – зубная щетка, паста, мыло, смена нижнего белья, но и товары для бизнеса тоже она подбирала. И наказывала, как правильно вести торговлю или бартер.  Жена ему и зажигалки для газовых плит упаковала. Штук 50, если память не подводит. Помните такие? Ручка и из нее выходит длинная трубка, наподобие старинного пистолета. На кнопочку нажимаешь – искра проскакивает, вспыхивает голубая корона пламени на конфорке. Между прочим, пьезозажигалки. Дефицит и у нас в то время.

   - Вези, - говорит, - Коля цивилизацию монголам. Они же, наверное, такое отродясь не видели.

   Как Коля вез свои зажигалки через границу – это отдельная история. Менялся на момент пересечения рубежа с членами группы на другой товар, рассовывал по укромным уголкам… Чувствовал себя закоренелым контрабандистом и оттого угрызался совестью…

   И что интересно, угадала Колина жена, ни разу не бывавшая в Монголии. Аборигены и правда отродясь не видывали такого пьезочуда. Вертели в руках, щелкали кнопочкой, с интересом заглядывая в «дуло» зажигалки – наблюдали, как искра проскакивает. Цокали языком и спрашивали, для чего нужна эта штука. Коля, по возможности доступно, изображая в лицах то хозяйку, то кухонную газовую плиту, принялся объяснять. Монголы, во-первых, сомневались в том, что плита загорится, а во-вторых, не могли взять в толк, зачем ее поджигать. Коля бил себя в грудь и божился, что у себя дома не только жена его, но и он сам, случается, ежедневно поджигают эту многострадальную плиту.

   Только после долгих взаимных уточнений и вопросов удалось выяснить, что в Монголии нет газовых плит. Совсем. Только электрические. И главный Колин товар этой стране не нужен.
 
   Все пять дней, что мы были в Улан-Баторе, Коля пытался избавиться от этих зажигалок. По любой цене. Но так и не нашел отклика в душах местных жителей. В сердцах Коля готов был бросить зажигалки в номере гостиницы «Молодежная», где нас расселили, но убоялся гнева жены и повез их назад в Россию.

   - Ничего, - успокаивал он себя, когда мы уже проехали таможню в Наушках на обратном пути, - в следующий раз поеду в Венгрию, повезу зажигалки туда. Не может быть, чтобы и у мадьяр были только электрические плиты. Все-таки Европа…


Рецензии
Дорогой мой Бублик!

Сегодня после долгого отсутствия заглянула на Прозу. Захотелось позитива. Без витиеватых потуг на остроумие и без философсттвования с улыбкой на устах :)))

Разумеется, требуемое мне могла найти только у Вас. И нашла! Теперь, очистившись от всей бытовой текучки, вступаю в новый день, продолжая улыбаться (благодаря Вам).

С неизменной симпатией, Ольга

Ольга Анцупова   28.06.2018 08:10     Заявить о нарушении
Вот как после этого не верить в родство душ? В некий таинственный симбиоз несуществующей субстанции. На Прозе сейчас я практически и не бываю. О причине чуть ниже. А сегодня, вернувшись со строительного рынка вдруг почувствовал неизъяснимую потребность заглянуть сюда. Будто кто-то теребил меня за ухо и настаивал: "Бублик, тебя там ждут!" Несмотря на Ваш профессиональный опыт, Вы вероятно и представить не можете мои удивление и радость, когда я увидел, что в приемной моей странички томится один из моих самых любимых собеседников, Вы. Автор (читатель), мнением которого я всегда дорожил и дорожу по сю пору. Один (-а) из тех, к мнению и оценке которой я всегда прислушивался и с трепетом ожидал. Залил елеем? Ничуть, открыл душу. :-)
"Все проходит..." (написал и полез погуглить, чтобы убедиться, что это написал в свое время Соломон на кольце. А фиг там! Гугл попытался уверить меня в том, что этой избитой фразой попользовались и масса авторов-поэтов, и песенников, и Боярский, и несть им числа). К чему это я? Мои литературные потуги как-то не отошли на второй план. Не иссякли, нет. Просто погрузились в глубины приоритетов. Не взирая на мой не вполне уже юный возраст, я остаюсь ищущей себя (в жизни?) персоной. Интересы совершили новый спиральный виток и я увлекся, как в юности, резьбой по дереву, добавив к этому резьбу по камню, ювелирную обработку металлов, резьбу по кости. Ну Вы меня поймете, надеюсь: попробовать себя повсюду, чтобы нигде не преуспеть. Хотя работы и хвалят (а мне кажется, как и в создании литературных нетленок, из жалости). О черт! Расписался, Время уже за полночь (шутка), а я стремлюсь к Вам донести себя.
Геннадий, в памяти и душе которого до скончания его века останетесь Вы, Оля.

Южный Фрукт Геннадий Бублик   28.06.2018 12:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.