Рассуждения на щекотливую тему... Часть Пятая
Автор, конечно, её не читал, ибо писатели своих книг не читают, но, когда писал, автору, ей-богу, всё нравилось, и он надеется, что кто-нибудь всё же заинтересуется и этой частью его нового труда. Тем более, что появились новые герои, а то всё -Иван Б. да его сестра, да их дети... Что, действительно, свет клином на них сошёлся?..
Вот, к примеру, жил да был до недавнего времени и умер, дожив до старости, такой странноватый человек - Стефан Т. И у него, как и положено, в своё время были отец и мать. Но оба умерли в голодном 1947 году - не от голода как такового, ибо всё же кое-какие запасы были, а от неизвестной инфекционной болезни - не то дизентерии, не то тифа.Во всяком случае, вряд ли от холеры, хотя полностью тоже не исключено. В глуши никто и не собирался уточнять, ибо тогда и в самом деле люди в сёлах мёрли как мухи. Властям, ограбившим селян поставками, до их жизни и смерти не было никакого дела, - были дела поважнее, например, борьба с мировым империализмом, который из-за своего природного коварства только и ждёт того, чтобы воспользоваться очередными трудностями Советской власти, вызванными объективными причинами.
Этот Стефан Т. ещё в 1944 году был мобилизован на трудовой фронт,как и многме трудоспособные мужчины-односельчане, так что и не увидел, как умирали ещё не старые родители. Сестра его выжила, и, когда вымерла чуть ли не полсела, это было хоть каким-то утешением...
Переболел и тифом, и дизентерией. и даже в больгицу не обратился. всё в стёртой форме, тогда многие люди не обращались к врачу. Сначала переболел тифом, а уже затем дизентерией, но тогда даже многие рядовые врачи в глуши не знали, что после тифа иногда заболевают дизентерией, сочетается, так сказать. И Стефан тем долее не знал об этой медицинской премудрости. А вообще-то - кто тогда не болел дизентерией?!. Когда уже желудок начал болеть, тогда и понял, что болен, сам себе поставил диагноз: "язва желудка у меня-а..." Которой у него, конечно, не было, хотя, понятно, было какое-то побочное заболевание после тифа и дизентерии. Скорее всего какой-нибудь гастрит, но с повышенной кислотностью. Переносил всё на ногах, но иногда и в самом деле еле ходил от истощения. И вялость замучила! Отчуждение началось, но не понимал, что это - тоже болезнь: человеку, видите ли, надоело работать... А врачи заставили: трудоспособен!Молодой парень, и он в конце концов женился. До этого - так сказать, в начале своей трудовой деятельности в России, вроде бы показал себя неплохим рабочим, даже бригадиром поставили, - можно сказать, начальник! Наркомовские получал! Но руководяших способностей у него не оказалось, да и сломался, откровенно говоря, а потому стал бесправным и безропотным разнорабочим, исполнителем, так сказать.
Женился, но не по любви, так как застенчивость помешала, а, может, и сработало правило чуть ли не от бога: когда хотят, тогда не живут, а когда не хотят, тогда живут. Эта молоденькая тоже его не хотела. но привыкла. А та, что любила его, а он её, конечно, тоже вышла замуж, хотя и "жалела о друге Стефане", и родила крепкую и здоровую девочку,которая, как позже выяснилось, оказалась и неглупой и цеоеустремлённой - с третьего раза но поступила в и успешно закончила медицинский институт...(Стефан позже тоже узнал оюб этом и даже заплакал: вот где он счастье своё прозевал!..)
Стефан, хотя и не по любви, но вроде бы взял молоденькуюи даже хорошенькую, намного моложе себя, а она такая же дохлая оказалась, как и он. Бог так захотел? Чтобы были равны, так сказать?.. Может, даже более дохлой, чем он, оказалась, так как его болезни постепенно отпустили, и тиф, и дизентерия, а жена работать не смогла - вот не могла работать, и всё! Он-то хотя бы ходил на свою однообразную работу, справлялся разнорабочим, раз начальник из него не получился... А жена - вскоре начала уж слишком часто кашлять, сначала - бронхит, затем - хронический бронхит... Хотя бы готовила, обстирывала - и на том спасибо, точнее - смирился... Был всего один ребёнок, мальчик, да и тот - выжил лишь потому, что тогда уже был пенициллин, вылечили младенца от бронхита... Раньше такие дети вообще не выживали, погибали ещё в младенчестве. Бронхит ребёнку, конечно, передался по наследству от матери. А затем и желтухой переболел - хорошо это или плохо, когда существу чуть более года и оно едва начало ходить, но было дело. Сам Стефан Т. не был глупым чаловеком, хотя и испытывал отчуждение, и, догадвашись, вспомнил: "Так я в детстве тоже болел желтухой! Мать меня отваром из кукуп\рузных рыльцев лечила!" (Это в России кукуруза не росла вплоть до времени Хрущёва, а в Буджаке всегда росла).
В конце концов этот Стефан Т. заболел и ревматизмом (или должен был заболеть?), уволился и уехал на родину в село... Кости погреть, так сказать, полечить ревматизм на ярком южном солнце, к тому же - окончательно "надоело в России в тех холодах", а отчуждение своё не считал болезнью - "надоело ишачить", и всё... Хотя на родине, в привычном климете и среде, и в самом деле жить оказалось легче.
На родине родися ещё один ребёнок, на этот раз - девочка, и тоже ещё в младенчестве начала кашлять, захрипело в лёгких, -но - медицина была уже развитой, антибиотиков и в глуши хватало - спасли, а затем всё детство, считай, и не болела вовсе... Жена по-прежнему не работала, но куда такой - бронхит перешёл в бронхиальную астму. И через двенадцать лет вообще умерла. С астмой живут долго, но не вечно. К счастью, дети были уже практически взрослыми...
Сын даже умным оказался, в институт поступил и выучился... Дочь поступала в медучилище, но провалилась на диктанте, - да и зачем пошла, сама не знала. ушла в профуилище, выучилась на маляра - а куда ещё? В селе в полеводческой бригаде такие, не выделявшиеся физической силой(и ниже среднего роста, как и отец), ещё бытрее заболевают...
Но и в городе, где начала работать маляром (и замуж поспешила выскочить, ибо раннее физиологическое развитие, как у покйной матери, которая в пятнадцать лет выглядела восемнадцатилетней), всё равно " настигла наследственность",так сказать - бронхитом заболела. Как она кашляла! Но, слава богу, в астму не перешло... Всё же, если ваш родитель страдал астмой, то это вовсе не значит, что и вы обязательно заболеете астмой
и она вас задушит, умрёте раньше времени. Бронхит - не астама, даже если и обстряется время от времени. А если в стёртой форме, так и жить, и работать можно.
Муж попался пьяница( в общем скорее бытовое пьяница, чем алкоголизм), изводил её, и она в конце концов заболела вегето-сосудистой дистонией. "Ты довёл! Ты и с ума сведёшь кого угодно!" - наорала на мужа, причём, искренне, хотя у кого она, жизнь, лёгкая?. Не знала, что отец её тоже считал себ "слабым на голову"(сам догадался), да и отчуждение испытывал, а в зрелом возрасте, когда в очередной раз "надоело работать", и ревматизм обострился, стало болеть под левой лопаткой(может, даже болезнь Бехтерева?..),её отец, Стефан Т., как раньше ставил сам себе диагноз "язва желудка". так же сам решил: у него жила возле сердца ослабела, так как жиров не хватает из-за плохого питания!.. (Кто тогда в селе хорошо питался?..) а если бы знала, то, может, воздержалась бы во всех своих бедах и болезнях винить мужа, пусть и равнодушного, не любившего её.
Но - работала,хотя дистония мучила больше, чем бронхит, который постепенно перешёл совершенно в лёгкую форму... Только не будь дурой, не простывай, и не ешь мороженое!..
И детям не давай. С мужем развелась, когда дети подросли... Оба переболели бронхитом,и сноа первого спасли пенициллином, а второй оказался крепче - кашлял. но врач оказался опытным: мол, и так пройдёт, и не ошибся. только, действительно, пусть поменьше увлекается мороженым....
И сын Стеыана Т. переболел бронхитом, причём, когда уже совсем не ожидал,в цветущем двадцатидевятилетнем возрасте. А затем - желтухой переболел, даже в больницу пришлось лечь... Уже - женатый человек, и жена верной и самотверженной оказалось, что немаловажно. Бронхит перешёл в лёгкую форму. а печень после желтухи этак через год, даже раньше, вообще перестала беспокоить,- бывает, ещё как бывает!
Была у этого Стефана Т. и родная сестра, которой посчастливилось выжить в голодном 1947 году... Родители умерли от неизвестного, злого поноса, а она тоже долго поносила, но - выжила... Замуж вышла... Причём, ей, некрасивой совушке, бог послал красавца-мужа, и очень хорошего человека, скорее всего и в самом деле неспособного сделать зло другому человеку, хотя и был ранен на фронте в ногу, но не ожесточился, любил повторять:"А зачем делать человеку зло?" Бывает, люди не делают зло другим людям просто из трусости, из физический слабости, из страха перед наказанием, котрое они не выдержат,- слабые личности, так сказать, а этот Пётр был не только красавец-мужчина, к тому же заметно
выше среднего роста, атлетического сложения и очень сильный физически, - прямо идеал для иных женщин!- но всё равно никогда не делал зла даже тем, кто был заведомо слабее его, и даже если прекрасно видел это.
Молдавнин из соседнего села. Наградил бог дурнушку за терпение и за прежние страдания! Да и сам эта Мария Т. была неспособна сделать зло другому человеку, отличалась трудолююием, - бог тем и занимется, что подбирает людей! Кто знает, может, так оно и есть?..
Не любил жену, знал, что в любое время мог найти себе другую, но не прогнал и не ушёл от неё даже после того, как голод кончился, - не только не захотел быть подлецом, но и
был глубоко верующим человеком, что, в сущности, во все времена, редко бывает. К тому же
тогда, в конце сороковых, народ, возможно, не был так испорчен нравственно, как в наше время...
А там - и дети пошли. А детей и в самом деле было жаль... Несмотря на то, что умел писать и читать,- большая редкость по тем временам, -был не только глубоко верующий, даже суеверный, верил в судьбу, а потому думал и даже говорил искренне: ну, красивый я, мог найти себе и другую, но что делать, значит судьба такая - жить с этой женщиной!
ПРОДОЛЖЕНИЕ, конечно, УЖЕ ЕСТЬ.
Свидетельство о публикации №210030500819