О Бунине...

И.А.Бунин и моё прочтение сборника :"Темные аллеи".

И так... Иван Алексеевич Бунин - последний, настоящий, русский
писатель навсегда ушедшей эпохи, дворянский писатель, как никто
лучше знавший эпоху России до её мерзких и гнусных потрясений в
начале двадцатого века.
Нам, рожденным при новых порядках и новых правителях, -
подлых порядках и хамских правителях, трудно как будто - бы понять
многое из того о чем писал Бунин. Но смею вас заверить, несмотря на
разницу в мироощущении и реакции на события, что - то  так трогает в
его удивительно жизненных рассказах. Даже невозможно отделаться от
мысли, что это все могло происходить и с тобой, и даже оценка и
сходство чувств потрясающи! ( да простит меня читатель за
нескромность ).
От его прозы веет печалью, случайной радостью, иногда, что - то
похожее на спокойную, меланхолическую утрату, и в итоге, рождается
нечто глубоко щемящее. Мне кажется, что многие его рассказы, как
библейские притчи, они раскрывают настоящую человеческую сущность,
ничего не скрывая и не приукрашивая. Это как картины, в которых
художник не прибегает к сознательно богатым, но не нужным атрибутам
и деталям, здесь нет места красивостям и ничто не отвлекает от
абсолютно голой сути явлений. И от этого они ещё прекрасней и
любимей.
Ну так что же делать, если жизнь такая, - какая есть! И грубая
и жестокая и даже порою гадкая. Ведь и в ней подчас встречается и
доброе и хорошее! И нету в ней этого " happy end " а, как в современном
кинематографе. Русская "муза" - очень жестокая и печальная "муза", но
она и одна из прекраснейших на земле! Настоящее счастье всегда очень
разноликое и трудное, несмотря на мнение великого Льва Толстого,
хотя он говорил скорее о счастливых семьях, а не о счастье, как таковом.
Да и жизнь, по большей части, довольно странная история с печальным
концом.  Лучше Белинского, писавшего о русских повестях Гоголя и не
скажешь: " Сначала смешно, потом грустно, а в итоге - скушно на этом
свете жить господа!" Безусловная по точности и выразительности фраза!
Но вернемся к Бунину...
Как у него просто на первый взгляд, незамысловатый сюжет,
иногда и вовсе нет сюжета. В начале, как бы предваряя тему,
незаметное вступление не предвещающее ничего необычного, спокойное
описание обстановки, персонажей, событий. Потом действие
разворачивается...
Бунин обычно отталкивается от характера. Вот у него главный
герой,- он часто ничего и не рассказывает о нем, так, сущие безделицы,
разве нечто о поведении или отношении к жизни. Затем возникает
следующее лицо -  обычно это женщина. И тут он раскрывается как
знающий художник.
Не припомню русского писателя, который бы так нежно описывал женщину.
У него - она всегда очарование и тайна! Его словесный портрет рисует
то женскую обольстительницу, то робкое беззащитное существо, иногда
нетерпеливую вакханку. Это даже не важно! Важно совсем другое, Бунин
всегда по настоящему влюблен в свой персонаж, он всегда страстно и
пылко отдается чувству. И кажется, что они - эти персонажи, бесконечно
благодарны ему, ведь женщина может перенести любые лишения,
обиды, всё что угодно, кроме равнодушия.
Предмет его обожания - для него несравненная богиня, будь она
графиня, белошвейка, или "дворовая" девушка. Его женские персонажи
очень искренни и эмоционально раскрепощены. В них нет ни капли
театральности, - они проживают свои жизни полностью, без остатка
отдаваясь чувству. А вот рождает эти чувства Бунин как никто другой.
Почти всегда, рядом с действующими лицами, присутствует нечто, что
позволяет создать атмосферу и настроение, а иногда, может быть
причиной всевозможных жизненных обстоятельств. И это - нечто, так
органично вплетается в сюжет, формирует его, даже позволяет понять
истинный смысл истории. О чем же все - таки идет речь?
Читатель, обратившийся к творчеству Бунина, хотя бы один раз,
все легко понимает. Это обстоятельство - безусловно "Природа "!
И как же тонко знает этот барин природу! Читаешь некоторых писателей,
будто - бы из народа, вроде как бы и слова правильные говорят, но по
настоящему русской природы и не знают. У них иногда что - то колосится
и зацветает невпопад с временем года. Здесь Бунин всегда точен и
строго правдив. У него природа - это как симфонический оркестр для
солиста. Можно конечно спеть и без оркестра, - но итог, как правило,
будет плачевным, мало интересным. Поле и лес, бездорожье и
глухомань,- всё окрашено у него удивительно трогательными красками.
Человек грустен, и эта грусть прежде всего передается от состояния
окружающей природы, времени года, через тревожное пение птиц, или
шум листвы деревьев. Кажется, даже квакающие лягушки в пруду,
передают определенные ощущения, так необходимые персонажам.
Бунин не придумывает, не сочиняет, он описывает и идет за
жизненными обстоятельствами, окружает своих персонажей атмосферой
личностного отношения к жизни и явлениям природы. В его волшебных
рассказах сама жизнь рождает сюжеты. Любовь, как главное чувство,
является смыслом, целью  и способом существования.
Природа, человек, любовь - по Бунину, я думаю, и составляют
существо самой жизни на земле.
И ещё, читая Бунинские рассказы, везде чувствуется его присутствие.
Какое строгое и рациональное композиционное построение каждой
его вещи! Так и видишь его за столом, - сухощавого, прямого,тонкого,
интеллектуально - духовного русского писателя. Много пережившего и
повидавшего на своем веку, но всегда остающегося гордым, не
подверженным конъюктуре, низкому, оголтелому хамству двадцатого
века. Весь облик его, внешне и внутренне очень красивого человека,
барина по рождению и интеллигента по самообразованию,
одновременно позволяет иметь представление о том, какими могли
стать мы все, если бы ценили и по настоящему прислушивались к
таким огромным талантам.
К сожалению этого не произошло, и до сих пор не происходит.
Остается лишь с грустью сознавать это...
Человечество никогда и ничему не научается...

LA 2005 год.


Рецензии