Георгий Гурджиев. В поисках лекарства

Когда я сопоставляю противоречивые и порой намеренно запутанные сведения о Георгии Гурджиеве, то неизменно его личность вызывает симпатию. Всё, произошедшее с ним, так или иначе укладывается в понятия "искренняя целеустремлённость" и "смелая инициативность".

Несколько различных духовных школ претендуют на честь считать его своим выпускником. Некоторые считают его вероотступником. Проходимцы цитируют его высказывания, прикрывая ими свои мошеннические трюки.
В общем, всё, как должно быть в биографии человека, сумевшего оставить значительный след в духовной культуре человечества.

Что же побуждает меня считать его след положительным? Ведь знания, передаваемые Гурджиевым, утратили своё значение ещё при его жизни. Усилия создать Институт Гармоничного Развития Личности доказал свою несостоятельность. Литературное наследие - кроме тоненькой книжки "Встречи с замечательными людьми" - весьма посредственно. И всё же, оценивая наследие духовного лидера, важно внимательно ПРОЧЕСТЬ задачу, осуществлявшуюся им.

Задача, которую пытался решить Георгий Гурджиев, состояла в НАХОЖДЕНИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ФОРМУЛЫ ЛЕКАРСТВА ОТ ДУХОВНОГО БЕЗРАЗЛИЧИЯ - болезни, охватившей мир, шедший безоглядно к двум мировым войнам.

Сумел ли Гурджиев довести свои исследования до конца? Сегодня можно сказать, что нет. Однако он накопил гигантский опыт проб и ошибок - поистине бесценное достояние для сегодняшних искателей Пути. Уже не Четвёртого, но и этим знанием мы обязаны во многом трудам Георгия Гурджиева.

Возможно, здесь уместно вспомнить анекдот о ходже Насреддине.
Однажды Насреддин пошёл, балансируя, по узкой и осыпающейся крепостной стене. Посреди дороги он упал с неё и больно ушибся.
- Зачем ты сделал это, ходжа? - спросили его друзья.
- Чтобы показать, до чего может довести хождение по этой стене. - ответил Насреддин.

То, в чём когда-то Успенский обвинял своего Учителя, и было его главным достоинством. Он разрушал плоды собственной деятельности, видя их духовную непригодность.

Итак, Четвёртого, равно как и третьего, второго путей не существует. Безразличие к духу неизлечимо ни искусным завлечением людей на Путь, ни обжигающим прикосновением Опыта. Что бы ни фантазировали об этом талантливые духовные писатели вроде Кастанеды или Баха, жизнь и деятельность Гурджиева показали фактически обратное. Путь остаётся тайной за семью печатями, открытой лишь тем, кто страстно отдавшись опыту подвижничества, сохранил душу ребёнка или хотя бы любовь к ней.

Дело же поиска лекарства не умерло. Истинные дела не умирают, а ждут своего часа. Просто работа над формулой - назовём её ФОРМУЛОЙ ЛЮБВИ, продолжается в иных лабораториях, абсолютно непохожих на те исследовательские центры, которыми Гурджиев ошеломил интеллигенцию своего времени.

 


Рецензии
О духовном безразличии говорил из авторов постмодерна Бодрийяр, вместе с духовным безразличием идет политическое и социальное, молчание масс то, чего боится власть.

Сокиркин Николай   21.08.2010 13:39     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Николай.
Я не знаком с автором, упомянутым Вами, но с этой идеей согласен. Просто одним людям дано переживать свой нравственный выбор в сфере углублённого исследования самосознания, другим - в сфере общественного взаимодействия. Но выбор остаётся тем же: между инертностью и интересом, который есть зародыш знания.

Владимир Пяцкий   21.08.2010 19:47   Заявить о нарушении
Здравстуйте, не замечали ли Вы, что многие идеи постмодернистов и экзистенциалистов очень схожи с восточными учениями.

Сокиркин Николай   21.08.2010 21:18   Заявить о нарушении
Добрый день,
Я согласен с Вами. Культура человечества уже не делится на Восток и Запад. Этот период позади. Сегодня, на мой взгляд, основное различие философских школ - это приятие или неприятие постулата о том, что добродетель превыше любых религиозных или конфессиональных воззрений. Иначе говоря, люди духовные сегодня делятся на тех, кто считает, что они обладают Истиной и тех, кто считает, что они могут общаться с Истиной.

Владимир Пяцкий   22.08.2010 08:59   Заявить о нарушении
Владимир, а в чём разница между общением и обладанием? Если у меня есть возможность к общению с кем(чем)-то, то, считай, оно уже моё.

Галия Байкан   23.08.2010 12:53   Заявить о нарушении
Разница в том, что считающий себя обладателем Истины, считает свои достижения вершиной совершенства,что тормозит его дальнейшее развитие. тогда как общающийся с Истиной, всегда находится в процессе совершенствования, а значит и в процессе развития.Я думаю, что второй уйдёт в познаниях далее первого.

Марина Тигра   23.08.2010 20:22   Заявить о нарушении
(хм) Попробую сравнить:
- я считаю себя обладателем (владельцем) Истины.
- я вижу (считаю) себя в общении (общим) с Истиной.
Ну, считаю то или другое, и что? Всё равно не вижу особой разницы, Марина. Поэтому вопрос "кто куда быстрее уйдёт" тоже под сомнением.

Наверное, ключ в этой фразе Владимира несколько в ином: "..люди духовные сегодня делятся на тех, кто считает, что они обладают Истиной и тех, кто считает, что они могут общаться с Истиной".
Люди "духовные" сегодня делятся на тех, кто СЧИТАЕТ себя причастным к Истине и тех, кто НЕ СЧИТАЕТ, а непосредственно общается и обладает Истиной. (?)
Духовные ставлю в кавычках, потому видали вы кого из людей без духа? :)

Галия Байкан   24.08.2010 08:39   Заявить о нарушении
Я как раз и хотела сказать, что люди именно СЧИТАЮТ себя, одни - обладателями Истины и строят свою философию, отталкиваясь от данной концепции, как бы спуская её окружающим. Другие -- так же СЧИТАЮТ себя общающимися с Истиной, не претендуя на обладание ей. В этом случае они у неё учатся. И я не вижу здесь соревнования, кто пойдёт дальше. Однако обладатель , похоже уже никуда не идёт. Он СЧИТАЕТ, что уже пришёл.

Марина Тигра   24.08.2010 10:56   Заявить о нарушении
а чт? - разве это не так?

Галия Байкан   24.08.2010 10:59   Заявить о нарушении
можно даже сказать острее - "приехал!"

Галия Байкан   24.08.2010 11:00   Заявить о нарушении
Похоже, к столь блестящим замечаниям с обеих сторон мне нечего добавить.
Разве что важная диагностическая черта:
человек, считающий, что он (или она) обладает Истиной, не сумел ещё переработать и осмыслить в терминах обыденного мышления свой мистический опыт. Таким образом, он (она) как бы оказывается ЗАЛОЖНИКОМ СОБСТВЕННОГО ЭКСТАТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ. Блаженство, не узнанное в единстве с Пустотой остаётся открытой дверью в сансару.

Владимир Пяцкий   24.08.2010 12:25   Заявить о нарушении
Владимир, у Вас, как всегда, такие филигранные формулировки! А человеку, считающему, что кто-то другой НЕ обладает Истиной, что ещё нужно переработать?

Галия Байкан   24.08.2010 13:35   Заявить о нарушении
Добрый день, Галия.
Человеку, считающему, что кто-то другой не обладает Истиной, нужно терпеливо учиться играть в шахматы или Го, чтобы доказывать свою правоту бескровным способом.

Владимир Пяцкий   24.08.2010 18:40   Заявить о нарушении
Наверное, ещё полезнее поиграть в шахматы в одиночку.

Галия Байкан   24.08.2010 20:43   Заявить о нарушении
Заглянула в веб по поводу правил игры Го. Так интересно о ней пишут, оказывается! Владимир, а Вы умеете играть в Го?
"Для меня Мастера и чемпионы — это разные люди. Меня меньше всего волнует тема чемпионства, тема "кто у кого выиграл", "кто кого победил", "кто кому проиграл". Меня интересуют Мастера, то есть люди, стоящие выше слоя побед и поражений, выше переживаний по поводу побед и поражений, выше слоя суеты, связанной с победами и поражениями. Это люди, которые пережили этот этап в себе, пережили либо духовно, либо физически, либо и духовно, и физически, либо изначально не ощущали его, поскольку были не совсем от этого мира, от другой материи, другого вещества".

Галия Байкан   24.08.2010 20:55   Заявить о нарушении
Галия, я скажу Вам по секрету. Он умеет учить играть в Го. И в шахматы.

Марина Тигра   24.08.2010 21:09   Заявить о нарушении
Шахматы - очень красивая и нравственно требовательная игра. В её истории накоплен удивительный опыт познания поведения человека.
Го - необыкновенно возвышенная и благородная игра. Она уводит ум прочь от мелочности, по мере развития стиля обучающегося.
Это - потенциал игр. Но в игры играют люди.
И в мире практической игры эти ценности всегда проходят нелёгкую проверку в борьбе между талантом больших мастеров и их же человеческими слабостями.
Впрочем, та же борьба происходит и в сознании духовных мастеров.

Владимир Пяцкий   25.08.2010 08:23   Заявить о нарушении
Благодарю Вас! Владимира за ответ, Марину за секрет.

Галия Байкан   25.08.2010 21:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.