Жизнь на окраине Прод. 27
Моя мать вбила себе в голову, что мне необходимо остаться на второй год в четвёртом классе. Её едва уговорили обождать. Пусть начнётся пятый класс, а там будет видно.
На самом-то деле ребята, те, кто постоянно посещал школу, учились не намного лучше меня.
К концу учебного года я оказалась самой начитанной из всех.
Для многих мои познания, часто хаотично приобретённые и потому ещё не нашедшие своего места ни в беспокойной голове, ни в повседневности, вызывали удивление.
Если пропуски в математике оказались значительными, то русская и украинская литературы, а для меня и по сей день не имеет значения на каком из этих двух языков читать, были на высоком для тех лет уровне. Правописание слегка хромало, но и тут я существенно опережала одноклассников.
Постоянное нахождение наедине с собой приучало думать. А чтение – получать знания, иной раз полезные, порой и ненужные в том возрасте, в каком находилась.
К какому-то моменту я уже читала серьёзных авторов, взрослую литературу –всё,что попадало на глаза.
В те годы разрешалось, по желанию родителей, освобождать своего ребёнка от изучения украинского языка и литературы. Маму это возмущало. Она полагала,что в учёбе лишнего не бывает.
В старших классах нас с сестрой ставили в пример ученикам, не изучавшим украинский язык. Мне было странно. Что ж тут удивительного. Потом поняла. Чистокровные украинцы постарались избавиться от знания родного языка. Но меня похвала оскорбляла, я же себя считала и чувствовала коренным народом…
Потом тех детей унижали, оскорбляли, заставляли учить в девятых, десятых классах украинскую литературу, сдавать выпускные экзамены. Разве могли они догнать, наверстать упущенное?! Безусловно, нет. А вина их была лишь в том, что кто-то из высокого начальства поступил недальновидно. И как всегда за ошибки одних расплачивались другие…
04.02.10
http://www.proza.ru/2010/03/09/601
Свидетельство о публикации №210030400623
Роман Рассветов 27.09.2023 14:41 Заявить о нарушении