New Манкурт

----Тем, кто не читал Айтматова, краткое пояснение.
Манкурт - идеальный раб, превращенный из нормального человека в человекоподобное создание, лишенное памяти, своей воли. Раб, безгранично преданный своему хозяину, прилежно и безотказно выполняющий любую работу. Вплоть до убийства своих близких.
----

Я выходил из метро и обратил внимание на женщину, полулежащую рядом с тепло-влажным выходом, она лелеяла огромный мешок-пакет с каким-то мусором, наверное, с алюминиевыми банками. Да, это, собственно, и не важно. Ее лицо было неестественно малинового цвета, неестественно округлое, припухшее, глаза заплыли, а губы говорили что-то. Я не стал вслушиваться, а сразу навесил ярлык, что это - пример нового манкурта. Где-то, наверное, у нее есть сын, или дочь. Где-то, может быть, у нее был муж. Но сейчас для нее ничего важнее алюминиевых банок нет. Она - преданный раб алюминиевых банок. Она готова предавать свое тело, предавать свои принципы. А ведь она когда-то училась, была хотя бы в школе. У нее был багаж чего-то. Знаний, умений, мечтаний.

Её скрутило, вывернуло наизнанку, пыплюнуло. Важно ли, что было причиной ужасной трансформации?

Страшно не то, что этот человек живет в антисанитарных условиях, а то, что человек делает выбор не быть человеком, стать другим подвидом.

Я не встал колом, лицезреть картину исхода духа человеческого из оболочки телесной, а на три секунды пустил в себя этот образ. Представил, как мне аболютно не важно, что пить - лишь бы забыться. Не важно, где спать, лишь бы дальше тащить свое тело из места в место, из времени в другое время, но в то же время, стараться забить все каналы восприятия, уничтожить в себе любую мысль.

Я шел и думал... У меня возникла смутная ассоциация, что моя страна чем-то смахивает на этого манкурта. Она жрет своих детей, от страха, что кто-то прикоснется к её шапке. Она насилует своих сестёр, ради чьей-то потехи. Она свирепеет, при виде своих братьев. У нее эдипов комплекс и комплекс электры одновременно.

Возникло просто желание понять, так ли это, стала ли страна колоссальным безмозглым безвольным созданием?

У нас есть сотовые, чтобы можно было в любой момент позвонить близким. И мы знаем, что вот он, близкий и доступный телефон, можно в любую секунду набрать номер и услышать "Привет, брат", или "Здравствуй, друг". Услышать дорогого человека. Это так просто, это так близко. А потому - я позвоню немного позже. Через час. Завтра. На следующей неделе.

Я помню, как по телевизору не показывали ничего интересного. И мы читали. Читали разных авторов - от Солженицына, Маяковского, Достоевского... Сейчас нам домой приносят каждый день неизбежные блокбастеры, безвкусные, как аптекарская вата. Они воруют у нас время книг.

Я так и не дослушал оперу Вагнера Лоэнгрин на немецком - она лежит в комплекте из, если не ошибаюсь, шести пластинок для проигрывателя. Сейчас я могу скачать любое количество песен, а их ой, как много, мне нужно все время спешить, чтобы быть "в струе" - мне нужно бежать со всех ног, чтобы оставаться на месте. Окружающее меняется все быстрее и быстрее, я не могу, или сознательно отказываю себе в возможности целостно воспринимать окружающее.

А я сам не манкурт? Не истребляю ли я в себе человеческое? Вмешаюсь ли я, когда рядом будет происходить гнустность? Я все больше и больше функция.

Вы обращали внимание на девушек на кассах супер- (гипер-, мега-) маркетов? Они - на острие прогресса - они - самые бионезированные роботы! Они - апогей развития разделения труда, их работа - считывать штрих-код и считать деньги на кассовом аппарате. Их мир - два квадратных метра на протяжении рабочей смены. День за днем их учат не думать, не смотреть в глаза, не быть людьми. День за днем они приносят себя, самое дорогое, что когда-то было, на алтарь прогресса.

Мы наполняем свою жизнь белым шумом, лишь бы не слушать тишину, не слушать себя. Мы "чатимся", болтаем, смотрим телек, слушаем радио.

Сейчас я работаю на заводе по производству водки. Их цель - увеличивать объемы, увеличивать продажи. А я еще "не выработал своего отношения" к этому.

Я ощущаю себя манкуртом. Меня лишили чего-то, но я не помню, чего. Меня научили чему-то и я делаю это исправно. Я ощущаю, что кому-то подвластен. Мне кажется, я осознаю так малое из окружающего бесконечного мира.

Может быть, еще немного и я буду счастлив? Еще чуть-чуть сожмется кожа на голове и мне станет проще? Проще видеть, как престарелые женщины идут, согбенные тяжестью сумок и отказываются от помощи лишь от того, что нельзя никому верить... Проще наблюдать мирно покоящегося на лавке вагона метро здорового детину, прикорнувшего во хмелю, проще знать то, что большинство вокруг воспринимают свою работу, как наказание и оттого не любят ее. Проще видеть, как люди грызут друг друга за место в стихийной очереди.

Пожалуй, надо почитать Братьев Каромазовых, чем-то зацепила меня легенда о Великом Инквизиторе. Может, обратно начну воспринимать окружающее?

Тем, кто задается вопросом, "Зачем это здесь есть?" - отвечу, "А почему нет?"


Рецензии
Мне кажется, надо читать с конца. Понятнее.

Аня-Аня   11.03.2010 14:50     Заявить о нарушении
Право же, крайне лестно получить первый и единственный Ваш отзыв! :) Спасибо за внимание, а то я собрался уж удалить это "чудо". Надо преумножать все-таки позитив, а не стараться завершить молниеносно формирующиеся негативные гештальты! :)

С уважением,

Александр Гурьянов   11.03.2010 21:55   Заявить о нарушении