Что искали американцы у берегов Крыма?

«Нашу военную тайну!» — так, наверняка. ответит на этот вопрос каждый антинатовски настроенный крымчанин. и скорее всего, окажется прав. но лишь отчасти… сегодня не найдется жи­теля полуострова, который бы не слышал о недавнем пребывании в Черном море океанографического судна ВМС США Pathfinder («Следопыт»).

Официальной причиной, по которой «следопыт» забрел в наши воды, было проведе­ние совместной американо-украинской экспедиции по поиску потопленного во время Великой Отечественной войны санитарного судна «Армения».

 Департамент морского на­следия института археологии НАН Украины обратился за помощью, так как своего глу­боководного оборудования для подобного поиска на Украине нет. Однако официальная версия не устраивает нашего все­знающего обывателя. вот и одна из известных крымских газет напрочь отвергла научную причину визита. По данным издания, «Армению» с «при­менением дистанционной гео-голографической технологией поиска объектов под водой и под землей» нашли еще… три года назад! и якобы установили не только точные координаты, н ои точную глубину, на которой покоится судно!

 Уж не фирма ли, выполнив­шая «точный поиск» (и, видимо, получившая за старательную работу вознаграждение), рас­пространила слух о том, что экспедиция на «следопыте» ищет не то, что заявляет? Мол, чего искать, если все найдено, — не зря же мы тратили свое время и ваши деньги! Однако если и найдено, то не то… Дан­ные спутниковой навигационной системы не подтвердились: «Армении» по указанным коор­динатам нет. во всяком случае, так утверждают некоторые члены американо-украинской экспедиции, с которыми я встретился на берегу севасто­польской бухты.

 — Экспедиция действительно надеялась найти обломки «Ар­мении» и установить точное место ее гибели, для того чтобы увековечить память погиб­ших, — рассказал специально приехавший из Одессы глав­ный специалист Украинского научно-исследовательского ин­ститута морского флота Игорь Алексеев. — затем искомую точку намеревались нанести на карту, чтобы на этом месте проходящие корабли отдавали воинские почести погибшим.

По словам Игоря Викторо­вича, «Армения» на этот раз, несмотря на то, что членам экспедиции было известно пять предполагаемых точек гибели судна, в территориальных водах Украины найдена не была. скорее всего, госпитальное судно погибло за их пределами.

Тем не менее за две недели поисков было найдено 37 (!) затонувших объектов. среди них — трехмачтовый британ­ский барк «Агнес Блейке», за­тонувший в 1855 году во время крымской войны; немецкая под­водная лодка U18; три катера, в том числе сторожевой «СК-0112», который эвакуировал в июле 1942 года командование севастопольского оборони­тельного района; быстроходная десантная баржа; российский минный заградитель «Прут».

По телефону я связался с руководителем департамента подводного наследия Украины института археологии НАНУ, начальником экспедиции на «Следопыте» Сергеем Воро­новым.

— За последние пять лет мы осуществили четыре экспеди­ции на место предполагаемого крушения «Армении». в про­шлом году прочесали квадрат вдоль и поперек, исследовав дно на 700-метровой глубине, но безрезультатно… — признался Сергей Александрович. — Одна­ко я доволен результатами ны­нешней экспедиции. Мы иссле­довали один из перспективных квадратов достаточно большой площади, а поиск «Армении» будем продолжать в январе, уже с российским оборудованием, на российском корабле. Что же касается шпионских историй, связанных с нашей экспедицией… Я их столько наслушался за это время — просто смешно… Я занимаюсь наукой, а не по­литикой, и все сплетни мне по барабану!

 …Мы ничуть не сомневаем­ся, что воронов занимается только наукой. к слову, то, что «следопыт» оказался в Черном море вскоре после событий на Кавказе, Сергей Александрович называет совпадением: ведь экспедиция была запланирована осенью прошлого года, а вопрос использования судна Pathfinder начал рассматриваться еще ранее - три года назад. Однако один из членов экс­педиции воронова, пожелавший сохранить анонимность, не исключает того, что «следопыт» вполне мог параллельно выпол­нять особую, далекую от науки, миссию. А наличие на корабле гидроакустических станций, в том числе буксируемой антенной системы, позволяло ему вести гидроакустическую разведку кораблей флота на значительном удалении.

По этому поводу севастопольцы иронизируют, предпо­лагая, что вышедшие на днях к Венесуэле корабли российского военного флота прежде всего займутся у берегов Америки «поиском затонувшего во время Куликовской битвы советского прогулочного катера «Хочу все знать».


 Опубликовано в газете "Крымское время" 2008.09.26


Рецензии