Интеграционный процесс в среднеазиатских республик

(Данная статья была написана в 1996 году и не завершена. Может заинтересовать тех эспертов, которые занимаются вопросами истории интеграции региона и хотят знать позицию узбекского МИДа на середину 1990-х).
.......................................

Региональная интеграция государств Центральной Азии определяется схожестью экономических, социальных и экологических проблем, необходимостью более тесного сотрудничества для их решения. Толчком к поиску новой интеграционной модели стало ухудшающееся экономическое положение республик, вызванное распадом экономических связей и технологических цепочек.

Геополитическое положение региона предполагает тесное сотрудничество, которое несет в себе огромный экономический и политический потенциал в раскладе сил на мировой арене. В стратегическом плане большой потенциал имеет сотрудничество не только на субрегиональном, но и на макрорегиональном уровне. Это особенно ярко отражалось на процессах постсоветского пространства на фоне разрушающихся старых связей и формирования новых.
С начала 1990-х годов лидеры четырех центральноазиатских стран - Узбекистана, Казахстана, Туркменистана и Кыргызстана стали искать пути и механизмы региональной интеграции. Для этого необходима была личная встреча и выяснение позиций каждого.
Первая встреча лидеров центральноазиатских государств состоялась в январе 1993 года в Ташкенте. Они осознали необходимость опереться на собственные силы и искать пути выхода из экономического кризиса в рамках более тесного разностороннего содействия между странами региона. Тем не менее президенты, исключая С.Ниязова, по-прежнему активно поддерживали идею интеграции в рамках СНГ, подчеркивая, что новое центральноазиатское объединение не является альтернативой Содружества. Уже в середине января 1993 года в Алматы была организована встреча экспертов правительств, в задачу которых входило изучение экономических возможностей, поиск путей устранения взаимных претензий, выделение первоочередных задач и создание механизма, регулирующего отношения внутри нового блока.
Работа эта продолжалась в течение всего этого периода, а 29 июля 1993 года в Алматы было подписано Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Узбекистан о мерах по углублению экономической интеграции на 1994-2000 годы. 10 ноября 1993 года президенты Казахстана и Узбекистана в Алматы провели переговоры по комплексу вопросов, связанных с дальнейшим развитием интеграционных связей и согласованной экономической политики двух стран. По итогам переговоров был подписан Протокол по реализации соглашения о мерах по углублению экономической интеграции на 1994-2000 гг.
9 января 1994 года в Нукусе состоялась рабочая встреча премьер-министров Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана и Таджикистана. Встреча проводилась в рамках работы, начатой 26 марта 1993 г. в Кызыл-Орде, когда руководители пяти государств заключили соглашение о совместных действиях по решению проблемы Аральского моря и Приаралья. На совещании премьер-министров были также обсуждены вопросы связанные с переходом на национальные валюты. Во второй части Нукусского совещания приняли участие главы государств. Однако на этом уровне выявились разногласия. Так, Казахстан и Узбекистан решили повысить цены на транзит туркменского природного газа. Туркменистан же выдвинул требование немедленного погашения задолженности (1 млрд. рублей). Таким образом, подтвердилось возникшее дистанцирование между Туркменистаном и остальными государствами региона.

Узбекистан - Казахстан – Кыргызстан

Политические и экономические реалии показали, что наиболее закономерен процесс сближения между Узбекистаном и Казахстаном. Свидетельством этого стало то, что 10 января 1994 года в Ташкенте президенты двух республик заключили Договор о создании единого экономического пространства между Республикой Узбекистан и Республикой Казахстан, в соответствии с которым была создана Межправительственная комиссия по углублению экономической интеграции. В Алматы 8-9 февраля 1994 г. состоялось ее первое заседание, на котором был утвержден  план-график подготовки документов, необходимых для реализации подписанного Договора. Для этих целей были сформированы двусторонние смешанные экспертные группы по важнейшим направлениям народного хозяйства.
В апреле 1994 г. к указанному Договору присоединилась Кыргызская Республика. Главы государств Казахстана, Кыргызской Республики и Республики Узбекистан 30 апреля 1994 г. в Чолпон-Ате подписали тройственный договор о создании Единого экономического пространства. Далее, 24 мая 1994 г. в г.Ташкенте был заключен Протокол об ускорении экономической интеграции отраслей промышленности Узбекистана и Казахстана. На основании этого документа был принят график, где предложены перспективные направления кооперации и интеграции в сфере машиностроения, металлургии, химической и легкой промышленности. 25 мая 1994 г. в Ташкенте состоялось второе заседание Межправительственной комиссии, где среди прочих вопросов утверждена Процедура присоединения государств-членов СНГ к Договору о создании единого экономического пространства (ЕЭП) между Республикой Узбекистан и Республикой Казахстан от 10 января 1994 г.
8 июля 1994 г. в Алматы состоялась встреча Глав государств-участников Договора, на которой был приняты Меморандум о сотрудничестве в области миграции, Соглашения о военно-техническом сотрудничестве, об информационном  обеспечении межгосударственных договоров и соглашений, об учреждении Центральноазиатского банка сотрудничества и  развития и другие документы. На этой же встрече был создан Межгосударственный Совет Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Узбекистан и его рабочий орган - Исполнительный комитет, учреждены Советы премьер-министров государств-участников, министров иностранных дел и обороны.
10 февраля 1995 г. в Алматы состоялась встреча глав государств Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Узбекистан. На данном форуме было принято Соглашение о Межгосударственном совете трех республик и его институтах. 10 апреля 1995 года в Ташкенте был подписан Протокол о ходе выполнения Соглашения между Казахстаном и Узбекистаном о взаиморасчетах за поставляемый газ в 1994 г. и межправительственное соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве на 1995 г.
14 апреля 1995 г. в Шымкенте состоялась встреча глав государств трех центральноазиатских республик, где  была одобрена  Программа экономической интеграции между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан.
24 апреля 1995 г. в Бишкеке состоялось заседание Совета Премьер-министров трех республик, на котором приняты: Решение о принятии Программы экономической интеграции государств-участников и первоочередных инвестиционных проектов; Решение о создании ЕЭП (Единого Экономического пространства).
12 июля 1995 г. в Ташкенте прошли переговоры между делегациями Казахстана и Узбекистана по проблемам взаиморасчетов за поставляемые в 1994 г. газ, электроэнергию, продовольственное и фуражное зерно.
19 июля 1995 г. в Алматы подписан Протокол между правительствами Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана по рассмотрению вопросов участия Республики Казахстан в Таможенном союзе Беларуси, Казахстана и России.
19 сентября 1995 г. В Ташкенте с рабочим визитом побывал Президент Казахстана Н.Назарбаев. В ходе беседы между президентами состоялся обмен мнениями об усилении экономической интеграции между двумя республиками. 1 ноября 1995 г. в Ташкенте состоялось первое заседание Совета министров иностранных дел Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Узбекистан, где были рассмотрены вопросы о формировании центральноазиатского миротворческого батальона, ситуации в Таджикистане и Афганистане, сотрудничестве в рамках ЭКО, создании комиссии ООН по Центральной Азии, участии  в Таможенном союзе, о представителе в Исполнительном Секретариате.
4 декабря 1995 г. в Андижане состоялась  встреча  президентов Узбекистана и Кыргызстана. Вопросы укрепления экономической интеграции между двумя соседними государствами были одной из главных тем встречи. В ходе беседы была обсуждена проблема поставки газа в Ошскую и Джалалабадскую области Кыргызстана. Отмечалось большое значение экономического взаимодействия сопредельных областей наших стран. В частности, несомненно, будет взаимовыгодным участие кыргызской стороны в производстве необходимых запасных частей для продукции созданного в Асаке автомобильного завода "УзДЭУавто".
15 декабря 1995 г. в Джамбуле состоялось очередное заседание Межгосударственного совета республик Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан. На заседании Президенты трех республик обсудили вопросы, связанные с программой экономической интеграции до 2000 г., и первоочередные инвестиционные проекты. На встрече состоялся обмен мнениями по вопросам, связанным с ускорением процесса интеграции, в целях которого предстоит создать необходимые структуры, в частности, Совет премьер-министров, а в дальнейшем - центральноазиатский парламент. Отмечалась необходимость координации финансового и таможенного законодательства государств-участников единого экономического пространства. По итогам встречи состоялось подписание документов об экономической интеграции до 2000 г. и первоочередных инвестиционных проектах, а также об утверждении Устава Совета министров обороны  трех республик.
5 апреля 1996 г. состоялось заседание Совета премьер-министров стран ЕЭП. На заседании были подписаны документы о проведении согласованной политики в области транспорта и коммуникаций, направленных на осуществление эффективных перевозок грузов и пассажиров, об использовании топливно-энергетических и водных ресурсов, а также газопроводов центральноазиатского региона, о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, о создании транснациональной финансово-промышленной группы "Центразэлектрон", о межгосударственной аренде земель на 1996-2000 гг. и др. Была достигнута договоренность о проведении очередного заседания Совета в августе 1996 г. в Алматы.
Тогда же отмечалось, что экономический союз образован в целях усиления позиций стран региона в решении насущных проблем. Союз имеет и политическое значение, направленное на достижение и сохранение стратегического баланса сил в Центральной Азии. В этот период стремление к интеграции трех республик усилилось. Из 53 проектов, предусмотренных программой, в работе находился 51.
В Программу экономической интеграции было заложено строительство важнейших объектов, подлежащих первоочередному завершению. В связи с большим сроком эксплуатации 1-ой нитки газопровода" Бухарский газоносный район - Бишкек - Алматы " и вероятностью аварийных ситуаций особо актуальной для государств-участников ЕЭП является строительство 2-ой нитки газопровода, общая протяженность которой составляет 1302 км. По территории Кыргызстана в 1995 г. работы  по строительству газопровода из-за отсутствия  средств  не велись. Стабильное обеспечение природным газом южных областей Казахстана и северных районов Кыргызстана невозможно без ввода в эксплуатацию магистрального газопровода. Для завершения работ по строительству газопровода на территории Казахстана и Киргизстана нужно 15 млн. долл. США.
В 1995-96 годах развивалось сотрудничество между Казахстаном и Узбекистаном в области машиностроения и металлургической промышленности. Узбекский комбинат тугоплавких и жаропрочных материалов заключил  Договор с национальным Центром металлургии и обогащения Республики Казахстан на опытную  переработку 10 тонн концентрата Акчатауского горнообогатительного комбината для изготовления твердосплавного инструмента из вольфрама.
Госконцерн "Узстройматериалы" и Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат определили между собой потребности в циркониевом концентрате и условия их поставки. Велись переговоры с Кокшетауским ТОО "Севказруда" о долевом участии узбекского госконцерна в завершении строительства завода по производству циркониевого концентрата.
Исполком Межгосударственного Совета совместно с Министерством строительства Республики Казахстан наметили провести встречу руководителей и специалистов по обсуждению и решению вопросов, связанных с производством и  переработкой целинным горно-химическим комбинатом циркониевого концентрата и алмазных штрипсов для камнеобрабатывающих предприятий.
Совместно с казахскими предприятиями запланирован выпуск электродвигателей для бытовых и общепромышленных механизмов на кыргызском предприятии АО "КЭМЗ", для чего Центральноазиатским банком выделен кредит на сумму $300 тыс. Расширяется производство приборов измерения расхода воды, газа и электроэнергии.
Исполком оказывает содействие предприятиям Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана в расширении производства приборов измерения расхода газа. Активизировалась совместная работа министерств здравоохранения государств-участников в вопросах производства и обеспечения населения медикаментами и медпрепаратами. Узбекский концерн "Фармпром" подписал кредитный договор с Центральноазиатским банком на сумму $300 тыс. для организации производства препаратов-заменителей крови. Осуществляются взаимные поставки медикаментов. Так, Шымкентский Химфармзавод поставил концерну "Узфармпром" аллапенин в полном объеме, Кыргызский ПОО "Бишкекбиофарм" осуществил поставку 9 наименований лекарственных препаратов Казахстану и 5 наименований - Узбекистану, а Узбекистан поставил в Кыргызстан 9 наименований лекарственных препаратов.
Разработана программа увеличения производства на Павлодарском АО "Химпром" кабельного обувного  пластиката, что позволит увеличить поставки этой продукции АПО "Средазкабель", заводу Андижанкабель и заводу "Туркменкабель". Разработан проект совместного производства трикотажных изделий  на  предприятиях Казахстана и Кыргызстана.
Институтом Каздорпроект завершены проектные работы и техническое обоснование строительства автодороги "Учкудук - Кзыл-Орда". Кроме того, завершены проектные работы по строительству железной дороге "Балыкчи-Кара-Кече-Таш-Кумыр", которые выполнили Бишкекский проектный институт "Киргиздорпроект"  и Алматинский "Казгипрожелдортранс".
Для реализации проектов агропромышленного комплекса в Ташкенте в декабре 1995 г. состоялась встреча руководителей АО "Кендала", Акционерной корпорации "Кыргызаилкомек" и Госкомитета "Узсельхозснабремонт" по обсуждению вопросов организации совместных производств по выпуску запасных частей, оборудования к сельскохозяйственной технике и механизмам.
В целях реализации этих проектов необходимы более решительные меры по претворению в жизнь программы экономической интеграции. Для решения поставленных задач делаются определенные  попытки  привлечения иностранных инвесторов. Так, Европейская Экспертная Служба проводит работу по оказанию помощи Исполкому и Центральноазиатскому  банку сотрудничества и  развития по политике и методологии реализации программы экономической интеграции, а также по оценке и  обеспечению осуществимости отобранных проектов.
Эксперты ЕЭС считают, что рассчитывать только на внутренние ресурсы для осуществления  программы не реально. Большие ожидания связаны с тем, что банк привлечет зарубежные инвестиции от частных компаний и организаций. Центральноазиатский банк предпринял первые шаги, обратившись к Международным финансовым организациям с целью возможного открытия кредитных линий или совместного финансирования.
Исполком Межгосударственного Совета считает, что в реализации Программы экономической интеграции важную роль должны  играть министерства экономики государств-участников, являющихся координаторами этой программы. В ходе выполнения Программы экономической интеграции существуют определенные сложности, затрудняющие реализацию отдельных ее блоков: изменение ориентации структуры народного хозяйства государств-участников на обеспечение внутрирегиональных потребностей, что предполагает значительные капитальные вложения. К сожалению, из-за того, что Уставной фонд Центральноазиатского банка сотрудничества и развития несформирован, привлечение иностранного капитала замедляется; ряд министерств и ведомств государств-участников до настоящего времени не приступили к реализации намеченной Программы. Недостаточно ведутся работы в отраслях легкой промышленности. В то же время, прорабатываются новые интересные проекты. К примеру, финансирование производства и обеспечения нефтеперерабатывающей промышленности региона.

Узбекистан - Туркменистан

Туркменистан дистанцируется от процессов интеграции, осуществляемых в центральноазиатском регионе. Однако развиваются отношения на двусторонней основе между Узбекистаном и Туркменистаном, которые в правовом отношении нашли свое отражение  в Договоре о дружбе и сотрудничестве, подписанном в 1991 г. в Ашгабаде, а также в Соглашении об экономическом и культурном сотрудничестве 1992-1995 гг. Кроме того, за пять лет был подписан целый ряд документов об основных принципах торгово-экономических отношений, сотрудничестве в таможенной и банковской сферах, а также в области транспорта, электрической и почтовой связи, туризма и культуры. Объем товарооборота между нашими странами за 1995 г. составил более $250 млн., в том числе более $140 млн. приходится на экспорт, и более $110 млн. - на импорт продукции. Из Узбекистана в Туркменистан было экспортировано 30 видов продукции и столько же наименований товаров поставляется  из Туркменистана в Узбекистан.
В январе 1996 г. в Чарджоу состоялась встреча Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова и Президента Туркменистана С.Ниязова. В ходе визита был подписан 21 документ, охватывающий такие сферы, как транспортные коммуникации и связь, совместное использование природных ресурсов, энергетика, межбанковские расчеты, таможенный режим, образование, наука, культура. Основополагающим документом стал межгосударственный Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между Республикой Узбекистан и Туркменистаном. В декабре 1996г. состоялся официальный визит Президента Туркменистана Ниязова  в ходе которого обеими сторонами было высказано понимание важности углубления интеграционных процессов в области экономики и  подписан  ряд соглашений между двумя государствами.

Узбекистан - Таджикистан

Больше других в экономической  поддержке нуждается Таджикистан, однако внутриполитическая ситуация в стране мало приспособлена к осуществению интеграционных программ. Кроме того, она усугубляется непрекращающимися конфликтами на таджикско-афганской границе.
Двусторонние отношения между нашими странами в 1995 г. развивались на основе соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве, подписанном 26 декабря 1994 г. За 1995 г. товарооборот Узбекистана с Таджикистаном составил более $200 млн., в том числе экспорт - более $140 млн., а импорт - более $70 млн. Сальдо в пользу Узбекистана составило почти $80 млн.. По межправительственным  соглашениям  товарооборот равнялся $169 млн., в том числе экспорт - $112,1 млн., импорт - $56,9 млн. Сальдо в пользу Узбекистана достигло $55,2 млн. Основу экспорта Узбекистана в Таджикистан по межправительственному соглашению составляли топливно - энергетические  продукты, удобрения, кабельная продукция и продукция машиностроения.
Из-за нестабильной ситуации в республике Таджикистан не может выполнять все обязательства по договорам. Из 21 видов продукции, вошедших в номенклатуру поставок в 1995 году, таджикская сторона поставила только 15 видов.  10-11 октября 1995 года и 10 января 1996 года в Ташкенте находилась правительственная делегация Таджикистана. В ходе состоявшихся переговоров были обсуждены следующие проблемы: об оплате амортизации железной дороги Таджикистана; о предоставлении Душанбе отсрочки по выплатам государственного долга Узбекистану в $140 млн.; о поставках узбекского газа в Таджикистан.


Рецензии