Трое на корабле, не считая собаки

Капитан третьего ранга Андрей Ужаков, когда уточняет, как пишется его фамилия, грустно улыбается: мол, одной буквой не совпал с фамилией известного флотоводца. Впрочем, был бы жив великий почти однофамилец Андрея Михайловича, наверняка бы нашел теплые слова для отважного пограничника и моряка.

 Андрей Ужаков — командир не обычного пограничного судна, а корабля морской охраны специального обеспечения! Таких в системе госпогранслужбы Украины всего два. Один из них «президентский»  — корабль морской охраны Ялтинского дивизиона. А второй — «Аметист» — корабль Ужакова, посетить который в составе небольшой группы журналистов был приглашен и корреспондент «КВ». 


 После срочной службы Андрей Ужаков решил остаться на флоте, стал мичманом. Позже появилась перспектива пару лет провести в загранкомандировке. Однако за рубежом, несмотря на посулы начальства, Андрей Михайлович так и не побывал. Ужаков долго не мог понять, в чем дело: не раз его служба был отмечена руководством, да и сослуживцы уважали Андрея… И уже позже кто-то из вышестоящих офицеров признался, что такие образцовые служаки, как Ужаков, нужны здесь, в «тылу»… Нашему герою выпала другая карта — служить на «Аметисте». Как у многих кораблей, у «Аметиста» — своя необычная история.


Началась она с  перестроечного развала страны, когда, получив незалежность, Украина лишилась много больше, чем приобрела. Это были годы острейшего дефицита, когда из-за нехватки топлива пограничные корабли практически не выходили в море, и граница держалась едва ли не на честном слове. Разузнав об этом, ушлые турки, как говорят моряки, расслабились и внаглую, небольшими флотилиями по десять-пятнадцать шхун, стали вылавливать рыбу в нашей экономзоне (морской район, прилегающий к  «территориальному морю» Украины). Видимо, им плавающая в чужих водах камбала казалась жирнее — вот и зачастили, насмехаясь над нерадивыми стражами границы. Однако в конце девяностых ситуация с топливом  изменилась к лучшему. Да только турки об этом не знали. И как всегда, уверенные в своей безнаказанности, продолжили дежурный промысел в наших водах. Какая же, очевидно, паника охватила наглых рыболовов, когда суда крымских пограничников во главе с кораблями морской охраны «Григорий Куропятников» и «Григорий Гнатенко» устремились за нарушителями границы. Обалдевшие браконьеры «погребли» домой. На приказ остановиться не реагировали. Тогда началось то, что можно увидеть разве что в кино: наши пограничники, действуя строго по уставу, после словесных предупреждений и автоматных очередей в воздух, вынуждены были расчехлить пушки. Зарядили, правда, не разрывными снарядами, а болванками: людей такой не убьешь, а борт проломишь запросто! Удачными выстрелами повредили ходовые части двух кораблей-нарушителей...


Подбитые суденышки ушли на дно, браконьеров подобрали пограничники. А тихоходная шхуна «Зефир» была вынуждена сдаться. Трофей отконвоировали в Севастополь. Пока шли судебные разбирательства, судно дожидалось решения своей участи в порту, а, когда суд обязал владельца шхуны выплатить весьма круглую сумму штрафа и порт в свою очередь  потребовал за стоянку тоже хороших денег, судовладелец  решил, что лучше с «Зефиром» распрос-титься:


 — Забирайте ее себе, — скалился он золотозубым ртом, — я себе другую куплю, получше! Трофейную шхуну отбуксировали в Балаклаву, передали пограничникам, нарекли «Аметистом», разбили о борт бутылку и подняли украинский военно-морской флаг… Однако применение экс-«Зефиру»-пограничнику нашли не сразу. Поразмыслив, решили поначалу совместить охрану границы и… промысел рыбы: беспрецедентный случай в погранвойсках!


 — Мы заключили с рыбколхозом договор о совместной деятельности, — вспоминает Андрей Ужаков. — Рыбаки заправляли наш корабль топливом, ловили рыбу. А мы, экипаж корабля, на обратном пути охраняли границу. Этим мы занимались полтора года… Cегодня «Аметист» соответствует всем морским нормам, перевозит грузы, топливо. Но есть у корабля и узкая специализация — подъем браконьерских сетей: обычным военным кораблям это сделать трудно, а на «Аметисте» есть специальное оборудование — донный трал.


 — Один из излюбленных маршрутов камбалы на нерестилище — в Каркинитский залив, — рассказывает капитан. — Турки-браконьеры об этом знают отлично и норовят заранее установить на рыбьем пути сети. Мы их и разыскиваем. В прошлом году подняли более двадцати пяти километров сетей. А если подсчитать, сколько спасли рыбы… Команда «Аметиста» не комплексует по поводу того, что приходится служить не на эскадренном корабле, а на скромном суденышке:


 — Суда такого типа находятся во флотилиях многих стран мира: двигатель расходует минимум топлива, а хватает надолго, — уточняет помощник капитана. — В США также применяют для береговой охраны подобные суденышки-тихоходы. Разве что они немного лучше оснащены... Но наш механик Сергей Тимченко — мастер золотые руки — содержит ходовую «Аметиста» в идеальном состоянии! Капитан, помощник и механик — вот и вся команда славного корабля. Вахту несут по очереди. Сами убирают, красят, ремонтируют. Обед варят также по очередности. Свою порцию корабельного обеда получает еще один член команды, упомянутый в заголовке. Кавказская овчарка Умка числится на должности вахтенного у трапа. Со своими обязанностями собака справляется отлично. Когда корабль стоит в порту, для того чтобы любопытные не проникли на судно, выставляется четвероногий часовой. С такой охраной в порту в редкие свободные минуты можно спокойно отдохнуть, к примеру «замесить» домино:


 — Это «корпоративная» игра, она очень объединяет коллектив, — убежден капитан. Телевизор наши пограничники смотреть не любят. А уж если включат, а по телеку — что-либо из жизни зайцев или «Ну, погоди!» — тогда хоть свет гаси: плохая примета. Наверное, у рыбаков поднахватались погранцы презабавных морских суеверий. Слово «заяц» на корабле не произносить — подыскивайте синонимы («ушастый», «серый», «трусишка»). На корабле не говорят «поп» (нужно: «батюшка»), не произносят «черт» (лучше — «хвостатый», «рогатый»). И уж конечно надо следить, чтобы не дернул вдруг рогатый в море засвистеть или поцарапать мачту! Есть и еще одна примета: в понедельник в море не выходить! Но это суеверие команда корабля оставляет для гражданских моряков. В любой день недели «Аметист» прочесывает море, выискивая браконьерские сети. День за днем, неделя за неделей, год за годом…   Думаю, не зря корабль пограничников назвали «Аметистом».


Аметист — излюбленный камень магов, знающих, что он обладает особенной силой, являясь мощным оберегом от злой судьбы, а также делает человека бдительным, дает уверенность и храбрость. Все эти качества в полной мере присущи сплоченной команде кораблика. Но вот укреплению семейной жизни «Аметист»-корабль не способствует. Дома герои нашего рассказа — гости редкие, поэтому их родные тяжело переносят длительные разлуки.


 — Домашний уют, которого так не хватает на корабле, создает жена, — вздыхает Ужаков, — но при выборе картин для украшения квартиры я прошу супругу выбирать не марины, а лесные пейзажи.  Жена  уверяет, что вид моря успокаивает нервы, а для меня, наоборот, это знак: пора на работу! 


Опубликовано в газете "Крымское время" 2008.02.14


Рецензии