Триединство вьетнама

ТРИЕДИНСТВО ВЬЕТНАМА.
Текст и фото: Дарья Мишукова

О стране часто судят по столице. Но как быть, если столиц несколько, и каждая несет отпечаток своей эпохи? Во Вьетнаме именно такой случай. Современная столица Вьетнама Ханой – город с тысячелетней историей на севере страны, колыбель национальной культуры. Императорская столица Хюэ в центральном районе страны в наши дни бережно хранит наследие дворцовой культуры. Город Хошимин или Сайгон был столицей во время колониальной эпохи, а сейчас его называют южной экономической столицей страны. Впечатления от Вьетнама будут неполными, если оставить без внимания один из этих трех городов. Все эти столицы необходимо увидеть собственными глазами.


Ханой – город древний, загадочный, многоликий. Ханой называют Парижем в Азии. Это город контрастов, древний и современный одновременно, в котором, свернув с широкого проспекта, попадаешь на маленькую извилистую улочку, где с трудом разъедутся два мотоцикла. Здесь драконы на изогнутых крышах старинных пагод соседствуют с маленькими виллами в колониальном стиле и ультрасовременными зданиями.
Земля, на которой стоит Ханой, считается священной. В 2010 году вьетнамцы готовятся торжественно отмечать тысячелетие Ханоя. Начиналось все в далеком 1010 году, когда вьетнамский император Ли Тхай То задумал перенести столицу в стратегически более выгодный район. Рассказывают легеду, что когда императорская лодка причалила к берегу, императору было видение – сказочный золотой дракон. Император счел это добрым знаком, повелел построить здесь город и назвал новую столицу – Тханглонг, что означает «Взлетающий дракон». Примечательно, что современное название вьетнамской столицы имеет китайские корни: свое последнее имя город получил  в 1831 году, значение слова Ханой – «город, окруженный рекой». Современный Ханой – политический, экономический и культурный центр динамично развивающегося Вьетнама.

Сердце Ханоя – озеро Хоанкием или «хо гыом», что в переводе на русский язык означает Озеро возвращенного меча. С этим озером связана следующая история. В начале 15 века вьетнамцы на протяжении нескольких лет сражались с войсками китайской династии Мин, однако решающую победу смогли одержать только после того, как стоявший во главе армии Ле Лой – будущий император, получил в дар волшебный меч. Когда война закончилась, император вернулся в столицу. В один из погожих дней правитель в сопровождении свиты отправился на прогулку по озеру, вдруг воды озера заволновались, и на поверхности показалась огромная черепаха. Черепаха приблизилась к императорской ладье, меч задрожал в ножнах, император понял, что настало время вернуть волшебный меч доброму духу Золотой черепахи, иноземцы были изгнаны, задача выполнена. Меч отделился от пояса императора, описал в воздухе полукруг и опустился у самой поверхности воды. Черепаха забрала меч и скрылась в глубине озера. В память об этом событии озеро стали называть Озером возвращенного меча.
На берегу озера находятся ворота, ведущие в Храм нефритовой горы. Свой современный облик храм приобрел в 19 веке. Вход в храм охраняют дракон и тигр, рельефное изображение которых украшает главные ворота храма. В представлении вьетнамцев Тигр считается символом мирской власти, а Дракон - символ власти, дарованной Небом. Сам храм находится на маленьком острове, к нему ведет изогнутый красный деревянный мостик Утренней зари, который по вечерам зажигается разноцветными огоньками-фонариками, привнося ощущение праздника. В одном из зданий миниатюрного храмового комплекса можно увидеть ту самую черепаху, которая явилась к императору Ле Тхай То за волшебным мечем в далеком пятнадцатом веке.
Озеро имеет форму почти правильного овала, деревья, растущие на берегу отражаются в его зеленоватых водах, а ранним утром, окутанное легкой дымкой тумана, озеро будто открывает путь в сказочную страну. Храм нефритовой горы с причудливыми крышами-драконами и изогнутым красным мостиком Утренней зари, которые отражаются в зеркальной глади вод озера, возможно и являются воротами в эту сказку.

Вокруг озера расположены старинные кварталы - знаменитые 36 ремесленных улиц, которые по-прежнему сохраняют свои названия: Шелковая, Серебряная, Парусная и т.д. В средние века облик вьетнамской столицы существенно отличался от современного, однако у нас есть возможность совершить путешествие во времени, когда мы оказываемся в старых ремесленных кварталах Ханоя. В наши дни на узких улочках старого города разместились уютные маленькие кафе, офисы туристических компаний, золотые лавки, сувенирные магазины. Лаковые картины, шелковые ткани, изящная вышивка, серебряные и золотые украшения, керамика и фарфор. Старые ремесленные кварталы Ханоя можно сравнить со шкатулкой с драгоценностями, где каждый может выбрать то, что ему более по сердцу.
Другая достопримечательность Ханоя – Храм литературы Ван Миеу. Этот храм был построен в 1070 г. Храм литературы считается первым вьетнамским университетом. В Храме литературы проходили конкурсные экзамены, лауреаты которых занимали высокие должности при императорском дворе. Первые конкурсные экзамены состоялись при дворе в 1075 г.  Имена победителей экзаменов в столице высечены на 82 каменных плитах, которые сохранились до наших дней и служат украшением внутреннего двора Храма литературы. Каждая плита установлена на спине черепахи, которая считается во Вьетнаме символом мудрости.
Еще один памятник одиннадцатого века – Пагода на одной колонне, которая также считается одним из символов Ханоя. С ней связана следующая легенда: император Ле Тхай Тонг был уже не молод, но сына-наследника у него не было, что безмерно огорчало правителя. По обычаям того времени император уединился в пагоде и молил Небо о ниспослании сына, и вот во сне ему явилась богиня Гуаннинь (вьет. Куан Ам). Богиня стояла на цветке лотоса и протягивала императору ребенка. Ободренный этим видением император вернулся во дворец, спустя положенное время императрица подарила ему сына, а император, дабы отблагодарить богиню, повелел построить пагоду в форме лотоса.

Ханой был столицей при императорах нескольких династий, каждое правление оставляло свой отпечаток на облике города, как в исторической летописи, запечатленной в камне, однако символами Ханоя и в наши дни считаются Озеро возвращенного меча, Храм литературы и Пагода на одной колонне. В 1802 году началось правление последней императорской династии Нгуенов, поэтому и мы прощаемся с Ханоем и вместе с императорским двором переносимся в новую столицу – императорскую столицу Хюэ в Центральном Вьетнаме.


Хюэ - это город императорских дворцов, величественных храмов и старинных пагод, усыпальниц и мавзолеев, архитектурных памятников и монументов, современных отелей, в интерьерах которых воссоздана роскошь дворцов восточных владык, сувенирных магазинов и уютных ресторанов в традиционном стиле.
Ароматная река разделяет город на две половины – исторический и  современный районы. В исторической части города, где находится цитадель и императорские дворцы, до сих пор запрещается строить дома высотой более 12 метров. В свое время в старом городе жили придворные сановники, естественно, никому и в голову не приходила кощунственная мысль построить дом выше императорского дворца. Все дома строились с расчетом, что крыша должна быть скрыта зеленью деревьев, дабы взору императора, любующемуся своим город с площадки Полуденных ворот, открывалась бесконечное море зелени, а не лабиринты крыш. Эту традицию никто не посмеет нарушить и в наши дни, поэтому все высокие здания строятся на противоположном берегу Ароматной реки.

Во Вьетнаме все здания, тем более такие важные постройки как императорские дворцы и усыпальницы, строились по принципам древней философии о пяти первичных элементах мироздания (Огонь, Земля, Металл, Вода, Дерево) и гармоничного сочетания мужского и женского начал. Благоприятным направлением считался юг, поэтому главные Полуденные ворота Нгомон императорского дворца находятся на южной стороне и являются самым высоким зданием на территории императорского дворца. Полуденные ворота построены в форме буквы П с короткими ножками. На главной стене – три входа, через центральные ворота в город мог входить только сам император, ворота справа предназначались для гражданских чиновников, ворота слева – для военных. Длинные боковые коридоры справа и слева предназначались для хозяйственных целей, через них в город заходили простые люди, солдаты, слоны, подвозилось продовольствие. Императорский дворец представляет собой целый комплекс павильонов и зданий различного назначения, отдельных, огороженных от внешнего мира дворцов, объединенных системой коридоров.

Хюэ славится своими усыпальницами императоров последней правящей династии Нгуен (1802-1945). Все семь усыпальниц расположены в окрестностях города и построены в разных архитектурных стилях, но с соблюдением принципов традиционной восточной философии о пяти первоэлементах и геомантических линиях «жилах дракона». Планы строительства посмертного дворца вечного покоя по традиции разрабатывались во всех деталях самим его будущим обитателем.

Усыпальница императора Минь Манга (1820-1840) находится в 12 км от Хюэ представляет собой архитектурный комплекс из 40 сооружений – дворцов, храмов и павильонов. Каждое здание имеет свое название и назначение, наполненное глубоким философским смыслом. Император Минь Манг считается одним из самых популярных правителей последней династии даже в наши дни. Монеты царствования именно этого императора используются в качестве талисмана для привлечения удачи. Перечисление заслуг императора традиционно начинается с того, что это был император-патриот, который очень много сделал для своей страны: мудрая внутренняя политика, успехи в развитии внешнеторговых связей, расширение государственных границ. Однако основой всенародной любви считаются личные достоинства правителя. Минь Манг был человеком выдающегося ума и широкого кругозора, писал красивые стихи и серьезные трактаты, обладал другими талантами. Более того, император Минь Манг был очень красивым и видным мужчиной, в него были влюблены все женщины той эпохи, рассказывают, что некоторые дамы даже умирали от любовной тоски, лишь однажды увидев императора издали. У такого популярного правителя были сотни красивых жен и тысячи прекрасных наложниц. Император Минь Манг был счастливым отцом 78 сыновей и 64 дочерей… Именно поэтому монеты времен правления этого императора вешают на шнурок и носят на шее в надежде обрести частичку его харизмы и приобщиться к лучам его славы.

Усыпальница императора Ты Дыка (1848-1883) находится в 8 км к юге от города. Этот император был талантливым поэтом и писателем, прекрасно разбирался в вопросах истории, философии и культуры, и прославился тем, что потратил большую часть государственной казны на строительство резиденции для загробной жизни. Во время правления императора Ты Дыка началось завоевание Вьетнама французами в 1858 году. Печальные события действительности побудили императора не к решительной деятельности, но к еще большей сосредоточенности на своем внутреннем мире, который он делил лишь с ближайшим окружением: 104 женами и несколькими  тысячами наложниц.

Усыпальница императора Кхай Диня (1916-1925) находится в трех километрах к югу от гробницы императора Ты Дыка. Император Кхай Динь был двенадцатым из тринадцати императоров династии Нгуен и последним, кто успел построить для себя дворец вечного покоя. Для строительства императорской гробницы специально были привезены цемент, сталь и черепица из Франции, цветное стекло и фарфор из Китая и Японии. В архитектуре этого комплекса сочетаются вьетнамский, буддийский, индуистский, романский и готический стили. В декорированном великолепной мозаикой центральном зале Небесного дворца на гранитной платформе, под которой покоится тело императора, установлена бронзовая статуя Кхай Диня, отлитая во Франции в натуральную величину.

Однако пора покинуть царство вечного покоя вьетнамских императоров и посетить самую динамичную, космополитичную и молодую столицу – город Хошимин. Этот самый большой город Вьетнама назван в честь первого вьетнамского президента Хо Ши Мина.

До 1976 года этот город был столицей Южного Вьетнама и назывался Сайгоном. Сайгон в три раза моложе вьетнамской столицы Ханоя, ему около 300 лет. Современный Хошимин называют экономической столицей страны, город занимает площадь около двух тысяч квадратных километров и находится в 1730 км от Ханоя. В Хошимине живут более 6,5 миллионов человек, а если прибавить к ним еще и тех, кто каждый день приезжает в город на работу из предместий, то получится более 8 млн.

В начале ХХ века Сайгон считался одним из самых больших и процветающих городов в регионе, его называли жемчужиной Индокитая, сто лет спустя, в первые годы третьего тысячелетия, Хошимин называют экономической столицей Вьетнама. О Сайгоне говорили, что в этом городе гармонично сочетаются вьетнамская, китайская и европейская культуры. О Хошимине, наверное, правильнее будет сказать, что здесь, будто опровергая слова Р.Киплинга,  сошлись Запад и Восток. В этом городе естественно и органично переплетаются, но не смешиваются традиционная вьетнамская и классическая китайская культуры, неоклассицизм и модерн, изогнутые крытые черепицей крыши, венчающие резные деревянные колонны традиционных домов, изысканная колониальная архитектура и зеркальные стекла башен из железа и бетона и разноцветные неоновые огни современного мегаполиса.
Здание Народного комитета – один из символов города Хошимина, на фоне этого красивого здания, венчающего широкий проспект Нгуенхюэ, всегда фотографируются туристы. В уютном сквере перед зданием находится бронзовый памятник президенту Хо Ши Мину, окруженный яркими колеусами и разноцветными петуньями в красивых керамических вазах. В середине XIX века на месте этого величественного дворца в колониальном стиле в течение двух десятилетий стоял рынок Бентхань. В наши дни он поменял свой адрес, но по-прежнему находится в центре Хошимина и считается одним из символов этого оживленного торгового города. Здание рынка Бентхань представляет собой относительно правильный квадрат, который занимает площадь около 10.000 кв.м. В торговые ряды внутри здания рынка можно попасть через любые из 16 ворот. На каждой стороне рынка есть главные ворота – Северные, Восточные, Южные и Западные. Однако, главным, парадным входом рынка Бентхань считаются Южные ворота, обращенные в благоприятном направлении. Вьетнамцы говорят: «Если вы не были на рынке Бентхань, значит, Вы не видели Сайгона». Сегодня на рынке Бентхань можно купить цветы, фрукты и овощи, разнообразные продукты и специи, шелковые ткани и сувениры. Правда, продавцы, гордящиеся тем, что ведут торговлю в стенах памятника истории и культуры часто называют астрономические цены. Поэтому для иностранных туристов рынок Бентхань скорее является колоритной достопримечательностью самого большого города на юге Вьетнама.

О Вьетнаме, культуре и достопримечательностях этой страны можно говорить бесконечно. Здесь есть все условия для приятного, комфортного и запоминающегося отдыха. Во Вьетнам можно ездить круглый год и каждый раз открывать для себя что-то новое.

Печатная публикация в мультибрэндовом журнале Собрание Эксклюзив - Владивосток
Номер 7/2007, с.114-118


Рецензии