Ашот на пике счастья

Ашот Акопян, по прозвищу Горец, — на сегодняшний день единственный крымчанин (да и гражданин Украины), который решился на рисковый и авантюрный шаг — в одиночку на своей двухколесной Honda Africa Twin совершить поэтапное круглосветное путешествие.

Мы пристально следим за этапами этого большого пути. И уже сообщали читателям об итогах мототурне на западную точку Европы (Португалия, 2002), на восток Евразии (Камчатка, 2007), на север (Заполярье, 2008).

В начале этого месяца Горец вернулся из Монголии. Дорога проходила по знакомому с позапрошлого года маршруту по «брюху» России и бывшим среднеазиатским республикам, потом, после Улан-Удэ, байкер свернул на юг и через монгольскую столицу Улан-Батор пересек страну с севера на юг — через пустыню Гоби.

Горец смыл дорожную пыль, подстриг отросшую за время круиза басмаческую бороду и охотно делится впечатлениями.

— Девятнадцать тысяч километров позади, — улыбается Акопян, — вроде бы и немного, но половину из них прошлось проходить по бездорожью, а четыре тысячи километров — ну по очень сложному бездорожью!

От тряски и вибрации не выдерживала техника, и только мотоциклист был несгибаем.

— Правда, сейчас хожу к массажисту — вставлять на место разгулявшиеся позвонки. Зато похудел на четырнадцать килограммов! Рекомендую мой метод всем, у кого проблемы с весом! — делится советом Акопян.

Недавнее путешествие Горец считает самым сложным. Сюрпризы (иногда и неприятные) ожидали его повсюду. Только миновал Ростов-на-Дону — вышел из строя аккумулятор. Проезжавший мимо байкер вызвался помочь. Крымчанин дал незнакомцу деньги (немалую сумму), и через час ростовчанин вернулся с покупкой.

— Но ведь мог бы и обмануть? — перебиваю рассказчика.

— Нет, не мог. Он же байкер!
 

Но самое страшное испытание ждало Ашота в Монголии. В ста десяти километрах от Улан-Батора, в обычно сухой долине, путешественник попал под сильнейший ливень. Желто-оранжевые потоки заливали мотоцикл, а в одной из промоин машина полностью «нырнула» под воду.

— Хорошо, что я успел заглушить двигатель, — вспоминает Ашот. — На попутной машине вернулся в столицу, где промыл «Хонду», продул компрессор, поменял масло. И снова в дорогу!

Монгольские друзья (большинство из них великолепно говорили по-русски: великий и могучий изучается в монгольских школах) шутили: мол, если бы спасти мотоцикл не удалось, как бы поступил крымский гость?

— Купил бы у вас лошадь Пржевальского и на ней вернулся домой, — без тени иронии ответил мотоциклист.

— В Монголии, наверное, нет и десятка городов, — вспоминает Ашот. — Основное население живет в степи, в юртах. На один квадратный километр приходится 1,8 человека. Живут просто, если не сказать бедно. Но не все. Впрочем, у них свои понятия о богатстве. Однажды я общался с богатым скотоводом — у него тоже в степи юрта. На ней солнечные батареи и спутниковые антенны, а рядом с юртой — собственный… «Хаммер»! У этого богатея пять тысяч лошадей, шесть тысяч баранов, верблюды, коровы… Я прикинул сумму — это около полутора миллионов долларов даже по тамошним невысоким расценкам. Почему миллионер живет в юрте, а не купит дорогой дом, как Абрамович? Потому что степи и пустыни — это родина монгольского миллионера. Он очень этим гордится, он счастлив и никуда оттуда не уедет. Так и будет жить в юрте. Как поется в мультяшной песне: «Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы!»

В пустыне рассказчик обычно ночевал в собственной «юрте» — палатке. Но в местах, где было холодно (поутру выпадал снег), за пару долларов останавливался у пастухов, ночуя под одной «крышей» со всем семейством хозяина.

— Самое дорогое у монголов — вода, — продолжает путешественник. — Ни капли привозной жидкости просто так в песок не просочится. В одной и той же воде стирают, готовят пищу, моют посуду, а что остается… кипятят, добавляют заварку, молоко… Меня угощали таким специфическим чаем. Я вежливо отказался.

На обратном пути Горец (прозвище обязывает) покорил Памир — одну из высочайших точек бывшего Союза — пик Ленина. Выше Горца никто на мотоцикле на этот пик не поднимался. Впрочем, это был не единственный рекорд, совершенный в сложнейшем пути.

— При мне альпинистов привозили на пик на вертолете, я же миновал два лагеря покорителей вершин и остановился только у ледника, — продолжает Ашот. — По дороге сигналил: уступите, мол, тропу! Туристы, увидев байкера в таком месте, застывали с открытыми ртами… На пике Ленина я поднял крымский флаг и мысленно пожелал всем добра и мира и чтобы каждый достиг своего пика счастья...

Но закончу я не на лирической ноте. Добавлю пару строк от себя. Ашот Акопян по своей инициативе, за свои деньги и практически без поддержки властей уже семь лет совершает подвиги, отправляясь в небезопасное кругосветное путешествие в одиночку. Он — первый крымчанин, который не только устанавливает крымские флаги по всему миру, но и несет весть о Крыме, его красотах, его людях, приглашает в гости. Раньше бы про таких, как Акопян, сказали: «посол мира», «посол доброй воли». Ну а сейчас нашего «посла» шмонают на границах, как бродягу. А поддерживают его в пути только Всевышний и встречные байкеры.

У Ашота нет ни званий, ни регалий. Его имя не занесено в список почетных симферопольцев и крымчан. Не заслужил? А ведь пригодились бы ему, наверное, всевозможные «корочки», «охранные грамоты» с круглыми печатями. Ведь подобные документы — своего рода беспрепятственный «пропуск» на таможнях, дорогах и постах. К примеру, избалованный спонсорами казахский байкер Дмитрий Петрухин (в отличие от нашего он колесит только по асфальтированным дорогам) за свои скромные поездки имеет звание Героя Казахстана. Петрухин отмечен в бывшей советской республике как Человек года, его избрали в парламент Казахстана, выдали дипломатический паспорт.

Быть может, Ашоту — крымчанину по духу, но армянину по крови — продолжить путешествие с армянским флагом или флагом своего мотоклуба «Островитяне»? А то ведь, похоже, крымским и симферопольским властям все по фигу…

P.S. В ближайших планах Горца — покорение Северной и Южной Америки, а затем и Африки.



Опубликовано в газете "Крымское время"  2009.09.24


Рецензии