Бабель

Исаак Бабель.

Как же завидую я людям, которые еще не читали его рассказы!
Ведь это просто неземное наслаждение, забравшись на кровать
под шерстяное одеяло, надежно укутав себя, с включенным ночником,
бережно раскрыть его книжку и начать с любого рассказа.
Иногда я спрашиваю себя, почему меня так завораживает его на вид
простая и безыскусная фраза? Обороты речи, близкие к разговорной.
Такие неожиданные переходы от радости к мягкой грусти. Я читаю
его строки, и как будто вижу его глаза, внимательно смотрящие на мир
из под толстых стекол очков. Его проза, так отчетливо осязательна, что
сюжет даже самый незамысловатый, постепенно переходит в спокойную,
незатейливую картину нашего мира. И тут я начинаю понимать, что это -
сложная простота,- это безупречная простота, близкая к гениальности.
Если все это перевести на гастрономический язык (пусть простит меня
читатель), - проза Бабеля, - это то сладкое, ради которого дети охотно
едят даже не любимые ими суп, или второе блюдо. И уже затем,
предвкушая настоящий пир, потихоньку откусывают от него крохотные
кусочки, испытывая неимоверное наслаждение.
Впрочем, рассказы из Конармии я недолюбливаю. Сам писатель
и здесь очень хорош, но тематика - ну никак не возбуждает. Не люблю
я читать о красноармейцах, да и их самих тоже. Одесские рассказы
просто замечательны! Очень колоритные персонажи, бездна
искрометного юмора и иронии. Тем более мне, одесситу, очень все
близко: названия улиц, переулков, базары и особенно люди, часть из
которых, еще можно было застать в 50 -е и начале 60 -х годов.
Но вот к чему я просто неравнодушен, так это к его циклу -
"Рассказы ", из них самые прелестные пожалуй следующие:
" Шабос Нахму", "Гюи де Мопассан"," Справка"," Вдохновение",
да и другие нисколько не хуже. Все вместе они занимают не более
30 - ти страниц печатного текста, но здесь, говоря словами самого
Бабеля: "... удача целует его вгубы...". И все - же лучшие из них:
" Шабос Нахму", и "Гюи де Мопассан"," особенно последний. Здесь
удивительно встречаются два гения короткого рассказа, - Бабель
и Мопассан! Однако довольно об этом, предоставим слово самому
автору...

LA  2005 год.


Рецензии
Я тоже обожаю Бабеля! Интересно, отчего любимые тексты чаще всего вызывают вкусовые ассоциации? Мог бы рассказать каковы на вкус и Бабель, и Набоков, и Мандельштам! Читайте, и приятного Вам аппетита. Спасибо.

Семен Сухолуцкий   09.04.2010 05:21     Заявить о нарушении