Жизнь на окраине Прод. 27

Мы с  мамой всё видели если не в чёрном свете, то уж в тёмных тонах точно.

Моя мать  вбила себе в голову, что мне необходимо остаться на второй год в четвёртом классе. Её едва уговорили обождать. Пусть начнётся пятый класс, а там будет видно.

На самом-то деле ребята, те, кто постоянно посещал школу, учились не намного лучше меня.
К концу учебного года я оказалась самой начитанной из всех.
Для многих мои  познания, часто хаотично приобретённые и потому ещё не нашедшие  своего места ни в беспокойной голове, ни  в повседневности, вызывали удивление.

Если пропуски в математике оказались значительными, то русская и украинская  литературы,  а для меня и по сей день не имеет значения на каком  из этих двух языков   читать,   были на высоком для тех лет уровне.  Правописание слегка хромало, но  и тут я существенно опережала одноклассников.

Постоянное нахождение  наедине  с собой приучало  думать. А чтение – получать знания, иной раз полезные, порой и ненужные в том возрасте, в каком находилась.
К какому-то моменту я уже читала серьёзных авторов, взрослую литературу –всё,что попадало на глаза.

В те годы разрешалось, по желанию родителей,  освобождать своего ребёнка от изучения украинского языка и литературы. Маму это возмущало. Она  полагала,что в учёбе лишнего  не бывает.

В старших классах нас с сестрой ставили в пример ученикам, не изучавшим украинский язык. Мне было странно. Что ж тут удивительного. Потом поняла. Чистокровные украинцы постарались избавиться от знания родного языка. Но меня похвала оскорбляла, я же себя считала и чувствовала  коренным народом…

Потом тех детей унижали, оскорбляли, заставляли учить в девятых, десятых классах  украинскую литературу, сдавать выпускные экзамены. Разве могли они догнать, наверстать упущенное?!  Безусловно, нет. А вина их была лишь в том, что кто-то из высокого начальства поступил недальновидно. И как всегда  за ошибки одних расплачивались  другие…


04.02.10


http://www.proza.ru/2010/03/09/601


Рецензии
Любой школьник, любящий чтение, невольно начинает учиться лучше, у него мало ошибок, он говорит лучше других, его сочинения лучше других, и мыслит он тоже лучше других. Р.Р.

Роман Рассветов   27.09.2023 14:41     Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.