Правый марш

Одно из главных событий уходящей недели — празднование Дня народного единства 4 ноября. В прошлый вторник весь русский мир, как в России, так и за ее пределами, отмечал праздник, который призван сплотить нацию.

Историческая подоплека памятного дня такова. 4 ноября 1612 года народное ополчение Минина и Пожарского взяло приступом захваченную польско-литовскими оккупантами Москву. Так окончился страшный период разброда и шатания, который историки потом назвали Смутным временем. В наши дни о знаменательной дате вспомнили в 2005 году — с инициативой отмечать 4 ноября на государственном уровне день окончания Смутного времени выступил Межрелигиозный совет России. Позже эта инициатива получила законодательное оформление.

Три года назад тогдашний президент России Владимир Путин размышлял об извлеченном из забвения дне: «Тогда люди разных вер, разных национальностей, сословий объединились для того, чтобы спасти Родину, отстоять российскую государственность. Это было подлинное национальное единение во имя будущего нашей страны». В XXI веке из всех национальностей самой разобщенной в России оказалась титульная — русская. Поэтому новый праздник приобрел явный прорусский акцент. Традиционно День народного единства не остался без внимания первых лиц государства. Президент России Медведев вместе с руководителями общественных организаций, представляющих соотечественников за рубежом, возложил цветы к памятнику Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.


Поздравляя граждан России с праздником, Медведев отметил, что в нынешнем году, когда Россия столкнулась с испытаниями политического и экономического характера, День народного единства приобрел для страны особое значение. По мнению российского президента, «такое единство является целью развития страны, оно особенно необходимо в период, когда государство и общество проходят через горнила трудностей». Президент отметил, что День народного единства — «праздник молодой», и выразил надежду, что «он обретет и восстановит те духовные традиции, которые существовали и существуют в этот день». Свои акции по случаю Дня народного единства провели в Москве и Санкт-Петербурге различные политические партии.
 В Москве многотысячный митинг, приуроченный к празднованию Дня народного единства, провела партия «Единая Россия». А по набережной Тараса Шевченко прошло около полутора тысяч участников «Русского марша», в основном представители организаций «Русский образ» и «Народный союз». Однако, несмотря на кажущуюся идиллию и всеобщее единство, несанкционированные митинги на Арбате были, на всякий случай, разогнаны омоновцами. Не забыли отметить торжественную дату и в российских регионах. Правда, на окраинах в основном обошлось без вмешательства милиции.
 Центром праздника во Владивостоке стала Спортивная набережная, где собрались тысячи горожан. Шествием молодежи и ветеранов под сенью иконы Казанской Божией Матери отметили День народного единства и в Южно-Сахалинске. В Хабаровске в этот день более восьми тысяч человек промаршировали по главной улице города.
 В Якутске программу посвященных Дню народного единства торжеств открыли торжественный молебен в Преображенской церкви и церемония возложения венков к памятнику павшим воинам. Четыре тысячи православных Казани прошли по городу крестным ходом.

 Состоялись праздники и на других «украинах» бывшей единой и неделимой. Так, в Кишиневе Лига молодых русских Молдавии и представители общественно-политического движения «Равноправие» организовали марш в центре города. Молодые люди прошли колонной перед правительством к посольству России, где скандировали поздравительные лозунги в адрес российских властей и русского народа. На Украине, в Киеве, в этот день состоялся крестный ход — с иконами, хоругвями и имперскими знаменами. Как передает агентство «Новый регион», участники крестного хода жаловались, что милиция помешала провести марш по намеченному маршруту. «Власть в очередной раз пыталась запретить и сорвать наше шествие, на этот раз всевозможные ограничения в проведении марша объяснили… приездом ливийского главы Каддафи с его шатром».


 В Севастополе, в городе русской славы, подавляющее большинство населения которого — этнические русские, местные власти, призванные обеспечивать волеизъявление горожан, запретили Русский марш. Однако, вопреки этому запрету, Русский марш там все же состоялся. Правда, единством на этот раз севастопольцы все же похвастаться не смогли. В городе прошла не одна, а несколько акций, посвященных празднику. Причем организаторы каждой из них были убеждены, что именно они провели «самое правильное» мероприятие.


Автор этих слов присутствовал на Русском марше в столице Крыма. Новый праздник в Симферополе понемногу обретает новые традиции, освобождается (пока что очень неохотно) от излишнего бюрократизма, становится более сокровенным, более народным. Каким, собственно, и должен быть. Например, в этом году он начался не как в прошлом-позапрошлом у стен Верховного Совета, а с литургии в Петро-Павловском соборе. Хотя немалая часть участников марша в церковь не торопилась, предпочитая на площади перед храмом позировать перед фотожурналистами в уродливых масках с антифашистскими плакатами. Когда закончилась церковная служба, казаки с иконой Казанской Божьей Матери возглавили строй, который направился в городской сад к закладному камню будущего памятника Екатерине II, где и состоялся основной митинг. Но почему Русский марш прошел не по главному проспекту города — Кирова, а как бы задворками? Этот вопрос я задал одному из организаторов марша, члену президиума ВС Крыма Олегу Родивилову.


 — В этом нет какого-то злого умысла, нам, надо отдать должное городским властям, никто не запрещал провести марш там, где мы пожелаем. Но мы сами не захотели парализовать движение общественного транспорта по центральному проспекту в час пик, поэтому марш прошел по менее оживленной улице… Однако, когда в будущем этот день выпадет на субботу или воскресенье, марш, скорее всего, пройдет по главному проспекту. …Когда митинг, на котором призывали к объединению, обличали русофобов и клялись в любви и верности России, был завершен, часть его участников строем, с иконой и флагами отправилась к памятнику Суворову и Долгоруковскому шпилю, где возложили венки и цветы. В горсаду же после того, как смолкли речи и патриотические песни, для заскучавших от правильных, но несколько шаблонных речей зрителей и журналистов участники марша устроили небольшое шоу — сожгли чучело председателя Нацсовета по телевидению и радиовещанию Виталия Шевченко.
 Завершился праздник просмотром нового российского фильма «Адмиралъ». Примечательно, что, несмотря на предстоящие выборы, над собравшимися не реяли ни «региональные», ни витренковские флаги, хотя к колонне мог примкнуть каждый. И примыкали. Так появилось несколько русских национальных черно-желто-белых флагов, которые несли члены крымского отделения Союза русского народа. По иронии судьбы, рядом с этими стягами лениво развевалось на ветру кумачовое полотнище с силуэтами красных вождей и надписью: «Под знаменем марксизма-ленинизма вперед к победе коммунизма!» Видимо, носитель этого прапора поспешил и перепутал митинги: этот флаг следовало бы расчехлить только завтра — в годовщину Октябрьского переворота 1917 года. Наверное, каждый по-своему понимает народное единство — и верующие, и безбожники…
Кстати, коммунисты с большой ревностью относятся к дню 4 ноября — конкуренту своего «октябрьского праздника». Но на всякий случай, дабы не потерять электорат, стараются воздерживаться от публичной критики Дня народного единства. Впрочем, им пока опасаться нечего — большая часть электората, которая маршировала 4 ноября с русскими флагами, будет «держать строй» 7 ноября с красными знаменами. Под теми же лозунгами…
 Агентство «Русская линия» приводит слова известного петербургского социолога Валентина Семенова, убежденного в том, что власть еще не сумела донести до народа подлинную суть этого праздника. По мнению Семенова, чтобы донести до людей смысл Дня народного единства, чтобы он вошел в плоть и кровь, нужно это делать от души, искренне: «Здесь нужны не казенные, бюрократические мероприятия, а настоящий грандиозный праздник». Кроме того, заметил ученый, наблюдается парадокс: «Когда в советское время храмы были закрыты и православных людей было мало, людей, живших заботой друг о друге, почему-то было больше. У сегодняшнего же молодого поколения такого позитивного коллективизма стало гораздо меньше. Большинство людей сегодня подвластны индивидуализму — они не хотят помогать ближним, руководствуясь принципом «каждый сам за себя».


Нынешний день 4 ноября показал, что сплочение русского народа происходит тяжело, иногда сумбурно, но уже окончательно и бесповоротно. Перефразируя Чехова, можно сказать, что мы уже выдавили из себя «совкового» раба. Осталось впитать в себя героя, каким был и будет русский человек.


Опубликовано в газете "Крымское время"  2008.11.07


Рецензии