Очерки столичной разрухи

В зарубежных аэропортах паника. Туристы спешно меняют билеты в Грецию и Италию на Крым. И правильно. А что увидишь в этих странах из того, чего нет в Крыму? Прилетают в Симферополь — и сразу на улицу Карла Маркса, 25, к дому, который более десяти лет подряд успешно изображает из себя руины афинского акрополя. И даже греческий орнамент — меандр — сохранен на одной из его стен.


  Пять лет назад мы уже писали о нем. После того как в 1995 году расселили всех жителей дома «по причине непригодности его эксплуатации как жилого помещения», строение стало бесхозным, и все, что можно было в нем растащить, было растащено. С тех пор жители окрестных домов и случайные прохожие пребывают в постоянном страхе — ведь стена в любую минуту может рухнуть. Однако бесхозным здание не назовешь. У городских властей его приобрел Рескомнац, и постановлением Совета министров АРК № 463 от 14 декабря 1999 года по упомянутому выше адресу было решено создать крымскотатарский музей искусств. Причем дом этот выделялся не под снос, а именно под реконструкцию, то есть не в отстроенном с нуля, а именно в реконструированном здании должны были выставляться экспонаты. Но ни татарские музейщики, ни Министерство культуры (в его ведении сего-дня находится это здание) не торопят события. К тому же ситуация вошла в лабиринт позаковыристее знаменитого критского. Чтобы начать восстановительные работы, необходим проект. Для создания проекта нужно закрепить землеотвод. Для сотворения землеотвода требуется проведение проектно-изыскательских работ. Средств на это ни у музейщиков, ни у минкультовцев нет.
 А может, просто нет желания возиться с руинами? Ведь на этой же улице находится другой объект, история которого может стать дурным примером для подражания. Около века украшало центр города красивейшее здание в стиле модерн, на его первом этаже размещался ресторан «Астория». Здание пришло в негодность и было продано кому-то под реставрацию. Но реставрировать всегда дороже, чем строить с нуля. Дом довели до состояния нестояния. Мудрые власти не предложили прокуратуре возбудить уголовное дело против тех, кто этот дом ухайдокал, а милостиво благословили его снос. Что-то мне подсказывает, что и дом на Карла Маркса, 25, ждет та же участь. И неважно, что разместится в новострое — музей или казино, важно, что не будет одного из первых домов Симферополя. Но нынешним временщикам начхать на историю города, они мечтают пустить историю под нож, чтобы загрести бабло, а Симфи не сохранить как знаменитый город С., а превратить в нечто серое и стандартно-унылое. Возможно, на месте старых зданий и появятся более красивые сооружения, но первых домов уже не будет. К тому же простоят ли новые дома столько же, сколько их предшественники, — вот вопрос.


 С пизанской падающей башней давно конкурирует симферопольский дом на ул. Мате Залки, 1а. Туристы легко найдут его и без гида, ведь информацию о нем можно прочесть в любой крымской газете. Только мы писали про злополучную девятиэтажку раза четыре.  Несколько лет назад фасад дома треснул, да так основательно, что трещина разрослась, поднялась вверх до девятого этажа и превратилась в метровый разрыв — попросту говоря, часть дома отошла от проектной вертикальной оси. По словам жильцов, два года назад их посетила комиссия из горсовета, которая приняла решение о выселении «экстремалов». Однако решение осталось только на бумаге. Зато был предпринят другой серьезный шаг по выходу из сложившейся ситуации: год назад здесь провели ремонтные работы по укреплению фундамента. По периметру аварийного дома пробили шурфы, в них закачали жидкое стекло и цемент. Производители работ уверены, что на этих «жидких гвоздях» дом простоит еще лет сто. Дай-то Бог, как говорится. Однако вот незадача: проклятая трещина все продолжает расти!

На днях мы поговорили с одним из жильцов квартиры на восьмом этаже Владимиром Михайловым, и он подтвердил, что за год после укрепления фундамента трещина расширилась на пять сантиметров! По мнению Владимира Борисовича, жильцов все же надо выселять из аварийного дома — с предоставлением соответствующих квартир. А если это не будет сделано немедленно, жильцы намерены обратиться в прокуратуру. К слову, вместо того, чтобы заняться переселением, были выделены немалые деньги на… ремонт девятиэтажки. Но они куда-то канули. Посему предлагаю к традиционным двум бедам нашей отчизны прибавить третью — исчезающие деньги на ремонт жэковских домов. Об одном из примеров — далее. *** Этот дом стоит на воде. Но из его окон не видно ни Дворца дожей, ни собора Сан-Марко. Потому что 120-квартирная многоэтажка располагается не в Венеции, а на окраине все той же крымской столицы. Струи же хлещут из прогнившей трубы в подвале. Пока вы прочтете эту статью, в землю, под фундамент, выльется литров пятнадцать воды. Специалисты из ЖЭКа вырыли в подвале яму, и вода теперь стекает под основание дома. Скажете, трубу можно заварить?


 Эта непростая мысль также приходила и жэковцам. Но где в наше время найти хорошего сварщика? При царе были времена, когда для приведения смертного приговора в исполнение за палачом в Польшу приходилось ездить — в Великороссии своего не было. А вот теперь  сварщика поищи… Но не только сварщика. Чтобы по закону инь-ян жизнь в доме пребывала в гармонии, подтопление в подвале уравновешивается протеканием крыши. Как убогий на паперти показывает свои кровоточащие раны, чтобы вызвать жалость у сердобольных прохожих, так и жители верхних этажей демонстрируют жуткие коричневые разводы на потолке, отсыревшие и отставшие от стены обои. Так что хороший кровельщик тоже в розыске.  Когда жэковские гонцы оседлают резвых скакунов, чтобы отправиться за тридевять земель в поисках сварщика и кровельщика, третьего гонца стоит направить в края, где обитают специалисты по ремонту бойлеров. Ибо бойлер в этом доме уже года два как списан, и горячей воды в многостродальной многоэтажке, соответственно, тоже нет. Жэковцы уверяют, что «тепло находится в ведомстве «Теплокоммун-энерго», тепловики переводят стрелки на тружеников ЖЭКа.


 Пока идет бумажная перестрелка, жильцы спасаются как могут: устанавливают индивидуальные электробойлеры, а кое-кто даже соорудил полы с электроподогревом. Благие начинания можно было бы поприветствовать, если бы не одно «но»: проводка в доме прогнила и практически пришла в негодность. И, по трагическому стечению обстоятельств, щитовая в доме находится на самой влажной стене в подвале, за которой шурует вода из треснувшей трубы.  Нужно ли добавлять, что за тридцать лет существования дома капитальный ремонт не был произведен ни разу? Правда, три года назад был сделан косметический ремонт (деньги на который давали и жильцы), но следы его уже не видны. Говорят, кто-то наверху за этот ремонт получил премию. Почему бы и нет? За теми, кто умеет и любит получать премии, далеко ездить не надо! Возможно, многие читатели подумают, что речь идет именно об их жилище. Увы, эта разруха стала типичным явлением. А ведь какие дома, такая и страна. Тут, как говорится, всю систему менять надо… Тем не менее адрес третьего здания хорошо известен читателям «КВ»: улица Русская, 38а.


 Пользуясь случаем, просим представителей соответствущих служб и ведомств подсказать, как быть в ситуациях, когда:
 1. Старинное здание продано под реконструкцию, а его доводят до сноса (и конкретно по ситуации с домом на ул. Карла Маркса, 25).
 2. Эксплуатация дома невозможна,  пребывание в нем угрожает жизни (и конкретно по ситуации с домом на ул. Мате Залки, 1а).
 3. Дому нужен капитальный ремонт, а ЖЭК показывает свои дырявые карманы (и конкретно по ситуации с домом на ул. Русской, 38а).


     Пока верстался номер, мы получили первый ответ на один из наших вопросов. Приводим полностью письмо заместителя министра культуры и искусств Татьяны Гончаренко от 14 января с.г.: «Министерство культуры и искусств Автономной Республики Крым на ваш запрос сообщает. Здание в г. Симферополе по ул. К. Маркса, 25, находящееся на балансе Крымского республиканского учреждения «Крымскотатарский музей искусств» в сфере управления Министерства культуры и искусств Автономной Республики Крым, — в аварийном состоянии и подлежит сносу. Министерство культуры и искусств Автономной Республики Крым в соответствии с бюджетной классификацией не может выступать заказчиком на строительство, в т. ч. финансировать разборку здания под строительство. Республиканский комитет по делам национальностей и депортированных граждан Автономной Республики Крым в 2004—2005 гг. предлагал финансировать объект за счет средств бюджета АРК, в т. ч. выделить средства на выполнение первоочередных противоаварийных мероприятий.
 Средства на эти цели так и не были выделены. В 2006 году Председатель Совета представителей крымскотатарского народа при Президенте Украины, Народный депутат Украины Мустафа Джемилев обратился к Председателю Совета министров Автономной Республики Крым с просьбой оказать содействие по передаче в аренду вышеуказанного здания Благотворительной организации Фонд «Крым». Министерство культуры и искусств Автономной Республики Крым согласовало передачу в аренду здания сроком на 1 год с условием оформления правоустанавливающих документов и проектирования строительства нового здания с размещением в нем Крымского республиканского учреждения «Крымскотатарский музей искусств». 16 апреля 2007 г. Фонд имущества Автономной Республики Крым передал в аренду здание по ул. К. Маркса, 25, Благотворительной организации Фонд «Крым» сроком на 1 год. В настоящее время Фонд «Крым» занимается оформлением документов. Заместитель министра Т.Б. Гончаренко».


Опубликовано в газете "Крымское время"  2008.01.17


Рецензии